Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей. Образовательные: - формировать представления о русском быте в старину. - расширять и активизировать словарный запас; Развивающие: - развивать связную речь; - развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом. Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;

Возраст

Дошкольники

Предметы

Литература, Развитие речи

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 43»-«детский сад №40»

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию

«Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию. «Путешествие к Славянам. Быт и ремесла.»

Цель:

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей.

Образовательные:

- формировать представления о русском быте в старину.

- расширять и активизировать словарный запас;

Развивающие:

- развивать связную речь;

- развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Задачи:

Познакомить детей с некоторыми видами ремесел (пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха).

Вызвать интерес к занятиям по ознакомлению детей с историей русского народа, о его быте, обычаях, гостеприимстве.

Образовательная область «Речевое развитие»:

Задачи:

Обогащать словарь детей названиями предметов быта наших предков (самовар, ухват, чугун, сарафан, прялка, сундук, видами ремесел: пахарь, охотник, кузнец, гончар, ткачиха.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Задачи: Развивать творчество детей.

Оборудование: Обстановка славянской избы, домашняя утварь, славянский костюм. Проектор, ноутбук.

Предварительная работа:

1. Рассматривание картин с деревянными постройками (избы).

2. Знакомство с предметами быта, их назначением по картинкам. Знакомство с ремёслами.

3. Изготовление макета – славянская изба с предметами быта на липучках.

Ход занятия.

Орг. момент.

Коммуникативная игра( игра на сближение)

-Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся!

Вос-ль:

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом.

Станет радостно кругом!

-Ребята, скажите, а почему я сегодня так интересно одета? (Воспитатель одет в славянский костюм).

-правильно, ребята я одета в русский народный костюм. Я нашла его в сундуке …

- этот сундук достался мне от моей бабушки. А в месте моим сарафаном там был еще один предмет. Вот посмотрите (достаю с сундука – веретено). Но я долго вспоминала, что это за предмет, но так и не смогла.

- Может кто из вас знает, что это за предмет? (ответы детей) .

А чтобы узнать что это за предмет и для чего он служил, я предлагаю отправится в путешествие .

Сегодня мы с вами отправимся в невероятное путешествие в старину, к славянам и мне бы очень хотелось вам о многом рассказать. Ребята, а вы знаете, кто такие славяне? (Ответы детей)

Восп-ль:

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные!

Древляне, русичи, поляне…

Потом назвали всех – славяне.

Хоть мы зовемся россияне,

Но издревле мы есть – славяне!

Славяне, ребята, были наши предками и жили еще задолго до нас с вами. А вы хотели бы узнать как они жили? Чем занимались? Давайте пройдем на свои места.

-Давайте закроем глаза и начнём наше путешествие. (Дети закрывают глаза, воспитатель включает проектор).

Слайд 2.

-Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами, потому, что их рубили топорами.

Слайд 3.

-Войдя в избу, на что вы обратили внимание в первую очередь?

Ответы детей. –на печь.

Восп-ль: Правильно, войдя в избу в первую очередь вы обратили внимание на печь, она занимает много места, печь главная в избе.

Восп-ль: А для чего нужна печь?

Ответы детей: Она обогревала избу, на ней грели воду, готовили еду, сушили одежду.

Восп-ль: Обратите внимание, что стоит у печи?

Ответы детей. Кочерга, ухват, чугунок.

Как вы думаете, зачем нужен чугунок?

Ответы детей -В чугуне варили щи, кашу и многое другое.

Восп-ль: А как же доставали чугун из печи он же горячий?

Ответы детей. Ухват.

Восп-ль: Правильно для этого предназначен ухват.

Слайд 4.

Восп-ль обращает внимание детей на стол, а почему он такой большой?

Дети: Потому что в старину семьи были большие, рассаживались за столом на лавках. На лавках не только сидели, но и спали ночью.

Восп-ль; А что стоит на столе?

Восп-ль; Правильно, самовар в котором кипятили воду и всей семьей пили чай.

Ребёнок:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Игра «Соберем избу»

-Ребята, мы сейчас много нового узнали об избе и вспомнили предметы старины, я предлагаю вам мне помочь и украсить нашу совсем пустую избу предметами быта и утварью.( на столе лежит изображение русской избы и рядом предметы быта, посуда ….дети приклеивают и называют предметы)

Молодцы! Ребята, посмотрите какая красивая изба у нас получилась.Вы очень старались и у нас получилась замечательная изба, но мы с вами так и не узнали что это же за предмет.

Продолжаем наше путешествие…. (дети присаживаются на стульчики, включается следующий слайд)

Следующий предмет сундук. Кто знает, и расскажет нам о нем. Что может лежать в нем? (Ответы детей)

Восп-ль: Правильно. Одежда, полотенце (раньше их называли рушники, постельное белье, сарафаны, рубахи, украшения.

- давайте и мы с вами соберем сундук для нашей избы….-Что мы с вами покладем в наш сундук? Какие предметы на нашем столе можно сложить в наш сундук?

-Молодцы ребята. Вот и у нас готов сундук для нашей избы. Но мы так и не узнали,что это за предмет…Продолжаем путешествие…

Физминутка:

(под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки

Топают матрешки,

Вправо, влево наклонились,

Всем гостям мы поклонились.

Девчонки озорные,

Матрёшки расписные.

(Возвращаются на места, на слайде картинка пахаря и пословица "Хлеб всему голова")

Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 8(пахарь).

- «Хлеб всему голова»

Восп-ль: А теперь давайте познакомимся с ремеслами наших предков.

Слайд 8. (пахарь).

- «Хлеб всему голова»

- О чем эта пословица?

Дети:- Эта пословица о хлебе.

Восп-ль: - Чтобы вырастить хлеб нужно сначала вспахать землю. Кто пахал землю?

Дети: - Землю пахал пахарь (возможно дети скажут человек, тогда хозяюшка сообщает что этого человека называют - пахарь)

Восп-ль: Кроме хлеба на столе у славян было: мясо, ягоды, грибы. Как же они попадали на стол?

Дети: - Славяне ходили в лес, охотились на зверей.

Восп-ль: - Как называли славян, которые охотились на зверей?

Дети: - Их называли охотниками.

Слайд 9. (охотник.)

Восп-ль: - У охотника были: острый нож, стрелы с металлическими наконечникам. Были семьи, которые занимались этим ремеслом.

-Восп-ль: Кто же ковал охотникам эти металлические предметы?

Дети: - Металлические предметы для охотников ковали кузнецы…

Слайд 10. (кузнец.)

В славянской семье, этим ремеслом занимались только мужчины. Кузнечное ремесло считалось занятием таинственным и даже колдовским. Кузнец должен быть сильным, чтобы держать тяжелый молот, как богатырь.

Слайд 11.

Хозяюшка обращает внимание детей на посуду в избе.

Восп-ль: - Ребята, а как вы думаете, из чего сделана эта посуда?

Дети: - Миска сделана из глины.

Восп-ль: А кто ее сделал вы знаете? Слайд 12.

Дети: Гончар.

Восп-ль: - Правильно. Гончары лепили из глины миски, кувшины, горшки на гончарном круге, а затем обжигали их в горячей печи. Многие славянские семьи занимались этим ремеслом.

Слайд 13. (ткачиха.)

Восп-ль:- А были семьи, которые занимались ткачеством. На ткацком станке из нитей ткали холсты, старинный ткацкий станок назывался «кросна».

Слайд 14.

Посмотрите, какие замечательные коврики в нашей избе. Их соткали ткачихи.

Восп-ль: Дети, а кто знает, что это за предмет?

Ответы детей: Это прялка. На ней пряли пряжу.

Женские руки к ней прикасались,

Пряжу крутили, веретено.

Прабабушки наши пряли, старались,

Чтобы красивым соткать полотно.

-ой ребята, мне кажется я поняла, что же за волшебный предмет был в моем сундуке. И для кого он предназначен.

-вы догадались? – Правильно это -ВЕРЕТЕНО. И оно предна значалось хозяйке избе, чтоб прясть пряжу.

Итог занятия: Восп-ль предлагает вспомнить: - Что нового узнали о жизни славян?

Дети: - Славяне жили большими семьями, и каждая семья занималась своим ремеслом.

Восп-ль: - Названия каких ремесел вы теперь знаете?

Дети: - Пахарь, охотник, кузнец, ткачиха, гончар.

Хозяюшка: - Славянские семьи были очень большие и дружные. Мы сегодня вспомнили, где и как они жили и познакомились с их ремеслами. Дети награждаются памятными славянскими монетами.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Приобщать детей к социокультурным и духовно-нравственным ценностям. Формировать представление детей о традициях русского народа, быте русской избы. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, доброту в детях по восстановлению утраченных ценностей. Образовательные: - формировать представления о русском быте в старину. - расширять и активизировать словарный запас; Развивающие: - развивать связную речь; - развивать воображение, наблюдательность, мыслительную активность, педагогом. Воспитательные: - воспитывать доброжелательность, умение слушать рассказы воспитателя;
0 ₽