Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Конспект занятия: "Флора и фауна Краснодарского края"

Конспект занятия: "Флора и фауна Краснодарского края"

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного Краснодарского края. Задачи: 1. Образовательные: - закрепить материал о разнообразии животного и растительного мира своего края; - расширить знания детей о красоте природы родного края. 2. Развивающие: - развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ. - развивать мышление, внимание, наблюдательность. 3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе.

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема:

«Флора и фауна Краснодарского края»

Цель:Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного Краснодарского края.

Задачи:

  1. Образовательные:

- закрепить материал о разнообразии животного и растительного мира своего края;

- расширить знания детей о красоте природы родного края.

  1. Развивающие:

- развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ.

- развивать мышление, внимание, наблюдательность.

  1. Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций альпийских лугов; лиственного, хвойного и смешанного лесов; карта-схема растительности; рисунки лекарственных растений; просмотр Красной книги диких животных Краснодарского края (в виде папки-передвижки) и иллюстраций из книг и энциклопедий поселковой детской библиотеки (в виде переносной выставки).

Были представлены:

- доклады о леопарде, горном зубре, кавказских сернах, кавказской рыси, кавказских лесных котах, енотовидной собаке, еноте полоскуне;

-загадки о животных;

- дидактические игры «Кто что ест

«Кто где живет«Отгадай животное».

Словарная работа: флора, фауна, реликтовые леса, хвойные и лиственные леса, лечебные травы, хищники, травоядные, всеядные, спячка, Красная книга, заповедник.

Методические приемы: беседа, игра, показ, объяснение, сюрпризный момент, вопросы к детям.

Прогнозируемые результаты: дети должны познакомиться с особенностями и разнообразием растительного мира Краснодарского края; научиться различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных; наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Материалы и оборудование: карта Краснодарского края, магнитофон, мультимедийный экран для презентации, ноутбук, аудиозапись со звуком леса, обручи для игры, маски животных, карточки с заданиями.

Ход занятия:

I.Вводная часть.

Воспитатель. Ребята,

Постарайтесь всё понять,

Чтобы край родной свой знать.

Будьте все внимательны,

И еще старательны.

Будем край мы изучать,

Будем растения запоминать.

Сегодня мы продолжим путешествие по родному краю и познакомимся с его растительностью и животным миром. Давайте вспомним всё, что вы знаете о флоре и фауне нашего края.

Кстати, что такое флора и фауна? (ответы детей).

Понятие флора означает совокупность всех растений, произрастающих в данной местности. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся. 

Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят.

 

II. Основная часть.

1. Встреча с Краснодарским краем.

Воспитатель1.

-Здравствуйте! Я - Краснодарский край. Я - место, где вы живете, растете и проказничаете. Сегодня мы с вами будем изучать растительность и животный мир. Даже не знаю, с чего начать, ведь у меня много видов растений. А сколько точно –

и сам не знаю! Некоторые из них - настоящие старожилы! Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые нам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Так с чего же мы начнем? Давайте еще раз посмотрим на карту (на доске карта-схема растительности). Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности, потому что в разных природных условиях растут разные растения.

Обратите внимание; северная часть - это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля. Что здесь выращивают?

Дети. Зерновые, кукурузу, подсолнечник, свеклу, виноград, фруктовые сады.

Вот молодцы, сколько вспомнили! Свыше 100 сельскохозяйственных культур выращивают на полях.

По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху, осот и другие (показ картинок и гербариев названных трав). А какие травы вы видели возле своего дома?

Дети. Крапиву, мать-и-мачеху, подорожник, зверобой, одуванчик и другие.

2. Путешествие в лес.

Воспитатель 2.  Ребята, назовите пожалуйста, какие деревья растут у нас на территории нашего центра?

Дети. Ель, береза, туя.

Воспитатель 1. А какие деревья растут возле нашего центра?

Дети. Ива, клен, ясень, тополь.

Воспитатель 2. А вот о тополе мне бы хотелось рассказать подробнее.

Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка. О ней написано много стихов и сложено песен. А как вы думаете, какое растение может служить символом Кубани? (предположения детей)

Вот представьте: показывают по телевизору степь, реку, уходящую вдаль дорогу, но это может быть любой край.

А что говорит вам о том, что на экране именно наша земля? Догадались?

Я думаю - да.

Конечно же, это тополь. Символ Кубани - тополь.

Высокий, стройный, кажется, он достаёт до неба.

Какие еще деревья вы видели в ваших родных городах и посёлках?

Дети. Каштаны, липы, ели, сосны.

Воспитатель 1. Для чего нам нужны деревья?

Дети. Чтобы было красиво.

Воспитатель 1.  Да, даже есть такая пословица –

«Рощи да леса – всему свету краса».

Воспитатель 2. Ребята, а где растут деревья?

Дети. В лесу, в парке.

Воспитатель 2. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы в дорогу? Тогда отправляемся в лес.

       Леса Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев. На правом берегу Кубани (показ по карте), недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса. Там растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник.

(Показ: картинки Красного леса)

       Итак, мы в пути. Сначала нас окружают лиственные деревья и заросли кустарников. А какие вы знаете лиственные деревья и кустарники?

Дети. Липа, клён, ясень, орех, вишня, яблоня, алыча, груша.

Воспитатель 1. Все это правильно, но в нашем крае еще растет дерево могучее, полное жизни, силы и красоты. Оно растет ввысь и вширь,

это чудо-богатырь, догадались?

Дети. Это дуб.

Воспитатель 2. Сколько дубу силы земля подарила!

Руки-ветки распростер и укрыл всех, как шатер.

Ребята, а каким вы себе представляете это дерево?

Дети. Большим, могучим, с толстым стволом и раскидистыми ветвями.

Воспитатель 2. Всё это верно! Дуб именно такой.

А в наших лесах живут родственники наших садовых деревьев: дикая груша, алыча, яблоня.

Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья. Подумайте, о каком дереве я расскажу:

Прямо в небо рвутся ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки.

Дети. Елки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

Дети. Сосна.

Их ещё называют вечнозелёными. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Какое вечнозелёное дерево растёт на территории нашего центра?

Дети. Ель.

Да, ребята, правильно, это ель. У неё вместо листочков хвоинки, поэтому такие деревья называют хвойными.

Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина. (Звучит кассета «Голоса леса»)

Для чего еще нужны деревья?

Дети. Чтобы был чистый воздух.

Воспитатель 1. Правильно, листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим.

У нас в крае тоже есть рощи и леса, где растет много разных деревьев. Лес и рощу называют «легкими» Земли. Они очищают воздух. В лесах растут хвойные и лиственные деревья.

3. Физминутка (проводят оба воспитателя).

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем — это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся - покажем: крылья сложили назад.

Наклонились и присели, заниматься тихо сели.

4.Беседа и загадки о животных

Воспитатель1. Животный мир нашего Краснодарского края богат и разнообразен. У нас встречаются более 600 видов животных. Многообразен класс птиц, насчитывающий около 320 видов; класс рыб – 163 вида, млекопитающие – 86 видов, рептилии – 21 вид, земноводные – 11 видов. Сегодня мы поговорим и о животном мире Краснодарского края.

А о каком животном пойдет речь, догадайтесь из загадки:

Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая- для лета, для зимы - другого цвета.(Заяц)

"Косым" зайца прозвали потому, что его большие глаза расположены по бокам головы. И он видит не только впереди себя, но и то, что происходит по бокам и даже сзади. И сверху видит! А врагов у зайца хватает. Это и волки, и лисы, и хищные птицы. Поэтому главная задача для длинноухого - затаиться, стать почти невидимым. Заяц-беляк зимой меняет серую шубку на белую. Нелегко теперь заметить его среди сугробов. А заяц-русак - он встречается в полях, степях, он весь год ходит в одной шубке. В сказках заяц - трусишка. Но не сказочный заяц - умный зверь. Может сбить со следа не только лисицу, но и охотника.

Воспитатель 2. Мы загадку прочитаем и животное отгадаем…

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

Еж- хищное ночное животное небольших размеров. На спине у него колючие иголки, которыми он защищается во время встречи с другими зверями. Обитает он в основном в смешанных и широколиственных лесах. Днём прячется, а ночью выходит кормиться. Пищей ему служат жуки, дождевые черви, моллюски, тритоны, лягушки, жабы, ящерицы, змеи, мыши и птицы, а также ягоды, жёлуди и опавшие плоды. Еж очень любит яблоки. Если он находит груду яблок, катается по ним до тех пор, пока не наколет их на свои колючки. После этого он относит их в свое гнездо. На зиму ёж впадает в спячку.

Воспитатель 1. Мы загадку прочитаем и животное отгадаем…

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый - красота! А зовут ее… (лиса)

Лисица - хитрая лесная разбойница с ярко-рыжим пушистым мехом. Брюхо светло-серое, кончик хвоста белый. Хитрость, ловкость и умение притворяться - это те качества, которые отличают её от других хищников. Лисица любит разнообразие в пище. Она охотится на зайцев, мышей, птиц, кур, гусей и рыб. Не откажется перекусить и насекомыми, ягодами и плодами различных растений.

Воспитатель 2. Следующий представитель животного мира Краснодарского края:

День и ночь по лесу рыщет, день и ночь добычу ищет.

Ходит бродит он молчком, уши серые – торчком.(волк)

Волк - это дикая хищная собака. Видом он мало отличается от домашнего пса. Но его легко можно узнать по жадным, злым глазам, по сильной, неповоротливой шее и по разбойничьей фигуре. Волки водятся везде: в тундре, в тайге и в лесах, но в глушь забираются неохотно. В их лапы попадают зайцы, куропатки, лоси, олени и даже спящие медведи. Эти хищники охотятся сообща, небольшими стаями и нередко нападают на домашний скот и даже на людей.

Воспитатель 1. Следующая загадка:

Хозяин лесной - просыпается весной,

А зимой под снежный вой - спит в берлоге снеговой. (медведь)

Бурый медведь - самый большой и сильный зверь северных лесов. Длина его тела 2,5 м, а масса 500-750 кг. У него тёплая, мохнатая шуба бурого цвета. С виду медведь очень неуклюж, хотя в действительности очень подвижен и ловок: может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья и плавать в воде. Бурый медведь всеяден. Он питается растительной и животной пищей и большой охотник до сладкого мёда. Бурый медведь занесён в “Красную книгу”.

5. Животные нашего края. Дидактическая игра.

Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки, изображающие животных. Из них они должны выбрать тех, которые обитают в Краснодарском крае, и рассказать о некоторых из них. (предварительно некоторым детям даются небольшие рассказы о животных)

Например, лисица, заяц, белка…

6. Беседа о растениях горных лугов.

Воспитатель 1. Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами. Ещё выше - альпийские луга (показ картины). Суровая здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, вы смело можете наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на несколько сантиметров в высоту. А выше уже нет растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.

Ну, что, будем возвращаться или пойдём дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и когда благополучно переберёмся через Кавказский хребет, начнём спуск. Через несколько часов мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, тёплого моря.

7. Растения приморской полосы.

Воспитатель 2. Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы-великаны, всеми силами портят нам настроение ветви держидерева, мешая идти вперёд. Скажите, вы любите кизил? Эти ягоды любили и наши далёкие предки. Их собирали ещё в эпоху каменного века.

В районе Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы, гранаты.

8. Лекарственные растения.

Воспитатель 1. И в степной части, и в предгорье, и в горах нашего края можно встретить растения, которые люди называют лечебными. Болеть могут все: и люди, и животные. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что всех исцелит. Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.

Мята перечная (фото на магнитной доске).

Из нее делают многие лекарства. И вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках, и конфетах.

О зверобое (фото этого растения прикрепляется на магнитную доску) говорят, что он помогает от 99 болезней.

Отвароммать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.

Отгадайте загадку (фото ни доске)

Хоть и жжется, но красива

Всем известная…

Дети. Крапива.

Воспитатель 2. Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево (фото вывешивается на доску). Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы.

Отгадайте еще одну загадку (фото на доске)

Какое лекарственное растение вы обязательно встретите на любой дорожке? 

Дети. Подорожник.

Мы рассказали вам только о некоторых лечебных растениях,

а их на Кубани очень много.

9. Беседа о необходимости охраны растений.

Воспитатель 1. Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного о растительном мире нашего края. Но все мы должны помнить о том, что лес, все растения и травы нужно беречь. А почему нам необходимо это делать? (Ответы детей)

Запомните правила поведения в природе:

(иллюстрации на доске)

1. Не ломай деревьев и кустарников!

2. Не повреждай кору деревьев!

3. Не рви на лугу цветов. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.

4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.

5. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.

6. Не разжигай в лесу костры! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов.

7. Не оставляй в лесу, парке, на лугу мусор!

Заключительная часть.

Воспитатели(вместе):

Ребята, закончить наше занятие мы хотим следующими словами:

Лес зелёный охраняй, никого не обижай,

Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!

Люби цветы, леса, простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного Краснодарского края. Задачи: 1. Образовательные: - закрепить материал о разнообразии животного и растительного мира своего края; - расширить знания детей о красоте природы родного края. 2. Развивающие: - развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ. - развивать мышление, внимание, наблюдательность. 3. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе.
0 ₽
Тема занятия: «7 чудес Кубани». Цель занятия: формировать у учащихся целостное представление о Краснодарском крае, развивать познавательный интерес к истории Кубани Задачи занятия: Образовательные: ознакомить детей с историей развития и становления Краснодарского края; рассказать воспитанникам об интересных явлениях, присутствующих на Кубани. Воспитательные воспитать у подрастающего поколения чувства любви к своей малой родине, её истории и культуре; привить любовь к национальному наследию, к родной земле, природе. План занятия:
0 ₽
Цели. Развивать познавательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства, формировать чувство гордости за свою Родину. Оборудование: 1. Аудиозапись песен: “О Родине, только о Родине”, “Наш край”, “То березка, то рябина”, “С чего начинается Родина”. 2. Коллаж “Моя Родина”. 3. Интерактивная доска, компьютер. 4. Ножницы, клей, материалы для аппликации.
0 ₽