Данный урок предназначен для формирования у пятиклассников представления о биографии Толстого и историческом контексте Кавказских рассказов, умении различать элементы рассказа и были, раскрывать тему и идею произведения. Задачи: историко‑литературный ввод, развитие навыков аналитического чтения, формулировка темы и идеи, воспитание нравственной позиции.
Целевая аудитория: учителя литературы, классные руководители, ученики 11–12 лет (5 класс).
Практическая польза: готовый конспект экономит время педагога, содержит структурированные задания для фронтальной и групповой работы, варианты критериев оценивания и ключи к обсуждению, помогает учащимся сформулировать тезисы и ответы.
Ключевые особенности: гибкая по времени и форме (урок, урок+внеурочка), адаптируемая к разному уровню подготовки, интерактивные приёмы (ролевые чтения, мини‑диспут), соответствует требованиям ФГОС по развитию критического мышления и коммуникативных умений.
Уникальность: материал сочетает историко‑биографическую справку с практическими приёмами анализа текста, готовыми дидактическими сценариями и вариантами оценочных критериев — экономит ресурсы учителя и повышает вовлечённость учащихся.