Литературная игра для учеников
5-8 классов
« В гостях у А.С.Пушкина»
Автор: учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель
Полынская Ирина Евгеньевна
2024 год
Ребятам предложена литературная эстафета с преодолением нескольких этапов. Каждый этап предназначен для определенного класса. Каждый класс отвечает на свой блок вопросов. На последнем этапе баллы складываются, определяется команда – победитель. Та команда, которая ответит правильно на большее количество вопросов + скорость выполнения всех этапов + дружеская атмосфера в команде, становится победителем!
На каждом этапе модераторы - ученики 10 класса (это представили школьного объединения «Юный филолог», они ставят баллы за правильные ответы)
Оценивается:
1.Правильность ответов (за каждый правильный ответ + 1 балл)
2.Скорость выполнения заданий (первая команда, выполнившая задания + 3 доп.б, 2 команда +1 доп.б., 3 команда +1 доп.б)
3. Дружеская атмосфера в команде (+ 1 б)
Подготовительный этап.
Ученики 5- 8 классов делятся на три команды:
1команда - ученики «А» классов (5 а, 6 а, 7 а, 8 а)
2 команда - ученики «Б» классов (5 б, 6 б, 7 б, 8 б)
3 команда - ученики «В» классов (5 в, 6 в, 7 в, 8 в).
Цель: воспитывать бережное отношение учащихся к художественному слову, уважение к творчеству А.С. Пушкина, культурному наследию страны.
Задачи:
1.Привить любовь к Родине через творчество русских поэтов.
2.Воспитывать чувство дружбы.
Ход игры:
Первые на старт выходят представители 5 классов. Закончив работу на своем этапе, пятиклассники передают литературную эстафету ребятам 6 классов и т.д.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Все вы, конечно, знаете великого русского поэта А.С.Пушкина. И все вы знакомы с его замечательными произведениями. Сегодня мы с вами вспомним их, поиграем. (команды получают протоколы, в которых будут им ставить баллы, уходят решать кейсы)
Эстафетные протоколы
1 команда
команда кейсы | «А» классы баллы | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
1.«Художественный» | ||||
2. Секретный «Черный ящик» Кабинет №19,20,21 | ||||
3.«Поэтический» Кабинет№22 | ||||
4.«Эпиграфы»- Кабинет№24 | ||||
5.«Театральный» Домашнее задание. Актовый зал. | ||||
Дополнительные баллы: | + | + | + | + |
Итого баллов: |
2 команда
команда кейсы | «Б» классы баллы | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
1.«Художественный» | ||||
2. Секретный «Черный ящик» Кабинет №19,20,21 | ||||
3.«Поэтический» Кабинет№22 | ||||
4. «Эпиграфы»- Кабинет№24 | ||||
5.«Театральный» Домашнее задание. Актовый зал. | ||||
Дополнительные баллы: | + | + | + | + |
Итого баллов: |
3 команда
команда кейсы | «В» классы баллы | |||
5 | 6 | 7 | 8 | |
1.«Художественный» |
2. Секретный «Черный ящик» Кабинет №19,20,21 | ||||
3. «Поэтический» Кабинет№22 | ||||
4. «Эпиграфы»- Кабинет№24 | ||||
5.«Театральный» Домашнее задание. Актовый зал. | ||||
Дополнительные баллы: | + | + | + | + |
Итого баллов: |
Ведущий: Болельщики остаются в зале и помогают командам заработать дополнительный балл. Посмотрим презентацию о великом поэте. ( Конкурсы для болельщиков см. дальше)
1 этап. Кейс - «Художественный» - 5 классы.
Задание: перед вами лежит два набора пазлов. Вы должны собрать иллюстрации, назвать сказки.
№1
№2
2 этап. Кейс - Секретный «Черный ящик» - 6 классы.
Задание: слушайте внимательно вопрос, ответ – предмет из произведения А.С. Пушкина.
1 . В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
(яблоко, «Сказка о мертвой царевне»)
2 . В ящике лежит представитель животного мире, который в одной из сказок А.С.Пушкина помогал осуществить желание. Кто это? (золотая рыбка)
3 . Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в третий раз? (шмель)
4 . На них охотились семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне…»? (на серых уток)
5. Документ, по которому выдавали почтовых лошадей. (Подорожная).
3 этап. Кейс- «Поэтический» - 7 классы Задание : Перед вами отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. Вам нужно ответить на вопросы:
-Как называется стихотворение?
ответ «Зимняя дорога»)
-При написании этого стихотворения поэт использовал 29 букв русского алфавита. Какие буквы здесь отсутствуют? (Ответ: ф,ц,ъ,э)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...
4этап. Кейс- «Эпиграфы»- 8 классы
Задание: вам нужно назвать произведение по эпиграфу. ( за каждое правильно названное произведение, команда получает 1 балл)
1. «Береги честь смолоду».
(«Капитанская дочка»).
2. «Стрелялись мы».
(«Выстрел»).
3.«Во всех ты, душенька, нарядах хороша».
(«Барышня-крестьянка»).
4. «Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор».
(«Станционный смотритель»).
5.«Я в Париже:
Я начал жить, а не дышать».
(«Арап Петра Великого»).
6. «Не зрим ли каждый день гробов,
Седин дряхлеющей вселенной?»
(«Гробовщик»).
Ведущая: Ну вот и дошли до последнего задания. Молодцы, ребята! Сейчас мы все вместе посмотрим театрализованные постановки, подготовленные вами.
5 этап. Кейс – «Театральный». Домашнее задание.
Вы - актеры, а мы – зрители.
К аждая команда выбрала произведение А.С. Пушкина. Подготовила интересный эпизод. (до 10 мин.)
Смотрим!
Ведущая: Ну вот и подошла к концу наша литературная игра, посвященная творчеству замечательного поэта, писателя А.С. Пушкина. Для подведения итогов приглашаются члены жюри (называют команду, набравшую большее количество баллов, распределяют места- 1,2,3, вручают дипломы)
Ведущая: Давайте Пушкина читать!
За суетой забот немалых,
Бросая взгляд на всё усталый,
Мы ищем истины печать –
Давайте Пушкина читать!
Не второпях, не «между прочим»,
Быть может, что-то напророчит
Его бессмертная тетрадь!
Давайте Пушкина читать
И наслаждаться каждым словом –
В тиши, под сводчатым альковом
Прибудет с нами благодать!
Давайте Пушкина читать
И возвращать себя к истокам,
Чтоб не растратить ненароком
Свою «особенную стать»!
Давайте Пушкина читать…
До новых встреч!
Программа для болельщиков!
П ока команды решали кейсы, у болельщиков была своя программа. Они зарабатывали дополнительный балл для своей команды.
Ведущая:Ребята, давайте и мы с вами поиграем! Команды болельщиков сидят рядом. Я задаю вопрос, та команда, которая первая подняла руку, дает ответ. Без поднятой руки ответ не принимается.
1 конкурс. Найди хозяина этой вещи?
Хрустальный дом (белка)
Корыто (старуха)
Н евод (старик)
Черное кольцо с изображением мертвой головы (Алексей Берестов)
Череп коня (вещий Олег)
Хрустальный гроб (мертвая царевна)
Зеркальце (царица)
Золотой петушок (царь Дадон)
Крестьянское платье для свидания (Лиза)
2 конкурс. «По страницам сказок»
1.Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
(Ответ:- Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…)
2.Что кричал петушок, сидя на спице?
(Ответ:- Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!)
3.Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Ответ:- Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!)
4.Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
( Ответ: Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…)
5.С какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(Ответ:- Смилуйся, государыня рыбка!)
6.Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
( Ответ:- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…)
7.Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке».
(Ответ:- Сказка ложь, да в не намек!
Добрым молодцам урок.)
3 конкурс. Назови произведения.
Вам даны карточки с буквами . С этой буквы начинается название произведения А.С. Пушкина.
Например, буква Б – «Барышня – крестьянка»…
А – «Анчар»…
и т.д. У вас 10 минут
4 конкурс. Угадай персонажа.
Представитель команды вытягивает карточку, в которой написан герой или предмет из произведения Пушкина, изображает его, другие команды должны назвать героя и название произведения.
Например, зеркальце, Царь и т.д.
Подведение итогов. Смотрим выступление команд – кейс «Театральный»