Квест-технология как эффективная технология организации деятельности в детском саду
Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО
Задачи:
Сформировать у коллег представления о квест- технологии.
Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением квест- технологии.
Наблюдения и анализ детской деятельности показали, что большинство детей имеют низкий уровень заинтересованности в получении результата, не умеют действовать в команде, не способны самостоятельно решать проблемные ситуации.
ФГОС ДОО, в основе которого лежит деятельностный подход, предполагает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игровая. Одной из популярных технологий, активно применяемой в настоящее время в ДОУ, является технология квест-игры, которая в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО, и направлена на развитие в ребенке таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, саморазвитие и самопознание, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Что такое Квест?
С английского «квест» переводится как игра, поиск, приключение.
Квест - – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.
Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
Квест-технологию впервые разработанБерни Доджем в 1995 году. Попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а в России квесты стали применять в 2013 году.
Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М. В., Быховский Я. С., Николаева Н. В., Сокол И. Н. Ирина Николаевна Сокол в своих работах описала основные условия при подготовке квестов для детей дошкольного возраста, отличающие развивающие квесты для детей от квестов для взрослых. Выделила особенности детских квестов и для организации и проведения квестов разработала структуру квестов и алгоритм их построения. Подробно описала принципы, которые необходимо учитывать при разработке.
Образовательный квест погружает детей в происходящее, заряжает положительными эмоциями, включает их в активную деятельность, помогает проявить себя и показать свои знания, создаёт среду для общения друг с другом и взрослыми.
Квест-технология является эффективным средством воспитательного процесса в ДОУ, помогает в формировании личности дошкольника, его морально-волевых качеств
Ребенок понимает значимость конечного результата игры, получает удовольствие и яркие впечатления, улучшается его физическое здоровье. Благодаря неординарной организации через использование игрового квеста, дошкольник лучше усваивает информацию, так как она преподносится в игровой форме посредством загадок, ребусов, творческих заданий. Таким образом, с помощью игры, происходит получение новых знаний и привитие навыков.
Квест-технология входит в число современных образовательных технологий.
Её основа:
чётко сформулированная дидактическая задача;
игровой замысел;
следование правилам.
Квесты помогают детям открывать новые знания в игровой форме и развивать мотивацию к познавательной деятельности.
Элементы квеста — соревнование и эффект неожиданности. Важно, чтобы дети во время квеста сталкивались с трудностями, чтобы перед ними стояли задачи, которые они должны решить.
Педагог во время проведения квеста выполняет роль координатора.
Принципы организации квеста
Чтобы квест удался и решил свои воспитательные и образовательные задачи, необходимо учесть такие принципы:
Задания должны быть безопасны.
Они должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям участников.
Цель должна быть максимально конкретной.
У каждого участника должна быть своя роль.
Во время квеста виды деятельности должны постоянно меняться, решили интеллектуальную задачу — подвигались — нарисовали картинку — собрали мозаику и так далее.
Последовательность заданий должна соответствовать сюжету и быть логичной.
Бывают разные виды квестов:
По числу участников квесты могут быть одиночными и групповыми.
По продолжительности — кратковременными в рамках одного занятия и долговременными на протяжении нескольких часов в течение дня.
По структуре сюжета —
Линейный - Игра построена по цепочке: разгадав одно задание, участники получают следующее и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут.
Штурмовые - Игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач.
Кольцевые - по сути тот же линейный квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными. Финиш квеста совпадает с его стартом.
По содержанию квесты тоже разнообразны. Это могут быть:
Поиск сокровищ.
Расследование происшествий.
Помощь героям сказок (хорошо подходит для младших дошкольников).
Путешествие.
Приключение по мотивам художественных произведений и сказок.
Формы квестов: соревнования, проекты, эксперименты, исследования.
Как правило квест строится по такой схеме.
Первый этап. Распределение на команды (если необходимо), завязка сюжета, объяснение правил.
Второй этап. Выполнение заранее подготовленных заданий в специально созданной среде.
Третий этап. Подведение итогов и награждение участников.
Варианты заданий и подсказок в квест-игре.
- Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.
- Загадки, вопросы, ребусы.
- Пазлы или лабиринты, где нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
- Игры «Найди отличия», «Что лишнее?» Н-р, детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
- Упражнения на классификацию.
- Логические таблицы.
- Задания на измерения.
- Ориентировка по схемам.
- Выкладывание предметов из палочек, фигур.
-Математические упражнения (счет, решение примеров, арифметические задачи и т.д.).
- Подсказки в виде моделей, схем
- Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.
- Творческие задания (сочинение загадок, сказок и т.д.)
Если квест затрагивает какую-то большую тему, например, изучение гербов, то работу по этому направлению можно продолжить: провести конкурс или викторину, реализовать проект, составить коллекцию и так далее.
Почему квест надо включать в образовательный процесс ДОО?
Во-первых, квест позволяет использовать технологию геймификации и приёмы, характерные для организованной игровой деятельности детей.
Во-вторых, технология создаёт совершенно особую мотивацию дошкольников к познавательной деятельности.
В-третьих, дети погружаются в социально-коммуникативную и командную деятельность, которая их привлекает.
В-четвёртых, с помощью квеста создаётся элемент соревновательности.
В-пятых, технология позволяет привлечь родителей и поддержать детскую инициативу по вопросу, который их заинтересовал.
Проще всего организовать квест, если в детском саду создана тематическая образовательная среда.
Например, с помощью декоративно-развивающих панелей «Городская среда» можно провести квест в форме путешествия по городу. При этом воспитатель сможет придумать задания с тем развивающим оборудованием, которое предусмотрено на панелях: с бизибордами, лабиринтами, счётами и так далее.
Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)
В этом возрасте ребенок очень эмоционален, его легко отвлечь. Ведущая позиция принадлежит воспитателю. Задания следует ориентировать на наглядные примеры. Чтобы детям было понятно, воспитатель должен сначала дать план действий, то есть показать сам, а затем попросить детей повторить. Так как в данном возрасте пока сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, для квеста будет достаточно 2-3 активности.
Младшая группа (от 3 до 4 лет)
Планируя квест, необходимо придумать задания, в которых он быстро и самостоятельно сможет найти ответ. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов. На каждом этапе игры следует использовать похвалу.
Так как на данном этапе воображение ребенка еще слабо развито, он плохо понимает словесные инструкции, проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В среднем дошкольном возрасте упор в сценарии игры рекомендуется делать на развитие наблюдательности, воображения, логики.
В этом возрасте у детей развивается критическое мышление, способность анализировать поступки, события, делать определенные выводы. В игру можно вводить положительных и отрицательных героев и задания, способствующие речевому развитию, например рифмовки.
В промежутке между 4 и 5 годами ребенок достаточно уверенно ориентируется в предметах и событиях окружающего мира, хорошо умеет обобщать, может выстраивать ассоциативный ряд по картинкам. Именно поэтому главной особенностью квестов для дошкольников являются яркие карточки с рисунками, но без надписей.
Интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности (конструктивная, трудовая, изобразительная) мелкая моторика рук, что способствует включению в игру творческих заданий.
К пяти годам дети более выносливы физически, что позволяет им активизировать познавательную деятельность. Сюжет квеста может быть направлен на ознакомление с растительным и животным миром. В подвижных этапах применяются задания на координацию движений, ловкости, скорости. Но физическую нагрузку следует дозировать. Длительность квеста до пяти активностей с несколькими простыми действиями. Воспитатель в квест-игре - внимательный наставник.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Дети периода 5-7 лет общительны, имеют свою точку зрения на происходящее вокруг, с удовольствием объяснят даже то, в чем не очень разбираются. Появляются предпосылки к учебной деятельности. В сценарий квеста включаются игровые математические упражнения, задания по грамоте.
У старших дошкольников имеется большой запас представлений об окружающем мире. Поэтому тематика квеста достаточно разнообразна. Для детей 5-7 лет можно включать задания в виде ребусов, кроссвордов, шифровок.
К 6 годам речь достаточно богата в лексическом отношении. Подсказками в квест-игре могут служить синонимы, антонимы, эпитеты, многозначные слова, пословицы и поговорки.
В игре дети данного возраста могут сами распределить роли, оказывают помощь и поддержку. Активно сотрудничают со взрослыми, уточняют информацию. С удовольствием включаются в творческую деятельность, могут создавать что-то свое, оригинальное.
В физическом развитии наблюдаются успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств. В спортивных этапах можно включать эстафеты на ловкость, быстроту, силу, точность, координацию движений. Для ребенка лучше не предлагать конкурсы, где будут победители и проигравшие. В квест-игре для детей 5-7 лет может быть включено 7-10 активностей разной сложности. (лучше всего их чередовать)
Чем больше маршрутных пунктов, тем интереснее игра. Особенно полезны квесты, проводимые на свежем воздухе.
В заключении хотелось бы отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса, и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье.
Помните, что любая победа, пусть даже в игре – это способ выработать у ребёнка привычку к успеху.
Список литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
Быховский, Я. С. «Что такое образовательный веб-квест?» [Электронный ресурс]/ Я.С. Быховский (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр.44.
Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодий вчений. – 2014. – №6 (09). – С.138-140. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://molodyvcheny.in.ua/files/journal/2014/6/89.pdf.
http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii
http://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-forma- obrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
http://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/
https://dohcolonoc.ru/stati/10477-kvest-igra.html
https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kvest-kak-formaobrazovatelnoy-deyatelnosti-so-starshimi-doshkolnikami
https://super-positive.ru/kvest-dlya-detey-na-ulitce/
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii.