Краткое вступление с ярким вопросом: «Почему простая история о глухонемой Муму трогает до слёз?» Учитель зачитывает драматичный отрывок и показывает иллюстрацию усадьбы (словесно), чтобы вызвать интерес.
Краткая справка о Тургеневе и времени написания. Обсуждение главного героя Герасима: кто он, чем отличается от окружающих. Задание для класса: назвать 3 качества Герасима и предположить, почему он молчит.
Анализ сюжета по этапам: экспозиция (усадьба, слуги), завязка (появление Муму), развитие (отношения Герасима и собаки), кульминация (приказ барыни), развязка (решение Герасима). Учитель предлагает учащимся представить альтернативный выбор героя и обсудить эмоциональные мотивы.
Практическое задание: составить короткое сочинение (5–7 предложений) о поступке Герасима или инсценировать ключевую сцену в мини-группах. Контрольные вопросы: Как композиция усиливает трагизм? Какие художественные средства использует автор? Оценивание по рубрике: понимание сюжета, аргументация, выразительность.