Составление рассказов на тему «Весна. Конспект НОД по речевому развитию дошкольников «Составление рассказа по картине «Весна пришла
Программные задачи.
1. Способствовать развитию представлений о весне; изменениях в живой
и неживой природе весной; умения устанавливать причинно-следственные
2.Развивать умение рассматривать и составлять связный,
последовательный рассказ по сюжетной картине; при описании
событий указывать место и время действий; использовать разные
типы предложений (простые распространённые и сложные);
– понимать образные выражения в загадках, пословицах и поговорках;
– обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы
окружающего мира, глаголами, прилагательными, характеризующими
свойства и качества предметов;
– отвечать на вопросы полным ответом,
в грамматически правильной форме.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Развивать зрительное восприятие предметов сложной формы,
восприятие цвета, фиксацию взора, ориентировку в пространстве.
Оборудование: четыре картины серии «Времена года»; шкатулка; фишки, по 5 шт. на каждого ребёнка; картинка с изображением контура подснежников в вазе пунктирными линиями.
Методические приёмы : вопросы; объяснения; художественное слово; рассматривание картины; план рассказа; наглядность.
Организационный момент.
Картины развешаны в разных частях групповой комнаты. Дети стоят
по кругу.
Воспитатель.
Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
У нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их.
Мотивация.
Ребята, вчера я перелистывала детские журналы и нашла там интересную загадку и четыре картины, на одной из них отгадка на загадку. Поможете её отгадать?
Основная часть .
Загадка: На полянке, у тропинки
Пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит,
А под ёлкой снег лежит.
Как вы думаете, что это? (Весна). Найдите картину отгадку на эту загадку. (Находят картинку отгадку, подходят к ней.)
Как догадались, что это весна. (Т ает снег , бегут ручейки, появляется молодая нежная травка , … ).
Правильно, это весна. Ребята, у нас с вами есть шкатулка, где живут разные слова, но в ней ещё нет весенних слов, может быть, мы соберём весенние слова и пополним нашу шкатулку? Посмотрите на картину, она подскажет вам эти слова.
(Дети называют слова на весеннюю тематику, за каждое правильно названное слово получают фишку, после того как все слова названы , кладут фишки- слова в шкатулку).
По ходу называния слов, воспитатель работает над смысловым значением новых слов (что такое проталинка; почему цветок подснежник так называют; какие цветы зацветают первыми; как их называют; почему весной бывает капель, откуда появляются сосульки..). Вот сколько весенних слов мы положили в нашу шкатулку.
Молодцы ребята, кто-то из вас вспомнил слова сам, а кому-то из вас помогла картина вспомнить весенние слова.
Рассматривание картины.
Вопросы.
Ребята, а кто изображён на картине?
(На картине нарисована мама с дочкой).
Как одета мама и дочка? Почему? (Пальто, сапожки, шапочка,
тёплый свитер – весенняя одежда).
Какой день изобразил художник на картине?
Где гуляли девочка с мамой?
Что увидели они в парке (лесу)?
Почему девочка, так внимательно смотрит на цветы?
Какого цвета подснежники выросли на проталинке?
Что ещё можно сказать о них, какие они?
(маленькие, нежные, красивые, весенние…)
Что ещё видели мама с девочкой в парке?
Какие деревья растут в парке (лесу)?
Что лежит на ёлочках (лапах елей)?
На что похож оставшийся снег?
А как можно назвать картину? (Весенняя прогулка; Весной в лесу; Подснежники).
Зрительная гимнастика. Луч – указка. «Какие птицы на проталине?»
Ой, ребята, посмотрите, на проталинку слетелись птицы. Идите скорее, посмотрим, какие птицы прилетели.
(Показывает луч-указкой картинки птиц, дети называют их).
Физминутка : « Грачи прилетели!»
Как-то раннею весной Стоят по кругу.
На опушке на лесной
Появилась стая птиц: Бегут на носочках,
Не скворцы и не синицы, подражая полёту птиц.
А большущие грачи Поднимают руки вверх.
Цвета чёрного, как ночь. Приседают, закрывают глаза руками.
Разбежались по опушке, Бегут в разные стороны,
Прыг-скок, крак-крак! Прыгают, наклоняются вперёд,
Тут жучок, там червячок. назад.
Крак-крак-крак!
Ребята, вот было бы здорово, если бы мы попробовали придумать
рассказ о том, что изображено на картине? Попробуем?
Не забудьте сказать:
Когда происходило действие? Какой был день?
Где всё происходило?
Что они там интересного видели?
Чем всё закончилось.
Девочке можно дать имя.
Рассказы детей (3 -4 ребёнка)
( Был ясный, солнечный день. Мама со своей дочкой Машей пошли гулять в парк. В парке они увидели много деревьев, но они были ещё голые, только ёлочки стояли з елёные. На ёлочках, словно кусочки ваты, лежал последний снег.
Вдруг на проталинке девочка увидела красивые бе ленькие и
синенькие цветочки.
- Это подснежники, они растут под снегом и расцветают, как только растает снег, – сказала ей мама.
Долго любовались Маша с мамой этой красотой.
Домой вернулись мама с девочкой в хорошем настроении. На следующий день, они снова решили сходить в парк полюбоваться подснежниками. )
Воспитатель даёт оценку рассказам детей, обращает внимание на интересные предложения, полноту рассказа.
Вы теперь много знаете о весне.
А как вы думаете, почему март называют капельником и протальником?
Как вы понимаете поговорку: Скворец весны гонец. Почему так говорят?
Какие пословицы о весне знаете? (Грач на горе – весна на дворе; Весна красна цветами, а осень пирогами). Объясните их.
Заключительная часть.
Весна – это удивительно сказочное время года, когда оживает природа, всё распускается и цветёт. Об этом времени года написано много картин, рассказов, стихов.
Ребята, а чем занимались на занятии мы?
Чей рассказ понравился больше? Почему? Сегодня придёте домой, и расскажите свои рассказы мамам, папам, бабушкам, дедушкам,
порадуете их.
А вы хотели бы собрать букет подснежников, поставить их дома и любоваться ими? А как вы думаете, что будет, если каждый человек сорвёт по цветочку, а если по два, по три? Так нужно ли рвать цветы? Как лучше поступить? Я приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать какой? Может быть, кто уже догадался, что я для вас приготовила? (Показывает картинку с букетом подснежников).
Вы узнаете, если прорисуете картинку по точкам и раскрасите её.