Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей. Образовательные: - формировать представления о русском быте в старину. - расширять и активизировать словарный запас; Развивающие: - развивать связную речь; - развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом. Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;

Возраст

Дошкольники

Предметы

Литература, Развитие речи

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 43»-«детский сад №40»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

«Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Цель:

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Образовательные:

- формировать представления о русском быте в старину.

- расширять и активизировать словарный запас;

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Задачи:

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Задачи:

Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, прялка, сундук, видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Задачи: Развивать творчество детей.

Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, славянский костюм. Проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы).

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам. Знакомство с ремёслами.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта на липучках.

Ход занятия.

Орг. момент.

Коммуникативная игра( игра на сближение)

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Вос-ль:

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом.

Станет радостно кругом!

-Ребята, скажите, а почему я сегодня так интересно одета? (Воспитатель одет в славянский костюм).

-правильно, ребята я одета в русский народный костюм. Я нашла его в сундуке …

- этот сундук достался мне от моей бабушки. А в месте моим сарафаном там был еще один предмет. Вот посмотрите (достаю с сундука – веретено). Но я долго вспоминала, что это за предмет, но так и не смогла.

- Может кто из вас знает, что это за предмет? (ответы детей) .

А чтобы узнать что это за предмет и для чего он служил, я предлагаю отправится в путешествие .

Сегодня мы с вами отправимся в невероятное путешествие в старину, к славянам и мне бы очень хотелось вам о многом рассказать. Ребята, а вы знаете, кто такие славяне? (Ответы детей)

Восп-ль:

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные!

Древляне, русичи, поляне…

Потом назвали всех – славяне.

Хоть мы зовемся россияне,

Но издревле мы есть – славяне!

Славяне, ребята, были наши предками и жили еще задолго до нас с вами. А вы хотели бы узнать как они жили? Чем занимались? Давайте пройдем на свои места.

-Давайте закроем глаза и начнём наше путешествие. (Дети закрывают глаза, воспитатель включает проектор).

Слайд 2.

-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.

Слайд 3.

-Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?

Ответы детей. –на печь.

Восп-ль: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы обратили внимание на печь, она занимает много места, печь главная в избе.

Восп-ль: А для чего нужна печь?

Ответы детей: Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.

Восп-ль: Обратите внимание, что стоит у печи?

Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.

Как вы думаете, зачем нужен чугунок?

Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.

Восп-ль: А как же доставали чугун из печи он же горячий?

Ответы детей. Ухват.

Восп-ль: Правильно для этого предназначен ухват.

Слайд 4.

Восп-ль обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?

Дети: Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.

Восп-ль; А что стоит на столе?

Восп-ль; Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.

Ребёнок:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Игра «Соберем избу»

-Ребята, мы сейчас много нового узнали об избе и вспомнили предметы старины, я предлагаю вам мне помочь и украсить нашу совсем пустую избу предметами быта и утварью.( на столе лежит изображение русской избы и рядом предметы быта, посуда ….дети приклеивают и называют предметы)

Молодцы! Ребята, посмотрите какая красивая изба у нас получилась.Вы очень старались и у нас получилась замечательная изба, но мы с вами так и не узнали что это же за предмет.

Продолжаем наше путешествие…. (дети присаживаются на стульчики, включается следующий слайд)

Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем. Что может лежать в нем? (Ответы детей)

Восп-ль: Правильно. Одежда, полотенце (раньше их называли рушники, постельное белье, сарафаны, рубахи, украшения.

- давайте и мы с вами соберем сундук для нашей избы….-Что мы с вами покладем в наш сундук? Какие предметы на нашем столе можно сложить в наш сундук?

-Молодцы ребята. Вот и у нас готов сундук для нашей избы. Но мы так и не узнали,что это за предмет…Продолжаем путешествие…

Физминутка:

(под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки

Топают матрешки,

Вправо, влево наклонились,

Всем гостям мы поклонились.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

(Возвращаются на места, на слайде картинка пахаря и пословица "Хлеб всему голова")

Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 8(пахарь).

- «Хлеб всему голова»

Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 8. (пахарь).

- «Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе.

Восп-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю. Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)

Восп-ль: Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей.

Восп-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками.

Слайд 9. (охотник.)

Восп-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

-Восп-ль: Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети: - Металлические предметы для охотников ковали кузнецы…

Слайд 10. (кузнец.)

В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

Слайд 11.

Хозяюшка обращает внимание детей на посуду в избе.

Восп-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта посуда?

Дети: - Миска сделана из глины.

Восп-ль: А кто ее сделал вы знаете? Слайд 12.

Дети: Гончар.

Восп-ль: - Правильно. Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге, а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Слайд 13. (ткачиха.)

Восп-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Слайд 14.

Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе. Их соткали ткачихи.

Восп-ль: Дети, а кто знает, что это за предмет?

Ответы детей: Это прялка. На ней пряли пряжу.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

-ой ребята, мне кажется я поняла, что же за волшебный предмет был в моем сундуке. И для кого он предназначен.

-вы догадались? – Правильно это -ВЕРЕТЕНО. И оно предна значалось хозяйке избе, чтоб прясть пряжу.

Итог занятия: Восп-ль предлагает вспомнить: - Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом.

Восп-ль: - Названия каких ремесел вы теперь знаете?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами. Дети награждаются памятными славянскими монетами.

Close menu