Внеклассное занятие по теме «Этикет»
Масловой Татьяны Владимировны,
учителя начальных классов
МАОУ «Лицей №1» г. Тула
Тема: Этикет
Класс: 4
Цели:
- познакомить с понятием «этикет», его видами и значением ;
- научить правилам приветствия, общения, поведения в школе, за столом;
- развивать внимание, память, коммуникативные способности, речь;
- воспитывать уважение к людям.
Задачи:
- формирование навыков культуры поведения в общении, в школе, за столом;
- повышение общей культуры;
- формирование навыков самостоятельной работы и работы в группе;
- воспитание потребности в самосовершенствовании и саморазвитии.
Методы: словесные, наглядные, интерактивные, проблемные.
Технологии: информационно-коммуникационные, игровые, групповые.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,
групповая.
Технические средства, наглядность: компьютер, мультимедийный проектор,
мультимедийная презентация ,книги по этикету: А.Усачёв «Этикет для детей различных
лет» (Правила в стихах), Н.О.Сизова «Детям об этикете», Жадан Анастасия «Этикет для
девочек и мальчиков», И.Яворовская «Учимся вежливости. Этикет детям» ; вилки, ножи,
ложки, тарелки, стол для сервировки; маршрутные листы (4 штуки) четырёх цветов,
жетоны – кружочки из картона; грамоты и медали для награждения, бейджи с именами
учителей для сценок, серия картинок «Правила поведения за столом», памятка по
соблюдению правил школьного этикета для заполнения (выдаётся каждому ученику).
Планируемые учебные результаты:
Предметные: знакомство с понятием «этикет», его видами и значением,
изучение правил этикета в общении, в школе, за столом.
Метапредметные.
Познавательные: поиск и получение нужной информации, анализ своего и чужого поведения.
Регулятивные: развитие адекватной самооценки, определение цели действий, осознание необходимости изучения и соблюдения правил этикета.
Коммуникативные:умение работать в группе, ведение диалога, слушание, высказывание своего мнения, распределение ролей.
Личностные:формирование ценностного отношения к правилам этикета и осознанного их принятия , воспитание вежливости, самостоятельности, оценивание поступков в различных ситуациях.
Конспект занятия
Ход занятия
Дети рассаживаются по группам. Их 4.
1. Эмоциональный настрой на занятие. Слайд №2
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Актуализация знаний. Слайд №3,4
Учитель. Разгадав ребус, вы узнаете тему занятия.
Ученики. Этикет.
Учитель. Кто знает, что такое этикет?
3. Целеполагание.
Как вы думаете , о чём мы сегодня узнаем, чему научимся?
Ответы детей : узнаем, что такое этикет, для чего он нужен.
Учитель дополняет ответы детей. Научимся вести себя в разных ситуациях в
соответствии с правилами этикета.
Прочитайте план занятия. Слайд№5
I. Знакомство с понятием «Этикет».
II. Игра по станциям.
III. Подведение итогов.
4. Изучение нового материала. Слайд №6
а) Посмотрите мультфильм «Что такое этикет?». Ответьте на этот вопрос, перечислите,
где нужен этикет?
мультфильм
Ответы детей после просмотра. Этикет – это правила поведения, он нужен при общении
людей на улице, по телефону, его нужно соблюдать в транспорте, в гостях, в театре, за
столом, в одежде.
Учитель. Молодцы! Мы сегодня более подробно остановимся на некоторых видах этикета.
Но сначала ненадолго отправимся в глубь веков и кое-что узнаем из истории этого
понятия.
Послушайте одноклассников. Слайды №7,8,9,10
б). Сообщения заранее подготовленных учеников.
1 ученик. Слово «этикет» произошло от названия карточек – «этикеток», которые
раздаваливсем гостям во время изысканных приёмов у французского короля Людовика
XIV. На карточках были написаны правила поведения.
2 ученик. Как вы думаете, когда появились первые правила поведения? (Выслушать
ответы детей). С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые
правила и нормы поведения, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй , без них нельзя было
бы выжить даже в первобытнообщинном обществе.
3 ученик. В России в XVIII веке по распоряжению Петра I была издана книга «Юности
честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных
авторов».
Фактически, это первый учебник этикета в России. Книга была очень популярна и на
долгие годы стала руководством к правилам хорошего тона и поведения в обществе.
4 ученик. В этой книге давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском
обществе и в обычных житейских ситуациях. Данное сочинение регламентировало
практически все аспекты общественной жизни: от правил поведения за столом до
государственной службы.
Чтение цитаты из книги.
А какие современные книги об этикете можно прочитать?
Выставка книг о правилах поведения, этикете.
А.Усачёв «Этикет для детей различных лет» ( Правила в стихах), Н.О. Сизова «Детям об
этикете», Жадан Анастасия «Этикет для девочек и мальчиков», И.Яворовская «Учимся
вежливости. Этикет детям».
5. Практикум. Слайд №11
А теперь игра по станциям. Она будет проходить по группам. Ответственный из каждой
группы должен выбрать маршрутный лист любого цвета. В нем указан порядок
прохождения станций. Восьмиклассники (дети из прошлого выпуска) будут вам давать задания и задавать вопросы. За
правильные ответы участники групп получат жетоны. Группа, набравшая наибольшее
количество жетонов, будет считаться победившей. В конце игры всех ждут награды.
(Одни награждаются за победу, другие - за участие.
Станции расположены в коридоре или в других кабинетах. На них написано название.
Учитель контролирует ход игры и помогает. На каждую станцию отводится по
5минут. После выполнения заданий подсчитывается количество жетонов, а
ответственный восьмиклассник записывает группе их число в маршрутный лист.)
Станция «Проверочная»
1. Назовите за 1 минуту слова- ассоциации к слову «этикет». (Хорошие манеры , правила
поведения , гости , театр, школа , можно, нельзя и т.д.)
2.Что вы запомнили из истории этикета?
3. Как называлась первая книга этикета в России?
4.Игра «Топаем, хлопаем».(Если ведущий правильно называет
правила этикета, то дети должны хлопать, если неправильно – топать.)
Громко разговаривать.
Благодарить за помощь.
Всех расталкивать.
Ходить по школе в спортивной одежде.
Носить чистую одежду.
Опаздывать куда – либо.
В гости приходить без приглашения.
Быть приветливым и вежливым.
Станция « Этикет в общении».
1) Назовите в течение 1 минуты слова приветствия, прощания, другие вежливые слова.
( Здравствуйте, добрый день, спасибо, извините и др.)
2) Скажите, кто здоровается первым: учитель или ученик, мальчик или девочка, кто из
двух мальчиков.
( Первым здоровается ученик , мальчик с девочкой. Из двух людей одного возраста и
пола первым здоровается тот, кто лучше воспитан).
Проведите ролевую игру «Ситуации приветствия».
3) Как поступить в такой ситуации? Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с
незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе? ( Да)
4) Ты увидел на другой стороне улицы знакомого. Как с ним поздороваться?
( Если знакомый тебя заметил, то его надо поприветствовать жестом, улыбкой, легким
поклоном.)
Станция «Этикет в школе»
1. За 2 минуты письменно составьте памятку школьного этикета. Проверка памяток. За
каждое правильное правило группа получает жетон. (См. приложение)
2. Посмотрите сценку из школьной жизни . Ответьте, вежливо ли поступил Виктор?
(Сценку показывают восьмиклассники.)
В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Виктор увидел своего классного
руководителя и, проходя мимо, мальчик вежливо говорит :«Здравствуйте, Ольга
Ивановна!». (Виктор поступил невежливо. Надо было сказать общее «здравствуйте».)
Станция «Этикет за столом»
1.Положите правильно предметы (вилки, ложки, ножи, тарелки) для сервировки стола .
2. Глядя на серию картинок «Правила поведения за столом», придумайте правила
наоборот.
(Жуй с набитым ртом, чавкай, размахивай локтями, тянись за блюдом через весь стол и
т.п.)
Молодцы! Запомните, что это правила наоборот, за столом так вести себя нельзя.
(Все возвращаются в кабинет. Восьмиклассники подводят итоги игры. В конце занятия
результаты сообщают учителю. )
6. Подведение итогов. Слайды №12,13
Учитель. Что такое этикет?
Какие новые правила этикета вы узнали?
Для чего нужно знать и соблюдать правила этикета?
Учитель. Правил этикета много, но основа у них одна – это здравый смысл и уважение к
другим людям.
Стали известны результаты игры по станциям. Объявляется и награждается победившая
группа и самый вежливый участник. Награждаются остальные участники игры.
7. Рефлексия. Выберите начало предложения и продолжите его.Слайд №14
Я научился (ась)…
Мне захотелось…
Я буду стараться…
Мне большего всего понравилось…
Оцените свою работу на занятии с помощью кружков. Нарисуйте один кружок в нижнем
правом углу памятки. Зелёный – всё отлично, желтый – хорошо, красный – плохо.
Учитель . Все молодцы! Слайд №15
Возможный вариант проведения занятия. Игру по станциям заменить работой в
группах в кабинете. После подготовки каждая группа отвечает на вопросы, выполняет задания удоски.