Мастер-класс
Тема «ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ АНАЛИЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ НА УРОКАХ РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»
Цель: познакомить с приёмами работы с русской народной сказкой на уроках родной литературы в начальной школе
ЗАДАЧИ:
1.раскрыть содержание мастер-класса через знакомство с приёмами работы над сказкой;
2. показать практическую значимость использования данных приёмов работы, убедить педагогов в целесообразности их использования на уроках.
Далеко – далеко раскинулось царство, необъятное государство –
Страна сказок, чудес и волшебства. Деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть да и себя показать. И в сказке побывать
(слайд1 тема мастер-класса) Добрый день, уважаемые коллеги! Я, учитель начальных классов Гирьянской школы Беловского района Плешакова Инна Михайловна, не случайно начала наш разговор о сказке.Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. Народная сказка играет важную роль в формировании представлений о семейных ценностях у детей. Она является не только источником развлечения, но и мощным инструментом воспитания и обучения
И сегодня в ходе своего мастер-класса(слайд 2) я покажу вам несколько приемов работы над сказкой на уроках родной литературы, способствующих приобщению младших школьников к истокам народной культуры.
Мой выбор пал на жанр русского фольклора – сказку- неспроста.
(слайд 3)Щедрая беловская земля подарила много талантливых людей, среди них сказительница Дарья Васильевна Струкова, которая жила в селе Бобрава Беловского района. Сказки её были записаны в 1980 году студентами Курского педагогического университета(слайд 4) под руководством фольклориста, доктора филологических наук Ю.И. Юдина. Сказки удалось издать только после его смерти. Читая их , любуешься красотой курского слова, чувствуешь поэзию фольклорного текста. Юрий Иванович записывал народные сказки для потомков, благодаря ему мы имеем возможность сравнивать курские варианты с общеизвестными.
И сегодня мы отправимся путешествовать по знакомой всем вам сказке, в которой небо синее, птицы грозные, яблонька да речка да и чудо- печка. Эта сказка называется?
Её вы читали в обработке А. Афанасьева, А. Толстого. Подобная сказка есть и в сборнике «Бобравские сказки». (слайд 5 )
Глаза закрываем, немного помечтаем. Тихонько повернемся. В сказку перенесемся. (Театральная постановка «Гуси-лебеди»)
(слайд 6) Приемы работы над сказкой «Гуси – лебеди»:
Ветерок – озорник рассыпал части нашей сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак. (работа с картинками) .
Прием «Восстановление последовательности событий» (Работа в парах)
Антиципация текста.Работа проводится с текстом до чтения. Данный этап – качественно новый уровень работы с текстом, на котором ученик превращается в своеобразного соавтора. Это помогает школьнику не терять ход событий, сравнивая свои предположения с авторским изложением.
Вот мы и попали с вами в сказку. (Зачитывается два первых предложения)
Заметили ли вы отличие данной сказки от ранее услышанной или прочитанной вами сказки «Гуси-лебеди»?
(слайд7)–Игра «Лингвистическая экспертиза» В сказке с главными героями произошло много приключений. Следователи хотят разобраться в этом. Они обратились к нам за помощью. У них скопилось несколько документов, в которых есть предложения, смысл которых им не совсем понятен, да и данные, кто предоставил эти документы, тоже потерялись. Наша задача как экспертов, опираясь на диалектный словарь, записать эти предложения в соответствии с нормами литературного языка.
Этот прием применяется с целью организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.
(слайд 8) Приём «Паспорт литературного героя»
Служит для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики героя.
Опишите образ девочки Настечки по плану:
(Девочка Настечка ) – групповая работа
Имя – Настечка
Создатель – народ
Прописка – «Гуси – Лебеди»
Внешний вид –
Личностные качества –
Время работы в группах закончилось. Я прошу прочитать, что вы подготовили.
Наше путешествие продолжается. И на пути у нас Матушка-печка.
Смотрите, а у печки-то пирожки уже готовы, не простые они – волшебные. На каждом пирожке написаны слова. Вам нужно придумать фразу, начиная со слова, которое записано перед вами на грани кубика, и выполнить задание.
Предложи (свой вариант названия сказки)
Назови ( героев сказки)
Придумай (другой ход событий)
Почему ( герой поступил так)
Объясни (почему такой конец сказки)
Поделись (своими мыслями и переживаниями от прочитанной сказки).
(слайд 9) Приём «Кубик Блума» помогает не только запомнить, но и проанализировать, прочувствовать и понять материал. Он способствует быстрому запоминанию любых текстов, используется после прочтения текста.
Специальный кубик, на гранях которого написаны действия: «Почему», «Придумай», «Поделись», «Назови», «Предложи», «Объясни». Человек бросает кубик и выполняет действие, написанное на выпавшей грани.
Молодцы, вы и с этим заданием справились. Ой, смотрите что это? Перышко. Это гуси-лебеди пролетали, перо-то и потеряли. Это слово многозначное. Оно относится не только к птицам. Пером в далекие времена записывали сказители свои сказки, а в наше время в среде журналистики есть выражение «Проба пера».
(слайд 10) Прием «Интервьюирование»
Давайте поиграем с вами в игру "Журналисты". Для этого мы разделимся на 2 группы: журналисты и герои сказки. Группа журналистов представляется, как это делают журналисты, и задаёт нашим героям вопросы, какие вас интересуют по данной сказке. Герои отвечают на них.
Примерные вопросы к игре "Журналисты":
Здравствуйте! Я, …., из журнала " Лукоморье", хочу обратиться с вопросом к Настечке: Родители давали тебе наказ глядеть за Ивашечкой, чтобы гуси-лебеди не унесли?" Почему ты оставила его без присмотра? Заранее благодарен.
Ответ: Загулялась, заигралась, забыла о наказе родителей.
Здравствуйте! Меня зовут ……, я из программы "В гостях у сказки", у меня созрел вопрос к многоуважаемому ежику :Скажите, пожалуйста, почему вы решили помочь Настечке? Спасибо
Ответ: Я причинил девочке боль, когда она укололась о мои иголки. Мне очень хотелось ей помочь.
Этот прием применяется с целью развития всех основных видов коммуникативных действий:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка
(слайд 11) Прием «Соотнесение пословиц – «орешков»с их «ядрышками»- мыслями
Матушка-яблонька, как называет ее в своей сказке Дарья Струкова, тоже приготовила для вас свое задание.
Выберите пословицы, соответствующие главной мысли сказки. Соедините «орешки» с «ядрышками» пословиц
«Скорлупка» – это то, о чем говорится напрямую в пословице. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль. Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую мысль, нужно поразмышлять. Этот прием используетсядля овладения умением выделять главную мысль текста.
(слайд12) Рефлексия
В сказке нам встретилась яблонька с её наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька.
- Но она почему-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. - У каждого из вас есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).
- Если вы считаете, что мастер-класс прошел для вас интересно, с пользой – поднимите красное яблоко.
- Если есть какие-то вопросы по мастер-классу, - желтое.
- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.
Я благодарю вас за работу и поддержку. Надеюсь, представленный мною опыт пригодится.