Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. Консультация «Детские страхи: как помочь ребёнку в зависимости от ситуации и возраста?»

Консультация «Детские страхи: как помочь ребёнку в зависимости от ситуации и возраста?»

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка. Есть такая экспресс-диагностика эмоционального состояния. Например, в течение 3-5 дней родитель должен отслеживать у ребенка следующие проявления: • беспокойство, нервозность в течение всего дня; • проблемы с концентрацией внимания на чем-либо; • напряжение мышц лица, шеи; • плаксивость, капризность; • проблемы со сном и засыпанием. Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Консультация «Детские страхи: как помочь ребёнку в зависимости от ситуации и возраста?»

В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.

Есть такая экспресс-диагностика эмоционального состояния. Например, в течение 3-5 дней родитель должен отслеживать у ребенка следующие проявления:

• беспокойство, нервозность в течение всего дня;

• проблемы с концентрацией внимания на чем-либо;

• напряжение мышц лица, шеи;

• плаксивость, капризность;

• проблемы со сном и засыпанием.

Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.

Причины страхов:

1. Семья

Родители должны осознать одну простую истину: чаще всего детский страх — это следствие их собственного неправильного поведения: гиперопеки, тревожности, постоянной занятости на работе, недостатка заботы и любви. Да, зародиться он может вне семьи: в детском саду, на улице, у кого-то в гостях. Но укореняется только под влиянием родительской реакции. Если ситуация высмеивается, воспринимается не всерьёз, вообще игнорируется, впоследствии это способствует развитию более глубокой и трудноискоренимой фобии.

Когда виноваты родственники (родители, семья):

  1. Родственники сильно и постоянно чего-то боятся.

  2. Постоянные напоминания ребёнку о том, как он чего-то испугался, насмешки над этой ситуацией.

  3. Чересчур властное, авторитарное поведение родителей.

  4. Отсутствие разговоров по душам.

  5. Постоянное присутствие пугающего фактора.

  6. Одиночество: единственный ребёнок в семье, друзей нет, родители постоянно на работе.

  7. Наказание за любую эмоцию (нельзя кричать, громко смеяться, плакать).

  8. Непонимание со стороны родителей.

  9. Гиперопека.

  10. Неполная, неблагополучная, замкнутая семья.

В этих случаях, чтобы помочь ребёнку преодолеть страх, родители должны в корне изменить своё поведение.

2. Психотравмы

Второй блок факторов, способствующих развитию фобий, — психотравмирующая ситуация, основанная на сильном испуге. Это может быть что угодно:

  • внезапный громкий крик;

  • паника кого-то из взрослых;

  • разговоры на повышенных тонах в семье;

  • укус животного или насекомого;

  • падение с высоты;

  • тяжёлая физическая травма;

  • авария;

  • смерть и похороны кого-то из близких;

  • стихийное бедствие.

Если ребёнок воспитывается в положительной, спокойной обстановке, в подобных ситуациях он переживает кратковременную эмоцию. При правильном поведении родителей (не акцентировать на этом внимание, успокоить, отвлечь, постараться забыть) она исчезает и не оставляет следа. В противном случае трансформируется в фобию и становится психотравмирующей ситуацией, порождающей различные психические расстройства и внутренние комплексы.

3. Физиология

К причинам возникновения детских страхов относятся также:

  • младший возраст: чем меньше лет — тем их больше;

  • пол: девочки боятся чаще, чем мальчики;

  • возраст родителей: чем старше — тем пугливее;

  • внутриутробный испуг, если мама во время беременности пережила психотравмирующую ситуацию;

  • органические заболевания мозга и черепно-мозговые травмы, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;

  • чрезмерно чувствительный тип нервной системы;

  • недостаток физической активности;

  • наследственность.

Механизм развития страхов под влиянием физиологии наименее изучен и строится в основном на гипотезах. Например, никто из специалистов на сегодняшний день не может объяснить, почему у ребёнка, родившегося у родителей, которым ещё нет 30 лет, гораздо меньше фобий и тревожных состояний, чем у того, что появился на свет, когда мама и папа перешагнули этот возрастной рубеж. Однако это научно подтверждённый факт.

Или, к примеру, наследственный фактор. Генетики пока не могут дать ответ, почему некоторые фобии передаются по наследству. Малыш, который никогда в жизни не видел пауков и не знает, опасны они или нет, кричит в ужасе, если один из родителей страдает арахнофобией. Почему так происходит — ещё только предстоит выяснить.

Что делать

Чтобы избавить ребёнка от страхов, родителям придётся провести фундаментальную работу как с его устоявшимися паттернами поведения, так и с собственными. Нужно быть готовыми к изменениям межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.

Помогут справиться со страхами такие простые действия:

  • пожалеть того, кого боится малыш (монстра, чудовища, соседского мальчика-забияку, паука);

  • рассказать ему о собственных страхах и убедить в том, что все чего-то боятся — даже взрослые;

  • использовать метод символического тотема — купить плюшевую игрушку (волшебное одеяло) и убедить ребёнка в том, что он будет его всегда защищать (что-то вроде ловца снов);

  • вырабатывать позитивное мышление, во всём находить положительные моменты;

  • устраивать ролевые игры, в которых чудовища всегда проигрывают и оказываются безвредными;

  • просить нарисовать монстра, которое его пугает, а потом вместе посмеяться над ним;

  • объяснять всё, что происходит вокруг, чтобы не было боязни элементарных звуков дождя по крыше, молнии и грома и т. д.

В маленьком возрасте все эти приёмы нужно проводить в виде игры.

Что придётся изменить в семье:

  • уделять больше времени ребёнку, общаться, разговаривать по душам;

  • обеспечить комфортную атмосферу в дома;

  • ежедневно обнимать, целовать, брать за руку, сажать на колени;

  • говорить о своей любви;

  • убедить его в полной защищённости;

  • нормализовать внутрисемейные отношения, давшие трещину;

  • записать в секцию или кружок по интересам, чтобы некогда было думать о чём-то страшном, но при этом избегать переутомления.

Так как страхи детей часто сказываются на психосоматике, родителям необходимо снизить неприятные проявления подобного рода. Как можно уменьшить уровень тревожности:

  • снизить нагрузки в школе и по дому;

  • увеличить дозировку положительных эмоций;

  • нормализовать режим дня: есть, спать, учиться, отдыхать, работать — строго по часам;

  • обеспечить сбалансированное питание и полноценный сон;

  • увеличить количество времени, проведённого на улице, и в обратной пропорции сократить время, которое ребёнок уделяет гаджетам;

  • устраивать совместные прогулки, семейные мероприятия, путешествия, поездки в гости;

  • приобщать к спорту, увеличить двигательную активность;

  • перед сном организовывать успокаивающие ванны на травах.

9 категорических «нельзя» для родителей:

  1. Не наказывать за трусость.

  2. Не заставлять пересиливать боязнь любой ценой.

  3. Не скандалить внутри семьи, не повышать голос.

  4. Не разрешать перед сном смотреть «ужастики» и играть в агрессивные компьютерные игры.

  5. Не стыдить и не высмеивать.

  6. Не называть трусом.

  7. Не рассказывать при ребёнке о страшных ситуациях (катастрофах, чьей-то смерти, несчастных случаях).

  8. Не акцентировать внимание на страхах.

  9. Не наказывать слишком жестоко.

Все эти действия со стороны родителей помогут избавить ребёнка от страхов. Если же способы их преодоления оказались неэффективными, необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Цель: 1. Повышение уровня педагогических знаний по вопросам профилактики вредных привычек. 2. Профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери. Задачи: 1.обсудить причины появления вредных привычек; 2.раскрыть механизм привыкания; 3. дать рекомендации для работы с подростками по проблеме; 4. привлечь родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек. Добрый вечер! Подростковый возраст принято считать самым сложным периодом жизни с психологической и эмоциональной точек зрения. Основано это убеждение не на пустом месте – организм перестраивается, гормональные изменения становятся более активными, ещё совсем юный человек знакомится с тем, что раньше его не затрагивало. Окружение подрастающих детей меняется, как и привычки, образ жизни. Детские увлечения исчезают, и их место занимают новые, взрослые занятия. Чаще всего именно в этот промежуток и появляются вредные привычки у подростков. В предотвращение этого свой вклад могут внести родители, педагоги и в целом окружение ребенка. Чаще всего дети перенимают у окружающих негативный опыт. Как известно, плохое схватывается быстрее, чем хорошее. Наиболее часто перенимаемые у взрослых вредные привычки - это курение и употребление алкоголя. Сегодня немаловажную роль занимают и психологические зависимости, и отдельная тема, к рассмотрению и анализу которой нужно подготовить ребенка основательно - это наркомания.
0 ₽
Цель урока: -сформировать представление о реках - научиться находить и показывать реки на географической карте. Природа России очень величественна и богата, но особое внимание всегда привлекают российские реки. О них слагали народные песни, в честь них называли целые города. Одним словом, у каждой реки есть своя история. А потому всегда можно привести интересные факты о реках России, которые касаются этих масштабных водотоков, точно вены пронизывающих всю территорию нашей страны.
0 ₽
Озеро - это водоём, возникший естественным путём, заполненный водой в границах озёрной чаши, и не имеющий прямого соединения с морем или океаном. Или, согласно географическому определению, озеро - это естественным образом возникнувшее в земной поверхности замкнутое углубление, заполненное водой. Озёра не являются частью мирового океана, считаясь чем-то средним между прудами и морями.
0 ₽