Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другие
  3. «Матрешка – душа и образ России»

«Матрешка – душа и образ России»

матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешки приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах и квартирах семей других стран мира. Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой.

Вид сценария

Другие

Категория

Другие
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Занятие по внеурочной деятельности:

«Матрешка – душа и образ России»

Цель: расширить знания учащихся о русской матрешке, познакомить с видами народного декоративно-прикладного искусства; воспитывать чувство гордости за наш народ - умельцев и мастеров.

Задачи:

Предметные:

- выполнить роспись матрёшки,

- углубить познания в области народного искусства.

Метапредметные:

- осуществлять анализ объектов;

- формировать эстетическое отношение к окружающему миру

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

Личностные:

- развивать потребность в творчестве;

- развивать чувство прекрасного и эстетического;

- учиться составлять план выполнения творческой  задачи;

- учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе.

-развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, творческие способности детей,

- воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.

Формы работы учащихся: творческая работа, работа в парах, работа в группе, работа с электронными ресурсами, выполнение индивидуальных заданий, взаимопроверка, самопроверка.

Необходимое техническое оборудование:

для учителя: выставка матрешек.

Иинформационное оборудование: компьютер, телевизор, презентация по теме.

для учащихся:

простые карандаши, ластик, ножницы, салфетки, кисти, гуашь, палитра, деревянная основа для матрёшки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(Учащиеся делятся на группы и рассаживаются по местам, на столах размещены наглядно демонстрационные материалы, проверка инструментов и принадлежностей.)

Учитель: Прозвенел и смолк звонок.

Собрались все на урок,

Что-то новое узнать,

Громко, чётко отвечать

И друг другу помогать.

Значит, нам сегодня нужно

Поработать вместе, дружно!

Поприветствуйте гостей.

Ну-ка, улыбнись скорей!

А друг другу серьёзно, без смеха

Пожелайте удачи, успеха! (дети пожимают друг другу руки).

Садитесь.

  1. Мотивация занятия

Учитель: Сегодня на нашем занятии нас ждёт встреча с игрушкой. Игрушка эта не простая: она известна по всему миру. Правда, перевод слова – названия этой игрушки, нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все. Например, в Германии её называют по-разному: "Бабушки", "Мамочки" или даже "Тетя Оля". А какая это игрушка мы узнаем, когда отгадаем загадку. Танец «Матрешки»

А вот на Руси про эту игрушку придумали множество загадок. Отгадаем одну:

Так похожи друг на дружку

Деревянные подружки.

Много их или немножко,

Но зовут их всех… (МАТРЁШКИ)

Так о чём же мы будем говорить на нашем занятии? (о матрёшке)

Как вы думаете, что мы сегодня о ней узнаем? (какие бывают матрешки, кто первый смастерил игрушку,)

Сегодня вы будете внимательными слушателями, а также мастерами и художниками. Вы будете самостоятельно создавать свою яркую и красочную матрёшку. Сможете в своих классах устроить выставку матрёшек – игрушек и подарить своим родным.

А сейчас давайте рассмотрим матрёшки и ее сборка.

- Посмотрите, какая замечательная наша матрёшка.

Она разборная. раскрывается пополам. Сниму верхнюю половинку, а там, внутри, вторая матрешка. Она тоже раскрывается. А в ней третья матрешка, и она раскрывается. Достаём ещё одну матрёшку, смотрим, а в ней и ёще одна. Посчитайте, сколько всего матрёшек?

Все вместе они как большая игрушечная семья, в которой есть мама и дочки. Крестьянские семьи на Руси были большими, детей было много, жили дружно, помогая друг другу. Матрешка считается - не просто игрушка, но еще и символ такой дружной, крепкой семьи.

- Сейчас я предлагаю вам собрать эту матрёшку самостоятельно.

Я приглашаю это сделать …. С какой матрёшки начнёте? (дети собирают игрушку)

- Молодцы, ребята, правильно собрали.

Учитель:  Ребята, героиней сегодняшнего занятия не случайно стала матрешка. Матрешка – уникальная русская игрушка, которая, наряду с русской березкой и русским самоваром стала символом России.

Просмотр презентации о матрешках

Своим происхождением она обязана старому японскому мудрецу. Этот дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство их пяти фигурок, вставленных одна в другую. Изображал он Фукуруму – божество счастья и долголетия, а пять фигурок внутри – пятерых божеств рангом ниже.

Однажды эту традиционную японскую игрушку увидел русский художник Сергей Малютин. Он тут же взял бумагу и набросал русский вариант забавной фигурки.

токарь Василий Звёздочкин выточил для неё форму, а Малютин расписал её. Он переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щеки яркий румянец. Вот так и родилась эта "весёлая жизнерадостная девочка”. Кукла получилась на удивление русской. Так и хотелось назвать ее русским именем.

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может, на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрешкою назвал.

Учитель: Кто знает как рождается матрешка?

Учитель: В разных селах и городах стали делать матрешек. У нас на выставке продемонстрированы матрёшки разных видов.

Сообщение ученика

Самая яркая и красивая матрешка – из Семенова. Самое главное - роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем - он больше лица, он почти в рост игрушки. В основном, художники используют три цвета - красный, синий и желтый.

Загорская матрешка. В росписи используются три – четыре цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий. Две пряди волос прячутся под платок. Платок у загорской матрешки завязан узлом.

Полховская матрешка. В росписи полховских матрешек используются малиново-красный, зеленый и черный цвета по предварительно нанесенному тушью контуру..

Овал лица с кудряшками волос, как и брови, глаза, нос, даже рот, намечаются черной тушью.

У матрешек нет платка с завязанными концами, он ниспадает с головы, нет сарафана и фартука.

Вверху в овале лицо, а все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре.

Вятская матрешка - голубоглазая девушка-северянка с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько оно мило и приветливо.

Учитель: В Европе матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре.Матрешки приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах и квартирах семей других стран мира.

Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой.

Физкультминутка «Русская матрешка»- движения под музыку

Пальчиковая гимнастика

  1. Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

  1. Мы – матрёшки, все мы крошки,

У нас новые сапожки.

Мы - матрёшки, все мы крошки,

Ах, устали наши ножки.

Мы – матрёшки, все мы крошки,

Всем поклонятся матрёшки!

  1. Практическая работа. роспись матрёшки

Учитель: Ребята, а хотелось бы вам создать свою матрёшку? Как будет называться такая матрёшка? Правильно авторская, потому что мы сами придумаем как ее расписать, расписывать мы её в собственном стиле. Перечислим, какие принадлежности нам понадобятся.

(гуашь, кисти, ватные палочки, зубочистки для проривовывать мелкие детали, палитра, деревянная основа для матрёшки)

  1. Рефлексия.

Учитель: Наши работы готовы и перед тем как мы их продемонстрируем, посмотрим, кто был самым внимательным! Ответьте на следующие вопросы.

  1. От какого слова произошло название матрёшки? (от имени Матрёна, Маша)

  2. Из какого материала делают игрушку? (из молодой липы или берёзы)

  1. На какие группы делят матрёшек по видам росписи? (вятская, семеновская, полховская, загородская, авторская)

  1. Выставка работ учащихся.

Учитель: А теперь ребята давайте покажем нашим гостям матрёшки, которые у нас получились. Вот какие замечательные матрёшки у нас получились. Давайте мы оценим наши работы. (Все они очень разные, не похожие друг на друга. У каждой свой характер, своя техника выполнения).

Вы можете дать имя своей матрёшке Танюша Катюша и т.д.

А теперь посмотрим на доску и продолжим предложения.

Я узнал…

Я научился…

Я похвалю себя за…

Я порадовался за…

Учитель: Какой же вывод мы сделаем о матрёшке? 

(Матрёшка- это деревянная игрушка с большой историей.

Каждая по- своему хороша. Все матрёшки являются душой и символом нашей Родины – России)

  1. Подведение итогов

Учитель: Суть русской матрешки – дружба и любовь. Как посланница этих добрых чувств она приходит в дом, излучая истинную русскую красу, дарит всем радость, напоминает о широте и размахе русской души.

Матрёшка – символ доброты, дружбы и любви. Пожелание счастья и благополучия. Как посланница этих добрых чувств она приходит в ваш дом.

- Спасибо всем за работу, и широту русской души – за сувениры, сделанные своими руками!

На этом наше занятие подошло к концу.

Вы сегодня прекрасно поработали. Молодцы

Учитель филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Московская «НОШ д. Верхняя Тимофеевская» Афанасьевского района Кировской области Бузмакова В.А

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешки приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах и квартирах семей других стран мира. Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой.
0 ₽