Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мастер-класс «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

В мастер-классе«ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» показаны методы и приемы работы при анализе русской народной сказки на уроке родной литературы в начальной школе.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Мастер-класс

Тема «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Цель: познакомить с приёмами работы с русской народной сказкой на уроках родной литературы в начальной школе

ЗАДАЧИ:

1.раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы над сказкой;

2. показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.

Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство –

Страна сказок, чудес и волшебства. Деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть да и себя показать. И в сказке побывать

(слайд1 тема мастер-класса) Добрый день, уважаемые коллеги! Я, учитель начальных классов Гирьянской школы Беловского района Плешакова Инна Михайловна, не случайно начала наш разговор о сказке.Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. Народная сказка играет важную роль в формировании представлений о семейных ценностях у детей. Она является не только источником развлечения, но и мощным инструментом воспитания и обучения

И сегодня в ходе своего мастер-класса(слайд 2) я покажу вам несколько приемов работы над сказкой на уроках родной литературы, способствующих приобщению младших школьников к истокам народной культуры.

Мой выбор пал на жанр русского фольклора – сказку- неспроста.

(слайд 3)Щедрая беловская земля подарила много талантливых людей, среди них сказительница Дарья Васильевна Струкова, которая жила в селе Бобрава Беловского района. Сказки её были записаны в 1980 году студентами Курского педагогического университета(слайд 4) под руководством фольклориста, доктора филологических наук Ю.И. Юдина. Сказки удалось издать только после его смерти. Читая их , любуешься красотой курского слова, чувствуешь поэзию фольклорного текста. Юрий Иванович записывал народные сказки для потомков, благодаря ему мы имеем возможность сравнивать курские варианты с общеизвестными.

И сегодня мы отправимся путешествовать по знакомой всем вам сказке, в которой небо синее, птицы грозные, яблонька да речка да и чудо- печка. Эта сказка называется?

Её вы читали в обработке А. Афанасьева, А. Толстого. Подобная сказка есть и в сборнике «Бобравские сказки». (слайд 5 )

Глаза закрываем, немного помечтаем. Тихонько повернемся. В сказку перенесемся. (Театральная постановка «Гуси-лебеди»)

(слайд 6) Приемы работы над сказкой «Гуси – лебеди»:

Ветерок – озорник рассыпал части нашей сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак. (работа с картинками) .

Прием «Восстановление последовательности событий» (Работа в парах)

Антиципация текста.Работа проводится с текстом до чтения. Данный этап – качественно новый уровень работы с текстом, на котором ученик превращается в своеобразного соавтора. Это помогает школьнику не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.

Вот мы и попали с вами в сказку. (Зачитывается два первых предложения)

Заметили ли вы отличие данной сказки от ранее услышанной или прочитанной вами сказки «Гуси-лебеди»?

(слайд7)Игра «Лингвистическая экспертиза» В сказке с главными героями произошло много приключений. Следователи хотят разобраться в этом. Они обратились к нам за помощью. У них скопилось несколько документов, в которых есть предложения, смысл которых им не совсем понятен, да и данные, кто предоставил эти документы, тоже потерялись. Наша задача как экспертов, опираясь на диалектный словарь, записать эти предложения в соответствии с нормами литературного языка.

Этот прием применяется с целью организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

(слайд 8) Приём «Паспорт литературного героя»

Служит для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики героя.

Опишите образ девочки Настечки по плану:

(Девочка Настечка ) – групповая работа

Имя – Настечка

Создатель – народ

Прописка – «Гуси – Лебеди»

Внешний вид –

Личностные качества –

Время работы в группах закончилось. Я прошу прочитать, что вы подготовили.

Наше путешествие продолжается. И на пути у нас Матушка-печка.

Смотрите, а у печки-то пирожки уже готовы, не простые они – волшебные. На каждом пирожке написаны слова. Вам нужно придумать фразу, начиная со слова, которое записано перед вами на грани кубика, и выполнить задание.

  • Предложи (свой вариант названия сказки)

  • Назови ( героев сказки)

  • Придумай (другой ход событий)

  • Почему ( герой поступил так)

  • Объясни (почему такой конец сказки)

  • Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).

(слайд 9) Приём «Кубик Блума» помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Он способствует быстрому запоминанию любых текстов, используется после прочтения текста.

Специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни». Человек бросает кубик и выполняет действие, написанное на выпавшей грани.

Молодцы, вы и с этим заданием справились. Ой, смотрите что это? Перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Это слово многозначное. Оно относится не только к птицам. Пером в далекие времена записывали сказители свои сказки, а в наше время в среде журналистики есть выражение «Проба пера».

(слайд 10) Прием «Интервьюирование»

Давайте поиграем с вами в игру "Журналисты". Для этого мы разделимся на 2 группы: журналисты и герои сказки. Группа журналистов представляется, как это делают журналисты, и задаёт нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Герои отвечают на них.

Примерные вопросы к игре "Журналисты":

Здравствуйте! Я, …., из журнала " Лукоморье", хочу обратиться с вопросом к Настечке: Родители давали тебе наказ глядеть за Ивашечкой, чтобы гуси-лебеди не унесли?" Почему ты оставила его без присмотра? Заранее благодарен.

Ответ: Загулялась, заигралась, забыла о наказе родителей.

Здравствуйте! Меня зовут ……, я из программы "В гостях у сказки", у меня созрел вопрос к многоуважаемому ежику :Скажите, пожалуйста, почему вы решили помочь Настечке? Спасибо

Ответ: Я причинил девочке боль, когда она укололась о мои иголки. Мне очень хотелось ей помочь.

Этот прием применяется с целью развития всех основных видов коммуникативных действий:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка

(слайд 11) Прием «Соотнесение пословиц – «орешков»с их «ядрышками»- мыслями

Матушка-яблонька, как называет ее в своей сказке Дарья Струкова, тоже приготовила для вас свое задание.

Выберите пословицы, соответствующие главной мысли сказки. Соедините «орешки» с «ядрышками» пословиц

«Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую в пословице. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысльОна не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. Этот прием используетсядля овладения умением выделять главную мысль текста.

(слайд12) Рефлексия

В сказке нам встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.

- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. - У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что мастер-класс прошел для вас интересно, с пользой – поднимите красное яблоко.

- Если есть какие-то вопросы по мастер-классу, - желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

Я  благодарю вас за работу и поддержку. Надеюсь, представленный мною опыт пригодится.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В мастер-классе«ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» показаны методы и приемы работы при анализе русской народной сказки на уроке родной литературы в начальной школе.
0 ₽