ВУСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИФГОС НОО
Автор работы: Шаргина Ксения Игоревна,учительначальныхклассов
МАОУСОШ№7г.Череповец
Череповец2024
В знании – сила. В содружестве ума и души – великая мудрость жизни.Учитель в наше время работает в очень сложных условиях, но стремится обучатькаждого своегоученика.
Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастныеииндивидуальныеособенностиучащихся.Методыобученияимеютособоезначение,т.к.онивлияютнаобъем,глубинуисознательностьусвоенияучащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, атакже на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим воценкеметодовобученияявляетсяуспешностьвовладенияобучающиминаучными знаниями, умением учитьсяи развитие познавательных и творческихспособностей.
Ведущимстратегическимнаправлениемразвитиясистемышкольногообразования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированноеобразование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение,выявляющееособенностиученика-субъекта,признающеесамобытностьисамоценностьсубъектногоопытаребенка,выстраивающеепедагогическиевоздействия на основе субъектного опыта учащегося.Все это четко отражено вфедеральномгосударственномобразовательномстандартеначальногообщегообразования.
Основными целями личностно ориентированного развивающего обученияИ.С.Якиманскаяназываетследующие:развиватьиндивидуальныепознавательныеспособностикаждогоребенка;максимальновыявить,инициировать,использоватьиндивидуальныйопытученика;помочьребенкупознатьсебя,самоопределиться,анеформироватьунегозаранеезаданныесвойства.Способностькразвитиюуребенкамладшегошкольноговозрастазаложенаприродой,этонеотъемлемое свойство личности.
Приорганизацииличностноориентированногоурокапрофессиональнаяпозиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относится клюбомувысказываниюученикапосодержаниюобсуждаемойтемы.Педагогдолженпродуматьнетолько,какойматериалонбудетсообщать,ноикакие
содержательныехарактеристикипоповодуэтогоматериалавозможнывсубъектном опыте учащихся. Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудитьдетские«версии»невжестко-оценочнойситуации(правильно–неправильно),авравноправномдиалоге.Какобобщитьэти«версии»,выделитьиподдержатьтеиз них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует темеурока,задачам ицелям обучения.
В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станутвысказыватьсяпозатронутойтеме,предлагать,небоясьошибиться,своивариантыеесодержательногообсуждения.
Познавательнаядеятельностьучащихсязависитотхарактераизучаемогоматериала. Она тесно связана с формированием жизненного опыта школьникаиграет огромную роль в обучении. Следовательно, жизненный опыт учащегосябудет тем богаче, чем более высокий уровень познавательной деятельности емудоступен.
Для достижения высокого творческого уровня познавательной деятельностиучащимся необходимо не только осмысленное овладение знаниями, но и освоениеметодовпознавательнойдеятельности.Дляэтогонужноиспользоватьтакиеметодическиеприемы,каксозданиеситуацииуспеха,позволяющейпроявитьиндивидуальныеспособностиобучающихся;разрешениевыполнятьработуодному, в паре или микрогруппе; привлечение учащихся к поиску возможныхпутей решения учебной задачи с последующим выбором школьником одного изних дляреализации.
Использованиезаданийповыборуучащихся:либоэтоЗОХ(заданияопережающего характера), например, поиск новых сведений к теме следующегоурока, подготовка иллюстраций кизучаемому произведению, создание паспорталитературногогероя,подготовкавыразительногочтениясмузыкальнымсопровождениемидругиевидытворческихзаданий,которыепозволяюторганизоватьпоискиовладениеновымизнанияминаболеевысокомипродуктивномуровне,темсамымповышая качествообразования.
Адаптации учебного содержания к индивидуальному стилю познавательнойдеятельностиученикаспособствуетподборкаразличныхсредствнаглядности:выставкикниг,репродукциикартин,художественныефотографии,детскиеработывыпускниковпрошлыхлет,гармоничноесочетаниелитературного,зрительногоимузыкальногоряда.Поддержатьврукахкнигу,полистатьжурналсяркимииллюстрациями,рассмотретьрепродукциикартин,выполненных на качественной бумаге- всё это пробуждает интерес к познаниюнового,позволяетдуховно соприкоснутьсясразличнымивидамиискусства.
Дляорганизацииработынеобходимосоздатьатмосферудоброжелательности,стимулироватьпохвалой.Учительдолженпомнить,чтоположительныеэмоцииоказываютблагоприятноевоздействиенамышлениеученика.Приизложениимыстараемсяразбудитьинтересэмоционально-образным,логическимобъяснениемтемы,правильнойпостановкойзадач,привлечениемвсехучениковвкачествепомощникаприподготовкекуроку,потому чтопонятие «учитель» и «ученик» неразделимыи они должны бытьвместе.Возрастаниепознавательныхинтересовиактивностиучениковможнорассматриватькакопределенныйпозитивныйрезультатработыпедагога,использующеголичностноориентированныйподходвобучениикаждогоребёнка с единственно важной целью – найти применение знаниям, умениям инавыкам в жизни, потому что только она даёт самые объективные оценки, делаетсамыеправильные выводыи выдаётреальныйрезультат.
Основуорганизацииличностно-ориентированногоподходавобучениисоставляютконцептуальныеположенияпсихологоводоминирующейролидеятельностивобщениииформированииличности.Всилуэтогоучебныйпроцесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способыусвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческихспособностей. Мы считаем, что в соответствии с этим в центре обучения долженнаходитьсяученик,егоцели,мотивы,интересы,склонности,уровеньегообученностииспособности.
Сегодня в отечественной педагогики и педагогической психологии,нанашвзгляд,можновестиречьоследующихпедагогическихтехнологияхориентированных на личностьученика:
системаразвивающегообученияД.Б.Эльконина–В.В,Давыдова;
дидактическаясистемаобученияЛ.В.Занкова;
системаобучения«поШ.А.Амонашвили»;
школадиалогакультурВ.С.Библера;
теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина– Н.Ф.Талызиной;
подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П. Волков, В.Ф.Шаталов,Е.Н.Ильин,В.Г.Хазанкин;С.Н.Лысенковаидр.).
Условновсеназванныесистемыможноразделитьнадвегруппы,основаниемдлявыделениякоторыхслужитуровеньихметодологическойпроработанности:культурологическийи инструментальный.
Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторыемировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления осущностичеловекаиособенностяхвхождения его вкультуру.
Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот илиинойконкретныйметод,найденныйвпрактикеисоставляющийосновуопределённой педагогической технологии. Типологически это можно представитьследующимобразом:(см.табл.1)
Таблица1-Типологияобразовательныхшколиподходов
Личностно-ориентированные | |
Культурологические | Ш.А, АмонашвилиВ.С.Библер Д.Б.Эльконин–В.В.Давыдов |
Инструментальные | Л.В. ЗанковВ.Ф,Шаталов С.Н.Лысенкова П.Я.Гальперин–Н.Ф.ТалызинаИ.П.Волков Е.Н.Ильин,В.Г,Хазанкин |
Этитехнологиидоказалисвоюэффективность.Ониполучилираспространение потому, что, во-первых, в условиях ещё существующей у насклассно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебныйпроцесс,могутнезатрагиватьсодержанияобучения,котороеопределенообразовательнымстандартомдлябазовогоуровня.Этотехнологии,которыепозволяют при интеграции в реальный учебный процесс достигать поставленныхлюбойпрограммой,стандартомобразованияцелейпокаждомуучебномупредметудругими,альтернативнымитрадиционным,методами,сохраняяприэтом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частныхметодик.
Во-вторых,этитехнологииобеспечиваютнетолькоуспешноеусвоениеучебногоматериалавсемиучениками,ноиинтеллектуальноеинравственноеразвитиедетей,ихсамостоятельность,доброжелательностьпоотношениюкучителюидругдругу,коммуникабельность,желаниепомочьдругим.Соперничество,высокомерие,авторитарность,стольчастопорождаемыетрадиционнойпедагогикойидидактикой,несовместимысэтимитехнологиями.
Онитребуютсменыприоритетовсусвоенияготовыхзнанийвходеклассных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельностькаждогоученика сучётом егоособенностей ивозможностей.
Все вышесказанноео личностно ориентированном обучении относится и кхудожественно-эстетическомуобразованиюкакодномуизуниверсальныхаспектовформированиякультурыличности,обеспечивающемуеероствсоответствииссоциальнымипсихофизическимстановлениемчеловекаподвлияниемискусстваимногообразныхэстетическихобъектовиявленийреальности.
Проблемамхудожественно-эстетическогообразованиявнашейстранеуделяли большое внимание практически все лучшие педагоги: от П. П. Блонского,А.С.Макаренко,В.А.Сухомлинского,С.Т.Шацкогоидр.вначалевекадоО. А. Апраксиной,А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой,Д. Б. Кабалевского, Л. П.Кабковой,И.И.Киященко,О.Г.Максимовой,Б.Т.Лихачева,Л.П.Печко,И.П.
Подласого, В. А. Сластенина, Л. В. Школяр и др. в последние десятилетия. Всеони подчеркивали, что эстетическое обучение и воспитание обладает высокимразвивающимпотенциаломкаквобластигуманитарного,такиестественно-научногообразования.Поэтомуперспективнымиявляютсяинтегрированныекурсысбогатымкультурологическим,эстетическимихудожественнымсодержанием,ихразработкаивнедрениеоснованынасистемномпониманииорганизацииучебно-воспитательногопроцесса,вразработкукотороговнеслисвой вклад ученые С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский,В.В.Краевский,А.Н.Леонтьев,В.М.Монахов,Н.В.Нагорнов,Ю.П.Сокольников,П.И.Третьяков,Г.И.Хозяинови др.
Личностно-ориентированноехудожественно-эстетическоеобразованиепредполагает содействие раскрытию диапазона эстетического сознания каждойличности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) какличностинеповторимойиуникальной,еепотребностей,эмоционально-чувственных, оценочных эстетических отношений и их реализации в поведении,предпочтенияхидеятельности(восприятии,оценивании,сотворчествеисамостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). Результаты художественно-эстетическогообразованияналичностно-ориентированномосновании,закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания,практическойдеятельностичеловека.Очевиднымявляетсятотфакт,чтодляосуществлениянапрактикеидейличностно-ориентированногохудожественно-эстетическоговоспитаниявроссийскихшколахнеобходимыспециальноподготовленные,высококвалифицированныепреподавательскиекадры.Всовременныхусловияхвозрастаетсоциальнаярольучителя(ивособенностиучителя начальной школы) как носителя национальной художественной культурыи значение эстетического образования будущих педагогов. Причем приоритетнымследуетпризнатьориентированиенаразвитиеличностикаждого«черезискусство»,анеравнодушноезаучиваниешаблонов,развитиемотивацииктворчеству.
Суть столь широко востребованной современной образовательной системойличностно-ориентированнойпарадигмы«заключаетсявотказеотконцепции
«энциклопедизма»,когдаосновнымпоказателемобразованностичеловекасчиталсялишьобъемегознаний,отидейтехнократизма»всосредоточениивниманияналичностикаждогообучающегося,котораявусловияхличностно-ориентированногообученияивоспитаниявыполняетприоритетную,системообразующуюроль.
Построенноенапринципахличностно-ориентированногоподходахудожественно-эстетическоеобразованиеучителяначальныхклассовспособствует развитию и саморазвитию, поскольку базируется на выявлении егоиндивидуальных особенностейкаксубъектапознанияидеятельности.
Приоритетнымпризнаетсяправокаждогонавыборсобственногопутиразвития.Личностно-ориентированныйподходхарактеризуетсяегонаправленностьюнаудовлетворениеэкзистенциальныхпотребностейчеловека,тоестьпотребностейисмыслаегобытияиличностногосуществования:свободаи свободный выбор себя, своего мировоззрения, поступков, самостоятельность иличнаяответственность,саморазвитиеисамореализация,самоопределениеитворчество. В современных условиях необходимо помочь каждому человеку ввыстраиваниисобственнойличности:выбратьзначимыедлясебяценности,овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем,освоитьспособыихрешения,открытьмирсобственного«Я»инаучитьсяуправлятьим.Этовособойстепениотноситсякучителюначальнойшколы.
Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желаниясделатьсвою работувшколемаксимальноэффективной.Ипусть отнашего свамитрудамир станетлучше,анашиученики займутдостойноеместо вжизни.
КакписалЛ.Н.Толстой:
«Еслиучительимееттольколюбовькделу,онбудет хорошийучитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,мать,онбудетлучшетогоучителя,которыйпрочёлвсекниги,но
неимеетлюбвиникделу,никученикам.Еслиучительсоединяетвсебе любовькделу и кученикам,онсовершенныйучитель».
Смысл моей жизни как учителявыражен следующими строками:Слушать,слышатьи услышать, -
И зажечь звезду познанья,Чтобыразум черезсердце
Прикоснулсякмирозданью.
Разбудить желанье мыслитьНаходитьпути,решенья,
Чтоб все «как?» и «почему?»Поддавалисьбезсомненья.
Чтоб урок был частью жизни,А несущим наказаньем.
Чтоб в глазах ребячьих светлыхПрочитатьвлюбвипризнанье.
Кто – то физик иль художник,Ильартиствдушенавек,-Оннайдёт свою дорогу,Лишьбыжилвнёмчеловек!
Литература
Бунеев Р.Н. Ещё раз о личностно ориентированном образовании //Начальнаяшколаплюсдоипосле.ИзданиеМинистерстваобразованияРоссийскойФедерации,РоссийскойАкадемииобразования,Московскогопсихолого-социальногоинститута,ОООБаласс.-№ 12-2006. -с.3-5.
Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. ИзданиеМинистерстваобразованияРоссийскойФедерации.-№8.-1990.-с.52-62.
Хованская В. М. Опора на наглядность или проверено временем //Начальнаяшкола,Изд.Дом “Первоесентября”-№13.-1997.
http://kopilkaurokov.ru
http://infourok.ru
http://nsportal.ru
1