Консультация для воспитателей
«Значение словесных дидактических игр в умственном развитии детей»
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребёнком окружающего мира.
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мышления – уметь пользоваться знаниями. Это значит – отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.
Для этого ребёнок должен овладевать методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать».
Научить ребёнка думать, приучать его к умственному труду – нелёгкая задача, стоящая перед педагогом.
К.Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно. Не только в детях, но и во взрослых людях мы чаще всего встречаемся с леностью мысли. Мальчик скорее готов проработать физически целый день или просидеть без мысли над одной и той же страницей несколько часов и вызубрить её механически, нежели подумать серьёзно несколько минут. Мало того, серьёзный умственный труд утомляет непривычного человека быстрее, чем самый сильный труд физический… Но если не нужно надрывать сил человека в умственной работе, то необходимо не давать им засыпать, необходимо приучать их к этой работе».
Чтобы приучать ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная дидактическая игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В зависимости от образовательной задачи воспитатель может сам варьировать условия игры.
В словесной дидактической игре дети учатся думать о вещах, которые они в данное время непосредственно не воспринимают. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах, а «представление – это всё равно, что обобщённое воспоминание. Этот переход к мышлению в общих представлениях есть первый отрыв ребёнка от чисто наглядного мышления». Словесная игра требует использования приобретённых ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребёнок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением небылиц и т.д.
Игры без игрушки и без картины, игры со словом давно известны в педагогике как в народной, так и в классической. Всем известны народные игры-потешки «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Они являются первыми и любимыми «уроками» маленьких детей по родному слову. Для более старших народная педагогика создала другие игры, посложнее, как например «Каравай», «Гуси-лебеди» «Краски», «Фанты», в которых дети, играя со словом, упражняются в произношении слов, в правильном их использовании.
Во время игры ребёнок деятелен во всех отношениях – в поступках, как и суждениях и умозаключениях о том, что он делает, и его мысли имеют источником именно его собственную, свободную деятельность. Это можно сказать почти обо всех играх. Далее, есть особые игры, которые поразительно способствуют изощрению ума и развитию суждений; таковы игры со сравнениями, игры с вопросами «почему?»… игра с прерванными предложениями и т.д. Ничего не может быть вреднее, чем давать ребёнку суждения и умозаключения, хотя бы и простые, в готовом виде; ничто не противоречит в большей мере законам здравой педагогики, чем придание главной ценности числу механически повторяемых суждений, а не способности и навыку к самостоятельному составлению суждений.
Словесные игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве. Лишь незначительная часть игр направлена на развитие мыслительной способности детей.
В старшем же дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать словесные игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирования мыслительной деятельности.
Самостоятельность мышления заложена в самой природе мышления, так как человек рождается с готовым ориентировочно – исследовательским рефлексом, т.е. со стремлением познавать, удивляться. Маленькие дети задают бесконечные вопросы взрослому: «Это что? Откуда? Как?» и др. Эта врождённая сторона самостоятельности мышления требует от взрослого поддержки, внимания. Развитие же второй стороны этого качества мышления, а именно умения самому найти ответ на вопрос, всецело зависит от руководства взрослого, от его умения и мастерства направлять мышление ребёнка. Взрослому хочется на вопрос ребёнка сразу же ответить, показать, рассказать. Часто это делается очень увлекательно, интересно, но это не лучший путь в развитии активности и самостоятельности детского мышления.
Дать ребёнку возможность самому найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать правильное умозаключение, используя свой прежний опыт, знания, - вот основное направление в решении этой задачи. «Почему здесь висят сосульки, а на той стороне их нет?» - спрашивает ребёнок. Один педагог начнёт объяснять, где теневая сторона, где солнечная. Другой педагог поступит иначе. Он скажет: «Догадайся сам, почему так получилось. Посмотри, с какой стороны светит солнце, и ты сам ответишь на свой вопрос!» В работе воспитателя очень много таких случаев, когда можно подвести ребёнка к самостоятельному решению вопроса, и в своей практике он должен чаще использовать эти моменты.
Особенно серьёзное внимание воспитанию самостоятельности и активности мышления детей следует уделять в старших группах детского сада. Перед воспитателями, работающими в этих группах, стоят такие задачи: учить детей видеть предмет как бы со всех сторон (его форму, цвет, расположение в пространстве и т.д.); выделять в нём наиболее характерные признаки сходства и различия с другими предметами, т.е. сравнивать их; воспитывать умение классифицировать предметы; приучать рассуждать, делать правильные выводы, умозаключения, высказывать самостоятельно суждения; приучать применять знания в соответствии с обстоятельствами; развивать находчивость, сообразительность, умение найти разные способы решения одной и той же задачи. Для выполнения этих задач используются разнообразные приёмы и методы, одним из которых является словесная игра.
Словесная дидактическая игра, - доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определённых условий, а требует лишь знания воспитателем самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определённой системе с использованием необходимой методики.
Методические советы, необходимые для проведения игр:
1.Воспитатель должен чётко представлять цель игры, её ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.
2.В начале каждой игры необходимо создать игровое настроение. Прежде всего на игровой лад настраивается сам воспитатель.
3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений.
4.Нужно создать условия для умственной активности всех детей. Игры следует строить так, чтобы не получилось, что двое заняты, а остальные ждут своей очереди.
5.В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения, могли бы применять его при другом содержании, в других условиях.
6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы, поэтому она может занимать различное место в педагогическом процессе. Можно использовать игры в часы занятий («Похож – не похож», «Где был Петя?», «Кто как кричит?»), некоторые можно использовать как часть занятия.
7. Роль воспитателя в процессе словесных игр меняется в зависимости от возрастных особенностей детей. Если с малышами воспитатель выступает как инициатор, руководитель, обучающий игровым действиям и заканчивающий игру, то со старшими детьми он в большей мере советчик, помощник, справедливый судья.
8. При проведении словесных дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.
Любая дидактическая игра строится по определённым правилам, которые направляют игру, организуют поведение детей. Следует помнить, что, чем строже правила, тем напряжённее, интереснее игра. От того, насколько чётко правила будут объяснены, зависит её успех.