«Приемы устного счета на уроках математики с применением современных образовательных технологий».
Мастер-класс
(СЛАЙД 1)
Цель:
-показать на примерах разнообразие заданий для устного счета.
Задачи:
- показать разнообразие упражнений для устного счета исходя из формы его восприятия;
- рассказать об условиях продуктивного использования данной формы работы на уроках математики для достижения хороших результатов учащихся в быстром и правильном счете.
В формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации велико значение такого этапа урока математики, как устный счет. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока. Они должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер. Создание определенной системы подобных упражнений дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.
Устный счет на уроках математики имеет следующие задачи:
- Воспроизводство и корректировка определенных ЗУН учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснений учителя;
- Контроль учителя за состоянием знаний учащихся;
- Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;
(СЛАЙД 2)
Формы восприятия устного счета: беглый слуховой, зрительный, комбинированный.
Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память. (СЛАЙД 3)
Устные вычисления на нахождение суммы, разности и т.д. с регулярно изменяемой формулировкой задания
Правила геометрии. Единицы измерения.
Разностное сравнение чисел.
Умение ориентироваться в числовом ряду. Разряды чисел.
Задачи «с подвохом».
Устный счет и физпауза.
(СЛАЙД 4)
Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание.
Магические квадраты.
Игра «Цепочка».
Задачи в стихах, оформленные в виде презентации.
“Ромашка”.
Таблицы компонентов действий.
Преобразование единиц измерения.
Задания на выявление закономерности, сопоставление, поиск правильного варианта ответа.
Рабочие листы.
3)Комбинированный.
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
(СЛАЙД 5)
Отгадайте загадку:
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
- Потяни за шею и реши пример.
2) Голубой лист. Обведи подходящий пример, чтобы с ответом, написанным в шапке, получилось верное равенство.
3) Желтый лист. Завершите эти стены шестиугольников. Каждое число получается прибавлением 2 чисел ниже.
4) Зеленый лист. «Попади в цель». На столах 1 и 3 ряда лежат выражения, а 2 - значение выражения. Участник с 1 ряда выходит к доске с выражением, участник 2 ряда должен взять правильный ответ и встать рядом. Ученик с 3 ряда находит у себя соответствующее выражение и встает тоже рядом.
5)Розовый лист. Ребята, у вас на столах карточки. Необходимо прочитать выражение и назвать результат.
6) Таблица умножения в песне (СЛАЙД 6)
Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение знаниями, формирование умений самостоятельно использовать полученные знания для усвоения новой информации.
Для достижения хороших результатов необходимо учитывать ряд условий, позволяющих научить детей считать быстро и правильно.
Во–первых, это регулярность проведения подобных занятий. Ежедневно в течение 5 – 10 минут учащиеся должны выполнять задания, требующие устных вычислений.
Во-вторых, подбор заданий должен быть разнообразным по содержанию материала, форме его подачи. Помним, что однообразие убивает интерес и приносит скуку.
И, наконец, стоит отметить, что при подборе заданий необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, уровень сложности заданий должен соответствовать уровню развития учеников на данный момент обучения.
Правильно организованный устный счет играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.
Для упрощения вычислений числа 7,8,9 сначала надо округлять до 10, а затем вычитать прибавку. К примеру, чтобы прибавить 9 к двузначному числу, надо сначала прибавить 10, а затем вычесть 1 и т.д.
Примеры:
56+7=56+10-3=63
47+8=47+10-2=55
73+9=73+10-1=82
Если последняя цифра двузначного числа больше пяти, округляем его в сторону увеличения. Выполняем сложение, из полученной суммы отнимаем «добавку».
Примеры:
54+39=54+40-1=93
26+38=26+40-2=64
Если последняя цифра двузначного числа меньше пяти, то складываем по разрядам: сначала прибавляем десятки, затем - единицы.
Пример:
57+32=57+30+2=89
Если слагаемые поменять местами, то сначала можно округлить число 57 до 60, а потом вычесть из общей суммы 3:
32+57=32+60-3=89
Умножение на 11
Вот хитрый прием быстрого устного счета, который поможет умножить любое двузначное число на 11 с феноменальной скоростью.
Чтобы умножить двузначное число на 11, две цифры числа складываем друг с другом, и получившуюся сумму вписываем между цифрами исходного числа. Получившееся в итоге трехзначное число - результат умножения исходного числа на 11.
Проверим и умножим 54 на 11.
5+4=9
54*11=594
Возьмите любое двузначное число, умножьте его на 11 и убедитесь сами - эта хитрость работает!
Умножение на 9
Способ заключается в использовании числа, которое при умножении на 9 даёт результат, из двух цифр. Первая является предыдущей умножаемого числа, а вторая берется путем подсчета: из 10 вычесть умножаемое число.
Например, 9 * 2 = 18, 9 * 3 = 27 и так далее.
Держите мозг в тонусе. Счёт в уме помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения.
Заботитесь о своём психическом здоровье. Исследования показывают, что при устном счёте задействованы участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность. Чем активнее работают эти зоны, тем меньше риск неврозов и чёрной тоски.
"Счет и вычисления - основа порядка в голове" Иоганн Генрих Песталоцци
Используемая литература
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г.
Зимовец К.А., Пащенко В.А. Интересные приемы устных вычислений. // Начальная школа. 1990 г.
Волошина М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа. 1992 г.
Зимина С.В. Как развивается интерес к математике? // Начальная школа. // 1999 г.
Иванова Т. Устный счёт. // Начальная школа. 1999 г.
Интернет ресурсы.
Коваленко В.П. Дидактические игры на уроках математики.
Куличкова О.П., Уланова К. Формирование вычислительных навыков в процессе игры. // Начальная школа. 2000 г.
Узорова О.В. Устный счёт и математические диктанты для начальной школы. // Просвещение 2001г.
https://zaochnik.ru/blog/kak-bystro-schitat-v-ume-priemy-ustnogo-scheta-bolshix-chisel/
https://zaochnik.ru/blog/kak-bystro-schitat-v-ume-priemy-ustnogo-scheta-bolshix-chisel/
https://website-ok.ru/kak-nauchit-rebyonka-bystro-umnozhat-na-9-skolko-sposobov-suschestvuet-sekrety-bystrogo-umnozheniya