Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»
Приготовила : учитель МОБУ СОШ с.Янгискаин Галиева Р.Х.
Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность.
Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел.
Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса
Задачи:
- обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.
- создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.
- содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.
Ожидаемый результат:
- развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.
- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.
- продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.
Методы и приемы: беседа, объяснение, анализ литературного текста, приемы смыслового чтения, игровые.
Оборудование: презентация, дидактический материал для мастер-класса, магниты, маркер, магнитная доска, листы бумаги.
Место проведения: секционное занятие учителей начальных классов, Красноусольск-2022, 26 августа.
Ход мастер- класса:
Этапы работы мастер-класса | Содержание этапа | Деятельность участников |
Этап погружения. Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной). | Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вам «Мастер-класс» по теме: «Скажи мне так, чтоб я увидел». 1. Теоретическая часть подготовки к восприятию мастер-класса, объяснение: Актуальность: Что такое читательская компетентность Читательская компетентность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Младший школьник часто испытывает трудности при понимании литературных текстов, их содержания. Ему трудно выделить главную информацию, осознать, что хотел сказать ему автор, а затем использовать полученную информацию в жизни. Умение работать над текстом, научить работать над текстом является самой сложной задачей в работе учителя начальных классов. В 4 классе нас ждут всем известные ВПР, где самым сложным заданием является именно работа над текстом. Поэтому подготовку к этой работе я начинаю с первого класса, а во втором классе мы уже покупаем специальные тетради по ВПР. Мои в этом году идут в 3 класс. Все ученики купили тетради по 3 предметам и мы начнем работу с тетрадями не позднее октября, когда закончатся организационные работы. Составляющей частью моей методической системы являются приемы обучения смысловому чтению, которые развивают память и способствуют быстрому запоминанию различной информации. Что я для этого делаю? Во втором классе . когда мы впервые берем тетради по ВПР в руки, я им все это «разжевываю», показываю, рассказываю , где что и как находится. Тексты читаю сама. В третьем классе где-то до 5 варианта эта работа продолжается, а вот начиная с шестого варианта и до конца дети уже самостоятельно начинают читать текст и выполнять задания. В четвертом классе все уже делают самостоятельно. Учитель их контролирует , подправляет. корректирует. Перехожу к практической части нашего мастер-класса. - Сейчас я познакомлю вас с несколькими такими приемами обучения смысловому чтению над конкретным текстом «Шар в окошке» А.Митта. Текст из учебника литературное чтение 2 класса, не из тетради по ВПР, потому что алгоритм работы общий. | Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия. |
Практический этап освоения приемами смыслового чтения. Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы и практическое освоение материалом. | 2. Теоретическая часть. Объяснение. Работа с литературным произведением очень сложный процесс. Существует три этапа работы с текстом - дотекстовый, текстовый и послетекстовый.(Слайд 2). Для каждого этапа работы с текстом я приготовила по приему смыслового чтения, целью которых будет раскрытие ценностно-смыслового содержания произведения, определения темы и главной мысли, легкого восприятия и запоминания главной информации. 3. Практическая часть .Дотекстовая работа Слайд 3, 4, 5 (дотекстовая работа) Прием «Где логика» 2. Текстовая работа. Прием «Смысловые вопросы». (Используется на текстовом этапе урока). - Как легко определить тему произведения? Перед вами таблица. В верхней строке в ней можно легко изменить содержание. Но для данного рассказа я оставила всего два. Ответьте на них, выделив ключевые слова из общего текста произведения.
Слайд 7
Прочитайте, что у вас получилось? Итак, вы определили тему текста.(Коля заболел). Для более полного раскрытия темы я немного усложняю таблицу. Слайд 8.
Потом я вам скажу, зачем именно нам нужна эта таблица. Сейчас нам надо выяснить основную мысль рассказа, что хочет нам сказать автор. Дети уже начинают высказывать свои предположения , причем во многом верные, и мы делаем вывод в виде пословицы (Слайд 9.) | Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, практически осваивают материал мастер-класса. | ||||||||||||
Этап рефлексии Заключительное слово. | 3.Послетекстовая работа. Прием смыслового чтения «Понял, принял, применил»
- Перед вами прием смыслового чтения «Понял, принял, применил». Он представлен в виде таблицы. Я использую его на послетекстовом этапе работы с текстом. Но сегодня воспользуюсь им для заключительного этапа моего мастер-класса. – Постарайтесь за пару минут ответить на вопросы: что я понял? Какой прием принял и могу применить в своей работе? На каких еще уроках, кроме литературного чтения можно применять приемы смыслового чтения, с которыми вы познакомились на мастер-классе. (Выслушать выступающих) А сейчас посмотрите на листы , которые лежат перед вами и найдите 6,7,8 вопросы. Прочитайте 6 –ой вопрос. Вот ответ на вопрос в 9-ом слайде. Прочитайте 7 вопрос. Посмотрите на эту таблицу(8-ой слайд) Вот он ответ. Прочитайте 8 вопрос. Ответ в 10-ом слайде. Вот вся взаимосвязь, вот и тема раскрыта «Скажи мне так, чтоб я увидел» Пирамида обучения. Пирамида среднего процента удержания полученной информации учениками показывает, что чтение текста помогает усвоить всего 10% информации, его обсуждение – 50% и 90% дает практическое освоение материала |
Заключительное слово: Говорите ученикам материал так, чтобы они могли его увидеть в своем воображении. И тогда цель любого задания будет достигнута в совместной деятельности без слишком напряженных усилий со стороны первых, а результатами деятельности будут довольны все.
Используемые источники:
Литература:
1. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2019
2. Н. Обучение стратегиям чтения в 1-4 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2021
Интернет-источники:
chitatelskij-dnevnik.ru
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca9/0001e168-6e7a119e/img1.jpg
Конец формы