Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Лекторий "Святая блаженная Ксения Петербургская"

Лекторий "Святая блаженная Ксения Петербургская"

Материал познавательного лектория знакомит с выдающейся русской подвижницей восемнадцатого века - святой блаженной Ксенией Петербургской. Её имя стало символом любви - неугасимой, безропотной, бесстрашной и самоотверженной. Лекторий раскрывает историю христианского подвига, повествует о почитании святой Ксений при ее земной жизни до настоящего времени.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Слайд 1. Дорогие ребята, я хочу познакомить вас с удивительной святой, и как знать, может быть, после нашей сегодняшней встречи вы найдёте в её образе заступницу и помощницу на жизненном пути. Итак, мы узнаем о выдающейся русской подвижницейXVIII века – Святой блаженной Ксенией Петербургской. Её имя стало символом женской любви – неугасимой, безропотной, самоотверженной и бесстрашной.

Слайд 2. К сожалению, память народная не сохранила нам никаких известий о том, кто была Ксения по происхождению, кто были ее родители, где она получила образование и воспитание. Дата рождения колеблется между 1719 и 1730 годом. Можно лишь с вероятностью предполагать, что по происхождению своему Ксения была дворянского рода, отца ее звали Григорием, а имя матери неизвестно.

Слайд 3. Первые достоверные сведения о блаженной относятся к ее замужеству. Её супругом был Андрей Федорович Петров, состоявший в ранге полковника и служивший придворным певчим. Их семейная жизнь была очень счастливой: они жили в полном взаимопонимании.

Слайд 4. Но неожиданно любимый супруг Ксении скончался, не успев даже исповедоваться и причаститься, то есть умер без христианского покаяния.

Для христианина это страшнее самой смерти. В христианской традиции смерть без покаяния равносильна Божьему проклятью. После смерти покаяться невозможно.

С мужем Ксения прожила 3,5 года, детей у них не было. Ей было тогда 26 лет. Этот неожиданный удар сильно поразил Ксению Григорьевну. Она была глубоко потрясена тем, что муж скончался без должного христианского приготовления и не успел покаяться. Глядя на вдову, казалось, что она помешалась от горя. Она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи, и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей, лишившейся рассудка. Люди не понимали, что в душе её со времени смерти мужа совершился великий переворот: происходило полное перерождение плотской женщины в женщину духовную.

Слайд 5. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, Ксения надела на себя его военную форму: камзол, кафтан, штаны и картуз – и в таком костюме, к удивлению всех родственников, и знакомых пошла провожать гроб супруга. Все, увидев молодую вдову в таком виде, пытались урезонить её. Но в ответ на их сочувственные речи Ксения Григорьевна отвечала: «Андрей Фёдорович не умер, но воплотился в меня, Ксению, которая давно умерла».

Она решила начать труднейший христианский подвиг – казаться безумною, чтобы отмолить внезапно скончавшегося супруга, спасти его душу. Этот подвиг в христианстве называется юродством.

Слайд 6. Обратимся к православному словарю школьника и узнаем:

Юродивый Христа ради – святой, избравший особенный, очень редкий и очень сложный путь спасения. Юродивые отличались полным пренебрежением ко всем благам жизни – круглый год ходили босыми или почти без одежды. Эти подвижники не боялись говорить правду в лицо сильным мира сего – даже царям, обличали людей несправедливых и забывающих правду Божию, радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. За подвиги самоотречения Бог награждал их дарами мудрости и прозорливости. (ОТТАЛКИВАЮЩИЙ ВНЕШНИЙ ВИД, ПОДВИЖНИК СВОИМ ВИДОМ УНИЧТОЖАЕТ СВОЮ ТЕЛЕСНУЮ КРАСОТУ)

Слайд 7. Ксения раздала решительно все свое имущество бедным, а дом подарила своей хорошей знакомой, Параскеве Антоновой. Родные её, полагавшие, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя, подали даже и прошение начальству умершего Андрея Федоровича, прося не позволять Ксении в безумстве раздавать свое имущество. Начальство умершего Петрова вызвало Ксению к себе, но после разговора с ней вполне убедилось, что Ксения совершенно здорова, а потому имеет право распорядиться своим имуществом, как ей угодно.

Слайд 8. Раздав всё, что имела, Ксения Григорьевна в одном мужнином костюме вышла на улицу, на своё подвижническое странствие. Так окончилась жизнь полковничьей вдовы Петровой и началось житие юродивой Ксении блаженной. Сколько мужества нужно человеку, обладающему светлым разумом, чтобы, смиряясь на глазах у всех отречься от ума и растоптать его! В этом залог спасительности подвига юродства. Ксения отказалась от всех благ мира, отреклась от звания и богатства, и более того – от себя самой. Она оставила свое имя и, приняв имя супруга, прошла весь свой крестный путь, принеся на алтарь Божий дары всеспасительной любви к ближнему.

Слайд 9. Впоследствии, она никогда не откликалась, если ее называли Ксенией Григорьевной, и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем..

Вместе с именем при Крещении человеку даётся Ангел-хранитель, по имени человека узнают в Царствии Небесном. Отказ от своего имени – исключительный подвиг среди юродивых.

Слайд 10. Какого-либо определенного местожительства Ксения не имела. Большей частью она целый день бродила по Петербургской стороне и по преимуществу в районе прихода церкви святого Апостола Матфея, где в маленьких деревянных домах жили небогатые люди. Это был и ее приход, но ее нещадно гнали с паперти, ряженную в офицерский мундир. Еще действовали указы Петра Первого и последующих правителей и правительниц о недопущении нищих в публичные места, сюда же могли наведаться иностранные представители и сумасшедшие в лохмотьях роняли имидж великой державы. Однако через 45 лет ее же в этом храме и отпоют с величайшим почтением.

Слайд 11. В народе к юродивым, блаженным, убогим, к нищим бродяжкам отношение было, мягко говоря, неоднозначное. Могли пожалеть, подать милостыньку, пустить в непогоду переночевать под крышей, а могли и обругать, бросить комком грязи или камнем.

Но перед Блаженной всегда был образ великого, безвинного Страдальца-Христа, безропотно сносившего и поругания, и оплевания, и распятие, и смерть. Вот почему и Блаженная также безропотно сносила всякого рода глумление над собой.

Слайд 12. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за угодницу Божию, жители Петербургской стороны видели её в страшном гневе. Уличные мальчишки, завидя юродивую, по обычаю стали над ней смеяться, дразнить её. Блаженная, как всегда, безропотно сносила это. Но злые дети не ограничились одними издевательствами. Видя безропотность и беззащитность Блаженной, они наряду с издевательствами стали бросать в неё грязью и камнями. Как вихрь бросилась она за злыми мальчишками, грозя им своей палкой, которую всегда носила с собой. Жители Петербургской стороны, увидев Блаженную в страшном гневе, приняли все меры к тому, чтобы никто не обижал Ксению.

Слайд 13. От прочих нищих она отличалась, прежде всего тем, что для себя никогда ничего не просила. Когда окончательно износился и рассыпался полковничий мундир, Ксения Блаженная изредка принимала поношенную юбку или кофту, но обязательно зеленого или красного цвета, потому что мундир, тот полковничий мужнин, был зеленым с красными отворотами и обшлагами. Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и то не у всех принимала. На иного посмотрит и скажет – «я у тебя копеечку не возьму, ты людей обижаешь». А те, которые копейки брала, тут же раздавала нищим.

Слайд 14. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, все старались ей чем-нибудь услужить; наперебой приглашали ее лавочники – «Андрей Федорович, зайди, угостись, не погнушайся».

Слайд 15. Особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо. Бродя целыми днями по грязным, немощеным улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать. Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным.

Слайд 16. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Слайд 17. Позже нашлось у нее и другое ночное занятие. На смоленском кладбище возводилась новая каменная церковь – Троицкий собор, но в середине строительства работы замедлились. Слишком много сил и времени стала занимать доставка стройматериалов наверх, на леса. Однажды утром рабочие, придя на стройку, увидели, что кто-то им здорово помог, мало того, что масса кирпичей была доставлена наверх так еще и сложили их в аккуратные стопки, эти самые кирпичи.

Слайд 18. Так продолжалось несколько дней, и любопытствующие каменщики решили выяснить личность дармового помощника. Один из рабочих спрятался под тачкой и ночью увидел, как тяжкие заплечные носилки с кирпичами таскала на леса известная всем Ксения Блаженная. Ксения отмаливала, отрабатывала грехи любимого мужа, ушедшего без покаяния, без отпущения земных грехов, ведь сказано, что нет жертвы выше, если кто отдаст душу свою за ближнего своего и многие понимают, что надо отдать жизнь, но сказано то душу. Отречься от своей души и жить душой любимого.

Слайд 19. В одиночестве совершала она жизненный путь свой. Между тем, путь этот был длинный: целых 45 лет жила она после смерти своего мужа. Где почти не обутая и еле одетая Блаженная Ксения во все времена своего странствования давала отдых своему телу – осталось известно только Господу. Мы можем лишь удивляться тому, как могла она, выдерживать проливные, пронизывающие до костей осенние дожди, страшные, трескучие морозы, когда мёрзнут хорошо одетые, молодые, здоровые люди! Нужно было обладать или организмом сверхчеловеческим, или носить в себе такой сильный внутренний духовный жар, такую глубокую несомненную веру, при которой и невозможное становится возможным. И Ксения Блаженная, действительно имела такую веру, при которой всё возможно, что она, живя телом в мире, душой всегда была выше мира и пребывала в живом общении с Богом.

Слайд 20. За великие ее подвиги и терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего., накануне смерти императрицы Елизаветы Петровны, Ксения всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины». А за несколько дней до убийства молодого наследника престола Иоанна VI блаженная со слезами произносила: «Кровь, кровь».

Слайд 21. Как-то Ксения зашла к своей знакомой, которой подарила дом и, указав в правую сторону, сказала: «Ты сидишь тут, а Бог тебе младенца послал». Женщина побежала в указанном направлении и обнаружила младенца, мать которого насмерть сбил извозчик. Она взяла ребенка к себе и воспитала его как родного сына. А однажды Ксения пришла в дом к одной девушке и сказала: «Иди скорее на кладбище, там твой муж свою жену хоронит». Девушка вместе с матерью пришла на кладбище, и оказала помощь потерявшему сознание молодому вдовцу, за которого позже вышла замуж.

Слайд 22. Так Блаженную Ксению стали считать скорой помощницей и заступницей, особенно в делах, касавшихся любви, брака и детей. С годами расширялся круг, внутри которого Ксения будто считала себя ответственной за благополучие жителей и уже знали ее на Сенной, в Коломне, в литейной части города и даже близ Дворцовой, и здесь она несла свою круглосуточную неусыпную жертвенную службу. Она пристраивала в кадетское училище детей бедной офицерской вдовы, тушила пожары в мещанских домах, трезвых мастеровых обеспечивала выгодными заказчиками, а честных чиновников хорошими должностями в департаментах и многое-многое другое.

Слайд 23. Под конец ее жизни каждый житель северной столицы уважал и любил ее. Считается, что она умерла в конце XVIII начале IХX века в возрасте 71 -го года и была похоронена на Смоленском кладбище, где она помогала строить церковь.

Слайд 24. Точно известно только то, что паломничество на ее могилу началось в 1820-м. Даже земля на том месте считалась святой. На могиле сменилось по меньшей мере две плиты, которые благополучно были разобраны на кусочки.

Слайд 25. В середине 19-ого века поставили маленькую часовню, а уже в начале 20-ого века в 1902 году воздвигли большую каменную. И это притом, что официально Блаженная не была причислена к лику святых. Впрочем, это обстоятельство не мешало часовне стать одним из самых популярных мест паломничества.

Слайд 26. Шли годы и десятилетия… При советской власти был взорван храм святого апостола Матфея, где искала приюта блаженная нищенка Ксения и где ее отпевали. Троицкую церковь на Смоленском кладбище в том же 1932 году разобрали на кирпичи. Могилу Блаженной Ксении зацементировали, часовню огородили забором. Во время Великой Отечественной войны в ней находился склад тары из-под горюче-смазочных материалов. Мраморные плитки с гробницы блаженной разобрали. Утварь из цветного металла сдали в переплавку, почти все иконы были сожжены. Но народ все шел и шел, не имея возможности поклониться праху покровительницы города, засовывали в щели забора записки с просьбами и молениями.

По окончании войны, уступая настойчивым просьбам верующих, в 1946 году было получено разрешение на открытие часовни, которая вскоре была отреставрирована. С девяти утра до девяти вечера там служились панихиды при большом стечении народа.

Слайд 27. В 1960 году часовню вновь закрыли. В ее стенах по указанию городских властей пытались устроить скульптурную мастерскую, но работать в ней было невозможно: утром, придя в мастерскую, рабочие не раз находили вместо скульптур черепки. «Могилу Ксении, вспоминает Марфа, певчая храма Смоленской иконы Божией Матери, — замуровали, поставили на ней постамент. На этом постаменте работали мастера. Словно на трясине… Ни одного гвоздика не дала им вбить Христова угодница — все валилось из рук… Тогда решили наладить изготовление статуй типа «Женщина с винтовкой», «Девушка с веслом». Опять незадача. Сколько раз, бывало, крепко-накрепко запрут мастера часовню, утром приходят, а вместо скульптур одни черепки…» Через некоторое время работу в мастерской пришлось и вовсе прекратить. Верующие пытались очистить часовню, и двое молодых людей были брошены за это в тюрьму сроком на пять лет. Но никакими усилиями безбожников невозможно было заглушить в народе память о блаженной и веру в ее молитвенное предстательство пред престолом Божиим. К ее могилке, находящейся в часовне, стекались паломники со всей многострадальной России и из других стран Русского рассеяния.

Слайд 28. В 1984 году часовню передали общине храма во имя Смоленской иконы Божией Матери. Часовню подняли из руин всем миром. Она была вновь освящена в 1987 году. В дни празднования Тысячелетия Крещения Руси митрополит Алексий всенародно огласил перед часовней Деяние Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о причислении блаженной Ксении Петербургской к лику святых (в Русской Православной Церкви за рубежом прославление блаженной Ксении состоялось в 1978-м году). Покойный Патриарх Алексий II всю жизнь сохранял трепетное отношение к петербургской святой: хотя бы раз в год, в свой приезд в Петербург, посещал храм и часовню, служил Литургию, молебны, говорил слово прихожанам. Он считал Смоленский храм и часовню своим любимым детищем.

Слайд 29. Мы с вами познакомились с блаженной Ксенией Петербургской благодаря иллюстрациям Александра Простева. Ксения Блаженная с одной стороны – строгая подвижница, которая отвергла все блага мира, как пустую мишуру, даже собственный разум, с другой – она почти романтическая героиня, познавшая вершину земного счастья в разделённой любви и через утрату которого, приобщилась к счастью небесному, познав счастье жизни в Боге. Именно благодаря этой любви блаженная получила дар помощи ближним, проявившийся ещё при её жизни. Благодать этого дара не иссякает и по настоящее время.

Несмотря на то, что о ней известно крайне мало, её образ привлекает не только чудесами, свидетельства которых в наше время весьма многочисленны, но и личным обаянием земной любви и вышеестественног подвига.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал познавательного лектория знакомит с выдающейся русской подвижницей восемнадцатого века - святой блаженной Ксенией Петербургской. Её имя стало символом любви - неугасимой, безропотной, бесстрашной и самоотверженной. Лекторий раскрывает историю христианского подвига, повествует о почитании святой Ксений при ее земной жизни до настоящего времени.
0 ₽