Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Литература
  3. Мастер-класс на тему: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Мастер-класс на тему: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность. Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел. Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса Задачи: - обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций. - создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности. - содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Приготовила : учитель МОБУ СОШ с.Янгискаин Галиева Р.Х.

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность.

Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел.

Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса

Задачи:

- обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ожидаемый результат:

- развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.

Методы и приемы: беседа, объяснение, анализ литературного текста, приемы смыслового чтения, игровые.

Оборудование: презентация, дидактический материал для мастер-класса, магниты, маркер, магнитная доска, листы бумаги.

Место проведения: секционное занятие учителей начальных классов, Красноусольск-2022, 26 августа.

Ход мастер- класса:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Этап погружения.

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вам «Мастер-класс» по теме: «Скажи мне так, чтоб я увидел».

1. Теоретическая часть подготовки к восприятию мастер-класса, объяснение:

Актуальность: Что такое читательская компетентность Читательская компетентность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной  жизни.   Младший школьник часто испытывает трудности при понимании литературных текстов, их содержания. Ему трудно выделить главную информацию, осознать, что хотел сказать ему автор, а затем использовать полученную информацию в жизни. Умение работать над текстом, научить работать над текстом является самой сложной задачей в работе учителя начальных классов. В 4 классе нас ждут всем известные ВПР, где самым сложным заданием является именно работа над текстом. Поэтому подготовку к этой работе я начинаю с первого класса, а во втором классе мы уже покупаем специальные тетради по ВПР. Мои в этом году идут в 3 класс. Все ученики купили тетради по 3 предметам и мы начнем работу с тетрадями не позднее октября, когда закончатся организационные работы. Составляющей частью моей методической системы являются приемы обучения смысловому чтению, которые развивают память и способствуют быстрому запоминанию различной информации. Что я для этого делаю? Во втором классе . когда мы впервые берем тетради по ВПР в руки, я им все это «разжевываю», показываю, рассказываю , где что и как находится. Тексты читаю сама. В третьем классе где-то до 5 варианта эта работа продолжается, а вот начиная с шестого варианта и до конца дети уже самостоятельно начинают читать текст и выполнять задания. В четвертом классе все уже делают самостоятельно. Учитель их контролирует , подправляет. корректирует.

Перехожу к практической части нашего мастер-класса.

- Сейчас я познакомлю вас с несколькими такими приемами обучения смысловому чтению над конкретным текстом «Шар в окошке» А.Митта. Текст из учебника литературное чтение 2 класса, не из тетради по ВПР, потому что алгоритм работы общий.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Практический этап освоения приемами смыслового чтения.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы и практическое освоение материалом.

2. Теоретическая часть. Объяснение.

Работа с литературным произведением очень сложный процесс. Существует три этапа работы с текстом - дотекстовый, текстовый и послетекстовый.(Слайд 2). Для каждого этапа работы с текстом я приготовила по приему смыслового чтения, целью которых будет раскрытие ценностно-смыслового содержания произведения, определения темы и главной мысли, легкого восприятия и запоминания главной информации.

3. Практическая часть .Дотекстовая работа

Слайд 3, 4, 5 (дотекстовая работа) Прием «Где логика»

2. Текстовая работа.

Прием «Смысловые вопросы». (Используется на текстовом этапе урока).

- Как легко определить тему произведения?

Перед вами таблица. В верхней строке в ней можно легко изменить содержание. Но для данного рассказа я оставила всего два. Ответьте на них, выделив ключевые слова из общего текста произведения.

Кто?

Что делал?

Слайд 7

Кто?

Что делал?

Коля

заболел

Прочитайте, что у вас получилось? Итак, вы определили тему текста.(Коля заболел). Для более полного раскрытия темы я немного усложняю таблицу.

Слайд 8.

Кто? Что?

Что делал? (сделал? делают?)

Коля

Шар

Друзья

заболел

поднялся

помнят

Потом я вам скажу, зачем именно нам нужна эта таблица.

Сейчас нам надо выяснить основную мысль рассказа, что хочет нам сказать автор. Дети уже начинают высказывать свои предположения , причем во многом верные, и мы делаем вывод в виде пословицы (Слайд 9.)

Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, практически осваивают материал мастер-класса.

Этап рефлексии

Заключительное слово.

3.Послетекстовая работа.

Прием смыслового чтения «Понял, принял, применил»

Понял

Принял

Применил

- Перед вами прием смыслового чтения «Понял, принял, применил». Он представлен в виде таблицы. Я использую его на послетекстовом этапе работы с текстом. Но сегодня воспользуюсь им для заключительного этапа моего мастер-класса.

– Постарайтесь за пару минут ответить на вопросы: что я понял? Какой прием принял и могу применить в своей работе? На каких еще уроках, кроме литературного чтения можно применять приемы смыслового чтения, с которыми вы познакомились на мастер-классе. (Выслушать выступающих)

А сейчас посмотрите на листы , которые лежат перед вами и найдите 6,7,8 вопросы. Прочитайте 6 –ой вопрос. Вот ответ на вопрос в 9-ом слайде. Прочитайте 7 вопрос. Посмотрите на эту таблицу(8-ой слайд) Вот он ответ. Прочитайте 8 вопрос. Ответ в 10-ом слайде. Вот вся взаимосвязь, вот и тема раскрыта «Скажи мне так, чтоб я увидел»

Пирамида обучения.

Пирамида среднего процента удержания полученной информации учениками показывает, что чтение текста помогает усвоить всего 10% информации, его обсуждение – 50% и 90% дает практическое освоение материала



Заключительное слово: Говорите ученикам материал так, чтобы они могли его увидеть в своем воображении. И тогда цель любого задания будет достигнута в совместной деятельности без слишком напряженных усилий со стороны первых, а результатами деятельности будут довольны все.

Используемые источники:

Литература:

1. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2019 

2. Н. Обучение стратегиям чтения в 1-4 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2021

Интернет-источники:

  1. chitatelskij-dnevnik.ru

  2. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca9/0001e168-6e7a119e/img1.jpg

Конец формы

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность. Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел. Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса Задачи: - обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций. - создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности. - содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.
0 ₽