Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи.
ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ: в ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:
• учить детей преобразованию глаголов единственного числа во множественное число;
• расширить словарный запас детей по теме «Насекомые»;
• упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;
• развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;
• закреплять употребление предлогов при составлении предложений;
• воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- плакат с изображением лесной полянки;
- предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат;
- картинка с изображением цветка.
Ход занятия.
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности.
Речевое развитие
Слайд 1-2 Речевая деятельность 1. Организационный момент.
Игра «Назови одним словом».
Бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. (НАСЕКОМЫЕ).
Речевое развитие
Слайд 3 Речевая деятельность 2. Тема занятия.
Восп.: Вы хотите совершить путешествие? (ответы детей).
Тогда мы отправляемся в лес, а вернее, на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.
Речевое развитие
Слайд 4
Слайд 5 Речевая деятельность 3. Вводная беседа.
Восп.: Садитесь на свои места и представьте, что мы едем на автобусе. Чтобы вам не было скучно, я расскажу вам о насекомых.
Насекомые.
У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом.
Тело каждого насекомого можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко. Большинство насекомых может летать. Обычно у них две пары крыльев. Одна пара крыльев только у мух.
Яркая окраска многих насекомых предупреждает других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.
А вот и лесная полянка. (восп. вывешивает плакат с полянкой).
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 6
Слайд 7-14 Игровая деятельность Речевая деятельность 4. Развитие лексико-грамматических категорий.
Воспит.: Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.
Игра «Угадай, кто?»
Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.
Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.
Порхает (кто) - … БАБОЧКА.
Жужжит – ЖУК
Звенит – КОМАР
Собирает мед – ПЧЕЛА
Жалит – ШМЕЛЬ
Ползает – МУРАВЕЙ
Прыгает – КУЗНЕЧИК.
После каждой отгадки логопед вручает ребенку картинку с изображением насекомого. Ребенок прикрепляет насекомого на поляку.
Воспит.: Ребята, мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать? Я буду называть одно насекомое – а вы будете отвечать так, как будто их много.
Игра «Один – много». – образование существительных в форме множественного числа.
МУХА, а много … .МУХ.
БАБОЧКА, а много … БАБОЧЕК.
КОМАР, а много … .КОМАРОВ.
ПЧЕЛА, а много …. ПЧЕЛ.
МУРАВЕЙ, а много…. МУРАВЬЕВ.
КУЗНЕЧИК, а много…. КУЗНЕЧИКОВ.
ШМЕЛЬ, а много… ШМЕЛЕЙ.
ЖУК, а много…. ЖУКОВ.
Физическое развитие
Слайд 15 Двигательная деятельность 5. Физкультминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Я шагаю по лужайке – сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик.
Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 16-21 Игровая деятельность Речевая деятельность 6. Ориентирование в пространстве.
Воспит.: Больше всего на лесной полянке насекомым нравятсяцветы. Они кружат возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка.
Воспитатель перемещает вырезанную бабочку около цветка. Дети должны рассказать, где сейчас находится бабочка. Для образца логопед дает следующее предложение: БАБОЧКА СИДИТ ПОД ЦВЕТКОМ!
Должны быть использованы предлоги: НАД, ПОД, ЗА, НА, наречия – СПРАВА, СЛЕВА.
Социально-коммуникативное развитие
Речевое развитие
Слайд 22
Игровая деятельность Речевая деятельность 7. Игра «Что делает, что делают?»
Воспит.: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.
Образование формы множественного числа глаголов:
Бабочка порхает, а бабочки … ПОРХАЮТ.
Пчела собирает мед, а пчелы СОБИРАЮТ МЕД.
Оса жалит, а осы … ЖАЛЯТ.
Жук жужжит, а жуки … .ЖУЖЖАТ.
Комар звенит, а комары … ЗВЕНЯТ.
Стрекоза стрекочет, а стрекозы … СТРЕКОЧУТ.
Муха в дом залетает, а мухи в дом…. ЗАЛЕТАЮТ.
Кузнечик прыгает, а кузнечики …. ПРЫГАЮТ.
Паук паутину ткет, а пауки паутину … ТКУТ.
Муравей муравейник строит, а муравьи …. СТРОЯТ.
Воспит.: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.
Воспитатель снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки.
С ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКИ УЛЕТЕЛА БАБОЧКА. И др.
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность, Изо-деятельность 8. Домашнее задание – составить и выучить рассказ о насекомом по мнемотаблице и нарисовать это насекомое.
Речевое развитие
Слайд 23 Речевая деятельность 9. Итог занятия.
Воспит.: Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно относится к таким красивым местам, как лесная полянка?