Мастер-класс для педагогов
Использование технологии «Судоку» как игровое средство на этапе
автоматизации звуков у детей с ОВЗ.
Цель: познакомить педагогов с опытом работы по использованию «Судоку» для речевого развития дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с возможностями использования «судоку» в работе с детьми с ОВЗ;
- рассказать о методике применения «судоку» в работе с дошкольниками;
- познакомить с вариантами игры и способами ее изготовления.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Числовая головоломка судоку всем хорошо известна. Суть игры заключается в том, что игрок должен заполнить ячейки игрового поля числами от 1 до 9 так, чтобы они не повторялись в каждой строке, в каждом столбце и в каждом секторе.
Заменив цифры на картинки, и, сократив количество ячеек, мы давно используем эту игру в своей работе с детьми для развития у них логического мышления, памяти, внимания. Т.к. у нас есть дети с нарушениями речи, мы применяем адаптированную версию этой игры.
Подобрав картинки по лексическим темам, мы тем самым в игровой форме активизируем и закрепляем словарь по теме.
Для автоматизации звуков в словах, нужно подобрать картинки, в которых необходимые звуки четки слышны. Например, для автоматизации звука «Л» - слова лак, лыжи, ложка, лужа.
Игровое поле состоит из 16 квадратов. На нем уже имеются картинки-подсказки. Сначала раскладываем перед ребенком карточки и предлагаем назвать то, что на них изображено.
Инструкция для ребенка (с показом): чтобы решить судоку, ты должен заполнить пустые клеточки картинками так, чтобы ни одна картинка не повторялась в строчках и столбцах.
Вариант 1. Классический вариант с заполнением квадратов. Позволяет отработать навыки словоизменения: образовать форму существительного в Р.п. (ранец – нет ранца)
Вариант 2. Цепочка слов. Развивает речевое внимание. Ребенок повторяет за педагогом цепочку слов и находит данную последовательность на игровом поле.
Вариант 3. «Продолжи строчку» с элементами нейропсихической коррекции: тренировка «осознанного моторного планирования».
Ребенок продолжает ритмический ряд, заданный педагогом.
Заключение:
Опыт работы по применению технологии судоку в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи показывает, что вариант этой игры с картинками интересен детям. Судоку может быть разных уровней сложностей, что облегчает подбор игры для детей разного возраста. Эту игру легко можно изготовить самостоятельно, что позволяет использовать ее для закрепления и систематизации представлений детей по пройденным лексическим темам и автоматизации звуков в словах.
Данная игра стимулирует познавательную активность, снижает эмоциональную нагрузку и полезна в любом возрасте для развития умственных способностей.