Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Мастер-класс на тему: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Мастер-класс на тему: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность. Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел. Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса Задачи: - обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций. - создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности. - содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Мастер-класс из опыта работы по теме: «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения»

Приготовила : учитель МОБУ СОШ с.Янгискаин Галиева Р.Х.

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность.

Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел.

Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса

Задачи:

- обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Ожидаемый результат:

- развитие умений у педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций.

- повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности.

- продуктивный обмен опытом по вопросу формирования читательских компетенций приемами смыслового чтения на основе представленного опыта.

Методы и приемы: беседа, объяснение, анализ литературного текста, приемы смыслового чтения, игровые.

Оборудование: презентация, дидактический материал для мастер-класса, магниты, маркер, магнитная доска, листы бумаги.

Место проведения: секционное занятие учителей начальных классов, Красноусольск-2022, 26 августа.

Ход мастер- класса:

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Этап погружения.

Постановка целей и задач (дидактической общей цели, триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).

Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу представить вам «Мастер-класс» по теме: «Скажи мне так, чтоб я увидел».

1. Теоретическая часть подготовки к восприятию мастер-класса, объяснение:

Актуальность: Что такое читательская компетентность Читательская компетентность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной  жизни.   Младший школьник часто испытывает трудности при понимании литературных текстов, их содержания. Ему трудно выделить главную информацию, осознать, что хотел сказать ему автор, а затем использовать полученную информацию в жизни. Умение работать над текстом, научить работать над текстом является самой сложной задачей в работе учителя начальных классов. В 4 классе нас ждут всем известные ВПР, где самым сложным заданием является именно работа над текстом. Поэтому подготовку к этой работе я начинаю с первого класса, а во втором классе мы уже покупаем специальные тетради по ВПР. Мои в этом году идут в 3 класс. Все ученики купили тетради по 3 предметам и мы начнем работу с тетрадями не позднее октября, когда закончатся организационные работы. Составляющей частью моей методической системы являются приемы обучения смысловому чтению, которые развивают память и способствуют быстрому запоминанию различной информации. Что я для этого делаю? Во втором классе . когда мы впервые берем тетради по ВПР в руки, я им все это «разжевываю», показываю, рассказываю , где что и как находится. Тексты читаю сама. В третьем классе где-то до 5 варианта эта работа продолжается, а вот начиная с шестого варианта и до конца дети уже самостоятельно начинают читать текст и выполнять задания. В четвертом классе все уже делают самостоятельно. Учитель их контролирует , подправляет. корректирует.

Перехожу к практической части нашего мастер-класса.

- Сейчас я познакомлю вас с несколькими такими приемами обучения смысловому чтению над конкретным текстом «Шар в окошке» А.Митта. Текст из учебника литературное чтение 2 класса, не из тетради по ВПР, потому что алгоритм работы общий.

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.

Практический этап освоения приемами смыслового чтения.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы и практическое освоение материалом.

2. Теоретическая часть. Объяснение.

Работа с литературным произведением очень сложный процесс. Существует три этапа работы с текстом - дотекстовый, текстовый и послетекстовый.(Слайд 2). Для каждого этапа работы с текстом я приготовила по приему смыслового чтения, целью которых будет раскрытие ценностно-смыслового содержания произведения, определения темы и главной мысли, легкого восприятия и запоминания главной информации.

3. Практическая часть .Дотекстовая работа

Слайд 3, 4, 5 (дотекстовая работа) Прием «Где логика»

2. Текстовая работа.

Прием «Смысловые вопросы». (Используется на текстовом этапе урока).

- Как легко определить тему произведения?

Перед вами таблица. В верхней строке в ней можно легко изменить содержание. Но для данного рассказа я оставила всего два. Ответьте на них, выделив ключевые слова из общего текста произведения.

Кто?

Что делал?

Слайд 7

Кто?

Что делал?

Коля

заболел

Прочитайте, что у вас получилось? Итак, вы определили тему текста.(Коля заболел). Для более полного раскрытия темы я немного усложняю таблицу.

Слайд 8.

Кто? Что?

Что делал? (сделал? делают?)

Коля

Шар

Друзья

заболел

поднялся

помнят

Потом я вам скажу, зачем именно нам нужна эта таблица.

Сейчас нам надо выяснить основную мысль рассказа, что хочет нам сказать автор. Дети уже начинают высказывать свои предположения , причем во многом верные, и мы делаем вывод в виде пословицы (Слайд 9.)

Участники выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, практически осваивают материал мастер-класса.

Этап рефлексии

Заключительное слово.

3.Послетекстовая работа.

Прием смыслового чтения «Понял, принял, применил»

Понял

Принял

Применил

- Перед вами прием смыслового чтения «Понял, принял, применил». Он представлен в виде таблицы. Я использую его на послетекстовом этапе работы с текстом. Но сегодня воспользуюсь им для заключительного этапа моего мастер-класса.

– Постарайтесь за пару минут ответить на вопросы: что я понял? Какой прием принял и могу применить в своей работе? На каких еще уроках, кроме литературного чтения можно применять приемы смыслового чтения, с которыми вы познакомились на мастер-классе. (Выслушать выступающих)

А сейчас посмотрите на листы , которые лежат перед вами и найдите 6,7,8 вопросы. Прочитайте 6 –ой вопрос. Вот ответ на вопрос в 9-ом слайде. Прочитайте 7 вопрос. Посмотрите на эту таблицу(8-ой слайд) Вот он ответ. Прочитайте 8 вопрос. Ответ в 10-ом слайде. Вот вся взаимосвязь, вот и тема раскрыта «Скажи мне так, чтоб я увидел»

Пирамида обучения.

Пирамида среднего процента удержания полученной информации учениками показывает, что чтение текста помогает усвоить всего 10% информации, его обсуждение – 50% и 90% дает практическое освоение материала



Заключительное слово: Говорите ученикам материал так, чтобы они могли его увидеть в своем воображении. И тогда цель любого задания будет достигнута в совместной деятельности без слишком напряженных усилий со стороны первых, а результатами деятельности будут довольны все.

Используемые источники:

Литература:

1. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2019 

2. Н. Обучение стратегиям чтения в 1-4 классах: как реализовать ФГОС. – М.:Баласс, 2021

Интернет-источники:

  1. chitatelskij-dnevnik.ru

  2. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca9/0001e168-6e7a119e/img1.jpg

Конец формы

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тема: Формирование читательских компетенций младшего школьника системой приемов смыслового чтения на уроках литературного чтения и занятиях внеурочной деятельность. Название мастер класса: Скажи мне так, чтоб я увидел. Цель: передача опыта по формированию читательских компетенций младшего школьника приемами смыслового чтения на основе текста из тетради по ВПР для 4 класса Задачи: - обеспечить развитие умений педагогов использования приемов смыслового чтения, направленные на формирование у обучающихся читательских компетенций. - создать условия для повышения уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса, способствующие эффективности педагогической деятельности по развитию умений направленных на понимание текстов и легкого их запоминания в процессе педагогической деятельности. - содействовать формированию индивидуального стиля личности педагога в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов.
0 ₽