Татарова Нина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РХ «Черногорская школа-интернат»
Игра-эстафета по сказкам А.С. Пушкина «За здоровьем с Пушкиным»
для учащихся 7-9 классов коррекционной школы VIII вида.
Описание мероприятия: Внеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов коррекционной школы VIII вида можно использовать в рамках предметных недель. Полезно учителям чтения и развития речи коррекционных школ VIII вида и учителям литературы общеобразовательных школ. В нашем случае мероприятие проводилось как заключительное занятие предметной недели чтения, посвящённой творчеству А. С. Пушкина. Дети готовили стихи наизусть, участвовали в создании костюмов, в викторинах, конкурсах рисунков по творчеству А. С. Пушкина.
В эстафете участвуют 2 команды по 5 человек в каждой (по желанию можно увеличить количество игроков). Она предусматривает 9 этапов. После подведения итогов победившая команда награждается медальками «За победу», все участники игры поощряются призами. Примерное время, необходимое для проведения мероприятия, составляет 45-60 минут.
Мероприятие проводится в спортивном зале. Создана атмосфера старины: стоят свечи в подсвечниках, висят костюмы той эпохи, цилиндры, веера на столах, веретено, горящий камин. Ведущие одеты в бальные платья. Дети, читающие стихи А. С. Пушкина, имеют старинные элементы в одежде. По ходу мероприятия гаснет свет, зажигаются свечи, звучит музыка, появляется соответствующее изображение на экране.
Начало мероприятия напоминает литературную гостиную. Ведущие и дети создают атмосферу загадочности чтением стихов, костюмами, музыкой, свечами.
Цель мероприятия: Пропаганда здорового образа жизни через формирование познавательного интереса у учащихся к изучению сказок А.С. Пушкина. Создание положительного имиджа великого русского поэта через разнообразную двигательную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Выявить уровень знаний учащихся по сказкам А.С. Пушкина. Вызвать положительный эмоциональный отклик на творчество А. С. Пушкина.
Коррекционно-развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать жизненно важные двигательные умения и навыки.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к подвижным коллективным играм.
Воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение учитывать интересы партнёров по игре.
Здоровьесберегающие:
Укреплять здоровье детей. Формировать эмоционально-позитивное отношение к жизни.
Развивать ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Оборудование: 10 рыбок на магнитиках, 2 удочки, 2 таза с водой, 10 маленьких мячей, 2 средних мяча, 2 гимнастические палки, 10 воздушных шариков, 2 корзины, 2 сарафана, 2 косынки, 2 зеркальца, 2 стула, 2 яблока, 10 (можно больше) объёмных тел (кубики), 2 грецких ореха, 2 ложки, канат. Медальки для награждения. Сладкие призы: яблоки, орехи. Комплект иллюстраций для рефлексии «Дерево успеха».
Ход мероприятия.
Кот учёный. 1 слайд «У Лукоморья дуб зелёный…»
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Мы приглашаем вас совершить путешествие в Россию 19 века. Его ещё называют «золотым веком» русской культуры.
(На экране появляется портрет Пушкина А.С. (2 слайд с музыкой.)
- Самой выдающейся личностью этого периода является А. С. Пушкин. Мы с вами постараемся сейчас понять и представить дух времени, в котором жил и творил А. С. Пушкин.
Ведущий 1. (под музыку) Два века минуло, а кажется вчера
Сидел поэт, склонившись у стола,
При свете свечки много лет подряд
Скрипел пером, ровняя строчки в ряд.
А пушкинское слово и теперь живёт,
И славит Пушкина российский наш народ.
Ведущий 2: (3-4 слайды)
Погаси электрический свет,
Тёплым воском пусть плавятся свечи.
Поплывём вспять течению лет
В чьи-то страсти, разлуки и встречи.
Ведущий 1: (5 слайд )
И в камине огонь затрещит,
Нам поведают сказки поленья…
19 -й век к нам спешит,
Возвращая к ушедшим мгновеньям… (Л. Рубальская «Во все времена»)
(включается свет)
Ведущий 2: (6 слайд)
- В такой романтической обстановке жил и творил наш великий поэт. Одна из особенностей творческого гения Пушкина состоит в его многогранности. Он проявил себя как великий художник и в эпосе, и в драме, и лирике. Но сначала, ещё в раннем детстве, в жизни человека появляется сказка.
- Писал ли Пушкин сказки? Сколько сказок написано им? Какие сказки вы читали? Давайте вспомним добрые и любимые всеми сказки.
(дети перечисляют известные им сказки)
Ведущий 1:
Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их не много и не мало,
Но всё Пушкинское – это
Наше вечное начало.
1 уч-ся читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
2 уч-ся читает отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде».
А Балда наделал такого шуму,
Что всё море смутилось
И волнами так и расходилось.
3 уч-ся читает отрывок из стихотворения «Памятник»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
4 уч-ся читает (стоя у зеркала) отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Людмила шапкой завертела;
На брови, прямо, набекрень
И задом наперёд надела.
И что ж? о чудо старых дней!
Людмила в зеркале пропала;
Перевернула — перед ней
Людмила прежняя предстала.
5 уч-ся в образе Арины Родионовны читает отрывок из стихотворения «Зимний вечер», сидя с веретеном, ученик в гриме и костюме Пушкина сидит рядом.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
6 уч-ся читает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой…
7-8 уч-ся инсценируют сцену дуэли
Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет.
Пустое сердце бьётся ровно.
В руке не дрогнул пистолет.
(включается свет)
- Мы надеемся, что вы узнали представленных героев и произведения.
(дети отвечают).
Все ли стихи принадлежат перу Пушкина?
(последний отрывок написал М. Ю. Лермонтов на смерть любимого поэта).
Ведущий 2:
- Чтобы ещё лучше понять ту эпоху, людей, давайте посмотрим, как они жили, одевались, танцевали. Рассмотрите костюмы, выражение лиц, движения.
(включаются слайды презентации 9-10)
Танец (дети в костюмах 19 века танцуют полонез)
- Что вы представляли во время танца? Не захотелось ли вам самим побывать на балу? Прошло более 200 лет, а мы до сих пор читаем, рассказываем произведения Пушкина и говорим, что Пушкин – это наше всё. Во многих городах, сёлах и посёлках именем Пушкина названы улицы, ему поставлены памятники. Даже в наше время то в одном, то в другом городе открываются памятники А. С. Пушкину.
Сказки Пушкина сопровождают нас везде и всегда, их знают с детства. Чтобы с пользой провести время, мы с вами проведём сказочную игру-эстафету. Для того чтобы начать каждый этап эстафеты, вы должны вспомнить, из какой сказки отрывок, который я вам озвучу.
Эстафета 1.
Кот учёный.
Самая известная сказка, с которой вы знакомы ещё с детского сада.
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою. (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Ваша задача: поймать золотую рыбку. Первый игрок каждой команды с удочкой бежит к «морю» (тазику с рыбками) и ловит одну рыбку. Поймав её, бежит обратно и передает удочку следующему игроку. Какая команда выполнит задание быстрее, та и побеждает.
Эстафета 2.
Кот учёный. Василиса прекрасная.
- Молодцы! Продолжим нашу игру.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил
И пошёл на край долины
У моря искать дичины. (Сказка о царе Салтане)
- Перед вами цель, вы должны попасть мячом в неё. У какой команды будет больше попаданий, та и выигрывает. ЭСТАФЕТА
Эстафета 3.
Кот учёный. Баба яга.
Из какой сказки следующий отрывок?
“Глупый ты, бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног”.
Сел на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом. (Сказка о попе и работнике его Балде)
- Между ног держим мяч и, прыгая, бежим до условленного места, возвращаемся так же и передаём мяч следующему игроку. Если мяч теряете, то продолжаете бег с того места, где потеряли. Чья команда быстрее придёт к финишу, та и побеждает. Эстафета
Эстафета 4.
Кот учёный.
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
"Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави...
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!.." А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел. (Сказка о царе Салтане)
- У первого игрока в руках гимнастическая палка и воздушный шар. У остальных - по воздушному шарику. По команде участник подбрасывает воздушный шар вверх и с помощью гимнастической палки старается привести его по воздуху как можно быстрее к корзине. Достигнув, нужно палкой опустить шар в корзину. Касаться шарика руками нельзя. Затем игрок бежит к команде и передаёт палку следующему игроку, эстафета продолжается. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.
Эстафета 5.
Кот учёный. Василиса прекрасная.
Отлично получилось. Тогда угадайте следующую сказку Пушкина.
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?” (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- Перед вами на стуле элементы одежды (сарафан, косынка) и зеркальце. По одному подбегаете к стулу, одеваетесь, садитесь на стул, смотритесь в зеркало и говорите «Я – самая (ый) красивая (ый)». Затем снимаете одежду, складываете её и возвращаетесь к команде, передаёте эстафету следующему игроку. Какая команда первой прибежит к финишу, та и получает очко.
Эстафета 6.
Кот учёный. Баба яга.
Здорово у вас получается, но на этом игра ещё не заканчивается. Отрывок следующий.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пёс как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать - поймала. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
- На стуле лежит яблоко, первый игрок подбегает к нему, берёт яблоко под подбородком и передаёт его следующему игроку, следующий же несёт яблоко под подбородком на место. При этом никто из игроков яблоко руками не трогает. Таким способом продолжаете эстафету до последнего игрока. Кто первый прибежит к финишу, тот и выигрывает.
Эстафета 7.
Кот учёный.
Из какой сказки этот отрывок?
Ещё пуще старуха бранится,
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу." (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Каждая команда строит дом из предметов (объёмные тела – кубики, арки, бруски). По одному игроку несёте к условленному месту кубик и выкладываете их так, чтобы получилось строение. При этом кубики не должны упасть. Чья команда быстрее выполнит задание, и чей дом окажется выше, тот и победитель.
Эстафета 8.
Кот учёный. Василиса прекрасная.
Отлично справились и с этим заданием! Послушайте следующий отрывок.
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Белку холят, берегут. (Сказка о царе Салтане)
- Команды становятся на линии старта. У первого игрока в руках ложка с лежащим в ней орехом. По сигналу первые участники бегут до условленного места и обратно, следя за тем, чтобы орех не упал, и передают ложку следующему игроку. И так вся команда. Побеждает та, которая быстрее прибежит на финишную черту.
Эстафета 9.
Кот учёный. БАБА ЯГА ТАНЯ
- Молодцы! Вот и последний отрывок, отгадайте из какой он сказки.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Сказка о царе Салтане)
- Проверим вашу силу. Представьте, что вы - богатыри. Каждая команда берётся за один из концов каната. По моей команде обе тянут канат в свою сторону. Какая команда окажется сильнее, та и выигрывает.
Кот учёный.
- Ну, вот и подошла наша игра-эстафета к завершению. Давайте посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Пожмите друг другу руки.
Объявление результатов игры-эстафеты.
Награждение (грамоты, медальки, сладкие призы).
Рефлексия.«Дерево успеха».
Дети под музыку проходят по залу, разглядывают предметы старины, обмениваются эмоциями. Подходят к дереву успеха и прикрепляют выбранный знак к дереву успеха.