Муниципальное учреждение дополнительного образования Чердаклинский Центр дополнительного образования
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
методического совета Директор МУ ДО ЦДО
от « ___» _______2021г. _________Терехина Л.А.
Протокол №____ «___»_________2021 год
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Удивительное оригами»
Возраст обучающихся 9-15 лет
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Программа разработана:
педагогом дополнительного образования
Захаровой Рано Хамрокуловной
2021 г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации " № 273 - ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726 –р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.43172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ № 09 -3242.
6. Устава образовательной организации
Актуальность и педагогическая целесообразность
программы
Оригами (яп., букв. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Каждая модель имеет универсальную схему складывания со знаками, указывающими действие. Понятную для всех систему знаков изобрел японский оригамист Акира Йошизава. Значки понятны даже маленькому ребенку и практически не требуют дополнительных объяснений. В настоящее время - это самый простой и доступный вид декоративно-прикладного творчества.
Популярность оригами заключается в том, что для него не требуется никаких специальных инструментов, а в качестве материала может использоваться почти любая бумага (бумага для офисной техники, газета, обои, упаковочная бумага, картон, бархат и др.) бумаги.
Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус.
Педагогическая целесообразность данной программы в том, что она способствует раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя. Дети видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Работа в этой технике благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников – формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности, формируя такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда.
Специалисты считают, что занятия оригами помогают ребенку развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, в результате чего:
повышается уровень интеллекта (внимательность, восприятие, смышленость, воображение, логичность);
активизируется творческое мышление: растет скорость, гибкость, оригинальность;
повышается и стабилизируется на высоком уровне психоэмоциональное состояние;
улучшаются двигательные способности рук (повышение качества складываемых моделей позволяет говорить о развитии тонкой моторики рук в процессе занятий оригами);
у лучшается глазомер. Предлагаемая программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности.
Новизна, отличительные особенности данной программы
от уже существующих образовательных программ
Отличительной особенностью данной программы является то, что ее содержание дополнено заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до размещения фотографий своих работ на различных сайтах.
В программе использованы новые технологии обучения, в том числе электронные и дистанционные.
Цель и задачи общеобразовательной программы
Цель программы - творческое развитие личности школьника через приобщение его к искусству оригами.
Задачи программы:
Обучающие
Познакомить детей с базовыми формами оригами.
Познакомить детей с основными геометрическими понятиями.
Научить читать схемы, по которым складываются оригами и представлять по ним изделия в объеме.
Научить детей различным приемам работы с бумагой.
Содействовать освоению понятия «композиция» в искусстве
Развивающие:
Развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, развить мелкую моторику рук, развить глазомер.
Развить художественный вкус и творческие способности детей, активизировать их воображение и фантазию.
Стимулировать развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
Воспитательные:
Воспитать интерес к искусству оригами.
Формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Ожидаемые результаты освоения программы
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на овладение учащимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, еѐ приобщения к мировым культурным ценностям.
Освоение предметных знаний и умений:
результате освоения программы учащиеся
должны знать:
что такое оригами;
некоторые факты из истории искусства оригами; условные обозначения оригами.
различные приемы работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание.
основные геометрические понятия: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
базовые формы оригами: треугольник, квадрат, книжка, дверь, дом; приемы разметки (линейка, шаблон); правила безопасности при работе ручными инструментами (ножницы, кисти, нож).
должны уметь:
пользоваться необходимыми инструментами ручного труда и приспособлениями; следовать устным инструкциям педагога; читать и зарисовывать элементарные схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь схемами;
выполнять разметку листа бумаги с помощью линейки или шаблона; анализировать образец; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными
материалами и инструментами.
II. Освоение опыта самостоятельной творческой деятельности
По окончании программы
учащийся должен:
с тремиться к достижению самостоятельного, творческого уровня при выполнении практических заданий;
о казывать посильную помощь в дизайне и оформлении кабинета, своей комнаты, дома;
с оздавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
проявлять эстетический вкус при выполнении практических заданий;
.иметь навыки подготовки работ к экспозиции
учащийся способен:
о рганизовать персональную выставку прикладных изделий;
принять участие в итоговой выставке объединения «Увлекательный мир оригами».
Направленность программы
Программы художественной направленности ориентированы на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира.
Уровень освоения программы
Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
Основные характеристики образовательного процесса
Программа «Мир оригами» предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с математикой, технологией, изобразительной деятельностью, мировой художественной культурой.
Возраст обучающихся по программе 9-15 лет.
Принцип набора в объединение свободный. Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний.
Количество детей в группе: 12-15 человек.
Учебные занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и подгруппам, а также индивидуально с наиболее способными детьми при подготовке к конкурсным мероприятиям, или с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объем и сроки освоения дополнительной общеобразовательной программы
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: Занятия проводятся с понедельника по пятницу, 144 часа за период.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма учебного процесса – это занятия, подразделенные на подготовительный период, повторение пройденного материала, изучение нового, закрепление изученного, постановку новой задачи, контроль и оценку, подведение итогов.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть может быть представлена в виде демонстрации приемов работы педагогом, объяснения материала, показа наглядных пособий и образцов изделий, бесед по искусству, групповых и индивидуальных консультаций для учащихся. Практическая часть представлена в виде практического закрепления, самостоятельной работы, изготовления изделий, а также выставок.
В процессе освоения программы применяются три вида заданий:
тренировочные, в которых предлагается работа по образцу, с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией. Они используются на этапе освоения технологии.
частично-поисковые, когда учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изготовления, или определить наиболее подходящий материал для воплощения замысла, или выполнить декорирование изделия;
творческие, для которых характерна новизна формулировки, которую ученик должен осмыслить, самостоятельно определить связь между неизвестным и арсеналом своих знаний, найти способ воплощения образа.
Для занятий по оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в котором можно играть. На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать окружающий мир, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами литературы и русского фольклора.
Особенности организации образовательного процесса:
Обучающиеся в группе – от 9 до 15 лет. Состав группы может меняться. Количественный состав объединения составляет – от 12 до 15 человек. В объединении формируются разновозрастные группы. Структура программы предусматривает комплексное обучение по основным направлениям образовательной программы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ Контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | 1. Модуль «Оригами искусство или головоломка» | |||||
Тема 1.1. Вводное занятие. История оригами | 2 | 2 | Входная диагностика | |||
Тема 1.2. Условные обозначения в оригами | 11 | 11 | Наблюдение, беседа | |||
Тема 1.3. Базовые формы оригами | 11 | 11 | Опрос | |||
2. | 2. Модуль «Игрушки своими руками» | |||||
Тема 2.1. Оригами игрушки | 15 | 5 | 10 | Наблюдение, беседа | ||
Тема 2.2. Оригами транспорт | 15 | 5 | 10 | Самооценка обучающихся своих знаний и умений | ||
Тема 2.3. Надувные игрушки | 10 | 2 | 8 | Групповая оценка работ. | ||
3. | 3. Модуль «Киригами» | |||||
Тема 3.1. Знакомство с техникой «Киригами» | 14 | 14 | Наблюдение, беседа | |||
Тема 3.2. Изготовление открыток. | 26 | 26 | Групповая оценка работ. | |||
4 | 4. Модуль «Модульное оригами» | |||||
Тема 4.1. Знакомство с техникой «Модульное оригами» | 8 | 4 | 4 | Наблюдение, беседа | ||
Тема 4.2. Разновидности модулей в оригами. | 15 | 15 | Тестирование | |||
Тема 4.3. Сборка моделей | 15 | 15 | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. | |||
Тема 4.4. Итоговое занятие. | 2 | 2 | Демонстрационные | |||
Итого: | 144 | 43 | 101 |
Содержание учебного плана
1. Модуль «Оригами искусство или головоломка»
Цель: формирование системы знаний и умений в области оригами.
Задачи: - сформировать систему знаний об искусстве оригами; - совершенствовать умения и навыки практической деятельности при работе с бумагой.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория.О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Игра –знакомство с детьми. Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности. Знакомство с историей искусства оригами, коллекцией бумаги, материалами для занятий оригами. Классификация бумаги, ее свойства, виды и назначения, подготовка и подбор бумаги. Беседа о разновидностях изделий в технике «Оригами». Традиционные и новые техники оригами.
Форма контроля:
Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами».
Тема 1.2. Условные обозначения в оригами.
Теория.Азбука Оригами: приемы и знаки, изучение условных обозначений и схем. Рассказ о работе с технологической картой и схемами.
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Тема 1.3. Базовые формы оригами.
Практическая работа. Приемы складывания бумаги. Складывание базовых форм оригами: треугольник, книга, дверь, блин. Изготовление оригами согласно базовым формам.
Форма контроля: Опрос
2. Модуль «Игрушки своими руками»
Цель:Познакомить с изготовлением простейших игрушек в технике оригами путем складывания квадрата. Вызвать интерес детей к самостоятельной деятельности. Формировать конструктивные навыки детей. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Задачи: - сформировать систему знаний о базовых формах складывания бумаги; - совершенствовать умения и навыки чтения схем.
Тема 2.1. Оригами-игрушки.
Теория.Знакомство с базовой формой оригами: «Дом». Динамические технологические таблицы с последовательным изготовлением. Образцы готовых изделий.
Практическая работа. Изготовление оригами: головоломка
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Тема 2.2. Оригами транспорт.
Практическая работа. Изготовление оригами: самолеты, пароходы, лодки, корабли, яхты, парусники.
Форма контроля: Самооценка обучающихся своих знаний и умений
Тема 2.3 Надувные игрушки.
Практическая работа. Изготовление оригами: кубик, зайчик, рыбка, ракета, лягушка.
Форма контроля: Групповая оценка работ.
3. Модуль «Киригами»
Цель:изучение техники оригами «Киригами». Вызвать интерес детей к самостоятельной деятельности.
Задачи: - сформировать систему знаний о техники киригами; - совершенствовать умения и навыки чтения схем.
Тема 3. 1. Знакомство с техникой «Киригами»».
Теория.Ознакомление с техникой «Киригами». Изучение схем и примеров.
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Тема 3.2. Изготовление открыток.
Практика.Изготовление открыток
Форма контроля: Групповая оценка работ.
4. Модуль «Модульное оригами»
Цель:изучение техники «Модульное оригами». Выявление навыков работы с модулями.
Задачи: - сформировать систему знаний о техникимодульное оригами; - совершенствовать умения и навыки чтения схем и изготовление модулей.
Тема 4.1. Знакомство с техникой «Модульное оригами»
Теория.Знакомство с модульным оригами. Презентация.
Форма контроля: Наблюдение, беседа
Тема 4.2. Разновидности модулей в оригами.
Практика.Изготовление модулей.
Форма контроля: Тестирование
Тема 4.3. Сборка моделей
Практика.Изготовление моделей рыбок, бабочек, клубнички.
Форма контроля: Самооценка обучающихся своих знаний и умений.
Тема 4.4. Итоговые занятия.
Теория.Экспозиция.
Практика: Проведение итоговой выставки.
Форма контроля: Демонстрационные
Календарный учебный график
№ п\п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | 06.09 | 14.30-16.30 | лекция | 2 | Вводное занятие. | МОУ Андреевская СШ | Входная диагностика. Викторина «Что я знаю об оригами». | |
2 | 07.09 13.09 14.09 20.09 21.09 27.09 | 10.00-12.00 14.30-16.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | лекция | 11 | Условные обозначения в оригами. | МОУ Андреевская СШ | Наблюдение, беседа |
3 | 27.09 28.09 03.10 04.10 08.10 09.10 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 11 | Базовые формы оригами | МОУ Андреевская СШ | Опрос |
4 | 15.10 16.10 22.10 23.10 29.10 30.10 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | лекция | 12 | Оригами игрушки | МОУ Андреевская СШ | Наблюдение, беседа |
5 | 19.11 20.11 26.11 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 | Практическое занятие | 5 | Оригами игрушки | МОУ Андреевская СШ | |
6 | 26.11 03.12 04.12 | 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 5 | Оригами игрушки | МОУ Андреевская СШ | |
7 | 10.12 11.12 17.12 18.12 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 8 | Оригами игрушки | МОУ Андреевская СШ | |
8 | 24.12 25.12 14.01 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 | Практическое занятие | 5 | Оригами транспорт | МОУ Андреевская СШ | Самооценка обучающихся своих знаний и умений |
9 | 14.01 21.01 22.01 | 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 5 | Надувные игрушки | МОУ Андреевская СШ | Групповая оценка работ |
10 | 28.01 29.01 04.02 05.02 11.02 12.02 18.02 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 | лекция | 14 | Знакомство с техникой «Киригами» | МОУ Андреевская СШ | Наблюдение, беседа |
11 | 04.03 05.03 11.03 12.03 18.03 | 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 10 | Изготовление открыток. | МОУ Андреевская СШ | Групповая оценка работ. |
12 | 19.03 25.03 26.03 01.04 02.04 08.04 09.04 22.04 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.0 10.00-12.00 14.30-15.30 | Практическое занятие | 16 | Изготовление открыток. | МОУ Андреевская СШ | |
13 | 23.04 06.05 | 10.00-12.00 14.30-15.30 | лекция | 4 | Знакомство с техникой «Модульное оригами» | МОУ Андреевская СШ | Наблюдение, беседа |
14 | 07.05 13.05 14.05 20.05 21.05 27.05 28.05 | 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 14.30-15.30 10.00-12.00 | Практическое занятие | 15 | Разновидности модулей в оригами. | МОУ Андреевская СШ | Тестирование |
15 | Практическое занятие | 15 | Сборка моделей | МОУ Андреевская СШ | Самооценка обучающихся своих знаний и умений. | ||
16 | Защита работ | 4 | Итоговое занятие. | МОУ Андреевская СШ | Демонстрационные |
Контроль за реализацией программы
Текущий контроль, – это систематическая оценка уровня освоения дополнительной образовательной программы в течение учебного года.
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, воспитательную, проверочную и корректирующую функцию.
начале учебных занятий педагогом проводитсявводный контроль для определения начального уровня знаний учащихся в форме викторины «Что я знаю об оригами».
течение всего курса обучения осуществляетсяоперативный контроль в форме педагогических наблюдений, позволяющий определить уровень усвоения программы, творческую активность учащихся. Это позволяет выявить затруднения учащихся и оперативно изменить ход учебно-воспитательного процесса.
Оценивание обучающихся на занятиях носит словесный характер. Педагог оценивает любое продвижение ученика. В конце занятия отмечается активность детей.
При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, соблюдение правил техники безопасности, аккуратность и своевременность выполнения работы, осуществление самоконтроля.
Итоговый контроль проводится в конце обучения. Формой подведения итогов по программе является проведение итоговой выставки «Увлекательный мир оригами».
Формы оценивания процесса и результата проектной деятельности учащихся:
Анализ выполненных изделий оригами.
Педагогическое наблюдение на занятиях
конце учебного года педагог обобщает результаты всех диагностических процедур и определяет уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов
составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе - низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные | Наглядные | Практические |
беседа, объяснение | показ видеоматериалов, иллюстраций | тренировочные упражнения |
работа по образцу | Изготовление работ |
Условия реализации программы
Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)
1. Кабинет
2. Компьютер
3. Схемы, образцы
4. Видео
5. Бумага, ножницы
Кадровое обеспечение.
Реализация программы осуществляется учителем математики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
использованной при составлении программы
Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы / С.Ю.Афонькин, Е.Ю. Афонькина; Издание 3-е. – М. : Аким, 1996,. - 209 с.
Буйлова, Л.Н., Кленова, Н.В., Постников, А.С. Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. В помощь педагогу. – Режим доступа : http://doto.ucoz.ru/metod/.
Закон Российской Федерации «Об образовании», 26.12.2012 г. [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_Российской_Федерации.pdf.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб. : КАРО, 2006. – 368 с.
Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/poslednie-novosti/kontseptsiya.
Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей: методическая служба: практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов пед. учебных зав., слушателей ИПК / С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2005. – 324 с.
Методическая работа в системе дополнительного образования: материал, анализ, обобщение опыта: пособие для педагогов дополнительного образования / Сост. М.В.
Кайгородцева. – Волгоград : Учитель, 2009. – 377 с.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы). Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 г. [Электронный ресурс] / Самарский дворец детского и юношеского творчества. – Режим доступа: pioner-samara.ru/sites/default/files/docs/metodrek_dop_rf15.doc.
Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход: методические рекомендации / Под ред. проф. Н.Ф.Радионовой и к.п.н. М.Р.Катуновой. - СПб : Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ»,2005. – 64 с.
Положение о порядке разработки, экспертизы и утверждения дополнительной общеобразовательной программы МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития.Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_GTsIR_o_programmah.pdf
Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля освоения дополнительных программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МБОУ ДО ГЦИР городского округа Тольятти. [Электронный ресурс] / Гуманитарный центр интеллектуального развития. Официальные документы. – Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/Chekrkasova_Yuliya/POLOJENIE_ GTsIR_o_formahattestacii.pdf .
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41г «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информацинный портал
системыдополнительногообразованиядетей.–Режимдоступа:http://dopedu.ru/poslednie-novosti/novie-sanpin-dlya-organizatsiy-dod.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] / Дополнительное образование: информационный портал системы дополнительного образования детей. – Режим доступа : http://dopedu.ru/normativno-pravovoe-obespechenie/normativno-pravovie-dokumenti-i-materiali-po-organizatsii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey.
Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О требованиях к программам дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] / Дворец творчества детей и молодежи. – В помощь педагогу. – Режим доступа: http://doto.ucoz.ru/load/7-1-0-13.
Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога: Информационно-методический сборник, выпуск №5 / Сост. Н.А. Леоненко, Т.В. Завьялова, А.В. Кузнецова. – СПб. : Издательство «Ресурсный центр школьного дополнительного образования», 2010. – 62 с.
Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии: учебное пособие. / Г.К.
Селевко. - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.