Лексика. Слово как минимальная единица лексики. Синонимы. Антонимы. Паронимы. Омонимы. Типы омонимов.
Цели урока:
1.Общеобразовательная: дать сведения о лексике и о слове как единице лексики. Повторить сведения о синонимах, антонимах, паронимах, омонимах. Познакомить с типами омонимов.
2.Развивающая: научить находить синонимы, антонимы, паронимы, омонимы в художественных текстах и определить их роль.
3.Воспитательная: приобщение к русской литературе.
Cодержание
Введение
Ход урока
Вступительное слово преподавателя
Роль слова речи
Разделы лексикологии
Изучение темы «Синонимы»
Выполнение упражнения №1
Чтение отрывка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Выписка синонимов.
Изучение темы «Антонимы»
Виды антонимов
Использование антонимов в художественных произведениях.
Выполнение упражнения №2. Выписывание антонимов парами.
Постоянные и контекстуальные антонимы.
Работа с текстом (стихи М.Цветаевой). Поиск постоянных и контекстуальных антонимов. (упражнение №3)
Изучение темы «Паронимы»
Об употреблении паронимов Надеть-Одеть.
Выполнение упражнения №4. Объяснение значения паронимов, составление словосочетаний с использованием данных слов.
Изучение темы «Омонимы»
Выполнение упражнения №5
Типы омонимов:
А) омоформы
Б) омографы
В) омофоны
Выполнение упражнения №6.
Каламбур как языковое явление.
Заключительное слово преподавателя.
Объяснение домашнего задания.
1. Ход урока:
1.1. Вступительное слово преподавателя. (Студенты ведут записи в тетрадях):
Слово «лексика» произошло от греческогоLexicons - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка (лексику). Минимальной единицей лексикологии является слово.
1.1.1. «Слово – одежда всех фактов» - говорил М.Горький, подчеркивая неразрывную связь между содержанием и формой художественного произведения. Такую же ответственную роль играет слово в любом жанре письменного и устного высказывания, и вполне естественны требования, чтоб одежда была выбрана «по мерке», «со вкусом» Это значит, что слова в предложении должны подбираться с надлежащей смысловой и стилистической сочетаемостью.
1.1.2. Одним из основных разделов лексикологии является семантика, которая изучает все вопросы, связанные со значением слова, а также изменения
значений слов.
Лексикология изучает и вопросы происхождения слова, т.е. его этимологии.
2. Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но имеющие общее значение.
Общность значения выражается тем, что выражают они одно понятие. Но у них различные оттенки значения, которые позволяют выразить тончайшие нюансы человеческой мысли. Академик Ф.И. Буслаев отмечал: В русском языке нет абсолютных синонимов.
Например:
Гореть – полыхать (полыхать – обозначает большую интенсивность горения)
Большой – огромный – громадный (огромный больше чем большой, громадныйбольше чем огромный).
Кроме того, синонимы могут выражать разную стилистическую принадлежность.
Например:
Нейтральный стиль – работать в поле;
книжный стиль – трудиться на производстве.
Еще М.В. Ломоносов, создатель первого опыта российского сословника (т.е. словаря синонимов) писал в 18 веке, что русский язык богат синонимами. Редкие синонимические ряды насчитывают два-три слова, чаще их гораздо больше.
2.1. Выполнение упражнения №1.
Задание: Составьте словосочетания, подбирая к каждому из следующих синонимов подходящие слова в скобках:
А) низкий, приземистый, карликовый (человек, дом, дерево);
Б) каштановые, коричневые, карие (глаза, волосы, туфли);
В) состоялось, произошло (наводнение, совещание);
Г) бедный, убогий, скудный (обед, человек, жилище);
Д) изобразить, запечатлеть, описать (внешность, образ, пейзаж);
Е) делать, совершать, производить, предпринимать, творить (дело, добро, поступок, действия, продукцию);
Ж) обширный, многочисленный, грандиозный, титанический, великий, громоздкий (шкаф, подвиг, труд, значение, митинг, проект);
З) долгий, продолжительный, длинный, долговременный, многолетний, затянувшийся (дорога, проект, плащ, цветок, аплодисменты, командировка).
2.2. Чтение отрывка из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Задание: Найти синонимы (Умереть - преставиться - отдать богу душу - перекинуться - протянуть ноги - дать дуба - помереть).
Ну, царствие небесное, – согласился Безенчук, – преставилась, значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или богу душу отдают – это смотря какая старушка.
…Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели не дай бог помрете, что «в ящик сыграли». А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, «приказал долго жить». А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят – «перекинулся» или «ноги протянул». Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что «дуба дают». Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба дал»…
3. Антонимы – слова одной части речи с противоположным значением, выражающие несовместимые понятия.
3.1. Чаще всего антонимы обозначают качество или свойство:
- мягкий-тяжелый; твердый-мягкий; высокий-низкий; трудолюбивый-ленивый.
Состояние:
- радость-горе; болезнь-здоровье.
Пространственные и временные отношения:
- север-юг; день-ночь.
Количественные понятия:
- все-ничего; много-мало.
3.2. Антонимы употребляются в художественной речи, в публицистике как выразительные средства создания контраста. Чаще всего они встречаются в составе антитез (противопоставлений):
«Мне грустно от того, что весело тебе» (М.Лермонтов).
«Да здравствует солнце! Да скроется тьма!» (А.Пушкин).
Часто антонимы употребляются в пословицах и поговорках:
Худой мир лучше доброй ссоры.
Мягко стелет, жестко спать.
Доброе слово дом построит, азлое разрушит.
Кто много говорит, тот мало делает.
По одежке встречают, а по уму провожают.
3.3. Выполнение упражнения №2. Задание: выписать антонимы парами.
День, мир, смелый, истинный, холодный, правдивый, находить, ненавидеть, говорить, мириться, глупый, острый, веселье, черный, терять, темный, спать, ложный, трусливый, война, ночь, любить, ссориться, работать, горячий, играть, лживый, светлый, белый, грусть, тупой, умный, молчать, бодрствовать.
3.4. Существуют постоянные и контекстуальные антонимы и синонимы. Контекстуальные антонимы и синонимы являются таковыми только в отдельном конкретном тексте.
Например:
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь,
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь! (М. Цветаева)
3.5. Выполнение упражнения № 3. Задание: в отрывках из стихотворений М.Цветаевой найти постоянные и контекстуальные антонимы.
*Вас охраняла длань господня
И сердце матери. Вчера-
Малютки-мальчики. Сегодня -
Офицера! (Вчера-сегодня. Контекстуальные).
*Приманила в горницу
Белую горлицу:
Вору – досада,
Хозяйке – услада.
(Вор-хозяйка, досада – услада. Контекстуальные).
*По улицам оставленной Москвы
Поеду – я, и побредете – вы.
(поеду – побреду. Контекстуальные)
*Не отстать тебе. Я – острожник.
Ты – конвойный. Судьба одна.
(Ты – я, острожник – конвойный. Контекстуальные)
*Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна.
Я, крылатая, было проклятой.
(Богатая – бедная. Постоянные;
Крылатая – проклятая. Контекстуальные)
*Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную,
Золотой – полушку медную.
(Богатый – бедный. Постоянные.
Ученый – глупый. Контекстуальные.
Румяный – бледный. Постоянные.
Хороший – вредный. Контекстуальные.
Золотой – медный. Контекстуальные.
Золотой – полушка. Контекстуальные).
*Как в страшный год, возвышены Бедою,
Ты маленькой была, я – молодою.
(Маленький – молодой. Контекстуальные).
4. Паронимы – слова близкие по звучанию, но различные по семантике (т.е. по значению). Существуют однокоренные и разнокоренные паронимы:
Шторм-штурм (разнокоренные); экономный-экономичный (однокоренные).
4.1. Употребление паронимов одеть-надеть.
Глагол надеть употребляется, когда действие обращено на себя: я надену блузку, надену куртку…
Глагол надеть употребляется с предлогом на: надеть чехол на кресло; надеть кольцо на палец…
Глагол одеть употребляется, когда действие обращено на другой объект: одеть ребенка; одеть куклу…
4.2. Выполнение упражнения №4. Задание: объяснить значения каждого из паронимов и составить словосочетания.
Черепаший - черепаховый
Враждебный - вражеский
Гарантийный - гарантированный
Глубинный - глубокий
Горный - гористый
Грозный - грозовой
Гуманизм - гуманность
Действенный - действительный
Деловитый - деловой
Дипломатический - дипломатичный
5. Омонимы – слова, которые пишутся и звучат одинаково, но имеют различный смысл. Например:
Прокат – передача во временное пользование;
Прокат – обработка металла.
Выдержка – самообладание;
Выдержка – небольшой отрывок из произведения.
5.1. Задание №5: к словам подобрать омонимы, составить с каждых из них предложение.
Лавка, брак, кошки, бокс, завод.
5.2. а) Омоформы – слова, совпадающие по звучанию лишь в одной или нескольких формах:
Мой галстук (притяжательное местоимение);
Мой окно (повелительная форма глагола).
б) Омографы – слова которые пишутся одинаково но произносятся по-разному (за счет разного ударения) и имеют разные значения:
замОк – зАмок;
атлАс – Атлас.
в) Омофоны – слова, совпадающие по звучанию, но имеющие разный фонетический состав:
Труд – трут;
Братца – браться;
Посидел – поседел;
Вывезти – вывести.
5.3. Задание №6: в стихотворных отрывках найти омонимы, омофоны, омоформы, омографы. Какую функцию они выполняют в приведенных примерах?
Я к вам пишу случайно. Право,
Не знаю, как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? – ничего! (М.Ю. Лермонтов)
Б) Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города. (В. Брюсов)
В) Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; слились кормила;
Закатный луч был странно кос.
Вдруг лебедей метнулась пара.
Не знаю, чья была вина.
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина… (В. Брюсов)
Г) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав. (А.С. Пушкин)
Д) И не заботились о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой. (А.С. Пушкин)
Е) Братья! Сразу и навеки
Перестроим этот мир.
Братья! Верно, как в аптеке:
Лишь любовь дарует мир. (Саша Черный)
5.4. Каламбур – игра слов. Шутка, основанная на словах, одинаковых по звучанию, но разных по значению. Слово «каламбур» французского происхождения. Произносят его с единственной целью – произвести комическое впечатление. Классический пример каламбура:
«Шел дождь и два студента. Один шел в университет, другой в калошах. Одного звали Иван Иванович, другого в гости. Зашли они в кафе, один съел пирожок с капустой, другой с удовольствием. Затем они потребовали кофе. Один выпил из чашки, дугой из принципа».
Каламбуры ценили во все времена. Известны каламбуры А.С.Пушкина: «взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии». Часто и современные писатели-юмористы в своих шутках употребляют многозначно слова сразу и в прямом, и в переносном значениях: «Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться».
В основе каламбуров могут быть различные звуковые совпадения: собственно омонимы, омоформы, омофоны, омографы.
См. приложение
6. Заключительное слово преподавателя.
Мы обличаем свои мысли в слова. Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке.
Л.Н.Толстой, шутя, заметил: «Если был бы я царь, я бы издал закон, что писатель, который употребляет слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розгой». Мастера художественной речи не только придают большое значение точности словоупотребления, но и пользуются всем богатством лексики – синонимами, антонимами, паронимами, омонимами как выразительными средствами речи. К этому надо стремиться и нам. Ведь разнообразие синонимов, антонимов представляет неограниченные возможности для выбора самого нужного, самого точного, выразительного слова. В то же время паронимы, омонимы всегда являются незаменимыми средствами остроумной игры слов.
Нельзя не вспомнить о том, что существуют словари антонимов, синонимов, омонимов. К ним мы можем обратиться в поиске нового слова – для использования его в сочинении, письме, в устной речи. Бойтесь писать и говорить банально, блекло, тускло!
7. Домашнее задание.
Задание 1. Найдите омонимы в следующих предложениях, дайте дефиницию (толкование) каждому омониму.
а) Мы подвели черту и поставили точку в этом деле.
Вы не пришли сегодня и очень подвели меня.
б) Передайте мне соль, суп совсем несоленый.
Здесь должна звучать нота соль.
в) Последний осенний лист дрожал на березе.
У меня остался последний лист бумаги.
Задание 2. Определить, чем различаются слова, принадлежащие к одному синонимическому ряду (по смыслу или стилю и сфере употребления). Составить предложения с каждым словом из приведенных синонимических рядов.
а) активный, деятельный, энергичный, инициативный, предприимчивый.
б) аплодировать, рукоплескать, хлопать, устраивать овацию.
Литература.
Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи». М., Логос, 2004
Григорян Л.Т. «Язык мой – друг мой». М., Просвещение, 1995
Кузнецова Н.В. «Русский язык и культура речи». М., Форум, 2009
Тексты художественных произведений.
Приложение
Современные каламбуры. Афоризмы.
Врачи собирались на конвульсиум.
Брехламная пауза.
Академический театр дремы.
«Остров Свекровищ».
Помело Андерсон.
Словарь опечаток Валерия Миронова
Очепятки
Аппетит уверенный
Архитектурная достопримелькательность
Весь посвинел
Восьмитонное собрание сочинений
Глупоглазая
Живот – моя отрада
Картофель хрю
Красавица… списанная
Мистер иск
Младшие шходники
Моль на выдумки хитра
Мутьфильмы
Мученическая тетрадь
Налогом оболгали
На том и … погрешили
Не слышны в аду…даже шорохи
Ослиная талия
Поросеночная дорога
Стой, кто идиот?
Стыденьческая стипендия
Сыр сплавленный
Туман расселся
Тяжелая хромышленность
Упал вверх … кармашками