Мастер - класс
Тема: «У игры свои секреты»
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, в процессе активного педагогического общения, посредством использования технологии «Игры с прищепками»
Задачи:
1. Расширить знания педагогов о значении использования игр с прищепками для развития детей;
2. Познакомить и заинтересовать видами дидактических игр с прищепками;
3. Развивать творческие способности педагогов при изготовлении дидактической игрыс прищепками «А что внутри?».
Участники: педагоги МБДОУ
Вывод: Каждая игра дает упражнения полезные для умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Игры с прищепками хорошо подходят для малышей от 2 до 5 лет. Они не только увлекательные и забавные, но и полезные. В таких играх развивается мелкая моторика, что в свою очередь помогает в развитии речи. А происходит это потому, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга располагаются рядышком и влияют друг на друга. Кроме этого, в играх с прищепками развиваются творческие способности и логическое мышление.
Ход мастер – класса.
В нашем быту много интересных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, крышки, пуговки, пластмассовые бутылочки, прищепки…. Ведь именно прищепки, которые мы используем для закрепления белья, могут стать интересными играми для детей. Из деревянных прищепок можно своими руками изготовить замечательные сувениры к любому празднику.
Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала Мария Монтессори, известный итальянский педагог. Но тогда эти предметы занимали незначительное место в ее педагогической системе.
В настоящее время промышленность выпускает самые разнообразные прищепки, различающиеся величиной, материалом, широкой цветовой гаммой. Например, нажимая на длинные кончики прищепки так, чтобы она с другой стороны раскрылась, будет похоже, как будто кто-то открывает рот. Стоит для этого взять зеленую прищепку, и сразу становится понятно, что это «настоящий крокодил». А потом можно прицепить крокодила к желтому кружочку. И, сразу вспоминаются строки К.Чуковского: "Горе! Горе! Крокодил Солнце в небе проглотил!"
А ещё можно прицепить прищепкик разноцветным кружкам и получатся самые разные цветы: васильки, подсолнухи, семицветики и т. д., и, конечно же, солнышко с желтыми лучиками. Вот так, незаметно для ребенка, а главное, увлекательно, происходит развитие конструктивного мышления. Играя с ребенком, нужно не забывать сопровождать все свои действия речью. Можно придумывать самые разные истории и рассказать их вместе с ребенком.
Сюжеты игр с прищепками могут быть самыми разнообразными. Ребенок должен иметь возможность творить - «рисовать» картину из составленных с помощью прищепок картинок.
Прищепки могут помочь ребенку научиться определять цвета. Ведь среди огромного разнообразия прищепок можно предложить отыскать только красные, только зеленые либо только синие прищепки и т. д. Игры с прищепками могут помочь и в формировании количественных представлений ребенка. Попросите ребенка дать вам одну прищепку, две, три. Пусть он пересчитает их в пределах знакомого ему множества. В более старшем возрасте с помощью прищепок можно научить ребенка решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание, количественные отношения с использованием слов «больше на», «меньше на». Можно использовать прищепки, формируя у ребенка понятие о цифре приёмом соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. Например, предложить ребенку прикрепить на полоску такое количество прищепок, которое соответствует названной (или нарисованной) цифре. Игры с прищепками прекрасно подходят для развития пространственных представлений детей.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику рук. Особенно они полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно, неловко. Игры с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при щипковом хвате мышечный тонус. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, обе руки, переходить от простого к сложному. Развивая движения пальцев рук, мы тем самым способствуем развитию интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка, становлению его речи.
Итак, при выполнении игровых упражнений с прищепкамирешается несколько задач:
- развитие мелкой моторики рук,
- формирование и развитие соответствующих заданию математических представлений (восприятия цвета, формы, величины, количественных и пространственных отношений);
- развитие чувства ритма;
- развитие конструктивного мышления;
- формирование положительного настроя на совместную с взрослым работу.
Дидактическая игра «“Цветной круг”»
Цель: закрепление название цвета, соотнесение картинок на прищепках к цветовому спектру.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Цель: формировать знания об окружающем мире; развивать логику, мышление, воображение, память, мелкую моторику пальцев рук, речь.
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: название профессии и соотнесение атрибутов к данной профессии
Дидактическая игра «Времена года»
Цель: закрепить знание признаков времён года.
Задачи: развивать мышление, внимание, связную речь, мелкую моторику, память.
Дидактическая игра «Весёлый счёт с прищепками»
Цель: способствует развитию координации и силы пальцев рук; знакомит с цифрами, делая упор на зрительную память.
Дидактическая игра с прищепками «Ассоциации»
Цель: Закрепление названия геометрических фигур, подбор подходящих картинок к соответствующим фигурам
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Игра по обучению грамоте дошкольников “Определи, какой звук?” (гласный, согласный: мягкий или твердый), (картинки на липучке, можно менять)
Ход изготовления игрушки «А что внутри?»
Материалы и инструменты: цветной картон, клей, ножницы, прищепки, шаблоны.
Выстригаем по шаблонам детали.
Подготавливаем верхний слой (объяснение по шаблону «Дерево»).
Взять части кроны, соединить, но не накладывать друг на друга, лучше оставить небольшое расстояние (линию разреза).
Наклеить на крону ствол,
На ствол – дупло.
Когда работа немного подсохнет, перевернуть и разрезать дерево по линии разреза на кроне.
Дерево готово. А белочке прорисовываем контур, нос и глаз.
Приклеиваем дерево на прищепку, сначала нижнюю часть кроны, через некоторое время верхнюю.
Приклеиваем белочку, на нижнюю часть прищепки, слегка отогнув ее фигурку от прищепки, что бы она не зацеплялась при открывании.
Игрушка готова (Аналогично выполняются и остальные поделки).
Созданные в данном мастер-классе дидактические игры направлены на развитие мелкой моторики рук у младших и старших дошкольников, координацию движений обеих рук, зрительного восприятия, внимания, закрепления цветов, геометрических фигур, соотнесения цифры с количеством. Так же данные игры помогут воспитать у ребенка усидчивость и терпение.
В заключении, хочу сказать, что игры с прищепками вполне могут занять почётное место на полке среди других игрушек. Они вызывают у детей большой интерес и способствуют обогащению их бытового и практического опыта. Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. Чем больше малыш ощупывает предметы (желательно различной формы и фактуры, тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью. Главная цель использования прищепок в игре - это развитие тонких движений пальчиков, что благотворно влияет на речевую зону мозга. Играйтесь с детьми! Развивайте их! Демонстрируйте им всё, что только Вы можете! Исключительно в этом случае можно все полноценно развить малыша! Фантазируйте вместе с ребенком, и вы получите не меньше удовольствия от игр, чем ваш малыш!