Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Литературно-музыкальная композиция «Певец Донского края»

Литературно-музыкальная композиция «Певец Донского края»

Литературная композиция по произведениям М. Шолохова для учащихся 7 класса. В занятие включена инсценировка из произведения "Нахаленок" ( можно использовать отрывок из другого произведения). К занятию предполагается использование презентации и видеоматериалов.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

7


Литературно-музыкальная композиция

«Певец Донского края»

  1. Оборудование:

  1. компьютер,

  2. проектор,

  3. экран,

  4. музыкальный центр,

  5. презентация,

  6. видеозапись.

  1. Оборудование сцены:

  1. портрет М.А.Шолохова,

  2. выставка книг М.А.Шолохова,

  3. выставка рисунков учащихся,

  4. казачий уголок.

  1. Оформление зала:

  1. цветы,

  2. воздушные шары.

Эпиграф: Я родился на Дону, рос там,

учился, формировался как человек и

писатель. И будучи патриотом

своей великой, могущественной

Родины, с гордостью говорю, что

являюсь и патриотом своего

родного донского края.

М. Шолохов.

Цели: 1. Дать возможность учащимся глубже, полнее понять сущность

произведений М.Шолохова, осмыслить, как в своем творчестве он

достиг таких вершин.

2. Углубить представления учащихся о личности писателя, о

жизненных истоках его произведений.

3. На примере жизни и творчества М. Шолохова воспитывать

любовь к родному краю.

Видео «Вёшки»

Песня «Ох ты, степь широкая»

Слайд 1.Чтец:  Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жуёт шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом!

Слайд 2Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковальный простор с затвердевшим следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие забытую казачью славу…

Слайд 3Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачья, не ржавеющей кровью полита степь!

Слайд 4 М.А.Шолохов - русский советский писатель, киносценарист.

Писатель много времени отдавал общественной деятельности – принимал участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира, был членом Советского комитета защиты мира. Был депутатом Верховного Совета, академиком АН СССР, членом Президиума Союза писателей СССР.

В 1965 г. Михаил Шолохов был награжден Нобелевской премией, которую он передал на постройку школы в Вешенской.
Михаил Шолохов был многократно отмечен наградами Советского правительства. Он дважды Герой Социалистического Труда (1960, 1980), лауреат Сталинской премии I степени (1941 г. – за роман "Тихий Дон"), Ленинской премии (1960 г. – за роман "Поднятая целина"), международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии "София", международной премии "Лотос" Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны I степени, медалями: "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", Золотой медалью имени А. Фадеева. Награжден орденами других государств: орденом "Большая Золотая звезда дружбы народов" (Германия), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Георгия Димитрова (Болгария), орденом Кирилла и Мефодия (Болгария).

При жизни являлся действительным членом Академии наук СССР, почетным доктором Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета права (Шотландия). Именем писателя назван астероид Шолохов (2448 Sholokhov).

Ведущий 1.: Дорогие ребята! Каждый год, 24 мая, не только в России, но и во всем мире почитатели таланта М. Шолохова отмечают день его рождения. Это праздник всех, кто любит слово, любит книгу, это праздник всех, кто любит наш Донской край.

Ведущий 2. Огромна притягательная сила писателя - автора произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Встреча с таким писателем – дополнительная возможность соприкоснуться с его талантом, глубже понять сущность его произведений.

Ведущий 1. И сегодня мы с вами собрались, чтобы отдать дань любви, уважения и признательности писателю М.А. Шолохову, его имя неразрывно связано с нашей землей.

Ведущий 2: Слайд 5Красотой твоей я покорен,

Ненаглядная даль степей!

Здравствуй, Шолохов!

Здравствуй, Дон!

Здравствуй, слава земли моей!

Ведущий 1:Слайд 6В современном мире имя Шолохова благоговейно произносится всеми, кому дороги идеалы свободы и разума, справедливости и гуманизма. Уже в ранних «Донских рассказах» проявилась способность молодого писателя видеть жизнь и человека. Поэтому не случайно во многих его произведениях встречаются образы детей – носителей будущей жизни.

Слайд 7

Сценка из рассказа «Нахаленок».

Ведущий 2: Слайд 8Шолохов изобразил Донщину как песенный край, а значит, и край поэзии. Где казак – там и песня. В ней прославлены Ермак, Разин, вольница, Пугачев, русские края, милые любушки и жёнушки.

Ведущий 1:Старинные казачьи песни, простые, образные, родниковой чистоты, хотя и с заметным налётом древности, задевают душу трепетной любовью к земле, родному краю. В них раздумья, эпическая широта.

Слайд 9

Песня «Мой дед казак»

Ведущий 2: Слайд 10М.А. Шолохов знал и очень любил родную землю, привольную и широкую донскую степь. Он не просто знал дерево или птицу, траву или зверя, а чувствовал и понимал душу всего живого, потому что с первых дней детства «маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, и покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это неизгладимо отражалось в его сердце»

Слайд 11(А.Серафимович).

Чтец: Слайд 12Здесь на зорьке тонет в реке луна…

Под луною – Дон, а над Доном – дом,

а над домом – гулкая тишина,

широка и раздольна, как тихий Дон…

Где-то вечно не выспавшиеся поезда

летят, километры заглатывая.

А здесь – тишина.

И, опять опоздав,

солнце робко в окно заглядывает.

А в окне, словно белые хлопья снега,

лежат на столе, как на ниве,

листы

чуть белее висков человека,

склонившегося над ними.

Вот он поднял глаза…

Вдалеке, за рекой,

солнце в росы вправляет лучики…

Михаил Александрович,

над какой

строкою сейчас Вы мучаетесь?

Как Вам трудится в новом родившемся дне?

Как Вам пишется,

как Вам пашется?

О какой еще поднятой целине

миру Вами громадно расскажется?

Д. Долинский.

Слайд 13

Сцена из романа «Поднятая целина».

Чтец Слайд 14По дороге от Базков до Вешек

Я услышал журавлиный крик.

И сказал меня к парому везший

На совхозном газике старик:

- Журавлиха делится печалью,

Чует бесконечный перелет:

Слышишь, точно при смерти Наталья

Деток на прощание зовет… -

Больше мы не говорим ни слова,

И нужны ли здесь еще слова,

Если вдруг припоминаешь снова

Эту боль, что с детских лет жива,

Это неприкаянное горе,

Этой жизни скомканный конец…

И молчишь ты, как молчал Григорий,

Вспомнив скорбь обиженных сердец.

И встает – страница, за страницей –

Эпопея давней той войны.

И притихшей кажется станица

С противоположной стороны,

И смолкают крики журавлихи,

И пересекает наш паром

Тихий Дон, давно уже не тихий

В переносном смысле и в прямом.

Н. Скрябов.

Стихотворение «Люблю я Дон»

Ведущий I:

Слайд 15М.А. Шолохов. Снова и снова мы возвращаемся к его книгам, перечитываем страницы воспоминаний о нем, пытаясь глубже понять этого человека, раскрыть загадку его таланта. Он родился в самом начале XX века, видел и пережил все его потрясения и рассказал об этом на страницах своих книг.

Ведущий 2:

Слайд 16 Десять лет прошло от случайной встречи писателя с мужчиной, который вел за руку маленького мальчика, до опубликованного в газете «Правда» рассказа «Судьба человека» - первого в советской литературе рассказа о том, что происходило с людьми, попавшими во время войны в плен.

Художественное чтение отрывка из рассказа «Судьба человека».

Ведущий I:

Слайд 17Всю свою жизнь Шолохов писал о людях, которые живут на Донской земле, - о казаках. Он любил и знал их обычаи. Любил веселые рассказы и прибаутки, ценил и понимал казачьи песни. Веселые и грустные – эти песни всегда были с писателем. А когда было настроение, и сам пел, искусно выводя мелодию. По признанию Михаила Александровича, эти старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над «Тихим Доном».

Ведущий 2:

Слайд 18Вы слышали,

как на Дону поют

Седые старики, участники походов?

А видели,

как горько слезы льют,

Друзей припоминая и погодков?

Но вот, смахнув слезу

с морщинистой щеки,

Поднимет дед

с вином игристым чашу

И скажет:

- Будя. Будя казаки!

Кум, заводи. А ну, сыграем нашу!

… Поют о том, что было в старину,

О тех походах и о тех печалях.

И катит песня

громкую волну,

На водах Дона

медленно качаясь.

Она плывет

размашисто, легко,

То подымаясь,

то вдруг замирая,

И машут в такт казачки ей рукой,

Ее в дорогу,

в годы провожая…

Проснутся ветры. Выгнув стебельки,

Хлеба качнутся удивленно в поле…

Поют о новой жизни казаки,

О новом Доне

и о новой доле!

Б. Куликов.

Слайд 20

Песня «Моют вербы».).

Моют вербы золотые косы

Спит река, прозрачная до дна

Далеко, с высокого откоса

Шолохова Родина видна.

Далеко, с высокого откоса

Шолохова Родина видна.

Облака, подкрашенные синью

Проплывают низко над рекой

Может быть не раз сюда Аксинья

Приходила со своей бедой.

Может быть не раз сюда Аксинья

Приходила со своей бедой.

Может быть не раз ее Григорий

Поджидал на этом берегу,

Может вербы, что на косогоре,

Тайну их свиданья сберегут.

Может вербы, что на косогоре,

Тайну их свиданья сберегут.

Проплывают стаи вереницей,

Караваны транспортных судов.

Мимо славной Вешенской станицы,

Утонувшей в зелени садов.

Мимо славной Вешенской станицы,

Утонувшей в зелени садов.

Ведущий 1. Редкому художнику дано счастье в творчестве так сродниться со своей землей, так раствориться в ней, что само имя его стало неотделимо от воспетого им края, от великого тихого Дона, на берегу которого стоит дом Михаила Шолохова. Мы говорим: Шолохов – и видим тучные черноземы юго-восточной России, людей, живущих на этой древней земле. Мы говорим: Дон – и перед нами одно из самых притягательных имен 20 столетия Слайд 21– Михаил Шолохов.

Ведущий 2:

Он одарил нас вечным светом,

Добром таланта своего.

Он весь – частица нас, и в этом

Залог бессмертия его!

Ведущий 1. Слайд 22Жизнь у Михаила Александровича была такой же, как у его земляков, казаков-хлеборобов, и его талант порожден самим народом, животворящей донской природой.

Ведущий 2. Слайд 23Любовь к родному краю, к его народу в крови героев произведений Шолохова. Она тесно связана с благоговеньем перед народными традициями, природой Дона. Один из персонажей, вероятно выражая чувства и мысли автора, говорит: «Я до чёртиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – все люблю! От запаха степного полынка мне хочется плакать… И вот еще, когда цветет подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождем виноградниками, — так глубоко и больно люблю…».

Чтец:Слайд 24Спутанный, стреноженный лесок.

Вырубки с покосами лесничих.

В солнечном луче наискосок –

Ветка, паутина, ежевичник.

Воздух в растопыренных корнях.

Дона серебрящееся стремя.

Тени на заречных зеленях.

Память о казачьих куренях,

Вросшая курганами во время.

Вскрикнет за излучиной буксир.

Ястреб оборвется в кучугуры…

Выдохнувший Шолохова мир,

Тело и душа литературы!

В.Сидоров.

Ведущий 1: Слайд 25Творчество М.А.Шолохова – бесспорный факт общечеловеческой ценности. И потому в год юбилея М.А.Шолохова думается о том, каким щедрым для Донской земли оказался май незабываемого 1905 года.

Ведущий 2:Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк.

Сколько сказано о нем как о Писателе и о Человеке! Сколько еще будет написано в России и во всем мире…

Ведущий 1: Пройдут годы, проплывут столетия, будут уходить и приходить целые

поколения и народы… Но короткое слово «Шолохов», высеченное на гранитной глыбе, что лежит на могиле писателя в станице Вешенской, будет вечно будоражить умы, согревать сердца и очищать души людей.

Ведущий 2: И никто не будет спрашивать: «Это какой Шолохов?!» Как не

спрашивают в наши дни: какой Гомер, какой Шекспир, какой Пушкин…

Все: Шолохов всегда будет Шолоховым.

Ведущий 1: Наш праздник закончен. Но мы еще не раз обратимся к книгам Шолохова, ведь в них жизнь нашей страны, наша история!

Песня «Родимая земля» +презентация.

Литература:

1.Шолохов М.А. Жизнь. Творчество. Воспоминания, Фотографии. Документы. – М.: «Планета». 1985.

2.Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 1. Тихий Дон (ч. III, гл. XIX.). – М.: «Правда». 1980.

3.Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 5. Поднятая целина (кн.I). – М.: «Правда». 1980.

4.Шолохов М.А. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 7. Рассказы. – М.: «Правда». 1980.

5. Михаил Александрович Шолохов. Биографическая справка /ria.ru – Москва/

РИА Новостиhttp://ria.ru/spravka/20100524/231268386.html#ixzz3lz0pIVIF

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Литературная композиция по произведениям М. Шолохова для учащихся 7 класса. В занятие включена инсценировка из произведения "Нахаленок" ( можно использовать отрывок из другого произведения). К занятию предполагается использование презентации и видеоматериалов.
0 ₽