Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. Литературно-музыкальная композиция «Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

Литературно-музыкальная композиция «Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

0 подписчиков
«Учитель – мирный человек, Но в сорок первом Каждым нервом Он защищал двадцатый век, Чтоб жили школы в двадцать первом…» Данный сценарий написан с целью повышения престижа профессии учителя и приурочен к году Педагога и Наставника. Может быть использован при подготовке к празднованию Дня Победы, так как в нём приведены примеры подвигов учителей, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воссоздана обстановка военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Литературно-музыкальная композиция

«Учитель – мирный человек, но в сорок первом…»

Цели:Воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов учителей и учеников, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Формирование патриотических чувств молодёжи, гражданской ответственности за судьбу страны, готовности защищать интересы государства;

Воссоздание обстановки военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций;

Воспитание ответственности, значимости своей позиции в ситуации выбора поведения;

Повышение престижа профессии учителя.

Ход мероприятия:

Голос за сценой:

«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

Фон выпускного бала,

ребята танцуют «Вальс»

Учитель: Ребята! Вот и выпускной, совсем большие! Разлетитесь кто куда… О чем вы мечтаете?

Ученик:Я в институт мечтаю поступить.

Ученица:А я замуж хочу и детей много – много…

Ученик: А я на завод пойду, как отец..

Ученица:А я хочу артисткой стать, как Любовь Орлова… Всех приглашу на свой спектакль…

Учитель: Хорошие мечты у вас, ребята. Пусть они все сбудутся.

(вбегает ученик)

Ученик:Что вы еще тут делаете? Там уже все собрались. Пойдемте рассвет встречать!

Уходят со сцены

Учитель:Они мечтали. И мечты эти были красивые, светлые. Они еще не знали, что им не суждено встретить этот мирный рассвет!

Песня «А закаты алые, алые»

Стихотворение «Учитель и война»

Июнь шумел грозой весёлой,

Кружился в вальсе до утра,

Прощалась молодость со школой —

Какая славная пора!

 

Но вальс умолк на полуслове:

Война нависла над страной,

Ребята прямо с выпускного

Мобилизованы войной.

 

Их выпуск — «огненный» по праву…

Дрожала, вздыбившись, земля.

Под пули шли не ради славы

Ученики, учителя…

 

Добру учили педагоги

И вот теперь — на фронт ушли.

Вели военные дороги

От Александровской земли.

 

Вели с Каликино, Тукая

И сёл, которых больше нет,

И эта школа фронтовая

В судьбе оставила свой след.

 

Войны жестокая наука,

Бедой наполненные дни.

Войны уроки — смерть и муку —

Сполна усвоили они.

 

Не все вернулись в сорок пятом —

В боях их много полегло,

Но знали, верили ребята,

Что ждёт учителя село.

 

И вот в защитных гимнастёрках

Они пришли к ученикам:

Вчера был танк «тридцатьчетвёрка»,

Сегодня — школьный шум и гам.

Под танки шли не за награды,

Хлебнули горечи сполна,

Чтоб не стояли больше рядом

Слова «учитель» и «война».

 

Их подвиг памяти достоин!

И в этот славный юбилей

Пускай идёт победным строем

Бессмертный полк учителей!

М. Пономарева

Ведущий:Учитель и война… Школа и война. Как же далеки друг от друга эти понятия.

Ведущий:Нет в мире профессии боле мирной, чем профессия учителя. Учитель в школе – символ жизни, ее преемственности и непрерывности, ее вечного движения вперед и вверх.

Ведущий:Оружие учителя – указка и ручка.

Но когда началась война, многие учителя покинули классы и ушли на фронт сражаться с немецкими захватчиками, спасать нашу Отчизну.

А многие остались в тылу врага и продолжали работу с детьми. Ведь было очень важно, чтобы и в это тяжелое время дети не только получали знания, но и понимали, что происходит с их страной, с их народом. Учителя понимали, что война рано или поздно закончится и стране, нужны будут  образованные люди.

Ведущий:И сегодня мы откроем книгу непридуманных историй о том, как учили и учились в страшные годы Великой Отечественной войны. Как учителя, несмотря на всю опасность и трудности, старались пронести свои знания сквозь бомбёжки, страх и смерть.

Как,проявляя стойкость и героизм, сражались на боевых и трудовых фронтах, сменив привычные мел и указку на автоматы или токарные станки.

В сорок первом, годину тяжкую,
Когда на сердце было горько,
Вы сменили костюмы и галстуки
На солдатские гимнастёрки.
 

Вы к другому себя готовили,

Вам бы деток учить наукам.

Только в грозный час Матерь-Родина

Вся от боли корчилась в муках.

Стихотворение «Сорок тополей»

 

С рассветом, после бала выпускного,

Весть грозная повергла всю страну.

Прощаясь, провожала школа

Мальчишек, уходивших на войну.

 

Они на память возле школы

В ряд посадили сорок тополей,

Чтоб слышали звонок веселый,

Чтоб двор стал краше и родней.

 

Ушел на фронт и молодой учитель,

Вчера еще стоявший возле парт.

Надев на плечи рядового китель,

Сменил указку на тяжелый автомат.

 

И в эшелоне все шутил учитель,

Подбадривал и веселил ребят,

И уверял, что каждый — победитель

Вернется скоро в блеске всех наград.

 

По всем фронтам война их разбросала:

Кого на Волгу, в Мурманск, или Крым.

И не щадя огнем их поливала,

Считая павших сквозь кровавый дым.

 

Четыре года в сапогах солдатских!

Дошел учитель до чужих границ.

Мечтал обнять своих ребят по-братски,

Увидеть вновь улыбки милых лиц...

 

Из сорока лишь четверо вернулись,

С медалями и в блеске ордена.

Им повезло — со смертью разминулись,

Но на висках блестела седина.

Шумели долго на ветру у школы

Все сорок стройных юных тополей,

И не было на свете горше боли,

И не было священней тех аллей!

 

Они в окно учителю кивали,

Шурша листвой, беседовали с ним,

И на глазах взрослели, расцветали,

И каждый жил под именем своим.

 

Но и деревья тоже умирают.

Остался тополь нынче лишь один.

Один...Но память вечна. Не сгорает,

И наш народ — как был — непобедим!

Е. Никифорова

Ведущий:На захваченных территориях фашисты уничтожили материальные ценности школ. Учебные здания превращали в казармы, полицейские участки, конюшни, гаражи. Много школьного оборудования они перевезли в Германию. Но даже в осаждённых фашистами городах школы продолжали работу.

Сцена «Урок»

Автор: Мне рассказывал смоленский паренек:

Ученик 1: (встает, показывает на доске указкой):

В нашей школе деревенской

Шел урок.

Проходили мы

Частицы НЕ и НИ.

Автор: А в селе стояли фрицы в эти дни.

Ученик 2: Обобрали наши школы и дома.

Наша школа стала голой,

Как тюрьма.

Ученик 3: (сидя, горестно):

Из ворот избы соседской

Угловой

К нам в окно глядел немецкий часовой.

Автор: И сказал учитель

Учитель:Фразу дайте мне

Чтобы в ней встречались сразу НИ и НЕ

Ученик 1: (На доске написана фраза) (подходит к доске и подчеркивает):

Мы взглянули на солдата у ворот

И сказали: «От расплаты

НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!»

Ведущий:

На третьем фронте вставая горою,
на фронте учёбы, на фронте книг, -
учитель равен солдату-герою - 
тот же армеец и фронтовик. 

Ведущий:Да, иногда труд учителя можно приравнять к подвигу. Таким он стал в годы блокады Ленинграда. Учителя остались вместе со своими учениками, в страшное время испытаний они не только выполнили свой профессиональный долг, но и спасли сотни детей. Ленинградские учителя, как и дети, писали историю мужества, стойкости и победы города.

Чтец:

Имен сегодня всех не перечесть.

Вы — гордость наша,

гордость Ленинграда!

Спасибо вам, что были вы и есть,

Учителя далеких лет блокады!

Когда настал

войны жестокий час,

И вышли орды

к стенам Ленинграда,

За жизнь детей боролись вы,

за нас,

Учителя далеких лет блокады.

Теплом сердец своих

делились вы

В холодных классах,

закаляя волю.

Носили в ведрах воду из Невы

И падали от голода зимою.

Вас не сломил

ни бомб фугасных вой,

Ни яд листовок,

сброшенных фашистом.

Вы верили,

вы знали —

грянет бой!

Что будет и над нами

небо чистым!.. Н. Уланов

Ведущий:Учителя трудились добросовестно, на износ, не за награду, не за большие деньги. И умирали вместе с учениками и за них.

Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи. Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли фашистскому режиму. Именно такими являются герои повести Василя Быкова «Обелиск» – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, Николай и Андрей Смурные. 

Сцена по повести «Обелиск»

Учитель Алесь: Я Мороз Алесь Иванович.Война в 41. Я при немцах остался работать в школе, детей учить. Я думал: «Плохому я не научу. А школа необходима, не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них ещё поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

Ученик Бородич:Это был Учитель с большой буквы – он старался, чтобы мы, его ученики выросли, хорошими людьми. Алесь Иванович помогал каждому из нас, – спасал от голода, нищеты, жестокости родителей. И этим заслужил нашу любовь.

Ученик Смурной:Нас поймали, когда мы устроили покушение на полицая по кличке Каин. Каин был разъярен. Он требовал, чтобы к полицаям явился Мороз. Тогда он обещал отпустить всех нас. 

Ученик Миклашевич: Партизаны уговаривали Алеся не ходить к немцам. Говорили, что полицаи расстреляют всех. Но наш учитель Мороз попытался спасти наши жизни. Когда нас повели на расстрел, Мороз прошептал мне, что отвлечет немцев, а я должен бежать. И я сделал это. И остался жив. А вот Мороз погиб, как и остальные ребята. Всех их немцы на рассвете расстреляли.

Ведущий:Профессия учителя обязывала быть первыми и в труде, и в бою. В мирное время они учили детей математике, истории, литературе... На войне освоили профессии авиамехаников и моряков, артиллеристов и водителей. У каждого был свой путь и свой подвиг. Всех их объединяло желание поскорее освободить родную землю от фашистских захватчиков.

Такой была и Матрёна Вольская.

Видео о Матрёне Вольской

Ведущий:

Учителей своих не позабуду.
Учителям своим не изменю.
Они меня напутствуют оттуда,
Где нету смены вечеру и дню.

На фоне видео презентации «Памятники учителям-фронтовикам» звучат стихи

Стихотворение «Баллада об учителе»

Когда над рекою ракиты уснут,

И синие звёзды над лесом взойдут,

Мы узкой тропинкой к опушке идём

И долго стоим над зелёным холмом.

На холм невысокий, поросший травой,

Кладём мы наш скромный букет полевой.

И шепчут нам ветви уснувших ракит:

«Под этой землёю учитель лежит».

 

Когда-то, в годину тяжёлой войны,

Он встал на защиту любимой страны.

И умер учитель за счастье детей

Совсем недалёко от школы своей.

А время летело, и годы всё шли,

И новые школы повсюду росли.

Построили школу за нашим селом,

Её в честь учителя мы назовём.

Г. Фере

У дорогого обелиска

Склоняем головы мы низко –

Здесь память сердца.

Помним свято

О педагогах и ребятах,

О героических солдатах.

Кто кровь и жизнь отдал свою

За нашу Родину в бою!

Хореографическая зарисовка «Журавли»

Ведущий:Мы, дети XXI века, должны знать и помнить о славных подвигах учителей – фронтовиков. Кто они? Что они значили для школы, что значила школа для них? Строго одетые, всегда уравновешенные и серьёзные, они были в бедной послевоенной жизни лучом света, неся детям знания и радость общения. Они с энтузиазмом и огнем в глазах учили ребят быть высоконравственными, ответственными за судьбу семьи и страны, учили ценить дружбу, честь и совесть.

Стихотворение «Наш учитель»

Он осилил всю тяжесть
Солдатских дорог,
Воевал по-геройски гордо.
Он учителем был,
Но на первый урок
Опоздал на четыре года.
Он от первых боев
До победной весны
Пол-Земли прошагал с автоматом.
Он учителем стал
Накануне войны,
А к ребятам пришёл в сорок пятом.
П. Синявский

Ведущий:Всю свою жизнь с любовью и огромной благодарностью бывшие ученики посёлка Лев Толстой вспоминают своих педагогов, наших земляков, супругов Анну Васильевну и Дмитрия Ивановича Ряховских.

Ученик 1: Анна Васильевна Ряховская после окончания Коломенского учительского института прибыла по направлению в семилетнюю школу с. Журавинки Чаплыгинского района обучать сельских ребятишек русскому языку и литературе.

А потом пришла Великая Отечественная война, и Анна Васильевна добровольцем вступила в Красную Армию.

Ученик 2: Дмитрий Иванович Ряховский окончил Данковское педучилище и работал учителем в Колодец-Ивановской начальной школе в Рязанской области, откуда в октябре 1941 года ушёл защищать Родину.

Ученик 1: Они встретились на войне. Два молодых учителя, которые мечтали сеять разумное, доброе, вечное, но волею судьбы столкнулись лицом к лицу со смертью, оказались в одном полку и вместе прошли самые кровопролитные битвы тех лет.

Ученик 2: Осенью 1945 года они вместе приехали в посёлок Лев Толстой.

40 лет преподавал географию и астрономию, вёл школьный фотокружок Дмитрий Иванович. А Анна Васильевна трудилась учителем русского языка и литературы

Ученик 1: 4 сентября 2021 года в посёлке Лев Толстой, возле бывшей школы №42 имени Л.Н. Толстого, был открыт мемориальный барельеф в честь учителей-фронтовиков Дмитрия и Анны Ряховских.

Спасибо вам за ваши души

Фронтовики-учителя!

Мы научились сердцем слушать,

А жизнь прижмет - начать с нуля.

Вас наша память не покинет

Из моря жизненных глубин,

Поклон вам, Боги и Богини,

Меня слепившие из глин!

Под музыку «Майский вальс»

Ведущий:Весна. Победа. Радость. А школа по-прежнему трудилась, жила и готовилась к очередному выпускному балу…

(Выходит группа выпускников. Ведут диалог)

Ученик 1: Ой, как представлю, лет пять пройдёт. Мы получим профессии, станем взрослыми!

Ученик 2:Может, кто и замуж выскочит.

Ученица 1: Ага, или женится.

Ученик 3: Не, это потом. Я охотником буду, в тайгу пойду. Романтика!

Ученик 4: А я хочу лётчиком быть, испытателем.

Ученица 2: А я мечтаю о любви…

Выходят все участники,на фоне музыки звучат слова:

Ученик 1: Всё! Мир!

Ученик 2: Институт, работа!

Ученица: Любовь!

Вместе:Но только не Война!

Песня «Я хочу, чтобы не было больше войны»

Ведущий:«Учитель – мирный человек,

Но в сорок первом

Каждым нервом

Он защищал двадцатый век,

Чтоб жили школы в двадцать первом…»

10


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

«Учитель – мирный человек, Но в сорок первом Каждым нервом Он защищал двадцатый век, Чтоб жили школы в двадцать первом…» Данный сценарий написан с целью повышения престижа профессии учителя и приурочен к году Педагога и Наставника. Может быть использован при подготовке к празднованию Дня Победы, так как в нём приведены примеры подвигов учителей, совершённых в годы Великой Отечественной войны, воссоздана обстановка военных лет на примере конкретных жизненных ситуаций.
0 ₽