Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Другие
  3. Литературно-музыкальная композиция «Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

Литературно-музыкальная композиция «Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

0 подписчиков
«Учитель – мирный человек, Но в сорок первом Каждым нервом Он защищал двадцатый век, Чтоб жили школы в двадцать первом…» Данный сценарий написан с целью повышения престижа профессии учителя и приурочен к году Педагога и Наставника. Может быть использован при подготовке к празднованию Дня Победы, так как в нём приведены примеры подвигов учителей, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воссоздана обстановка военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Литературно-музыкальная композиция

«Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

Цели:Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов учителей и учеников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Формирование патриотических чувств молодёжи, гражданской ответственности за судьбу страны, готовности защищать интересы государства;

Воссоздание обстановки военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций;

Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения;

Повышение престижа профессии учителя.

Ход мероприятия:

Голос за сценой:

«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

Фон выпускного бала,

ребята танцуют «Вальс»

Учитель: Ребята! Вот и выпускной, совсем большие! Разлетитесь кто куда… О чем вы мечтаете?

Ученик:Я в институт мечтаю поступить.

Ученица:А я замуж хочу и детей много – много…

Ученик: А я на завод пойду, как отец..

Ученица:А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова… Всех приглашу на свой спектакль…

Учитель: Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.

(вбегает ученик)

Ученик:Что вы еще тут делаете? Там уже все собрались. Пойдемте рассвет встречать!

Уходят со сцены

Учитель:Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые. Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет!

Песня «А закаты алые, алые»

Стихотворение «Учитель и война»

Июнь шумел грозой весёлой,

Кружился в вальсе до утра,

Прощалась молодость со школой —

Какая славная пора!

 

Но вальс умолк на полуслове:

Война нависла над страной,

Ребята прямо с выпускного

Мобилизованы войной.

 

Их выпуск — «огненный» по праву…

Дрожала, вздыбившись, земля.

Под пули шли не ради славы

Ученики, учителя…

 

Добру учили педагоги

И вот теперь — на фронт ушли.

Вели военные дороги

От Александровской земли.

 

Вели с Каликино, Тукая

И сёл, которых больше нет,

И эта школа фронтовая

В судьбе оставила свой след.

 

Войны жестокая наука,

Бедой наполненные дни.

Войны уроки — смерть и муку —

Сполна усвоили они.

 

Не все вернулись в сорок пятом —

В боях их много полегло,

Но знали, верили ребята,

Что ждёт учителя село.

 

И вот в защитных гимнастёрках

Они пришли к ученикам:

Вчера был танк «тридцатьчетвёрка»,

Сегодня — школьный шум и гам.

Под танки шли не за награды,

Хлебнули горечи сполна,

Чтоб не стояли больше рядом

Слова «учитель» и «война».

 

Их подвиг памяти достоин!

И в этот славный юбилей

Пускай идёт победным строем

Бессмертный полк учителей!

М. Пономарева

Ведущий:Учитель и война… Школа и война. Как же далеки друг от друга эти понятия.

Ведущий:Нет в мире профессии боле мирной, чем профессия учителя. Учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх.

Ведущий:Оружие учителя – указка и ручка.

Но когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками, спасать нашу Отчизну.

А многие остались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут  образованные люди.

Ведущий:И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.

Как,проявляя стойкость и героизм, сражались на боевых и трудовых фронтах, сменив привычные мел и указку на автоматы или токарные станки.

В сорок первом, годину тяжкую,
Когда на сердце было горько,
Вы сменили костюмы и галстуки
На солдатские гимнастёрки.
 

Вы к другому себя готовили,

Вам бы деток учить наукам.

Только в грозный час Матерь-Родина

Вся от боли корчилась в муках.

Стихотворение «Сорок тополей»

 

С рассветом, после бала выпускного,

Весть грозная повергла всю страну.

Прощаясь, провожала школа

Мальчишек, уходивших на войну.

 

Они на память возле школы

В ряд посадили сорок тополей,

Чтоб слышали звонок веселый,

Чтоб двор стал краше и родней.

 

Ушел на фронт и молодой учитель,

Вчера еще стоявший возле парт.

Надев на плечи рядового китель,

Сменил указку на тяжелый автомат.

 

И в эшелоне все шутил учитель,

Подбадривал и веселил ребят,

И уверял, что каждый — победитель

Вернется скоро в блеске всех наград.

 

По всем фронтам война их разбросала:

Кого на Волгу, в Мурманск, или Крым.

И не щадя огнем их поливала,

Считая павших сквозь кровавый дым.

 

Четыре года в сапогах солдатских!

Дошел учитель до чужих границ.

Мечтал обнять своих ребят по-братски,

Увидеть вновь улыбки милых лиц...

 

Из сорока лишь четверо вернулись,

С медалями и в блеске ордена.

Им повезло — со смертью разминулись,

Но на висках блестела седина.

Шумели долго на ветру у школы

Все сорок стройных юных тополей,

И не было на свете горше боли,

И не было священней тех аллей!

 

Они в окно учителю кивали,

Шурша листвой, беседовали с ним,

И на глазах взрослели, расцветали,

И каждый жил под именем своим.

 

Но и деревья тоже умирают.

Остался тополь нынче лишь один.

Один...Но память вечна. Не сгорает,

И наш народ — как был — непобедим!

Е. Никифорова

Ведущий:На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.

Сцена «Урок»

Автор: Мне рассказывал смоленский паренек:

Ученик 1: (встает, показывает на доске указкой):

В нашей школе деревенской

Шел урок.

Проходили мы

Частицы НЕ и НИ.

Автор: А в селе стояли фрицы в эти дни.

Ученик 2: Обобрали наши школы и дома.

Наша школа стала голой,

Как тюрьма.

Ученик 3: (сидя, горестно):

Из ворот избы соседской

Угловой

К нам в окно глядел немецкий часовой.

Автор: И сказал учитель

Учитель:Фразу дайте мне

Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ

Ученик 1: (На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает):

Мы взглянули на солдата у ворот

И сказали: «От расплаты

НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!»

Ведущий:

На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою - 
тот же армеец и фронтовик. 

Ведущий:Да, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Таким он стал в годы блокады Ленинграда. Учителя остались вместе со своими учениками, в страшное время испытаний они не только выполнили свой профессиональный долг, но и спасли сотни детей. Ленинградские учителя, как и дети, писали историю мужества, стойкости и победы города.

Чтец:

Имен сегодня всех не перечесть.

Вы — гордость наша,

гордость Ленинграда!

Спасибо вам, что были вы и есть,

Учителя далеких лет блокады!

Когда настал

войны жестокий час,

И вышли орды

к стенам Ленинграда,

За жизнь детей боролись вы,

за нас,

Учителя далеких лет блокады.

Теплом сердец своих

делились вы

В холодных классах,

закаляя волю.

Носили в ведрах воду из Невы

И падали от голода зимою.

Вас не сломил

ни бомб фугасных вой,

Ни яд листовок,

сброшенных фашистом.

Вы верили,

вы знали —

грянет бой!

Что будет и над нами

небо чистым!.. Н. Уланов

Ведущий:Учителя трудились добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. И умирали вместе с учениками и за них.

Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи. Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли фашистскому режиму. Именно такими являются герои повести Василя Быкова «Обелиск» – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные. 

Сцена по повести «Обелиск»

Учитель Алесь: Я Мороз Алесь Иванович.Война в 41. Я при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал: «Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

Ученик Бородич:Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас, – спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.

Ученик Смурной:Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас. 

Ученик Миклашевич: Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.

Ведущий:Профессия учителя обязывала быть первыми и в труде, и в бою. В мирное время они учили детей математике, истории, литературе... На войне освоили профессии авиамехаников и моряков, артиллеристов и водителей. У каждого был свой путь и свой подвиг. Всех их объединяло желание поскорее освободить родную землю от фашистских захватчиков.

Такой была и Матрёна Вольская.

Видео о Матрёне Вольской

Ведущий:

Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

На фоне видео презентации «Памятники учителям-фронтовикам» звучат стихи

Стихотворение «Баллада об учителе»

Когда над рекою ракиты уснут,

И синие звёзды над лесом взойдут,

Мы узкой тропинкой к опушке идём

И долго стоим над зелёным холмом.

На холм невысокий, поросший травой,

Кладём мы наш скромный букет полевой.

И шепчут нам ветви уснувших ракит:

«Под этой землёю учитель лежит».

 

Когда-то, в годину тяжёлой войны,

Он встал на защиту любимой страны.

И умер учитель за счастье детей

Совсем недалёко от школы своей.

А время летело, и годы всё шли,

И новые школы повсюду росли.

Построили школу за нашим селом,

Её в честь учителя мы назовём.

Г. Фере

У дорогого обелиска

Склоняем головы мы низко –

Здесь память сердца.

Помним свято

О педагогах и ребятах,

О героических солдатах.

Кто кровь и жизнь отдал свою

За нашу Родину в бою!

Хореографическая зарисовка «Журавли»

Ведущий:Мы, дети XXI века, должны знать и помнить о славных подвигах учителей – фронтовиков. Кто они? Что они значили для школы, что значила школа для них? Строго одетые, всегда уравновешенные и серьёзные, они были в бедной послевоенной жизни лучом света, неся детям знания и радость общения. Они с энтузиазмом и огнем в глазах учили ребят быть высоконравственными, ответственными за судьбу семьи и страны, учили ценить дружбу, честь и совесть.

Стихотворение «Наш учитель»

Он осилил всю тяжесть
Солдатских дорог,
Воевал по-геройски гордо.
Он учителем был,
Но на первый урок
Опоздал на четыре года.
Он от первых боев
До победной весны
Пол-Земли прошагал с автоматом.
Он учителем стал
Накануне войны,
А к ребятам пришёл в сорок пятом.
П. Синявский

Ведущий:Всю свою жизнь с любовью и огромной благодарностью бывшие ученики посёлка Лев Толстой вспоминают своих педагогов, наших земляков, супругов Анну Васильевну и Дмитрия Ивановича Ряховских.

Ученик 1: Анна Васильевна Ряховская после окончания Коломенского учительского института прибыла по направлению в семилетнюю школу с. Журавинки Чаплыгинского района обучать сельских ребятишек русскому языку и литературе.

А потом пришла Великая Отечественная война, и Анна Васильевна добровольцем вступила в Красную Армию.

Ученик 2: Дмитрий Иванович Ряховский окончил Данковское педучилище и работал учителем в Колодец-Ивановской начальной школе в Рязанской области, откуда в октябре 1941 года ушёл защищать Родину.

Ученик 1: Они встретились на войне. Два молодых учителя, которые мечтали сеять разумное, доброе, вечное, но волею судьбы столкнулись лицом к лицу со смертью, оказались в одном полку и вместе прошли самые кровопролитные битвы тех лет.

Ученик 2: Осенью 1945 года они вместе приехали в посёлок Лев Толстой.

40 лет преподавал географию и астрономию, вёл школьный фотокружок Дмитрий Иванович. А Анна Васильевна трудилась учителем русского языка и литературы

Ученик 1: 4 сентября 2021 года в посёлке Лев Толстой, возле бывшей школы №42 имени Л.Н. Толстого, был открыт мемориальный барельеф в честь учителей-фронтовиков Дмитрия и Анны Ряховских.

Спасибо вам за ваши души

Фронтовики-учителя!

Мы научились сердцем слушать,

А жизнь прижмет - начать с нуля.

Вас наша память не покинет

Из моря жизненных глубин,

Поклон вам, Боги и Богини,

Меня слепившие из глин!

Под музыку «Майский вальс»

Ведущий:Весна. Победа. Радость. А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к очередному выпускному балу…

(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)

Ученик 1: Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим профессии, станем взрослыми!

Ученик 2:Может, кто и замуж выскочит.

Ученица 1: Ага, или женится.

Ученик 3: Не, это потом. Я охотником буду, в тайгу пойду. Романтика!

Ученик 4: А я хочу лётчиком быть, испытателем.

Ученица 2: А я мечтаю о любви…

Выходят все участники,на фоне музыки звучат слова:

Ученик 1: Всё! Мир!

Ученик 2: Институт, работа!

Ученица: Любовь!

Вместе:Но только не Война!

Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»

Ведущий:«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

10


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

«Учитель – мирный человек, Но в сорок первом Каждым нервом Он защищал двадцатый век, Чтоб жили школы в двадцать первом…» Данный сценарий написан с целью повышения престижа профессии учителя и приурочен к году Педагога и Наставника. Может быть использован при подготовке к празднованию Дня Победы, так как в нём приведены примеры подвигов учителей, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воссоздана обстановка военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций.
0 ₽