Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Малыш» с. Новая Красавка
Лысогорского района Саратовской области
Мастер – класс:
«Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Автор: воспитатель высшей категории –
Ашимова Ольга Вячеславовна
2023 г
Цель: создать условия для развития критического мышления, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать и рассуждать (у детей старшего возраста).
Задачи:
-расширение и актуализация словарного запаса;
-формировать умение выражать свои мысли, выработка способности к анализу;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- развитие лексико - грамматических категорий.
В нашем детском саду «Малыш» с. Новая Красавка, в старшей разновозрастной группе «Почемучки», мы давно практикуем технологию «Синквейн».
«Синквейн» – в переводе с французcкого «стихотворение из пяти строк», это маленькое стихотворение, без рифмы. Различие его состоит в том, что оно очень краткое.
Составляя «синквейн», каждый ребенок нашего детского сада презентует свои умения и способности. Правильно заданные вопросы по технологии «синквейн», обязательно получатся интересными и эмоциональными у всех ребятишек. А начинающим, можно всегда помочь.
Сочиняя стихи по технологии «синквейн», дети чувствуют себя творцами, они радуются своим успехам. А наша задача педагогов, подтолкнуть детей к тому, чтобы каждый ребенок был способным к стихотворному творчеству. Потому что, именно у каждого ребенка есть способности, и каждый удостоен поощрения. И это наша задача, воспитателей, педагогов, развить в детях такие умения.
Чтобы составить стихотворение по технологии «синквейн», мы соблюдаем правила:
- Вначале педагог готовит ручку и листок, чтобы записать стихотворение ребенка.
- В первой строке мы записываем заголовок или тему. Одно слово (это существительное или местоимение), означающее предмет, о котором идёт речь.
- Во второй строке мы записываем два слова, это прилагательные. Признаки предмета или его свойства.
-В третьей строке мы записываемтри слова, это глаголы или деепричастия. Действия предмета.
- В четвёртой строке мы записываем словосочетание или предложение из нескольких слов. Личное отношение ребенка к предмету.
-В пятой строке мы записываем одно слово. Смысл предмета или объекта.
В итоге, у нас «синквейн» состоит из 5 строк. Форма его напоминает елочку.
1 | слово | |||||||||
2 | слово | слово | ||||||||
3 | слово | слово | слово | |||||||
слово | слово | слово | слово | |||||||
1 | слово |
4
Составлять стихи по технологии «синквейн» можно по картинке, игрушке, да и просто из обыденной жизни ребенка, увидели что – то, составили стихотворение. Это как игра, но зато как влияет на развитие речи, активизацию словаря, грамматическое оформлении фразы, развитии ассоциативного и наглядно – образного мышления.
Итак, расскажем, как происходит это у нас, приведем два примера. Видео - сюжеты вы можете посмотреть на ЮТУБЕ по ссылкам, которые будут ниже.
Ребенок: Бобровная Ксения, 4, 5 лет.
Ребенок выбрал игрушку из игрового уголка. Это швейная машинка.
Задаю вопросы ребенку:
Что находится перед тобой?
Ответ: машинка.
Машинка какая?
Ответ: швейная, розовая.
Что делает машинка?
Ответ: шьёт, вышивает, вяжет.
4. А что ты еще можешь сказать про швейную машинку?
Ответ: Она помогает шить носочки, курточки.
А машинка швейная, это что такое?
Ответ: Прибор.
Вот таким образом, мы с ребенком придумали стихотворение из пяти строк. Видео - сюжет можете посмотреть по ссылке:
https://youtu.be/ihWRFM_m0IA
Ребенок: Кузнецова Алиса, 6 лет.
Ребенок выбрал игрушку из игрового уголка. Это кукла.
Задаю вопросы ребенку:
Что находится перед тобой?
Ответ: кукла.
Кукла какая?
Ответ: красивая, маленькая.
3.Что делает кукла?
Ответ: поднимает руки, вертит головой, поднимает ноги.
4. А что ты еще можешь сказать про куклу еще?
Ответ: Её можно переобувать, одевать и кормить.
5.А кукла это что такое?
Ответ: Игрушка.
Видео - сюжет можете посмотреть по ссылке:
https://youtu.be/vgia6EfrWsw
В третьем вопросе стихотворения, Кузнецова Алиса, отвечает полными ответами, т.е. у нее не три слова, а получается шесть слов: поднимает руки, вертит головой, поднимает ноги. В СИНКВЕЙНЕ это допускается, и не считается ошибкой.
В конце хочется сказать, что такой вид, стихотворной деятельности, очень актуален в наше время, дети развивают не только речь, но и мышление, фантазию.
А какую радость испытывают родители, когда педагог рассказывает родителям о достижениях детей. Да и дома, родители могут тоже сочинять такие прекрасные стихи вместе с ребенком, стоя у плиты, за мытьем посуды и т. д.
Примерные образцы в помощь воспитателю.
Действия предмета
(Глаголы, деепричастия)
О бнимает | К ормит | Спит |
Расчесывает | М ама | Читает |
Гуляет | Поет | Варит, трудится |
Прилагательные.
(Признаки предмета или его свойства)
Красивая | В еселая, радостная, счастливая | Уставшая, сонная |
Спортивная | Мама | Трудолюбивая |
Обидчивая, унылая | Умная | Больная |