МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МКУ "Отдел образования" Мензелинского муниципального района
МБОУ «Аюская ООШ имени Р.Х.Кагирова»Мензелинского муниципального района
Республики Татарстан
УТВЕРЖДАЮ | ||
Директор МБОУ "Аюская ООШ | ||
им. Р. Х. Кагирова» Мензелинского | ||
муниципального района РТ Мензелинска РТ | ||
______________Фаррахов Ф.Х. | ||
Приказ №__ от " " августа 2022 г. | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5170523)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:ФарраховаГелюся Газизяновна
учительОДНКНР
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО учителей Естественно-научного цикла ______________Набиева С.Р. Протокол №1 от " " августа 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Насырова Д.Н. | ПРИНЯТО Педагогическим советом МБОУ «Аюская ООШ им.Р.Х.Кагирова» Мензелинского муниципального района РТ Протокол № __ от " " августа 2022 г. |
с.Аю2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»(далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовно-нравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичностиобучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целямиизучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовно-нравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуры народов России. Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения.
Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности.
Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно-нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры.
Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе. Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
— Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России;
— иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
— понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия
— Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
— знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
— понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость
Тема 3. Язык и история
— Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности;
— иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры;
— понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
— обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей
— Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
— знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
— понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
— иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры
— Иметь сформированное представление о понятие «культура»;
— осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура
— Иметь представление об артефактах культуры;
— иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
— понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
— понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура
— Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»;
— знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности»,«духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
— понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их репрезентации в культуре;
— осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
— знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия
— Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции;
— осознавать связь религии и морали;
— понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
— уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9. Культура и образование
— Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества;
— иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;— понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
— приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и
профессиональным ростом человека;
— понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
— выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической специфики;
— обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей
— Знать и понимать смысл термина «семья»;
— иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
— осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
— уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
— понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;— осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
— понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи
— Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
— осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;— понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;— обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России
— Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений;
— знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;— уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
— осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России
— Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
— уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
— знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
— понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи
— Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
— понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
— осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
— характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие)
— Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи;
— выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
— предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
— обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура
— Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры;— уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и общества, человека и культуры;
— понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества;
— знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры
— Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости;
— осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;— обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностей человека;
— доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
— знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности
— Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;— обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь»,«сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность
— Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
— иметь представление о значении и функциях изучения истории;
— осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса. Знать
о существовании связи между историческими событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовно-нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры
— Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
— рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
— обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур
— Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
— понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
— знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа
— Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно-нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
— осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие
— Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
— называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
— уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
— уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины
Тема 25. Праздники в культуре народов России
— Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры;
— устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
— различать основные типы праздников;
— уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и собственной семьи;— анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
— понимать основной смысл семейных праздников:
— определять нравственный смысл праздников народов России;
— осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России
— Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
— понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
— осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ;
— осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
— устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
— иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России
— Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средствамузыкального языка;
— обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
— знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28. Изобразительное искусство народов России
— Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественноготворчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительногоискусства;
— уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
— обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
— находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
— знать основные темы изобразительного искусства народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России
— Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств;
— понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
— воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
— знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
— оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
— Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
— уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
— уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для
шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
— понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие)
— Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии;
— понимать, что такое культурная карта народов России;
— описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России
— Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
— понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов и темпрограммы | Количествочасов | Датаизучения | Видыдеятельности | Виды,формыконтроля | Электронные(цифровые)образовательныересурсы | ||
всего | контрольныеработы | практическиеработы | ||||||
Тематическийблок1.«Россия—нашобщийдом» | ||||||||
1.1. | Зачем изучать курс «Основыдуховно-нравственной культурынародов России»? | 1 | 0 | 1 | 03.09 | формироватьпредставлениеобособенностяхкурса«Основыдуховно-нравственной культуры народов России»; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.2. | Нашдом—Россия | 1 | 0 | 1 | 10.09 | слушатьипониматьобъясненияучителяпотемеурока; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.3. | Языкиистория | 1 | 0 | 1 | 17.09 | формироватьпредставленияоязыкекакносителедуховно-нравственныхсмыслов культуры; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.4. | Русскийязык —языкобщенияиязык возможностей | 1 | 0 | 1 | 24.09 | формироватьпредставлениеорусскомязыкекакязыкемежнациональногообщения; | Диктант; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.5. | Истокироднойкультуры | 1 | 0 | 1 | 1.10 | формироватьпредставление о том, что такое культура, обобщихчертах вкультуре разных народов; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.6. | Материальнаякультура | 1 | 0 | 1 | 8.10 | формироватьпредставлениеотрадиционныхукладахжизниразныхнародов; | Письменныйконтроль; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.7. | Духовнаякультура | 1 | 0 | 1 | 15.10 | формироватьпредставлениеодуховнойкультуреразныхнародов; | Письменныйконтроль; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.8. | Культураирелигия | 1 | 0 | 1 | 22.10 | формироватьпредставление о понятии «религия», пониматьи уметьобъяснять, в чём заключается связь культуры и религии; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.9. | Культураиобразование | 1 | 0 | 1 | 12.11 | пониматьсмысл понятия «образование», уметьобъяснятьважностьинеобходимость образования для общества; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
1.10. | Многообразие культур России(практическоезанятие) | 2 | 0 | 2 | 19.11 | отбиратьматериалпонесколькимисточникам,готовитьдоклады,работатьснаучно-популярной литературой; | Самооценкасиспользованием «Оценочноголиста»;Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» | ||||||||
2.1. | Семья—хранитель духовныхценностей | 1 | 0 | 1 | 26.11 | понимать,чтотакоесемья,формироватьпредставлениеовзаимосвязяхмеждутипом культуры и особенностями семейного уклада у разных народов; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
2.2. | Родинаначинаетсяссемьи | 1 | 0 | 1 | 3.12 | пониматьи объяснять, каки почему историякаждойсемьи тесно связанасисторией страны, народа; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
2.3. | Традиции семейного воспитания вРоссии | 1 | 0 | 1 | 10.12 | пониматьиобъяснять,чтотакоетрадиция,уметьрассказыватьотрадицияхсвоейсемьи,семейныхтрадицияхсвоегонародаидругихнародовРоссии; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
2.4. | Образ семьи в культуре народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 17.12 | знатьосновныефольклорныесюжетыосемье,семейныхценностях; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
2.5. | Трудвисториисемьи | 1 | 0 | 1 | 24.12 | понимать,чтотакое«семейныйтруд»,сознаватьихарактеризоватьважногообщего семейного труда для укрепления целостности семьи; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
2.6. | Семья в современном мире(практическоезанятие) | 1 | 0 | 1 | 14.01 | понимать,почемуважноизучатьихранитьисториюсвоейсемьи,передаватьеё следующим поколениям; | Самооценкасиспользованием «Оценочноголиста»;Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
Тематическийблок3.«Духовно-нравственноебогатстволичности» | ||||||||
3.1. | Личность—общество—культура | 1 | 0 | 1 | 21.01 | знать,чтотакоегуманизм,понимать,чтоделаетчеловекачеловекомикакиепроявления людей можно назвать гуманными; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
3.2. | Духовный мир человека. Человек —творец культуры | 1 | 0 | 1 | 28.01 | пониматьиобъяснятьзначение слова «человек»вконтекстедуховно-нравственной культуры; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
3.3. | Личность и духовно-нравственныеценности | 1 | 0 | 1 | 4.02 | пониматьиобъяснять,чтотакоеморальинравственность,любовькблизким; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
Тематическийблок4.«КультурноеединствоРоссии» | ||||||||
4.1. | Историческая память как духовно-нравственная ценность | 1 | 0 | 1 | 11.02 | объяснятьсмыслтермина«история»,пониматьважностьизученияистории; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.2. | Литературакакязыккультуры | 1 | 0 | 1 | 18.02 | понимать особенности литературы, её отличия от других видовхудожественного творчества; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.3. | Взаимовлияниекультур | 1 | 0 | 1 | 25.02 | иметь представление о значении терминов «взаимодействиекультур»,«культурный обмен»; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.4. | Духовно-нравственные ценностироссийского народа | 1 | 0 | 1 | 4.03 | уметьобъяснятьзначениеосновных понятий,отражающихдуховно-нравственныеценности; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.5. | Регионы России: культурноемногообразие | 1 | 0 | 1 | 11.03 | пониматьпринципыфедеративного устройства России, объяснятьпонятие«полиэтничность»; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.6. | Праздники в культуре народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 18.03 | пониматьиобъяснять,чтотакое«народныйпраздник»; | Тестирование; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.7. | Памятники в культуре народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 8.04 | устанавливатьсвязьмеждуисториейпамятникаиисториейкрая; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.8. | Музыкальная культура народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 15.04 | пониматьособенностимузыкикаквидаискусства; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.9. | Изобразительное искусство народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 22.04 | пониматьиобъяснятьособенностиизобразительногоискусства каквидахудожественного творчества; | Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.10. | Фольклор и литература народовРоссии | 1 | 0 | 1 | 29.04 | понимать,чтотакоенациональнаялитература; | Устныйопрос; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.11. | Бытовые традиции народов России:пища, одежда, дом (практическоезанятие) | 1 | 0 | 1 | 6.05 | отбиратьисравниватьучебныйматериалпонесколькимисточникам,решатьтекстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников,работать с научно-популярной литературой; | Самооценкасиспользованием «Оценочноголиста»;Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.12. | Культурная карта России(практическоезанятие) | 1 | 0 | 1 | 13.05 | отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи,слушатьианализироватьвыступленияодноклассников,работатьснаучно-популярной литературой; | Самооценкасиспользованием «Оценочноголиста»;Практическаяработа; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
4.13. | Единствостраны—залогбудущего России | 2 | 1 | 1 | 20.05 | пониматьиобъяснятьзначениеобщихэлементовичертвкультуреразныхнародовРоссиидляобоснованияеёкультурного,экономическогоединства; | Тестирование; | http://scool-collection.edu.ruhttps://resh.edu.ru/special-course/http://www.td.gov.ruhttp://ihtik.lib.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПОПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 34 |
ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темаурока | Количествочасов | Дата изучения | Виды,формы контроля | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
План | Факт | |||||||
1. | Зачем изучать курс "Основы духовно- нравственнойкультуры народов России" | 1 | 0 | 1 | 03.09 | Устныйопрос; | ||
2. | Нашдом-Россия | 1 | 0 | 1 | 10.09 | Практическая работа; | ||
3. | Языки история | 1 | 0 | 1 | 17.09 | Устный опрос; | ||
4. | Русскийязык-язык общения и язык возможностей | 1 | 0 | 1 | 24.09 | Диктант; | ||
5. | Истоки роднойкультуры | 1 | 0 | 1 | 1.10 | Практическая работа; | ||
6. | Материальнаякультура | 1 | 0 | 1 | 8.10 | Письменный контроль; | ||
7. | Духовнаякультура | 1 | 0 | 1 | 15.10 | Письменный контроль; | ||
8. | Культураирелигия | 1 | 0 | 1 | 22.10 | Устныйопрос; | ||
9. | Культураиобразование | 1 | 0 | 1 | 12.11 | Устныйопрос; | ||
10. | Практическаяработапо теме "Многообразие культур России" | 1 | 0 | 1 | 19.11 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; | ||
11. | Семья - хранитель духовныхценностей | 1 | 0 | 1 | 26.11 | Практическая работа; | ||
12. | Родинаначинается с семьи | 1 | 0 | 1 | 3.12 | Устныйопрос; | ||
13. | Традициисемейного воспитаниявРоссии | 1 | 0 | 1 | 10.12 | Практическая работа; | ||
14. | Образсемьивкультуре народов России | 1 | 0 | 1 | 17.12 | Практическая работа; | ||
15. | Трудвисториисемьи | 1 | 0 | 1 | 24.12 | Устныйопрос; |
16. | Полугодоваяконтрольная работа | 1 | 0 | 1 | 14.01 | Контрольная работа; |
17. | Практическаяработапо теме "Семья в современном мире" | 1 | 0 | 1 | 21.01 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; | |
18. | Личность-общество- культура | 1 | 0 | 1 | 28.01 | Устныйопрос; | |
19. | Духовный мир человека. Человек-творецкультуры | 1 | 0 | 1 | 4.02 | Устныйопрос; | |
20. | Личность и духовно- нравственныеценности | 1 | 0 | 1 | 11.02 | Устныйопрос; | |
21. | Историческаяпамятькакдуховно-нравственная ценность | 1 | 0 | 1 | 18.02 | Устныйопрос; | |
22. | Литературакакязыккультуры | 1 | 0 | 1 | 25.02 | Устныйопрос; | |
23. | Взаимовлияниекультур | 1 | 0 | 1 | 4.03 | Устныйопрос; | |
24. | Духовно-нравственныеценности российского народа | 1 | 0 | 1 | 11.03 | Устныйопрос; | |
25. | Регионы России: культурноемногообразие | 1 | 0 | 1 | 18.03 | Устныйопрос; | |
26. | Праздникивкультуре народов Россиии | 1 | 0 | 1 | 8.04 | Тестирование; | |
27. | Памятникивкультуре народов России | 1 | 0 | 1 | 15.04 | Практическая работа; | |
28. | Музыкальнаякультура народов России | 1 | 0 | 1 | 22.04 | Устныйопрос; | |
29. | ИзобразительноеискусствонародовРоссии | 1 | 0 | 1 | 29.04 | Практическая работа; | |
30. | Фольклорилитература народов России | 1 | 0 | 1 | Устныйопрос; |
31. | Практическая работа по теме"Бытовыетрадиции народов России: пища,одежда,дом | 1 | 0 | 1 | 6.05 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа; | |
32. | Практическаяработапо теме"Культурнаякарта России" | 1 | 0 | 1 | 13.05 | Самооценка с использованием «Оценочного листа»; Практическая работа;; | |
33. | Единствостраны-залог будущего России | 1 | 0 | 1 | 20.05 | Тестирование; | |
34. | Итоговаяконтрольная работа | 1 | 1 | 0 | Контрольная работа; | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВПОПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 33 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией Сахарова А.Н., Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России, 5 класс. ООО«Русское слово-учебник»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Книга для учителя. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 5 класс.
Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2015 История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2012. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2015.
Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2013 Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1-11. – Иерусалим, 1976-2005.
Введение в буддизм. – СПб., 2016.
Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2014.
Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2015. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2014.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы - http://katalog.iot.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru
Всемирная история в интернете - http://www.hrono.ru
История стран и цивилизаций - http://www.istorya.ru
Библиотека античной литературы - http://сyrill.newma.ru
Коллекция: мировая художественная культура -http://artclassic.edu.ru
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Аудиоколонки.
Видеопроектор.
Персональный компьютер.
Принтер.
Экран.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
ПК
Комплект контрольно-оценочных материалов
Дата:20.05
Источник
Цель: проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС ООО по основным разделам программы
Планируемые результаты
Личностные :
Осознавать ценность учебной деятельности, развивать свой внутренний мир и кругозор, образное мышление,учебныенавыки,обогащение словарногозапаса,
овладение культурой восприятия художественных текстов и произведений искусства, информационных источников.
Оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно», делать сознательный выбор в пользу нравственных ценностей.
Познавательные УУД:
Характеризовать понятия «духовность», «нравственность», «культура», «религия», сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях, различать культовые сооружения разных религий, формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Осознавать ценность человеческой личности,
усваивать основные общественные нравственные ценности. Понимать значимость учебной деятельности и созидательной собственной деятельности как таковой.
Коммуникативные УУД:
Развитие навыков совместной деятельности и продуктивного сотрудничества при решении проблем, согласованность усилий по достижению общей цели.
Участие в парной и групповой работе, коллективном обсуждении общественных фактов, явлений, дискуссий по предложенной теме.
Регулятивные УУД:
Формирование способов распределения собственного времени,
совмещение нескольких видов деятельности, постановка учебной задачи, цели урока и разрешения проблемной ситуации, формирование качеств: усидчивость, терпение, аккуратность, целеустремленность.
Составление схем, таблиц, систематизация материала
с использованием учебника и дополнительной литературы, осуществление самоконтроля в процессе решения заданий.
Предметные результаты
Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей и объяснять их с опорой на явления социальной действительности; исследовать несложные реальные связи и
зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта
1 вариант | 2 вариант |
Родина ислама: А) Палестина; Б) Аравийский полуостров; В) Индия; Г) Византия; Какие из понятий связаны сбуддизмом: А) ступа; Б) хадж; В) скрижали; Г) танка; Д) фреска; Е) намаз; Ж) арабески; З) карма; И) лама; К)дацан; В каких субъектах РФсуществует буддизм; А) Калмыкия, Бурятия, Тыва; Б) Северный Кавказ, Башкорстан, Татарстан; В) Еврейская автономная область; Объясните на примере, что значит: А) Все религии учат нравственному поведению Б) Религиозная культура Назовите духовные ценности христианства (две) Соотнести: А) Владимир; Б) Екатерина II; В) Елизавета Петровна; Г) Ольга; крещениеРуси; учреждение поста главы буддистов (Хамбо – лама); создана первая официальнаяорганизация мусульман России, учреждена должность главы российских мусульман, муфтия; 4. первый правитель Руси, принявший крещение;
А) синагога; Б) мечеть; В) церковь; Г) собор;
А) I век н. э.; Б) VI – V до н. э.; В) VII век н. э.; Г) II тысячелетие до н. э.;
1.2.3.4.
А) ислама; Б) буддизма;
(один пример на выбор) через подвиг, через труд, через природу | Родина буддизма: А) Палестина; Б) Аравийский полуостров; В) Индия; Г) Китай; Какие из понятий связаны сисламом: А)медресе; Б)хадж; В) скрижали; Г) арабески; Д) фреска; Е) ступа; Ж) муфтий; З) нирвана; И) заповеди; К)Кааба; В каких субъектах РФ существуетислам; А) Калмыкия, Бурятия, Тыва; Б) Северный Кавказ, Башкорстан, Татарстан; В) Еврейская автономная область; Объясните на примере, чтозначит: А) Культура и религия тесно связаны друг с другом Б) Человек – носитель и творец культуры Назовите нравственные качества христианина (два) Соотнести: А) Сиддхартха Гаутама; Б) Мухаммед; В) Моисей: Г) Соломон; 1. основатель буддизма; 2. основатель ислама; иудейскийпророк; строитель первого иудейскогохрама; 7. Какие культовые сооружения связаны с буддизмом? А) синагога; Б) мечеть; В) дацан; Г) ступа;
А) I век н. э.; Б) VI – V до н. э.; В) VII век н. э.; Г) II тысячелетие до н. э.;
1.2.3.4.
А)христианства; Б)иудаизма;
что книга и чтение важны для культуры человека.
величие многонациональной российской культуры (один пример на выбор), через подвиг, через труд, через природу |
Критерии оценивания
Устный ответа по ОДНКНР
Отметка «5» ставится, если учащийся дал полное описание события, явления (названы характерные черты, приведены главные факты); ответ логически выстроен, суждения аргументированы; явления рассмотрены в историческом контексте, соотнесены с другими событиями; раскрыты причинно – следственные связи; при сравнении показаны черты общего и различия
Отметка «4» ставится, если учащийся назвал главные характерные черты события, явления без необходимой конкретизации их фактами; ответ недостаточно полон (логичен, аргументирован); недостаточно раскрыты связи событий, их преемственность; при сравнении черты общего и различия раскрыты неполно; допущены неточности.
Отметка «3» ставится, если приведены единичные элементы характеристики (даты, факты, имена и т. д.); изложены единичные факты, фрагментарные сведения без раскрытия исторических связей событий; в сравнении указана только одна общая черта или только единичные различия; ответ неполон, непоследователен.
Отметка «2» ставится, если ученики обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.На вспомогательные вопросы учителя ответы не даются и ошибки не исправляются
Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате по ОДНКНР:
80% от максимальной суммы баллов – отметка «5»
60-80% - отметка «4»
40-60% - отметка «3»
0-40% - отметка «2»
Лист учета выполнения содержания КТП
Реквизиты протокола педсовета (дата___, №___) | Реквизиты приказа (дата___, №_) | Изменения и (или) дополнения |