Урок по литературному чтению 2 класс
Л.Н. Толстой «Котёнок»
Выполнила:
учитель начальных классов
Васильева Т.Р.
Тема урока: Л.Н. Толстой «Котёнок»
Цели и задачи урока
- знакомство с рассказом, учиться составлять план, развивать логическое мышление, выяснить смысл рассказа и поразмышлять для чего он написан. Воспитывать ответственность за взятое на себя обязательство.
Формировать у учащихся умение предугадывать события; выражать свое мнение об увиденном и услышанном; обогащать словарный запас.
умение вести диалог с учителем, товарищами, оценивать свою работу и других ребят.
Образовательные: - помочь понять идею произведения , проникнуть в настроение произведения -научить оформлять свои мысли в устной форме.
Развивающие: -способствовать развитию связной речи, учить использовать в речи средства художественной выразительности; обогащать и расширять словарь.
Воспитательная : - воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе;
– воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, любовь к близким.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Речевая разминка
- Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительночитать)
На окошке крошку- мошку
Ловко ловит лапкой кошка
- О ком говорится в скороговорке?
- Что делает кошка?
-Почему мошку называют крошкой?
- Прочитайте скороговорку с логическим ударением на выделенные слова
- Чтение в быстром темпе ( хором, по одному)
2. Выставка книг Л.Н.Толстого
-Рассмотрите выставку книг.
-Что общего у этих книг? (Их написал Л.Н.Толстой)
- Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы, сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)
- Для кого писал Л.Н.Толстой? (Он писал для детей и взрослых?)
- 625 произведений для детей написал Л.Н.Толстой.
Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
-СЛАЙДЫ почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н. Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше , благороднее, честнее
II.Работа с текстом до чтения.
1.Беседа.
-Объясните смысл данного высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили».
-«Мы»
-это кто?
-Что означает слово «приручили» в этом предложении?
ПРИРУЧИТЬ --Создавая в ком - нибудь чувство привязанности сделать послушным, приучить к исполнению своей воли.
(Толковый словарь Ушакова)
ПРИРУЧИТЬ —Приучить к человеку, сделать ручным, послушным.
(Толковый словарь Ожегова) Сделать зависимым
Слова «Мы в ответе за тех...» какими другими словами можно заменить? Человек, который отвечает за кого-то, каким его называют? (ответственным)
-Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
-Встречались вам произведения, в которых человек нёс ответственность за тех, кого приручил?
Ш.Проблемная ситуация:
Чтобы узнать о ком пойдет речь, соберите точки по порядку. Наше произведение называется «Котёнок».
-Какими другими родственными словами можно заменить слово котёнок?
(Котик, котенька, коток, котёночек, котька, котёночек, котиш
-Каким вы представляете нашего котёнка?
-Есть предположения, что могло произойти с нашим котёнком?
-Какую цель поставим?
Цель: Прочитать рассказ Л.Н. Толстого
Определить главных героев
Понять содержание текста
Определить идею произведения
VI.Работа с текстом во время чтения.
1.Словарная работа.
В произведении встретятся слова, значение которых может быть будут не всем понятны.
В левом столбике записаны слова, а в правом столбике значения (объяснение) к этим словам. Работая в паре, прочитайте и догадайтесь
,какое значение к какому слову подойдёт, и линией их соедините.
Соедините линиями слово и его значение.
Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.
-Объясните значение слов.
Амбар -строение для хранения зерна, муки;
Солома –стебли пшеницы, ржи после обмолота;
Щавель -травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом;
Что было духу -очень быстро;
Подле -около.
2.Поэтапное чтение рассказа.
Чтение 1 части.
Были брат и сестра
Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала.
Дети искали её ….
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
(делаем остановку)
-Когда происходило событие? (весной)
-Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?
-Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут
развиваться события?
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать …..
Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
-Какого котёнка ребята выбрали себе?
Ответим словами из текста.
-Что они делали с котёнком?
-Что произошло с другими котятами?
-Теперь мы знаем,что у ребят появился котёнок.
Как думаете, как дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
- Ребята, давайте предположим, что могло произойти с котёнком во время прогулки ?
Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
-Назад, назад!
-Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит, радовались? (любовались)
-Почему же котёнок остался один?
-Когда ребята вспомнили о котёнке?
-В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
-Можете вы предположить, что случится?
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
-Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
-Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
-Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
- Ребята, что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала и убежала? - Если вам трудно назвать это слово, я вам помогу. Страх – это эмоция, включающая там, где отсутствует информация или её слишком мало. Это среднее, между тревогой и ужасом.
-Как поступил Вася?
- Как вы думаете, а Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок как и сестра? - А о чём думал он в момент опасности? - Можно сказать, что он свой страх поборол, если бросился на спасение? Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка.)
- Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные
поступки, в нашем случае как раз это и видно).
V.Физкультминутка -Отдохнём. Проведём физкультминутку:
Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз.
Посмотрела кошка вверх, Посмотрела кошка вниз.
Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух.
Потянулась, улыбнулась И уселась на карниз.
Глаза вправо отвела, А потом взглянула прямо
И закрыла их руками.
VI.Работа с текстом после чтения.
- Ребята, а как вы думаете, могла ли эта история произойти на самом деле или она выдумана автором? У меня рассыпались буквы , если вы их соберете, то узнаете, что же это за произведение.( Ы,Ь,Л, Б – быль)
- Что же такое быль( Быль-это то , что было на самом деле, случай из жизни)
- Зачем Л.Н. Толстой рассказал нам эту историю? Какими мыслями он хотел поделиться? - (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах)
- Так можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов
Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок)
-Кто является главным героем? (дети)
-Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
-Вам симпатичны ребята?
В начале урока мы перед собой какую цель ставили?
Цель «Выяснить смысл рассказа, поразмышлять, для чего он был написан»
-О чём этот рассказ? (О нашей ответственности за тех, кого мы приручили и привязали к себе)
Воспитывать ответственность за взятое на себя обязательство.
-Наши предположения совпали?
-Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно во все времена ...)
Работа в группах
Составление плана рассказа
-У вас на партах лежит план этого произведения , последовательность нарушена. Восстановите план, пронумеровав пункты плана цифрами.
План ( у детей на партах)
Страшные собаки
Дети нашли котят
Вася спасает котенка
Дети забыли котенка
Кошка пропала
Самый лучший котенок, Проверка
А сейчас посмотрим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест. Слайды У вас на партах лежат буквы, поднимите нужную: А, Б, В
1. Как звали детей? А) Лена и Вася Б) Катя и Федя В) Вася и Катя
2. Когда пропала кошка? А) зимой Б) весной В) летом
3. Ребята играли возле …. А) амбара Б) сарая В) дома
4. Сколько котят было у кошки? А) 2 Б)5 В) 6
5. Что собирались сделать собаки: А) побегать наперегонки Б) поиграть с котёнком В) схватить котёнка
6. Что сделал Вася? А) закрыл котёнка Б) убежал прочь В) спрятался
VII. Подведение итогов. - Чему научил вас рассказ Л. Н. Толстого?
-Как вы думаете, что хотел нам сказать автор? Сформулируйте главную мысль произведения. (Нам всем нужно любить братьев наших меньших; относиться к ним с уважением: кормить, играть, защищать, а главное – не выбрасывать на улицу.)
VI.Рефлексия. Подведение итогов.
1.Выбрать себе котёночка и раскрасить его бантик в соответствии с
критериями.
Эпиграф
«У кого есть кошка, тот
может не бояться одиночества» (Даниель Дефо)