МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ
В настоящее время стало активно развиваться медиаобразование как:
-социально-педагогическая технология повышения качества основного и
дополнительного образования детей
- новый объект педагогики
Данные проведенных исследований позволяют определить специфический ценностно-
целевой и содержательный потенциал медиаобразования, который заключается в
индивидуальном добровольном освоении человеком современных средств массовой
информации с целью самоопределения, социальной ориентации в окружающем социуме,
его ценностях, проблемах (социальная адаптация, социальное, общественное
воспитание, гражданское), культурного развития человека-индивидуальности.
Основные задачи медиаобразования: подготовка нового поколения к жизни в
современных информационных условиях; овладение новыми способами общения на основе
невербальных форм коммуникации с помощью технических средств; придать
традиционному «школьному образованию» новый импульс совершенствования,
инновационность, подвижность, диалогичность процессу обучения, перестроить
педагогическое мышление учителя.
В настоящее время медиаобразование cтановится инновационным ценностным блоком
образования, позволяющим эффективно и качественно реализовывать основной и
специфический потенциал конкретной образовательной организации и создавать
личностно-ориентированное пространство образования и самообразования
обучающегося и педагогического работника.
Как инновационный блок системы образования оно требует научно-методического
обеспечения эффективной и результативной реализации его потенциала.
Научно-методическое обеспечение представляет собой часть процесса информатизации
общества, который можно рассматривать как один из определяющих факторов его
развития; как динамичное научное обеспечение, включающее: массовое освоение новых
информационных технологий, развертывание исследовательских работ по их
педагогическому внедрению, активное усвоение и фрагментарное введение средств НИТ,
на их основе – новых методов и организационных форм воспитательной и учебной
деятельности учреждения.
Научно-методическое обеспечение медиаобразования – инновационный блок
педагогического управления образовательной деятельностью учреждения.
Приоритетность научно-методического информационного обеспечения
медиаобразования обусловлена возрастанием роли и значения образования как
важнейшего фактора развития общества, государства и человека.
Разработка системы научно-методического обеспечения инновационного
медиаобразования является значимой социально-педагогической проблемой,
актуальность которой обоснована возрастанием роли медиаобразования:
- в становлении новой системы открытого, непрерывного образования как ее
инновационного ценностного блока;
– как действенного средства и стимула самообразования, личностного роста человека;
– как специфического образования, аккумулирующего, интегрирующего современные
запросы государства, общества, человека, имеющиеся ресурсы образования;
– в реализации целей и задач общего образования детей, профессионального
(начального, среднего, высшего), дополнительного образования детей и взрослых,
определенных Федеральным законом «Об образовании в РФ» (2012).
Научно-методическое информационное обеспечение – одно из важных направлений
социально-педагогической деятельности и проявляется в информировании широких
слоев российского общества в целом, в создании позитивного воспитательного и
культурного информационного пространства в реальном социуме.
Научно-методическое обеспечение медиаобразования включает: а) отбор и анализ
«массива» информации, применительно к основной образовательной деятельности
конкретной образовательной организации (программному содержанию, технологиям
обучения, воспитания), компетенциям педагогических работников, возрастным группам
обучающихся; б) оперативный поиск инновационной позитивной информации по заказу
образовательного учреждения, его субъектов, окружающего социума; в) подготовку
Разработка системы научно-методического обеспечения инновационного
медиаобразования является значимой социально-педагогической проблемой,
актуальность которой обоснована возрастанием роли медиаобразования
– в реализации целей и задач общего образования детей
Научно-методическое обеспечение медиаобразования включает: а) отбор и анализ
«массива» информации, применительно к основной образовательной деятельности
конкретной образовательной организации (программному содержанию, технологиям
обучения, воспитания), компетенциям педагогических работников, возрастным группам
обучающихся; б) оперативный поиск инновационной позитивной информации по заказу
образовательного учреждения, его субъектов, окружающего социума
Анализ имеющихся научных данных позволяет рассмотреть научно-методическое
обеспечение медиаобразования как комплекс социально-педагогических преобразований,
связанных с насыщением образовательных систем позитивной инновационной
информационной продукцией, внедрением в образовательную деятельность общностей
(взрослых, детских, молодежных) информационной продукции педагогическими
средствами, технологиями, стимулирующими их деятельность и деятельность каждого
члена.
Результат научно-методического обеспечения – создание единого позитивного
культурного информационного медиапространства в образовательной организации
(школе, учреждении дополнительного образования, колледже, вузе) как ценностного
блока открытого образовательного пространства, среды самообразования взрослых и
детей.
«Возможности для образования актуальных
отечественных сервисов дополненной реальности»
СЛАЙД 1
Приложение представляет собой сервис для сопоставления произвольной метке (фрагменту любого печатного
изображения) текстовых графических, аудио и видеообъектов. Такая некая альтернатива QR-code. Но в отличие
от QR-кода или штрих кода, переход к связанным объектам осуществляется путем сканирования камерой
произвольного фрагмента изображения.
СЛАЙД 2
Дополненная реальность представляет собой технологию наложения текстового, графического, аудио-,
видеоконтента на объекты реального мира с целью их информационного дополнения.
Данная технология широко применяется в военной промышленности, рекламной индустрии и сфере
развлечений.
Опыт работы образовательных организаций позволяет говорить о применении данной технологии в
образовательной практике: на уроках, в дополнительном образовании, при организации различных
игровых мероприятий, при организации работы со взрослой аудиторией (педагогов и родителей).
Технологии дополненной реальности могут применяться для модернизации дидактической среды
школы:
1. Модернизация объектов УМК. Использование обособленных оптических и аналоговых визуальных
меток для увеличения когнитивной насыщенности и расширения культурологического контекста
изучаемого объекта. Примеры модернизации объектов различных УМК.
2. Создание дидактических игр. Проектирование и создание дидактических игр как элемент проектной
и исследовательской деятельности. Расширение дидактических возможностей игр за счёт
использования технологий дополненной и виртуальной реальности.
3. Расширение возможностей образовательных пространств
СЛАЙД 3
Образовательные пространства как реальная основа для взаимодействия обучающихся с цифровой
средой. Создание смешанная реальность образовательных пространств средствами дополненной
реальности.
СЛАЙД 4,5,6
Из всего многообразия приложений дополненной реальности мы остановили свой выбор на тех,
которые, во-первых, могут применяться для достижения образовательного эффекта, во-вторых,
являются бесплатными, в-третьих, работают на гаджетах с операционными системами Android и iOS.
В эпоху развития киберспорта в России мы используем ряд спортивных симуляторов на основе
дополненной реальности для обучения детей азам теории игры, моделирования логики поведения на
спортивной площадке, развития координации и моторики игрока. В данном случае важен тот факт, что
в таких играх могут принимать участие дети с ОВЗ.
Более подробно об использовании технологии дополненной реальности в образовательной
деятельности и, в частности, дополнительном образовании вы можете узнать на сайте нашего
учреждения.
СЛАЙД 7,8
Рассмотрим сервис ARVIS более подробно
Приложение загружается в бесплатном доступе. Не нужно знать программирование или владеть
3D моделированием. Сервис требует при использовании постоянного подключения к
интернету.
ARVIS
AR (Augmented Reality) - Дополненная Реальность - технология, которая совмещает 2 мира
- реальный и цифровой.
К реальным объектам «привязывается» цифровой контент: ВИДЕО, АУДИО, 3D, PDF,
GIF, СЛАЙДЫ, КНОПКИ и т.д., которые можно увидеть просто через камеру смартфона.
Браузеры дополненной реальности (AR-браузеры) - это программные приложения,
которые позволяют пользователям просматривать, исследовать и взаимодействовать с
контентом в режиме реального времени. Они работают путем объединения реального мира с
виртуальными объектами.
На российском рынке представлен браузер, разработанный отечественными
производителями - ARVIS.
ARVIS (Augmented Reality Visualisation System) - это инновационная технология, которая
позволяет «превращать» обычные напечатанные изображения, такие как фотографии, рисунки
или чертежи, в уникальные цифровые интерактивные AR интерфейсы, дополняющие
реальность.
С помощью ARVIS пользователи могут легко и быстро трансформировать свои
напечатанные материалы в интерактивные цифровые объекты, которые могут быть
интегрированы в различные приложения и устройства.
Приложение ARVIS, основано на использование аналоговых визуальных меток,
позволяющих «оживлять» изображения.
ARVIS - делает создание дополненной реальности простым и доступным для каждого
человека.
При помощи ARVIS можно создать AR-объекты за 5 минут на самом обычном компьютере
в любом браузере и без всяких QR-кодов. Специальные знания и навыки не нужны.
Простота использования: ARVIS имеет простой и интуитивно понятный интерфейс,
который позволяет пользователям быстро и легко создавать интерактивные AR-объекты без
необходимости знания программирования.
В целом, ARVIS является уникальной и перспективной технологией, которая может
значительно улучшить процесс создания и использования интерактивных AR-интерфейсов.
Используя приложение «ARVIS» нет необходимости устанавливать программу ее на
своем компьютере или мобильном устройстве. Пользователи получают доступ к программе
через интернет-браузер, мобильное приложение или другой интерфейс.
С ARVIS и без QR-кодов возможно:
● Размещать ценный и актуальный цифровой контент на любом изображении.
● Управлять этим контентом, изменять его, добавлять новые элементы или удалять
существующие.
● Организовывать интерактивное взаимодействие с пользователями, предоставлять им
возможность взаимодействовать с размещенной информацией, выполнять определенные
действия, отвечать на вопросы и т.д.
Все это является частью концепции О2О (Online-to-Offline) - объединения и слияния
реального и цифрового миров. Эта концепция позволяет создавать интерактивные и
функциональные интерфейсы и приложения, сочетающие в себе лучшие качества
физического и виртуального мира.
СЛАЙД 9-14
Описание этапов работы
СЛАЙД 15
Дидактические материалы: пазлы, угадай мелодию, интерактивный плакат.
СЛАЙД 16
Описание создания игры Пазлы
СЛАЙД 17
Описание создания игры Угадай мелодию
СЛАЙД 18
Описание создания интерактивного плаката проекта Азбука профессий
СЛАЙД 19