Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 24
Киселёва Елена Николаевна
Мастер-класс
«Элементы формирующего оценивания на уроках русского языка в 4 классе по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных»
Формирующее оценивание – это непрерывный процесс, который основан на четких критериях и самооценке учащихся, совместная деятельность учащихся и учителя.
Цель формирующего оценивания: научить самоконтролю при использовании алгоритмов и самооценивания.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Формирующее оценивание — это такая стратегия обучения, при которой у учеников есть возможность наблюдать свои успехи и ошибки, самостоятельно управлять своим обучением.
Из существующих видов формирующего оценивания для данного урока было выбрано критериальное оценивание. Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
Критерии самооценки заранее известны участникам, вырабатываются учителем совместно с учениками. Формирование критериев оценивание отдельный этап работы с учащимися. Прежде надо определиться с понятием «критерий». Оно должно быть доступным, простым для понимания. Это особенно важно в начальной школе. В работе оценивается объем содержания и качество выполнения. В нашем случае процентное содержание правильно выполненной работы переводится в баллы. Что дает ученикам знания критериев? Критерии являются «маяками», навигаторами для успешного выполнения заданий. Для педагога – это основа обратной связи. Совместно с учениками создается лист оценивания.
ТРИ ВОПРОСА, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ:
1.Где ученик при освоении содержания предмета находится в данный момент? (что уже освоил)
2. Куда нужно прийти в результате обучения? (что должен освоить) Результат
3.Как это сделать? (какие методы, способы применить для освоения)
Диагностика освоения содержания учащимися была проведена ранее. Из 26 человек в классе:
4 человека допускают ошибки в определении 2 склонения, 5 человек допускают ошибки в определении 3 склонения, 6 человек допускают ошибки в применении слов-помощников, 4 человека не освоили алгоритм способа проверки безударных окончаний имен существительных, 4 человека выполнили работу без ошибок (консультанты).
Цель урока: отработать алгоритм способа проверки безударных окончаний имен существительных.
Задачина уроках с использованием формирующего оценивания формулируются как шаги деятельности учащихся, а именно:
1. Уметь различать части речи, выделять ударные/безударные окончания.
2. Научиться классифицировать имена существительные по 1, 2, 3 склонению.
3. Уметь сопоставлять имена существительные со словами-помощниками.
4. Применять совместно с детьми критерии оценивания результатов по уровню сложности.
В начале урока учащиеся совместно с учителем восстанавливили алгоритм способа проверки безударных окончаний имен существительных, который был составлен уроком ранее и использовали его как «опору» в течении всей работы на уроке.
Педагог сформировал 4 группы, в зависимости от типа ошибок:
1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа |
4 чел. + 1 консультант | 5 чел. + 1 консультант | 6 чел. + 1 консультант | 4 чел. + 1 консультант |
Упражнения на умение классифицировать склонения (2 скл) | Упражнения на умение классифицировать склонения (3 скл) | Упражнения на умение использовать слова-помощники | Упражнения на пошаговую отработку алгоритма |
Группам были предложены памятки для помощи в определении падежных окончаний имен существительных в виде таблиц.
Падежные окончания имен существительных (Развернутый вариант)
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
Именительный | ж. р., м. р. - а, - я | м. р. □; ср. р. - о, - е | ж. р. □ ( на конце ь) |
Родительный | - ы, - и | - а, - я | - и |
Дательный | - е | - у, - ю | - и |
Винительный | - у, - ю | неодуш. м. р. □; ср. р. - о, - е одуш. – а, - я |
□ |
Творительный | -ой, -ей, -ёй (-ою, -ею, -ёю) |
- ом, - ем, - ём |
- ю |
Предложный | - е | - е | - и |
Падежные окончания имен существительных единственного числа. (Упрощенный вариант)
Падежи | 1 склонение земля | 2 склонение окно | 3 склонение степь |
Родительный | ы/и | и | |
Дательный | е | и | |
Предложный | е | е | и |
Памятка.Алгоритм способа проверки:
1. Определяю имя существительное, выделяю безударное окончание.
2. Определяю склонение существительного.
3. Подбираю слово-помощник (1 скл.- земля, 2 скл.- окно, 3 скл.- степь)
4. Определяю безударное окончание существительного.
Этап «Групповая работа»
В групповой работе формируются значимые метапредметные умения: планирование работы в группе, распределение заданий между членами команды, координация работы, следование определенному алгоритму действий, умение соотносить работу группы с эталоном (Ключи).
Учащиеся повторили правила работы группы. Педагог определил роль консультанта (эксперт, хранитель времени) и раздал группам заранее распечатанные задания, направленные на устранение выявленных ошибок.
На этапе формирования навыка правописания безударных окончаний имен существительных учитель приготовил листы оценивания.
По окончании работы учитель раздал Ключи (эталон) для оценки работы своей команды. Далее слово предоставлялось консультантам. Консультант озвучил отчет по листу оценивания.
Этап «Индивидуальная работа»
Индивидуальная работа преследует те же цели урока:отработать алгоритм способа проверки безударных окончаний имен существительных. Задания имеют три уровня сложности: действие по алгоритму (прямое применение), работа с существительными в предложениях (с зашумлением), работа с составлением предложений (творческое задание). Учащиеся получили листы с критериями оценивания. Им предложили самим выбрать уровень сложности заданий.
В завершении работы дети получили Ключи и оценили свою работу в баллах.
Этап «Рефлексия».
Педагог попросил поднять руки тем, кто остался доволен своей работой и уроком. 1 человек воздержался.
Итак, наша цель и работа в таком режиме позволяет нам предотвратить проблемы необъективного оценивания качества подготовки обучающихся