Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. «Литературно-музыкальная гостиная «Он был рожден для счастья, для надежд И вдохновений мирных! — но, безумный, Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной; И мир не пощадил — и бог не спас!»

«Литературно-музыкальная гостиная «Он был рожден для счастья, для надежд И вдохновений мирных! — но, безумный, Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной; И мир не пощадил — и бог не спас!»

Данная литературно-музыкальная гостиная посвящена жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Задачи: • погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности; • развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; • воспитывать толерантность, коммуникативные навыки; • расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов; • воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова. Эту гостиную я проводила в нашей школе, и она есть в записи. Кроме того, у меня есть прекрасная презентация к этому сценарию, но, увы, она превышает допустимый размер.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Крючкова Светлана Васильевна,

преподаватель русского языка и литературы

НЧУ ОО «СОШ «Промо-М» г. Москвы

(высшая категория)

Конспект внеурочного мероприятия

«Литературно-музыкальная гостиная «Он был рожден для счастья, для надежд
И вдохновений мирных! — но, безумный,
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;
И мир не пощадил — и бог не спас!
»

Задачи:

  • погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности;

  • развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

  • воспитывать толерантность, коммуникативные навыки;

  • расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов;

  • воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова.

Оборудование:портрет М.Лермонтова, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, рисунки обучающихся, музыкальное оформление, презентация, компьютер, проектор.

НА ВСЁМ ПРОТЯЖЕНИИ ГОСТИНОЙ ЗВУЧИТ МУЗЫКА.

Ход гостиной.

  1. СЛАЙД 1. На экране видео «ВАЛЬС» ХАЧАТУРЯНА из «Маскарада» (№ 1). На фоне – сначала текст и стихи, потом – вальс в исполнении ребят.

Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека XIX века. Бальный сезон начинался осенью и разгорался зимой, когда столичные дворяне возвращались из своих усадьб. Бал – это вершитель судеб; на балах влюблялись и ссорились, мирились, флиртовали, решали важные дела. Подъезжали кареты к праздничному освещённому подъезду. В вестибюле сбрасывали шубы и по ярко освещённой лестнице поднимались в зал, где при входе гостей встречали хозяйка и хозяин. И вот уже музыка и праздничное сияние.

Глухая полночь. Строем длинным.

Осеребрённые луной,

Стоят кареты на Тверской

Перед домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мёртвой на устах,

Обыкновенной рамой бала

Старушки светские сидят

И на блестящий вихрь зала

С тупым вниманием глядят.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих;

Драгими каменьями у них

Горят уборы головные

По их плечам полунагим

Златые локоны летают

Одежды лёгкие, как дым,

Их лёгкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых:

Толкует, ловит каждый взгляд,

Шутя несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

ПАРЫ ТАНЦУЮТ. ВЫСТРЕЛ! (№ 1А) МУЗЫКА РЕЗКО ОБРЫВАЕТСЯ!

СЛАЙД 2

Выходит Ведущий 1с подсвечником с зажжёнными свечами.

Ведущий 1.
Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -
Но преждевременно, противника рукой –
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!
(Ведущий ставит подсвечник к портрету Лермонтова и отходит на своё место).

СЛАЙД 3.

Чтецы (читают резко, эмоционально. Сначала трагически, потом с негодованием – «Смерть поэта»).

1.  Погиб поэт!

2.— невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..

3.  Не вынесла душа поэта
     Позора мелочных обид,
         Восстал он против мнений света
         Один, как прежде... и убит!

4. Убит!.. к чему теперь рыданья,
     Пустых похвал ненужный хор
     И жалкий лепет оправданья?
     Судьбы свершился приговор!

5. Не вы ль сперва так злобно гнали
         Его свободный, смелый дар
    И для потехи раздували
        Чуть затаившийся пожар?

6.  Что ж? веселитесь... — он мучений
     Последних вынести не мог:
     Угас, как светоч, дивный гений,
     Увял торжественный венок.

7. Его убийца хладнокровно
       Навел удар... спасенья нет:
         Пустое сердце бьется ровно.
         В руке не дрогнул пистолет,

8. И что за диво?.. издалека,
     Подобный сотням беглецов,
     На ловлю счастья и чинов
     Заброшен к нам по воле рока;

9. Смеясь, он дерзко презирал
      Земли чужой язык и нравы;
         Не мог щадить он нашей славы;
         Не мог понять в сей миг кровавый,
     На что́ он руку поднимал!..

10. И он убит — и взят могилой,
        Как тот певец, неведомый, но милый,
        Добыча ревности глухой,
        Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

11. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?

12.Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
      Он, с юных лет постигнувший людей?..

13. И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
    Но иглы тайные сурово
 Язвили славное чело;

14.Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
      И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
 15. Замолкли звуки чудных песен,
      Не раздаваться им опять:
      Приют певца угрюм и тесен,
      И на устах его печать.
16.
А вы, надменные потомки,
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки,
Игрою счастия обиженных родов!

17. Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
      Таитесь вы под сению закона,
      Пред вами суд и правда — всё молчи!..
18.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
     Есть грозный суд: он ждет;
     Он не доступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.
19. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
      Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
      Поэта праведную кровь!

СЛАЙД 3 Звучит музыка (Начало 1)(№ 2)

Ведущий 1.
Кто мог знать, что через 4,5 года оборвётся жизнь и этого юноши.

Ведущий 2.
Ему оставалось всего 4,5 года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, быть сосланным несколько раз на Кавказ, прослыть легендой Кавказской войны и погибнуть, как Пушкин, на дуэли.
Ведущий 3.
В истории короткой жизни и гибели Лермонтова есть какая-то тайна, неуловимая определённость, рок. Он страдал более, чем жил.

Лермонтов (Шупер Д.)
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя.
От них остался только я.
СЛАЙДЫ 4 Видео Е. Дога «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» (№ 3). На его фоне звучат стихи.

Чтец (преподаватель):

Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он – странник одинокий. Он для России – сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий – свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи –
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет.

Ведущий 1. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение гордости и одновременной грусти, которая охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.

Ведущий 2.

Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
“Недаром помнит вся Россия про День Бородина”

Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда.

СЛАЙД 4 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 1. Творческий путь Лермонтова – короткий, но очень яркий! Вся его литературная деятельность от юношеских проб пера до романа “Герой нашего времени” продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Его творчество, основные мотивы которого связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, о поиске гармонии в отношениях с миром, безусловно, интересно и молодым людям 21 века.

СЛАЙД 5 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 2. Начало русской родословной Лермонтовых положил выходец из Шотландии Георг Лермонт. Поступив на русскую службу в 1613 году, он был жалован земельным наделом недалеко от Костромы. Эти места и стали родиной для его потомков, в том числе для деда и отца поэта. Честно служили России Лермонтовы! Сам основатель рода ротмистр Георг Лермонт погиб в 1634 году в бою с поляками под Смоленском, сын его Петр служил саранским воеводою, участвовали Лермонтовы в Петровских походах и в Бородинском сражении.

СЛАЙДЫ 6, 7, 8 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 2. Среди предков поэта - декабристы, морской офицер Дмитрий Николаевич Лермонтов;

герой освободительной Балканской войны 1877-78 годов Александр Михайлович Лермонтов;

и даже участник гражданской войны, воевавший в Первой Конной армии, Владимир Михайлович Лермонтов.

Ведущий 1. Все представители рода обязательно стремились посвятить себя службе Отечеству. При этом множество Лермонтовых — это люди, одновременно имевшие дух жертвенного служения Отечеству и творческий талант. Замечено, что многие среди них — художники и поэты, а также люди, обладавшие особой духовной чуткостью.

СЛАЙД 9 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Вед 1 Юрий Петрович Лермонтов пленил свою богатую невесту Марию Михайловну Арсеньеву внешней красотой и редким добродушием. Мать Марии Михайловны Елизавета Алексеевна, принадлежавшая к богатому и влиятельному роду Столыпиных, была против этого союза. Но брак был заключен против ее воли. Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.

СЛАЙД 10 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 2.  В 1817 году Мария Михайловна заболела скоротечной чахоткой и умерла в возрасте 21 года, оставив единственного сына сиротой. Вероятно, смутные воспоминания о звуках материнской песни, которая не раз звучала над его колыбелью, навеяли строки стихотворения “Ангел” (1831).

СЛАЙД 11 Звучит музыка для стихотворения “Ангел” (№ 5),

Под музыку звучит стихотворение “ Ангел” (БАСАРИЯ Л.)

Звучит песня «Ангел» в исполнении обучающегося (№ 5А)

СЛАЙД 12 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 1. Сразу после смерти матери бабушка решительно отказала Юрию Петровичу в желании оставить сына у него, ссылаясь на бедность армейского капитана, которая не позволит дать мальчику хорошее образование. Елизавета Алексеевна увезла любимого внука в свое имение Тарханы Пензенской губернии.

СЛАЙДЫ 13, 14 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 2 Здесь она окружила внука заботой и лаской, не жалея средств на развитие многообразных талантов мальчика. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.

СЛАЙД 15 (Звучит музыка А.Вивальди Адажио. Скрипка и фортепиано)(№ 6)

Под музыку звучит стихотворение “Ужасная судьба отца и сына”

СЛАЙДЫ 16, 17 Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 1. Для Елизаветы Алексеевны Арсеньевой ее ненаглядный внучок Мишенька был самым дорогим человеком на свете. Она во всем ему потакала. Любит играть в войну? Так вот ему и куча “ солдат” из крестьянских детей. Вот лошадка живая. Катание на лодках. Походы в лес. И даже огромное путешествие на Кавказ. Вот учителя – какие бы ни были – лишь бы занимали внука. Всякий день, а пуще праздник – дым коромыслом, лишь бы Миша был весел. Позже в стихотворении “ Как часто пестрою толпою окружен” Михаил Лермонтов об этом вспомнит.

СЛАЙДЫ 18 – 22 (Звучит музыка Вивальди «ЛЕТО»)(№ 7) (на слайдах «Промо-М» в Тарханах).

Под музыку звучит стихотворение «Как часто пестрою толпой я окружен»

СЛАЙДЫ 23, 24 Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий 2. Как было принято в дворянских семьях, мальчик учился домаВ раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, свободно говорил на французском и английском языках. Он много читал, рисовал акварелью, особенно любил лепить из крашеного воска. Зимой ребята лепили фигуры из снега. Был у мальчиков и самодельный кукольный театр, для которого Мишель с 10 лет сочинял пьесы.

СЛАЙД 25 Звучит музыка (Начало 2)(№ 4)

Ведущий1. Миша – один сын у Юрия Петровича. Но он же и единственный внук у бабушки. Если бы не завещание Арсеньевой - забрал бы Юрий Петрович сына к себе в Кропотово. Но связала она его этой бумагой.

Лермонтов (выходит из тени вперёд, перед ведущими):
Впервые приехав к отцу, в его кабинете на стене я увидел портрет матери. На меня смотрела в глаза и нежно улыбалась мать, как бы выступив из моих мучительно-смутных снов. Я не мог глаз отвести от портрета. Казалось, и мама смотрела на меня - глаза как будто раскрылись шире, и улыбка стала живее, и лицо просветлело…
Ах, какие это были мгновения!

Ведущий 2.
Он все реже атаманствовал в играх. Он начинал понимать одиночество. Все нужнее оно было ему.

СЛАЙД 26 (Звучит песня «Белеет парус одинокий…» в исполнении преподавателя школы) (№ 8)

СЛАЙД 27 Звучит музыка (Начало 2)(№ 9)

Ведущий 2.1 октября 1831 г. Юрий Петрович умер, оставив в завещании теплые слова для сына: « Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твое ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишен был утешения жить вместе с тобою».

Лермонтов так откликнулся на его смерть:
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.
Этим «одним» был сам Михаил.

СЛАЙДЫ 28, 29, 30 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 10)

Ведущий 1. В 1827г. бабушка переехала с внуком из Тархан в Москву. Она пригласила для внука лучших преподавателей, чтобы готовить его для поступления в Благородный пансион при Московском университете. Осенью 1828 г. Лермонтов был принят в 4 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.

СЛАЙД 31 Звучит музыка (Начало 2)(№ 10)

Ведущий 2. Каждую субботу в комнате у преподавателя Семёна Егоровича Раича собиралось «Литературное общество» - кружок любителей литературы. На этих собраниях они читали поэтические произведения Ломоносова, Пушкина, а также читали свои собственные стихи. Лермонтов зачитывался стихами Пушкина, увлечённый поэзией Лермонтов сам начал писать стихи и вскоре он занял в кружке по стихам – 1 место.

СЛАЙД 32 (Звучит музыка к «МОЛИТВЕ» -Евгений Хонин «Хрустальные ноты»)(№ 11). Под музыку звучит стихотворение «Молитва»

СЛАЙД 33. ВИДЕО. ПЕСНЯ «В МИНУТУ ЖИЗНИ ТРУДНУЮ….» (№ 12)

СЛАЙД 34. (Звучит музыка (Начало 2)(№ 13)

Ведущие 1, 2, 3 Раич советовал своим ученикам упражняться в переводах из великих поэтов, и Лермонтов по его совету, переводил Шиллера, много читал.

В этом пансионе учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Занятия здесь обогатили Лермонтова умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства. Среди воспитанников пансиона ходили по рукам вольнолюбивые стихи Пушкина, стихи поэтов-декабристов.

В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался все больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов.

Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.

Учась в университетском пансионе, Лермонтов написал 13 поэм, 3 драмы и около 300 стихотворений. Этот период жизни Лермонтова отличается большим желанием жить и любить.

Лермонтов

- Что же любил поэт?

– Прежде всего – жизнь. Любил жизнь и хотел жить.

Ведущий 3. Как подтверждение этому – его стихотворения “ Желание” и “ Я жить хочу”

СЛАЙД 34. (Звучит музыка Шопена «Нежность») (№14)

Под музыку звучат стихотворения «Желанье» и «Я жить хочу»

СЛАЙДЫ 35, 36, 37 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 13)

Ведущий 1.  Постепенно Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к Родине. Это любовь и к русской природе, к русской земле, возделанной трудом народа. В стихотворении “ Родина” Лермонтов раскрывает “ странную любовь” поэта к родине, новой для русской литературы.

СЛАЙД 38.(Звучит музыка А. Вивальди. “Эльфийская ночь”)(№ 15)

Под музыку звучит стихотворение “ Родина”

СЛАЙД 38. (Звучит музыка (Начало 2)(№ 13)

Ведущий 2.  В лирике поэта 1830-х годов важное место занимала любовь. Какое бы стихотворение о любви у М. Ю. Лермонтова мы ни прочли, всюду она явится в трагическом облике.

Поэт, по описанию современницы-барышни, красотой не отличался. Мал ростом, коренаст, взгляд черных глаз мрачен, улыбка недобрая, нервный юноша, похожий на избалованного и злобного ребенка.

СЛАЙД 39, 40 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 13)

Ведущий 3. Три главные любви Лермонтова вышли замуж: Екатерина Сушкова, в которую Михаил влюбился в 16 лет, Наталья Иванова, которой посвятил «Ивановский цикл», Варвара Лопухина, которую поэт любил до конца жизни.

О своей безответной и трагической любви он написал в стихотворении “ Нищий”

СЛАЙД 41 (Звучит романс «НИЩИЙ» в исполнении Погудина) (№ 16)

СЛАЙД 42

Ведущий 1.  Стихотворение “Она не гордой красотой” было обращено к Варваре Лопухиной – близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по – настоящему глубокие чувства.

Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

СЛАЙД 42 (Звучит «Осенняя грусть» Леграна) (№ 17)

Под музыку звучат слова и стихотворение «Она не гордой красотой»

Ведущий 1. Стихотворение “Она не гордой красотой” было обращено к Варваре Лопухиной – близкому другу и возлюбленной поэта, единственной женщине, к которой Лермонтов испытывал по – настоящему глубокие чувства.

Новость о замужестве Вареньки Лопухиной поэт принял болезненно. Когда Варвара вышла замуж, Лермонтов никогда не называл ее по фамилии мужа – Бахметевой: возлюбленная осталась для него Лопухиной.

СЛАЙД 43 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 18)

Ведущие 3, 2, 1. С сентября 1830 года Лермонтов числится студентом Московского университета сначала на «нравственно-политическом отделении», потом на «словесном». Лермонтов не пробыл в университете и двух лет. 

- Учился прекрасно, но пансион не закончил. В марте 1830г., когда ему оставалось несколько месяцев до окончания, пансион посетил Николай I. Перед его посещениемначальник жандармов Бенкендорф доложил, что среди молодых людей есть воспитанники, мечтающие о революции. Царь остался недоволен «вольным поведением» воспитанников и приказал преобразовать пансион в гимназию.

- Уничтожались преимущества, которыми пользовались учащиеся, вводились розги. Лермонтов в знак протеста подал прошение об увольнении. В июле 1830г. вспыхнула революция в Париже. Король Карл X отрёкся от престола. Лермонтов написал стихотворение.

Лермонтов

Ты мог быть лучшим королём,

Ты не хотел. Ты полагал

Народ унизить под ярмом.

Но ты французов не узнал!

Есть суд земной и для царей,

Провозгласил он твой конец;

С дрожащей головы твоей

Ты в бегстве уронил венец.

СЛАЙД 44, 45 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 18)

Ведущий 2. В 1832 г. Лермонтов вместе с бабушкой переезжает в Петербург. Он поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Школа была настоящей казармой николаевского времени. Читать (кроме уставов и учебников) запрещалось. Юнкера свободное время проводили в кутежах. Но Лермонтов продолжал заниматься. По ночам тайком он работал над романом « Вадим» - о Пугачёвском восстании.

Ведущий 1. В ноябре 1834 г. Лермонтов был произведён в офицеры и определён в гвардейский гусарский полк, который стоял в Царском селе.

СЛАЙД 46 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 18)

Ведущий 3. В 1835г. в августе в журнале « Библиотека для взрослых» появилась поэма « Хаджи Абрек» - первое напечатанное произведение Лермонтова. Друг и родственник Лермонтова тайком отнёс эту поэму в издательство.

СЛАЙД 47 (Звучит музыка А. Вивальди “Времена года” Зима ч.1) (№ 19)

Ведущий 1.
27 января 1837 года рукой Дантеса была нанесена на дуэли смертельная рана великому русскому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину.
К моменту смерти поэта – 29 января – уже весь Петербург твердил наизусть строки молодого поэта, которого потом назовут достойный продолжателем творчества Пушкина.

Ведущий 2.  Эти стихи М. Ю. Лермонтова взволновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Бенкендорф по городской почте отправил полный текст стихотворения “Смерть поэта” Николаю I с надписью: “Призыв к революции”. Поэта арестовали и направили на Кавказ, где в то время шла война с горцами. Посылая Михаила Лермонтова под пули, император надеялся, что тот не вернется в столицу.

По этому поводу Лермонтов пишет стихотворение “ Сон”, в котором он предчувствует свою скорую гибель.

СЛАЙД 48 (Звучит музыка Вивальди «Танго смерти») (№ 20)

Под музыку звучит стихотворение “Сон”

СЛАЙД 49 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 21)

Ведущий 1. Но участвовать в боях на этот раз Лермонтову не пришлось. Сначала болезнь задержала его в Пятигорске, затем он долго добирался до полка, который стоял в Тифлисе.

Ведущий 2. Первая ссылка была непродолжительна. Царь удовлетворил прошение бабушки Лермонтова. И его перевели в Новгород. Это было в феврале.1838г., а в апреле бабушка добивается полного прощения и Лермонтов возвращается в гвардейский полк.

Его творения становятся известными широкой общественности и имеют невероятный успех в свете и при дворе.

Ведущий 3. Но вот дуэль с сыном французского посла Барантом – и снова ссылка на Кавказ, где 26-летнему Лермонтову суждено было погибнуть. Кавказ-судьба…

СЛАЙД 50 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 21)

Ведущий 1.  Полюбивший горные пейзажи, яркие краски, своеобразный, свободолюбивый характер здешних жителей еще в раннем детстве, когда бабушка для укрепления здоровья возила внука на Минеральные воды, Лермонтов посвятил кавказским мотивам множество превосходных произведений.

СЛАЙД 51 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 21)

Ведущий 2.  Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе “ Герой нашего времени”. Здесь на Кавказе Лермонтов закончил « Песнь про купца Калашникова».

СЛАЙДЫ 52, 53 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 21)

Ведущий 3. Кавказ стал судьбой Лермонтова.

СЛАЙДЫ 54-55 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 21)

Под музыку звучит стихотворение “Кавказ”

СЛАЙД 56

Ведущий 1.  Лермонтов– один из самых музыкально – одарённых русских поэтов. Он прекрасно знал русские народные песни. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его поэзии.

НАЧИНАЕТ ЗВУЧАТЬ РОМАНС!!!!

Вот как о нём писал В. Белинский: “Читая всякую строку, вышедшую из – под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясёнными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою”. Русские композиторы, находя в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы, часто обращались к его поэзии.

Звучит Романс “Я не люблю вас и люблю” в исполнении Петра Дмитриченко (посвященный Екатерине Сушковой) (№ 22)

СЛАЙДЫ 57-62 (Звучит музыка (Начало 2)(№ 23)

Ведущий 2.  Природа щедро наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и музыкальностью, но и талантом художника. И если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим Мастером. Маленький Лермонтов начал рисовать с 3-х лет. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Лермонтов рисовал всю свою сознательную жизнь. До нас дошли более 10 его картин, написанных маслом, более 50 акварелей и свыше 300-х сот рисунков.

СЛАЙД 63 (Звучит музыка В.А. Моцарта “Реквием по мечте” полная версия) (№ 24).

Ведущий 3. Все, что было создано Лермонтовым за 13 лет творчества, – это подвиг во имя свободы и Родины. Он стал часто задумываться о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Все это слышится в стихотворениях “ Дума” и “ Выхожу один я на дорогу”.

(Продолжает звучать музыка В.А. Моцарта “Реквием по мечте” полная версия) (№ 24).

Под музыку звучит стихотворение «Дума» в исполнении мальчика и девочки.

СЛАЙД 64 (Продолжает звучать музыка В.А. Моцарта “Реквием по мечте” полная версия) (№ 24).

Ведущий 1. Предчувствие смерти не обмануло М. Ю. Лермонтова. 27 июля 1841 года великий русский поэт был убит. Это произошло у подножия Машука в окрестностях Пятигорска. Во время дуэли нача лась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Лермонтов взял пистолет в руки, повторил торжественно Мартынову, что ему и в голову не приходило его обидеть, что все это была одна только шутка, и он готов просить прощение. “Стреляй! Стреляй! Был ответ Мартынова. Секунданты скомандовали сходиться. М. Ю. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Н. С. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело М. Ю. Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было 26 лет...

СЛАЙД 65

Звучит песня в исполнении преподавателя школы «Выхожу один я на дорогу…» (под гитару).

СЛАЙД 66 (Звучит вальсовая мелодия. Шопен «Вальс дождя»)(№ 25).

Ведущий 2. Ему было неполных 27 лет. Современное Лермонтову общество не сумело распознать настоящего гения и творца. Но время не властно над силой лермонтовского стиха, с его проникновенной музыкальностью, кипением страстей, глубиной постижения человеческой души. По сей день читателей волнует не только творчество, но и судьба самого Лермонтова – яркая, короткая, трагическая.

(Продолжает звучать вальсовая мелодия. Шопен «Вальс дождя»)(№ 25).

СЛАЙДЫ 67, 68, 69 («Промо-М» в Тарханах)

Ведущий 3. Как сказал поэт Сергей Наровчатов: «Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многосторонен, что эти открытия будут продолжаться без конца».

СЛАЙД 70 (Продолжает звучать вальсовая мелодия. Шопен «Вальс дождя»)(№ 25).

ЧТЕЦ

Он был рожден для счастья, для надежд,
И вдохновений мирных! — но безумный
Из детских рано вырвался одежд
И сердце бросил в море жизни шумной;

И мир не пощадил — и Бог не спас!


Так сочный плод до времени созрелый
Между цветов висит осиротелый,
Ни вкуса он не радует, ни глаз;
И час их красоты — его паденья час!

И жадный червь его грызет, грызет,
И между тем, как нежные подруги
Колеблются на ветках — ранний плод
Лишь тяготит свою… до первой вьюги!


Ужасно стариком быть без седин;
Он равных не находит; за толпою
Идет, хоть с ней не делится душою;
Он меж людьми ни раб, ни властелин,
И всё, что чувствует, он чувствует один!

СЛАЙД 70 ЗВУЧИТ ПЕСНЯ ТАЛЬКОВА (№ 26)

(все участники встают и ЗАЛ тоже)

Поэты не рождаются случайно,
Они летят на Землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.

Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.

Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.

Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш -
Актёры, музыканты и поэты -
Целители уставших наших душ.

В лесах их песни птицы допевают,
В полях для них цветы венки совьют,
Они уходят вдаль, но никогда не умирают,
И в песнях, и в стихах своих живут.

16

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная литературно-музыкальная гостиная посвящена жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Задачи: • погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности; • развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; • воспитывать толерантность, коммуникативные навыки; • расширять кругозор обучающихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов; • воспитывать патриотизм и любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова. Эту гостиную я проводила в нашей школе, и она есть в записи. Кроме того, у меня есть прекрасная презентация к этому сценарию, но, увы, она превышает допустимый размер.
0 ₽