Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Воспитание
  3. ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим в оценке методов обучения является успешность в овладения обучающими научными знаниями, умением учиться и развитие познавательных и творческих способностей.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Воспитание

Категория

Воспитание
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕМЛАДШИХШКОЛЬНИКОВ

ВУСЛОВИЯХРЕАЛИЗАЦИИФГОС НОО

Автор работы: Шаргина Ксения Игоревна,учительначальныхклассов

МАОУСОШ№7г.Череповец

Череповец2024

В знании – сила. В содружестве ума и души – великая мудрость жизни.Учитель в наше время работает в очень сложных условиях, но стремится обучатькаждого своегоученика.

Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастныеииндивидуальныеособенностиучащихся.Методыобученияимеютособоезначение,т.к.онивлияютнаобъем,глубинуисознательностьусвоенияучащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, атакже на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим воценкеметодовобученияявляетсяуспешностьвовладенияобучающиминаучными знаниями, умением учитьсяи развитие познавательных и творческихспособностей.

Ведущимстратегическимнаправлениемразвитиясистемышкольногообразования в мире на сегодняшний день является личностно ориентированноеобразование. Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение,выявляющееособенностиученика-субъекта,признающеесамобытностьисамоценностьсубъектногоопытаребенка,выстраивающеепедагогическиевоздействия на основе субъектного опыта учащегося.Все это четко отражено вфедеральномгосударственномобразовательномстандартеначальногообщегообразования.

Основными целями личностно ориентированного развивающего обученияИ.С.Якиманскаяназываетследующие:развиватьиндивидуальныепознавательныеспособностикаждогоребенка;максимальновыявить,инициировать,использоватьиндивидуальныйопытученика;помочьребенкупознатьсебя,самоопределиться,анеформироватьунегозаранеезаданныесвойства.Способностькразвитиюуребенкамладшегошкольноговозрастазаложенаприродой,этонеотъемлемое свойство личности.

Приорганизацииличностноориентированногоурокапрофессиональнаяпозиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относится клюбомувысказываниюученикапосодержаниюобсуждаемойтемы.Педагогдолженпродуматьнетолько,какойматериалонбудетсообщать,ноикакие

содержательныехарактеристикипоповодуэтогоматериалавозможнывсубъектном опыте учащихся. Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудитьдетские«версии»невжестко-оценочнойситуации(правильно–неправильно),авравноправномдиалоге.Какобобщитьэти«версии»,выделитьиподдержатьтеиз них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствует темеурока,задачам ицелям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть «услышанными», станутвысказыватьсяпозатронутойтеме,предлагать,небоясьошибиться,своивариантыеесодержательногообсуждения.

Познавательнаядеятельностьучащихсязависитотхарактераизучаемогоматериала. Она тесно связана с формированием жизненного опыта школьникаиграет огромную роль в обучении. Следовательно, жизненный опыт учащегосябудет тем богаче, чем более высокий уровень познавательной деятельности емудоступен.

Для достижения высокого творческого уровня познавательной деятельностиучащимся необходимо не только осмысленное овладение знаниями, но и освоениеметодовпознавательнойдеятельности.Дляэтогонужноиспользоватьтакиеметодическиеприемы,каксозданиеситуацииуспеха,позволяющейпроявитьиндивидуальныеспособностиобучающихся;разрешениевыполнятьработуодному, в паре или микрогруппе; привлечение учащихся к поиску возможныхпутей решения учебной задачи с последующим выбором школьником одного изних дляреализации.

Использованиезаданийповыборуучащихся:либоэтоЗОХ(заданияопережающего характера), например, поиск новых сведений к теме следующегоурока, подготовка иллюстраций кизучаемому произведению, создание паспорталитературногогероя,подготовкавыразительногочтениясмузыкальнымсопровождениемидругиевидытворческихзаданий,которыепозволяюторганизоватьпоискиовладениеновымизнанияминаболеевысокомипродуктивномуровне,темсамымповышая качествообразования.

Адаптации учебного содержания к индивидуальному стилю познавательнойдеятельностиученикаспособствуетподборкаразличныхсредствнаглядности:выставкикниг,репродукциикартин,художественныефотографии,детскиеработывыпускниковпрошлыхлет,гармоничноесочетаниелитературного,зрительногоимузыкальногоряда.Поддержатьврукахкнигу,полистатьжурналсяркимииллюстрациями,рассмотретьрепродукциикартин,выполненных на качественной бумаге- всё это пробуждает интерес к познаниюнового,позволяетдуховно соприкоснутьсясразличнымивидамиискусства.

Дляорганизацииработынеобходимосоздатьатмосферудоброжелательности,стимулироватьпохвалой.Учительдолженпомнить,чтоположительныеэмоцииоказываютблагоприятноевоздействиенамышлениеученика.Приизложениимыстараемсяразбудитьинтересэмоционально-образным,логическимобъяснениемтемы,правильнойпостановкойзадач,привлечениемвсехучениковвкачествепомощникаприподготовкекуроку,потому чтопонятие «учитель» и «ученик» неразделимыи они должны бытьвместе.Возрастаниепознавательныхинтересовиактивностиучениковможнорассматриватькакопределенныйпозитивныйрезультатработыпедагога,использующеголичностноориентированныйподходвобучениикаждогоребёнка с единственно важной целью – найти применение знаниям, умениям инавыкам в жизни, потому что только она даёт самые объективные оценки, делаетсамыеправильные выводыи выдаётреальныйрезультат.

Основуорганизацииличностно-ориентированногоподходавобучениисоставляютконцептуальныеположенияпсихологоводоминирующейролидеятельностивобщениииформированииличности.Всилуэтогоучебныйпроцесс должен быть направлен не только на усвоение знаний, но и на способыусвоения и процессы мышления, на развитие познавательных сил и творческихспособностей. Мы считаем, что в соответствии с этим в центре обучения долженнаходитьсяученик,егоцели,мотивы,интересы,склонности,уровеньегообученностииспособности.

Сегодня в отечественной педагогики и педагогической психологии,нанашвзгляд,можновестиречьоследующихпедагогическихтехнологияхориентированных на личностьученика:

  • системаразвивающегообученияД.Б.Эльконина–В.В,Давыдова;

  • дидактическаясистемаобученияЛ.В.Занкова;

  • системаобучения«поШ.А.Амонашвили»;

  • школадиалогакультурВ.С.Библера;

  • теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина– Н.Ф.Талызиной;

  • подходы к организации обучения учителей-новаторов (И.П. Волков, В.Ф.Шаталов,Е.Н.Ильин,В.Г.Хазанкин;С.Н.Лысенковаидр.).

Условновсеназванныесистемыможноразделитьнадвегруппы,основаниемдлявыделениякоторыхслужитуровеньихметодологическойпроработанности:культурологическийи инструментальный.

Культурологические системы образования в своей основе имеют некоторыемировоззренческие или достаточно общие конкретно-научные представления осущностичеловекаиособенностяхвхождения его вкультуру.

Инструментальные системы в своей основе, как правило, имеют тот илиинойконкретныйметод,найденныйвпрактикеисоставляющийосновуопределённой педагогической технологии. Типологически это можно представитьследующимобразом:(см.табл.1)

Таблица1-Типологияобразовательныхшколиподходов

Личностно-ориентированные

Культурологические

Ш.А, АмонашвилиВ.С.Библер

Д.Б.Эльконин–В.В.Давыдов

Инструментальные

Л.В. ЗанковВ.Ф,Шаталов

С.Н.Лысенкова

П.Я.Гальперин–Н.Ф.ТалызинаИ.П.Волков

Е.Н.Ильин,В.Г,Хазанкин

Этитехнологиидоказалисвоюэффективность.Ониполучилираспространение потому, что, во-первых, в условиях ещё существующей у насклассно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебныйпроцесс,могутнезатрагиватьсодержанияобучения,котороеопределенообразовательнымстандартомдлябазовогоуровня.Этотехнологии,которыепозволяют при интеграции в реальный учебный процесс достигать поставленныхлюбойпрограммой,стандартомобразованияцелейпокаждомуучебномупредметудругими,альтернативнымитрадиционным,методами,сохраняяприэтом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частныхметодик.

Во-вторых,этитехнологииобеспечиваютнетолькоуспешноеусвоениеучебногоматериалавсемиучениками,ноиинтеллектуальноеинравственноеразвитиедетей,ихсамостоятельность,доброжелательностьпоотношениюкучителюидругдругу,коммуникабельность,желаниепомочьдругим.Соперничество,высокомерие,авторитарность,стольчастопорождаемыетрадиционнойпедагогикойидидактикой,несовместимысэтимитехнологиями.

Онитребуютсменыприоритетовсусвоенияготовыхзнанийвходеклассных занятий на самостоятельную активную познавательную деятельностькаждогоученика сучётом егоособенностей ивозможностей.

Все вышесказанноео личностно ориентированном обучении относится и кхудожественно-эстетическомуобразованиюкакодномуизуниверсальныхаспектовформированиякультурыличности,обеспечивающемуеероствсоответствииссоциальнымипсихофизическимстановлениемчеловекаподвлияниемискусстваимногообразныхэстетическихобъектовиявленийреальности.

Проблемамхудожественно-эстетическогообразованиявнашейстранеуделяли большое внимание практически все лучшие педагоги: от П. П. Блонского,А.С.Макаренко,В.А.Сухомлинского,С.Т.Шацкогоидр.вначалевекадоО. А. Апраксиной,А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой,Д. Б. Кабалевского, Л. П.Кабковой,И.И.Киященко,О.Г.Максимовой,Б.Т.Лихачева,Л.П.Печко,И.П.

Подласого, В. А. Сластенина, Л. В. Школяр и др. в последние десятилетия. Всеони подчеркивали, что эстетическое обучение и воспитание обладает высокимразвивающимпотенциаломкаквобластигуманитарного,такиестественно-научногообразования.Поэтомуперспективнымиявляютсяинтегрированныекурсысбогатымкультурологическим,эстетическимихудожественнымсодержанием,ихразработкаивнедрениеоснованынасистемномпониманииорганизацииучебно-воспитательногопроцесса,вразработкукотороговнеслисвой вклад ученые С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, В. И. Загвязинский,В.В.Краевский,А.Н.Леонтьев,В.М.Монахов,Н.В.Нагорнов,Ю.П.Сокольников,П.И.Третьяков,Г.И.Хозяинови др.

Личностно-ориентированноехудожественно-эстетическоеобразованиепредполагает содействие раскрытию диапазона эстетического сознания каждойличности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов) какличностинеповторимойиуникальной,еепотребностей,эмоционально-чувственных, оценочных эстетических отношений и их реализации в поведении,предпочтенияхидеятельности(восприятии,оценивании,сотворчествеисамостоятельном творчестве, рефлексии и анализе). Результаты художественно-эстетическогообразованияналичностно-ориентированномосновании,закрепляясь в личностных качествах, обогащают все формы общения, познания,практическойдеятельностичеловека.Очевиднымявляетсятотфакт,чтодляосуществлениянапрактикеидейличностно-ориентированногохудожественно-эстетическоговоспитаниявроссийскихшколахнеобходимыспециальноподготовленные,высококвалифицированныепреподавательскиекадры.Всовременныхусловияхвозрастаетсоциальнаярольучителя(ивособенностиучителя начальной школы) как носителя национальной художественной культурыи значение эстетического образования будущих педагогов. Причем приоритетнымследуетпризнатьориентированиенаразвитиеличностикаждого«черезискусство»,анеравнодушноезаучиваниешаблонов,развитиемотивацииктворчеству.

Суть столь широко востребованной современной образовательной системойличностно-ориентированнойпарадигмы«заключаетсявотказеотконцепции

«энциклопедизма»,когдаосновнымпоказателемобразованностичеловекасчиталсялишьобъемегознаний,отидейтехнократизма»всосредоточениивниманияналичностикаждогообучающегося,котораявусловияхличностно-ориентированногообученияивоспитаниявыполняетприоритетную,системообразующуюроль.

Построенноенапринципахличностно-ориентированногоподходахудожественно-эстетическоеобразованиеучителяначальныхклассовспособствует развитию и саморазвитию, поскольку базируется на выявлении егоиндивидуальных особенностейкаксубъектапознанияидеятельности.

Приоритетнымпризнаетсяправокаждогонавыборсобственногопутиразвития.Личностно-ориентированныйподходхарактеризуетсяегонаправленностьюнаудовлетворениеэкзистенциальныхпотребностейчеловека,тоестьпотребностейисмыслаегобытияиличностногосуществования:свободаи свободный выбор себя, своего мировоззрения, поступков, самостоятельность иличнаяответственность,саморазвитиеисамореализация,самоопределениеитворчество. В современных условиях необходимо помочь каждому человеку ввыстраиваниисобственнойличности:выбратьзначимыедлясебяценности,овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих проблем,освоитьспособыихрешения,открытьмирсобственного«Я»инаучитьсяуправлятьим.Этовособойстепениотноситсякучителюначальнойшколы.

Повышение качества обучения зависит от личности учителя, от его желаниясделатьсвою работувшколемаксимальноэффективной.Ипусть отнашего свамитрудамир станетлучше,анашиученики займутдостойноеместо вжизни.

КакписалЛ.Н.Толстой:

«Еслиучительимееттольколюбовькделу,онбудет хорошийучитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец,мать,онбудетлучшетогоучителя,которыйпрочёлвсекниги,но

неимеетлюбвиникделу,никученикам.Еслиучительсоединяетвсебе любовькделу и кученикам,онсовершенныйучитель».

Смысл моей жизни как учителявыражен следующими строками:Слушать,слышатьи услышать, -

И зажечь звезду познанья,Чтобыразум черезсердце

Прикоснулсякмирозданью.

Разбудить желанье мыслитьНаходитьпути,решенья,

Чтоб все «как?» и «почему?»Поддавалисьбезсомненья.

Чтоб урок был частью жизни,А несущим наказаньем.

Чтоб в глазах ребячьих светлыхПрочитатьвлюбвипризнанье.

Кто – то физик иль художник,Ильартиствдушенавек,-Оннайдёт свою дорогу,Лишьбыжилвнёмчеловек!

Литература

  1. Бунеев Р.Н. Ещё раз о личностно ориентированном образовании //Начальнаяшколаплюсдоипосле.ИзданиеМинистерстваобразованияРоссийскойФедерации,РоссийскойАкадемииобразования,Московскогопсихолого-социальногоинститута,ОООБаласс.-№ 12-2006. -с.3-5.

  1. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. ИзданиеМинистерстваобразованияРоссийскойФедерации.-№8.-1990.-с.52-62.

  2. Хованская В. М. Опора на наглядность или проверено временем //Начальнаяшкола,Изд.Дом “Первоесентября”-№13.-1997.

  3. http://kopilkaurokov.ru

  4. http://infourok.ru

  5. http://nsportal.ru

1


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО Качество обучения определяют методы и содержание обучения, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Методы обучения имеют особое значение, т.к. они влияют на объем, глубину и сознательность усвоения учащимися знаний, на развитие их самостоятельности и творческой активности, а также на повышение воспитывающей роли обучения. Главным и решающим в оценке методов обучения является успешность в овладения обучающими научными знаниями, умением учиться и развитие познавательных и творческих способностей.
0 ₽
22 июня 1941 года мирная жизнь советских людей была нарушена. Началась Великая Отечественная война. Вот сорок первый год, конец июня, И люди спать легли спокойно накануне. Но утром уже знала вся страна, Что началась ужасная война. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Со школьной скамьи уходили ребята на фронт. Те, кто сражался на фронте, отдавали все свои силы для достижения победы над врагом. Многие из них не вернулись. А дома оставались только женщины и дети.
0 ₽