Литературно-музыкальная композиция
«Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»
Цели:Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов учителей и учеников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Формирование патриотических чувств молодёжи, гражданской ответственности за судьбу страны, готовности защищать интересы государства;
Воссоздание обстановки военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций;
Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения;
Повышение престижа профессии учителя.
Ход мероприятия:
Голос за сценой:
«Учитель – мирный человек,
Но в сорок первом
Каждым нервом
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили школы в двадцать первом…»
Фон выпускного бала,
ребята танцуют «Вальс»
Учитель: Ребята! Вот и выпускной, совсем большие! Разлетитесь кто куда… О чем вы мечтаете?
Ученик:Я в институт мечтаю поступить.
Ученица:А я замуж хочу и детей много – много…
Ученик: А я на завод пойду, как отец..
Ученица:А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова… Всех приглашу на свой спектакль…
Учитель: Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.
(вбегает ученик)
Ученик:Что вы еще тут делаете? Там уже все собрались. Пойдемте рассвет встречать!
Уходят со сцены
Учитель:Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые. Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет!
Песня «А закаты алые, алые»
Стихотворение «Учитель и война»
Июнь шумел грозой весёлой,
Кружился в вальсе до утра,
Прощалась молодость со школой —
Какая славная пора!
Но вальс умолк на полуслове:
Война нависла над страной,
Ребята прямо с выпускного
Мобилизованы войной.
Их выпуск — «огненный» по праву…
Дрожала, вздыбившись, земля.
Под пули шли не ради славы
Ученики, учителя…
Добру учили педагоги
И вот теперь — на фронт ушли.
Вели военные дороги
От Александровской земли.
Вели с Каликино, Тукая
И сёл, которых больше нет,
И эта школа фронтовая
В судьбе оставила свой след.
Войны жестокая наука,
Бедой наполненные дни.
Войны уроки — смерть и муку —
Сполна усвоили они.
Не все вернулись в сорок пятом —
В боях их много полегло,
Но знали, верили ребята,
Что ждёт учителя село.
И вот в защитных гимнастёрках
Они пришли к ученикам:
Вчера был танк «тридцатьчетвёрка»,
Сегодня — школьный шум и гам.
Под танки шли не за награды,
Хлебнули горечи сполна,
Чтоб не стояли больше рядом
Слова «учитель» и «война».
Их подвиг памяти достоин!
И в этот славный юбилей
Пускай идёт победным строем
Бессмертный полк учителей!
М. Пономарева
Ведущий:Учитель и война… Школа и война. Как же далеки друг от друга эти понятия.
Ведущий:Нет в мире профессии боле мирной, чем профессия учителя. Учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх.
Ведущий:Оружие учителя – указка и ручка.
Но когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками, спасать нашу Отчизну.
А многие остались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут образованные люди.
Ведущий:И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.
Как,проявляя стойкость и героизм, сражались на боевых и трудовых фронтах, сменив привычные мел и указку на автоматы или токарные станки.
В сорок первом, годину тяжкую,
Когда на сердце было горько,
Вы сменили костюмы и галстуки
На солдатские гимнастёрки.
Вы к другому себя готовили,
Вам бы деток учить наукам.
Только в грозный час Матерь-Родина
Вся от боли корчилась в муках.
Стихотворение «Сорок тополей»
С рассветом, после бала выпускного,
Весть грозная повергла всю страну.
Прощаясь, провожала школа
Мальчишек, уходивших на войну.
Они на память возле школы
В ряд посадили сорок тополей,
Чтоб слышали звонок веселый,
Чтоб двор стал краше и родней.
Ушел на фронт и молодой учитель,
Вчера еще стоявший возле парт.
Надев на плечи рядового китель,
Сменил указку на тяжелый автомат.
И в эшелоне все шутил учитель,
Подбадривал и веселил ребят,
И уверял, что каждый — победитель
Вернется скоро в блеске всех наград.
По всем фронтам война их разбросала:
Кого на Волгу, в Мурманск, или Крым.
И не щадя огнем их поливала,
Считая павших сквозь кровавый дым.
Четыре года в сапогах солдатских!
Дошел учитель до чужих границ.
Мечтал обнять своих ребят по-братски,
Увидеть вновь улыбки милых лиц...
Из сорока лишь четверо вернулись,
С медалями и в блеске ордена.
Им повезло — со смертью разминулись,
Но на висках блестела седина.
Шумели долго на ветру у школы
Все сорок стройных юных тополей,
И не было на свете горше боли,
И не было священней тех аллей!
Они в окно учителю кивали,
Шурша листвой, беседовали с ним,
И на глазах взрослели, расцветали,
И каждый жил под именем своим.
Но и деревья тоже умирают.
Остался тополь нынче лишь один.
Один...Но память вечна. Не сгорает,
И наш народ — как был — непобедим!
Е. Никифорова
Ведущий:На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.
Сцена «Урок»
Автор: Мне рассказывал смоленский паренек:
Ученик 1: (встает, показывает на доске указкой):
В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы
Частицы НЕ и НИ.
Автор: А в селе стояли фрицы в эти дни.
Ученик 2: Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Ученик 3: (сидя, горестно):
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.
Автор: И сказал учитель
Учитель:Фразу дайте мне
Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ
Ученик 1: (На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает):
Мы взглянули на солдата у ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!»
Ведущий:
На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою -
тот же армеец и фронтовик.
Ведущий:Да, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Таким он стал в годы блокады Ленинграда. Учителя остались вместе со своими учениками, в страшное время испытаний они не только выполнили свой профессиональный долг, но и спасли сотни детей. Ленинградские учителя, как и дети, писали историю мужества, стойкости и победы города.
Чтец:
Имен сегодня всех не перечесть.
Вы — гордость наша,
гордость Ленинграда!
Спасибо вам, что были вы и есть,
Учителя далеких лет блокады!
Когда настал
войны жестокий час,
И вышли орды
к стенам Ленинграда,
За жизнь детей боролись вы,
за нас,
Учителя далеких лет блокады.
Теплом сердец своих
делились вы
В холодных классах,
закаляя волю.
Носили в ведрах воду из Невы
И падали от голода зимою.
Вас не сломил
ни бомб фугасных вой,
Ни яд листовок,
сброшенных фашистом.
Вы верили,
вы знали —
грянет бой!
Что будет и над нами
небо чистым!.. Н. Уланов
Ведущий:Учителя трудились добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. И умирали вместе с учениками и за них.
Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи. Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли фашистскому режиму. Именно такими являются герои повести Василя Быкова «Обелиск» – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные.
Сцена по повести «Обелиск»
Учитель Алесь: Я Мороз Алесь Иванович.Война в 41. Я при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал: «Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется».
Ученик Бородич:Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас, – спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.
Ученик Смурной:Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас.
Ученик Миклашевич: Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.
Ведущий:Профессия учителя обязывала быть первыми и в труде, и в бою. В мирное время они учили детей математике, истории, литературе... На войне освоили профессии авиамехаников и моряков, артиллеристов и водителей. У каждого был свой путь и свой подвиг. Всех их объединяло желание поскорее освободить родную землю от фашистских захватчиков.
Такой была и Матрёна Вольская.
Видео о Матрёне Вольской
Ведущий:
Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.
На фоне видео презентации «Памятники учителям-фронтовикам» звучат стихи
Стихотворение «Баллада об учителе»
Когда над рекою ракиты уснут,
И синие звёзды над лесом взойдут,
Мы узкой тропинкой к опушке идём
И долго стоим над зелёным холмом.
На холм невысокий, поросший травой,
Кладём мы наш скромный букет полевой.
И шепчут нам ветви уснувших ракит:
«Под этой землёю учитель лежит».
Когда-то, в годину тяжёлой войны,
Он встал на защиту любимой страны.
И умер учитель за счастье детей
Совсем недалёко от школы своей.
А время летело, и годы всё шли,
И новые школы повсюду росли.
Построили школу за нашим селом,
Её в честь учителя мы назовём.
Г. Фере
У дорогого обелиска
Склоняем головы мы низко –
Здесь память сердца.
Помним свято
О педагогах и ребятах,
О героических солдатах.
Кто кровь и жизнь отдал свою
За нашу Родину в бою!
Хореографическая зарисовка «Журавли»
Ведущий:Мы, дети XXI века, должны знать и помнить о славных подвигах учителей – фронтовиков. Кто они? Что они значили для школы, что значила школа для них? Строго одетые, всегда уравновешенные и серьёзные, они были в бедной послевоенной жизни лучом света, неся детям знания и радость общения. Они с энтузиазмом и огнем в глазах учили ребят быть высоконравственными, ответственными за судьбу семьи и страны, учили ценить дружбу, честь и совесть.
Стихотворение «Наш учитель»
Он осилил всю тяжесть
Солдатских дорог,
Воевал по-геройски гордо.
Он учителем был,
Но на первый урок
Опоздал на четыре года.
Он от первых боев
До победной весны
Пол-Земли прошагал с автоматом.
Он учителем стал
Накануне войны,
А к ребятам пришёл в сорок пятом.
П. Синявский
Ведущий:Всю свою жизнь с любовью и огромной благодарностью бывшие ученики посёлка Лев Толстой вспоминают своих педагогов, наших земляков, супругов Анну Васильевну и Дмитрия Ивановича Ряховских.
Ученик 1: Анна Васильевна Ряховская после окончания Коломенского учительского института прибыла по направлению в семилетнюю школу с. Журавинки Чаплыгинского района обучать сельских ребятишек русскому языку и литературе.
А потом пришла Великая Отечественная война, и Анна Васильевна добровольцем вступила в Красную Армию.
Ученик 2: Дмитрий Иванович Ряховский окончил Данковское педучилище и работал учителем в Колодец-Ивановской начальной школе в Рязанской области, откуда в октябре 1941 года ушёл защищать Родину.
Ученик 1: Они встретились на войне. Два молодых учителя, которые мечтали сеять разумное, доброе, вечное, но волею судьбы столкнулись лицом к лицу со смертью, оказались в одном полку и вместе прошли самые кровопролитные битвы тех лет.
Ученик 2: Осенью 1945 года они вместе приехали в посёлок Лев Толстой.
40 лет преподавал географию и астрономию, вёл школьный фотокружок Дмитрий Иванович. А Анна Васильевна трудилась учителем русского языка и литературы
Ученик 1: 4 сентября 2021 года в посёлке Лев Толстой, возле бывшей школы №42 имени Л.Н. Толстого, был открыт мемориальный барельеф в честь учителей-фронтовиков Дмитрия и Анны Ряховских.
Спасибо вам за ваши души
Фронтовики-учителя!
Мы научились сердцем слушать,
А жизнь прижмет - начать с нуля.
Вас наша память не покинет
Из моря жизненных глубин,
Поклон вам, Боги и Богини,
Меня слепившие из глин!
Под музыку «Майский вальс»
Ведущий:Весна. Победа. Радость. А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к очередному выпускному балу…
(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)
Ученик 1: Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим профессии, станем взрослыми!
Ученик 2:Может, кто и замуж выскочит.
Ученица 1: Ага, или женится.
Ученик 3: Не, это потом. Я охотником буду, в тайгу пойду. Романтика!
Ученик 4: А я хочу лётчиком быть, испытателем.
Ученица 2: А я мечтаю о любви…
Выходят все участники,на фоне музыки звучат слова:
Ученик 1: Всё! Мир!
Ученик 2: Институт, работа!
Ученица: Любовь!
Вместе:Но только не Война!
Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»
Ведущий:«Учитель – мирный человек,
Но в сорок первом
Каждым нервом
Он защищал двадцатый век,
Чтоб жили школы в двадцать первом…»
10