Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Спорт и туризм
  3. методическая разработка "Формирование эмоциональной устойчивости у юных спортсменов"

методическая разработка "Формирование эмоциональной устойчивости у юных спортсменов"

Психология, развивающаяся не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, сенсорная и социальная изоляция, аварийно-спасательные работы и т.д.). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия ответственных соревнований

Предметы

Спорт и туризм

Категория

Спорт и туризм
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МБУ ДО СШ Кашарского района

Формирование эмоциональной устойчивости

у юных спортсменов

Сл.Кашары

Введение

Психология, развивающаяся не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, сенсорная и социальная изоляция, аварийно-спасательные работы и т.д.). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия ответственных соревнований.

Многими авторами (А.Ц.Пуни, П.А. Рудик, О.А.Черникова, Е.Генова, С.М. Оя) доказано, что для достижения хороших результатов на состязаниях спортсмен должен наряду с физической и технической подготовленностью быть хорошо подготовлен и психологически. Из одинаково физически подготовленных спортсменов выигрывает тот, кто более стабилен эмоционально и кто умеет регулировать свое состояние.

Известно, что в период подготовки к ответственным соревнованиям и во время выступления в них спортсмен испытывает влияние большого количества сильных, длительных и неожиданных эмоциогенных раздражителей. Вызываемое ими значительное эмоциональное возбуждение оказывает неодинаковое, а подчас даже противоположное влияние на поведение и деятельность различных людей: в одних случаях оно дезорганизует деятельность, а в других – способствует повышению ее эффективности. Такое своеобразие влияния эмоций на динамические аспекты поведения и деятельности спортсменов обусловливает актуальность проблематики, связанной с эмоциональной устойчивостью.

Актуальность данной проблемы определяется и характером спортивной деятельности, насыщенной сложными эмоциогенными ситуациями.

Каковы же основные особенности современного спорта, определяющие его стрессогенный характер и существенно влияющие на психику спортсмена?

Во-первых, характерной особенностью спорта сегодняшнего дня является бурный рост спортивных результатов. Это проявляется не только в обновлении прежних спортивных достижений, но и в ускорении темпов их роста. Отошли в прошлое те времена, когда мировые рекорды «жили» несколько десятков лет. Стремительный рост результатов, разумеется, предъявляет повышенные требования не только к физической, технической, тактической, волевой подготовленности спортсмена, но и к его психике. Естественно, «цена» результата достаточно велика и вызывает состояние стресса при попытке достичь его.

Во-вторых, крупные соревнования проходят сейчас, как правило, в ожесточенной борьбе равных по силам соперников. Накал спортивной

борьбы настолько велик, что победителей от спортсменов, не занявших призовые места, отделяют лишь ничтожные доли секунды, несколько сантиметров, сотые и даже тысячные доли очка.

В-третьих, современный спорт характеризуется значительным увеличением тренировочных и соревновательных нагрузок. Об этом говорят следующие факты.

15-20 лет назад спортсмены тренировались несколько месяцев в году по 1,5-2 часа и 3-4 раза в неделю. Сейчас – круглый год, по 4-6 часов в день, т.е. 15-18 раз в неделю.

Объем и интенсивность тренировочных нагрузок в отдельных видах спорта возросли по сравнению с прежними соответственно в 2-3 и 4-5 раз. Это привело к увеличению и психических нагрузок на спортсменов в процессе тренировок.

В-четвертых, сегодня ребенок занимается спортом на фоне значительных эмоциональных и психических нагрузок, на фоне напряженной умственной деятельности (усложнение школьных программ). Стремительный темп повседневной жизни, многообразие внешних раздражителей, ведущих к большим сенсорным нагрузкам, не позволяют спортсменам сосредоточиться, вовремя и полноценно отдохнуть после физических и нервных нагрузок, вызывающих состояние стресса.

В-пятых, современный спорт все более становится фактором социализации личности. Особенно ярко проявляются общественные отношения в системе спортивных соревнований, в процессе которых создаются такие социальные ценности, как спортивная победа, престиж определенной общности людей, зрелище, сопереживание. В спортивном состязании каждый из спортсменов, каждая из команд отражает стремление и надежды определенной общности людей, начиная от коллектива, к которому принадлежит спортсмен, и кончая страной. Это, естественно, накладывает на выступление спортсмена отпечаток повышенной ответственности за исход поединка и становится дополнительным источником психического стресса.

Наконец, в современный спорт глубоко проникает наука. Научные исследования позволяют тренерам совершенствовать процесс подготовки спортсменов, помогают добиваться высоких результатов спортсменам, что обостряет конкуренцию, особенно в спорте высших достижений.

Как видно современный спорт – это деятельность преимущественно в условиях ярко выраженного стресса.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на имеющиеся разногласия в уточнении самого понятия эмоциональной устойчивости, большинство исследователей рассматривают ее как свойство психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциогенных условиях.

В различных отраслях психологических наук одни исследователи в качестве предполагаемых детерминант эмоциональной устойчивости отмечают особенности нервной системы (Гуревич К.М., Сиротин О.А.) и психической регуляции деятельности (Жоров П.А., Мильман В.Э.). Другие

же отдают предпочтение собственно эмоциональным особенностям (Алексеев А.В., Ольшанникова А.Е., Черникова О.А., Дашкевич О.В.). Третьи наряду с психологическими факторами, определяющими специфику эмоциональной устойчивости индивида, анализируют условия конкретной ситуации, степень ее экстремальности или эмоциогенности (Генов Ф.О., Зильберман П.Б, Мильман В.Э.).

Если понимать эмоциональную устойчивость как интегративное свойство психики, то нам представляется, что на первых этапах при изучении факторов, ее обусловливающих, можно опираться на сопоставлении результатов деятельности в сложных эмоциогенных условиях с комплексом психофизиологических и психологических данных, выявляемых при этом у человека.

Мы исходим из того, что эмоциональная устойчивость спортсменов разных видов деятельности отличается специфически сочетанием или набором психологических и психофизиологических качеств. Имеются основания полагать, что может быть множество таких сочетаний, в каждом из которых какое-либо качество доминирует. Выявление этих сочетаний дает возможность более эффективно прогнозировать успешность деятельности спортсменов в соревнованиях и формировать их эмоциональную устойчивость.

Настоящая работа призвана дать в руки педагогов, психологов, спортсменов, тренеров такой материал, который поможет им разрешить главную проблему спортивной деятельности детей – формирование эмоциональной устойчивости, устойчивости к стрессогенным факторам.

1. Значение эмоций в деятельности

и поведение спортсменов

Система физического воспитания открывает широкие возможности миллионам людей для занятий спортом, физического совершенства, укрепления здоровья. Спорт несет радость, воспитывает чувство коллективизма, способствует гармоническому развитию личности. Это, если говорить о спорте вообще. А если о спорте высоких достижений, о большом спорте? Всегда ли он приносит радость, всегда ли может спортсмен показать то, на что способен? И от чего это зависит?

Есть множество выдающихся спортсменов, которым присуще хладнокровие, умение настроить себя на победу, преодолеть психологические барьеры. Им свойственна эмоциональная устойчивость. В спортивной борьбе они проявляют огромную силу воли, показывают неисчерпаемые духовные и физические силы. Соревнования для них – праздник.

Однако замечено, что спортсмену не всегда удается проявить мастерство во время соревнований. Иной раз он неожиданно для себя отмечает, что, казалось бы, закрепленные в учебно-тренировочном процессе двигательные навыки в соревновательной борьбе внезапно утрачиваются. Накануне соревнования у него появляется чрезмерная озабоченность, неуверенность в своих силах, навязчивые размышления о ходе предстоящей борьбы, бессонница, потеря аппетита и т.д.

Эмоциональное возбуждение, возникающее в связи с участием в соревнованиях, представляет собой естественную приспособительную реакцию организма, сопровождающуюся активизацией физиологических и психологических функций. При эмоциях резко возбуждается симпатическая нервная система, что способствует мгновенному повышению количества адреналина в крови и других высокоактивных гормонов. Последние значительно повышают давление крови, вызывают учащенное сердцебиение – резко усиливают его работу. Стимулируется деятельность скелетной мускулатуры. Для обеспечения потребления кислорода расширяются бронхи, усиливается газообмен, энергетические процессы в организме.

Спортивные эмоции специалисты разделяют на «+» и «-», «+» - способствуют наилучшему протеканию физической деятельности спортсмена, содействуют оптимальному проявлению высоких спортивных навыков и качеств. К таким эмоциям относятся воодушевление, спортивная злость и другие. Результаты исследования отечественных и зарубежных физиологов и психологов, а также спортивная практика свидетельствуют о том, что некоторые эмоции оказывают на спортсмена и неблагоприятное воздействие. К ним относятся, прежде всего, боязнь поражения и опасения за исход выступления. Они могут «сопровождать» спортсмена на протяжении многих дней. Мысли о различных сторонах соревновательной борьбы приобретают в таких случаях характер навязчивости.

Порой на состояние спортсмена отрицательно влияют и «+» эмоции. Такой вывод, в частности, позволяют сделать анкетные данные, свидетельствующие о нарушении у спортсменов сна даже при успешном для них исходе соревнований.

Вот почему особое значение для участников состязаний имеет саморегулирование эмоционального состояния. Даже в ходе одного соревнования состояние спортсмена меняется, общий подъем может перейти в чрезмерное возбуждение или, наоборот, апатию, что приведет к потере интереса к соревнованию.

У одних неблагоприятное эмоциональное состояние возникает периодически, у других может повторяться на каждом соревновании (в последнем случае отрицательное воздействие эмоций суммируется и нередко приводит к резким, неблагоприятным изменениям в центральной нервной, а также в сердечно-сосудистой системах, а значит, к ухудшению здоровья спортсмена).

Достижение спортсменом поставленной цели связано со многими препятствиями. Это противодействие соперников, неблагоприятные климатические и погодные условия, психофизиологические состояния, например, утомление. Эти препятствия могут быть преодолены с помощью волевых усилий. Однако природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий, генетически более древний,- возникновение эмоций. Эта роль эмоций была понята с самого начала их изучения. Одним из первых на это указал Дьюи: эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствия. Исходя из этого, Дьюи сформулировал «конфликтную» теорию эмоций, поддержанную многими учеными. Однако, прежде чем говорить подробно о регулирующей роли эмоций, дадим определение этого понятия и раскроем его содержание.

В психологии эмоции (от латинского «эмоцео»: волную, потрясаю) определяют как переживание человеком своего личного отношения к окружающей действительности и к самому себе в процессе взаимодействия с окружающей средой и удовлетворения потребностей.

Однако эмоции не сводятся только к внутреннему переживанию. Им сопутствуют и физиологические изменения в организме. Поэтому правомерно рассматривать эмоции как реакцию всей личности на те ситуации, к которым она не может адаптироваться.

В зависимости от трудностей и препятствий, которые спортсмен встречает на пути достижения цели, а также его психологических особенностей возникают различные эмоции. Эмоции принято характеризовать по трем параметрам: 1) положительные и отрицательные, с наличием оттенков удовольствия или неудовольствия; 2) по степени возбуждения или успокоения; 3) напряжения или разрешения от напряжения.

Удовольствие или неудовольствие выражает положительное или отрицательное личное отношение человека к окружающей среде, своим поступкам, достижениям. П.В. Симонов выдвинул оригинальную теорию,

названную им «информационной», в которой возникновение положительных или отрицательных эмоций связывается с недостатком или избытком информации при преодолении возникающих препятствий. Под информацией понимается наличие каких-то сведений, влияющих на вероятность достижения цели. Например, спортсмен, претендующий на победу в соревновании, может обрадоваться, если узнает, что его соперник выполнил попытку неудачно, - вероятность достижения цели (победы) увеличилась. Тот же спортсмен, поучив сведения о высоком результате соперника, будет расстроен: вероятность его победы уменьшилась. По мнению П.В. Симонова, эмоциональное состояние спортсмена зависит от недостатка или избыточности информации. Если информация для достижения цели недостаточна (спортсмен не знает, каким путем в изменившейся ситуации он превысит результат соперника), то возникает отрицательная эмоция. Если же спортсмен обладает избыточной, с его точки зрения, информацией, то возникает «+» эмоция.

Неудовлетворение потребности, неудовольствия часто рождают мотив (стремление) избежать ситуации, вызвавшей неприятное чувство наряду с этим оно может служить сильным побудителем к проявлению активности, направленной на достижение цели, на борьбу за победу или высокий результат. «+» или «-» роль удовольствия или неудовольствия для деятельности и поведения спортсмена неоднозначна и зависит от морально-волевых черт его характера, особенностей темперамента и т.п. Проигрыш не вызовет «+» эмоций, но заставит волевого спортсмена тренироваться с еще большим усердием.

Характеристика эмоций по второму параметру (возбуждение – спокойствие) связана с различиями в уровне активации. На основании этого некоторые считали, что эмоция – это реакция, соответствующая очень сильной активации (У. Кеннон). Если рассматривать эмоции только с физиологических позиций, то такой подход правомерен, но он не отражает психологической характеристики эмоций, различающихся уровнем возбуждения. Эмоции радости, горя, гнева, досады отличаются сильно выраженным возбуждением, однако те же эмоциональные состояния, переживаемые без особого возбуждения, дают разные оттенки спокойного удовлетворения или печаль и грусть.

Предсоревновательные и соревновательные эмоции спортсменов связаны с разной степенью возбуждения, которое помогает им быстрее включиться в деятельность, увеличивает скоростные и силовые возможности.

Эмоции, возникающие: а) в ситуации ожидания значимой для спортсмена деятельности и действия; б) при избыточной мотивации, которая не может реализоваться; в) при задержке эмоциональной разрядки, приводят к состоянию напряжения и к последующему разрешению от этого напряжения.

По поводу роли эмоций для поведения и деятельности человека споры среди ученых ведутся уже на протяжении более пятидесяти лет:

возникновение эмоций является дезорганизующим фактором или они выполняют организующие функции?

Многие выдающиеся ученые, в том числе Ч. Дарвин и У. Кеннон, считали, что в целом эмоции полезны и представляют собой процесс приспособления человека благодаря осуществляемой мобилизации энергии. Но существует и другая точка зрения у зарубежных психологов о том, что эмоции дезорганизуют поведение и деятельность человека.

Таким образом, возник ряд теорий, объясняющих роль эмоций: мотивационная, дезорганизационная, информационная, защитная и др.

С одной стороны, следует говорить о пользе эмоций в биологическом плане. Страх, например, вызывает гиперкомпенсаторные изменения вегетативных функций, которые могут оказаться чрезвычайно полезными при противодействии опасному объекту или отдалении от этого объекта. Но, с другой стороны, страх может вызвать дезорганизацию деятельности человека, т.е. действовать в направлении, обратном достижению цели. Например, гимнаст, боящийся выполнять упражнение, может не столько настраивать себя на безошибочное его выполнение, сколько заботиться о том, чтобы не получить травму. В этом случае возникающие у него защитные двигательные рефлексы нарушают всю схему целостного действия.

Могут ли эмоции способствовать повышению эффективности деятельности спортсмена, и какова вообще их приспособительная роль? Первая функция (гиперкомпенсаторная) связана с мобилизацией энергетических ресурсов организма, что приводит к повешению работоспособности. Однако повышение работоспособности может проявиться лишь по некоторым параметрам. Так, М.Я. Виленским установлено, что при эмоциональном возбуждении повышается скорость реагирования, увеличивается максимальная мышечная сила, но выносливость к работе максимальной интенсивности снижается. С другой стороны, А.А. Виру обнаружил в соревновательной ситуации ускорение врабатывания, но замедление восстановления. Можно полагать, что эмоциональное возбуждение усиливает процессы расходования энергетических источников, однако не влияет таким же образом на процессы восстановления.

Необходимо также отметить, что некоторые эмоциональные переживания и связанные с ними состояния сопровождаются не мобилизацией вегетативных функций, а демобилизацией (уменьшением пульса, артериального давления, газообмена, энерготрат). Этот происходит, например, при переживании человеком скуки и апатии.

П.В. Симонов, развивая свою «информационную» теорию эмоций, считает, что они выполняют компенсаторную функцию, служат механизмом экстренного замещения недостающих в данный момент знаний. Это наблюдается по крайне мере в трех ситуациях:

1) при реагировании на сигналы, вероятность подкрепления которых мала; в этом случае человек переходит на предположительное реагирование в соответствии с переживаемой эмоцией. Например, испытывает страх, отвечает оборонительной реакцией на любое изменение внешней среды, в

том числе и на такие стимулы, которые впервые встречаются в его жизни и которых может быть, вовсе и не следует опасаться; поведение человека становится при этом консервативным, рассчитанным лишь на такие действия, которые гарантируют выигрыш.

2) При эмоциональном возбуждении группы людей возникает подражательное эмоциональное реагирование. Например, спортсмен не располагает данными и временем для самостоятельного и вполне обоснованного собственного решения, ему остается положиться на пример других членов команды, своевременно заметивших надвигающуюся опасность. Так может возникнуть в команде паника. Выполняя биологически целесообразную функцию, подражательное поведение в социальном плане несет в себе порой не организацию, а дезорганизацию деятельности. Примером организующей роли подражательного эмоционального реагирования в спорте может служить вдохновение, охватывающее команду при удачной игре одного – двух игроков в трудной ситуации.

3) При общении с другими людьми, особенно когда другие способы социального воздействия не оказываются эффективными. Например, речь человека становится тем более эмоциональной, чем менее эффективны логические доводы, которые он приводит в споре.

Сигнальная роль эмоций связана с воздействием на другого человека. Эту функцию эмоций замечает уже ребенок и начинает использовать ее для достижения своих целей. Он очень быстро обнаруживает, что его эмоциональные реакции (плач, крик, мимика) обладают большой силой воздействия на родителей и поэтому использует их сначала в качестве пассивного средства (каприз), а потом и активного (гнев, реализуемый в действиях, направленных на родителей, сверстников).

В спортивной деятельности эмоциональные реакции служат средством общения спортсменов (своеобразным эмоциональным языком) для одобрения, порицания действий партнеров. Это мимика, жесты, позы, вегетативные реакции, интонации голоса.

Итак, зависимость успешности деятельности от эмоционального состояния бесспорна. Еще Спиноза писал, что эмоции увеличивают или уменьшают «способность тела к действию». «Эмоциональное возбуждение обусловливает тонус, темп деятельности, ее «настроенность» на тот или иной уровень… обусловливает по преимуществу динамическую сторону, или аспект деятельности», - писал С.Л. Рубинштейн. Между эмоциональным возбуждением и результатом деятельности существует немонотонная зависимость ( В.Н. Мясищев): увеличение эмоционального возбуждения до какого-то определенного уровня позитивно влияет на результаты деятельности, а еще большее увеличение возбуждения – негативно. И даже одинаковый уровень эмоционального возбуждения может оказывать противоположное влияние на простую или сложную деятельность (Хебб).

2. Определение эмоциональной устойчивости

Известно, что у спортсмена, участвующего в соревнованиях, эмоции всегда имеют и ярко выраженное возбуждение и высокую степень переживания. Человек находится в состоянии напряженности.

Состояние напряженности в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции: сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Все это отрицательно сказывается на осуществлении не только спортивной, но и любой другой деятельности.

Эмоциональные проявления, главным образом, связаны с объективными внешними воздействиями на организм спортсмена, его субъективным отношением к уровню сложности предстоящей или выполняемой деятельности и его субъективной реакцией на объективные внешние воздействия.

С психофизиологической точки зрения наступление субъективных переживаний, затрудняющих осуществление деятельности, всегда вызваны тем, что при выполнении тех или иных действий под влиянием внешних возмущений начинают нарушаться нервные временные связи.

Когда доминантный очаг возбуждения в мозгу подвергается воздействию этих раздражителей, равновесие, необходимое для протекания корковых процессов, нарушается.

Для достижения высокого результата в спортивной деятельности у спортсмена должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который понадобится только при несколько повышенном нервном возбуждении, а не в состоянии покоя, привычном для обычных, ежедневных дел.

В психологии способность спортсмена сохранять оптимальное эмоциональное состояние называют эмоциональной устойчивостью.

Эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции в определенные моменты соревновательной борьбы достигают оптимальной степени интенсивности, но при этом отличаются стабильностью определенных качественных особенностей и всегда направлены на решение спортивных задач.

Оптимальный уровень эмоциональных переживаний может оставаться абсолютно постоянной величиной в течение всей спортивной деятельности и непосредственно перед ней. Это величина изменяется соответственно ситуации соревновательной деятельности, поэтому оптимальный уровень эмоциональных проявлений должен быть не только устойчивым, но и в то же время динамичным.

В условиях соревнований такая динамическая эмоциональная устойчивость спортсмена выражается в следующем:

1) качественные особенности активных эмоций (отсутствие перехода от положительно влияющих на деятельность эмоций к отрицательно влияющим) постоянны; 2) оптимальный уровень интенсивности эмоциональных реакций динамически устойчив; 3) направленность эмоций на положительное решение поставленных задач стабильна.

Из вышесказанного следует:

1) интенсивность эмоциональных проявлений, выход эмоциональных переживаний за пределы оптимального уровня возбуждения, как правило, возникает с изменением внешних условий;

2) отрицательное влияние эмоций на деятельность или ее результаты всегда детерминировано объективными и субъективными трудностями.

Объективные трудности – это те, что обусловлены специфическими для данного вида деятельности препятствиями, без преодоления которых невозможно осуществление этой деятельности. Основная отличительная черта объективных трудностей в том, что они по своему содержанию одинаковы для всех людей.

К субъективным трудностям П.А. Рудик относит те, которые выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности. Эти трудности носят индивидуальный характер и могут быть различными у представителей одного и того же вида спорта.

Более подробная классификация трудностей, характерных для спортивной деятельности, была предложена Ф. Геновым, который сделал критерием позицию участника спортивной жизни (спортсмена, тренера, организатора соревнований и всей команды в целом: 1) трудности, связанные с условиями проведения соревнований; 2) трудности, связанные с физической подготовленностью спортсмена; 3) трудности, связанные с техническим выполнением отдельных действий; 4) трудности, связанные с выполнением тактических действий; 5) трудности, связанные с приобретением определенных знаний по данному виду спорта; 6) трудности, связанные с моральной подготовкой спортсмена; 7) трудности, связанные с преодолением отрицательных психических состояний и эмоциональных переживаний.

Р.З. Шайхтдинов, анализируя данную классификацию, добавил в нее еще ряд видов, которые необходимо учитывать, исходя из «позиции проблемы готовности в спорте»: 1) трудности, препятствующие формированию волевой готовности; 2) трудности, препятствующие эффективному началу выполнения соревновательной деятельности; 3) трудности, препятствующие успешному выполнению соревновательной деятельности.

М.А. Иткис указывает, что на соревнованиях спортсмен попадает в сложную зачастую совершенно новую обстановку, во многом отличающуюся как от условий тренировки, так и от предыдущих состязаний. К причинам, характеризующим «завалы», срывы и значительное снижение результатов на соревнованиях, он относит: 1) различную степень тревожного состояния у спортсменов, 2) постоянно изменяющиеся метеоусловия (освещенность,

ветер и др.); 3) разнообразные помехи, создаваемые соперниками, тренерами, судьями, зрителями; 4) потери, поломки и прочие нарушения в материально-технической оснастке спортсмена; 5) неуверенность в своих возможностях; 6) «отрывы», плохие «пробоины» (временное снижение результативности); 7) ожидание срыва после ряда удачных соревновательных действий; 8) утомление; 9) мысли о первом месте, о выполнении определенного норматива, рекорда и т.п.

М.Я. Жилина разделяет все факторы, мешающие спортсмену «продемонстрировать свою лучшую технику и показать свой лучший результат», на внутренние и внешние. По ее мнению, внутренние факторы – это «определенные физиологические изменения (сдвиги) в работающих мышцах и системах организма». Внешние факторы – «незнакомое место проведения соревнований, присутствие представителей средств массовой информации, судей, зрителей».

Л.Д. Гиссен проводит по существу сходную с другими авторами классификацию трудностей, но выделяет только субъективные факторы, снижающие результативность деятельности: 1) субъективное отношение человека к достижению цели; 2) субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная). Но объективные факторы, определяющие субъективное переживание, Л.Д. Гиссен подразделяет на пять групп:

1) ситуации, содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия и пр.

2) ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, решение подойти к снаряду, мысли о возможной неудачи);

3) ситуации с неожиданной «аварийностью» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача);

4) ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, необходимость выполнить зачетный подход с одной попытки);

5) ситуации, вызванные нежелательными действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тренера).

Сравнивая вышеуказанные классификации, можно заметить, что каждая из них, взятая в отдельности, не отражает полностью сущности понятия экстремальных ситуаций соревновательного характера. Однако вместе взятые рассматриваемые классификации дополняют друг друга.

2.1. Психологическое напряжение и

перенапряжение в тренировочном процессе

Один из важнейших факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, - уровень психического напряжения.

Работа, производимая спортсменом в ходе тренировочных занятий, требует энергетического обеспечения и сохранения постоянства внутренней среды организма. В этой связи, а также для достижения успеха в спортивной деятельности спортсмену необходимо приводить в активное движение механизмы, регулирующие состояние организма спортсмена, которые обеспечивают внутренние условия осуществления определенных действий. Регуляция деятельности человека всегда протекает комплексно. Ее основу составляют эмоционально-волевая сфера человека, вегетативные механизмы и принцип доминанты в управлении деятельностью.

Переходя к более детальному рассмотрению данного вопроса, необходимо вспомнить слова И.П. Павлова, который писал, что «человек есть система, существенная по своему высочайшему саморегулированию».

Действительно, человеческий организм является достаточно совершенным в плане самоконтроля и саморегуляции.

Механизмы доминанты, временно господствующего очага возбуждения, позволяют нам в условиях, когда поступает масса разнообразных раздражителей и сигналов, отобрать из них только имеющие значение для выполняемой деятельности. Положительная роль доминанты в управлении деятельностью спортсмена состоит в том, что свойство ее подкрепляться посторонними раздражителями и тормозить другие очаги возбуждения обеспечивает достижение цели даже в неблагоприятных условиях. Однако в ряде случаев инертность доминанты мешает спортсмену быстро и адекватно приспособиться к изменившейся ситуации, сменить план ведения поединка, изменить представление о методике тренировки.

Природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий – возникновения эмоций. Эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствия.

В спорте эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого результата, при сильных переживаниях. Часто эмоции вскрывают дополнительные ресурсы, автоматически, неосознанно для спортсмена. Таким образом, вскрываются и реализуются в деятельности резервные возможности организма. Положительное значение эмоциональной регуляции заключается в гиперкомпенсаторной мобилизации энергетических ресурсов, хотя это достоинство имеет и слабые стороны: такая регуляция неэкономна, расточительна, всегда содержит опасность ухода от главной цели.

Волевая регуляция компенсирует слабые места эмоциональной, препятствует ее генерализации, способствуя удержанию первоначальной цели.

Волевая регуляция – это факторы сознательного напряжения физических и духовных сил, направленных на повышение результатов любой деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодолеть самого себя ради достижения цели. Но и волевая регуляция имеет свои недостатки: чрезмерное ограничение времени для поиска решения, что затрудняет решение новых задач, ограничивает творчество ввиду жесткого программирования деятельности.

Оптимальное сочетание всех компонентов регуляции, необходимое для осуществления успешной деятельности, возможно только в результате становления личности спортсмена, значительно развития его физических качеств, закрепления и совершенствования двигательных навыков и полной адекватности вегетативных реакций организма. Естественно, процессы регуляции приводят спортсмена в состояние психического напряжения, которое будучи адекватным внешним и внутренним условиям выполнения деятельности, может иметь различный уровень проявления. Известно, что психическое напряжение влияет на результаты деятельности человека как положительно, так и отрицательно. В спорте достаточно примеров, когда психическое напряжение было причиной либо снижения работоспособности и расстройства сна спортсмена, либо роста его спортивного мастерства, обеспечившего успех его выступления на соревнованиях. Напряжение в тренировке связано с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. Психическое напряжение в условиях соревнований дополняется напряжением, определяемым целью достигнуть определенного результата, поэтому психическое напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании – результативным.

Высокое и продолжительное напряжение может оказать негативное влияние на спортсмена. В условиях современной тренировки применяются такие высокие физические нагрузки, что нередко спортсмен испытывает состояние повышенного психического напряжения. Само по себе психическое напряжение в спорте – фактор положительный, отражающий активацию всех функций и систем организма и обеспечивающий высокую продуктивность деятельности. Но следует учесть, что при неблагоприятных факторах (высоком и продолжительном напряжении, страхе перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивации, неуверенности в себе и т.п.) психическое напряжение может вызвать дисгармонию функций, избыточный и неоправданный расход энергии. Слабая степень психического напряжения не оставляет последствий и исчезает через несколько дней.

Сильное и длительное перенапряжение может иметь отрицательные последствия даже через недели и месяцы. Отрицательные последствия обычно проявляются в неблагоприятном отношении к окружающим и в своеобразных поведенческих актах.

В психологии выделяют три стадии психического перенапряжения, имеющие общие и специфические для каждой из них признаки.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки:

Нервозность – капризность, неустойчивость настроения, внутренняя раздражительность, возникновение неприятных ощущений (в основном мышечные). Вначале эти признаки проявляются нечасто и выражены неярко.

Капризность – спортсмен остается дисциплинированным, организованным, как обычно, качественно выполняет задание тренера, но периодически выражает недовольство общением, заданием, условиями и т.д. Это проявляется в мимике, жестах, тоне речи. Такую реакцию можно рассматривать как своеобразную адаптацию к возрастающим нервно-психическим напряжениям. Но оставлять их без внимания нельзя.

Неустойчивость настроения: проявляется в быстрой смене и неадекватности реакции. Незначительный успех вызывает бурную радость, которая может быстро смениться неудовольствием всем, что окружает.

Внутренняя раздражительность: чаще всего выражается в мимике и пантомимике, в поведенческих актах не проявляется.

Неприятные ощущения: в определенной мере являются оправданием спортсмена в тех случаях, когда он отказывается выполнять какие-либо задания или неудачно выступает в соревнованиях.

Такие настроения необходимо мягко, но неуклонно пресекать жалобы чаще всего бывают на болезненные ощущения, но они, как правило, быстро проходят.

Прочная стеничность – нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание неприятностей.

Нарастающая, несдерживаемая раздражительность – выражается в том, что спортсмен утрачивает самообладание, направляя свой гнев на товарищей, тренера, совершенно случайных людей; некоторое время он еще пытается объяснить причины гнева, затем теряет самокритичность, все реже испытывает угрызения совести; становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей.

Эмоциональная неустойчивость, т.е. неустойчивость настроения, приводит к резким колебаниям работоспособности.

Внутреннее беспокойство, т.е. напряженное ожидание неприятностей, которое выражается в том, что спортсмен воспринимает как отклонение от нормы то, что раньше казалось ему естественным, само собой разумеющимся.

Астеничность - общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность.

Общий депрессивный фон настроения – это подавленность, угнетенность, заторможенность, отсутствие бодрости, снижающие мотивацию деятельности.

Тревожность - это нарушение внутреннего психического комфорта, беспокойство или страх в ситуациях, ранее относительно безразличных для спортсмена.

Неуверенность в свих силах возникает у спортсмена вследствие возникновения мысли о несоответствии своих возможностей достижению поставленной цели. В крайних случаях приводит его к отказу от достижения цели и уходу из спорта.

Высокая ранимость, сенситивность – свойства психики, приводящие к тому, что спортсмен очень чутко реагирует на малейшее недоброжелательство во взаимоотношениях, на изменение режима тренировочных занятий или задач соревнований.

Зная признаки психического перенапряжения, тренер может вносить коррективы в тренировочный процесс спортсмена сообразно с динамикой его психического состояния.

3. Предсоревновательные психические состояния

Психическое состояние накануне соревнований принято называть предстартовым.Оно наблюдается у каждого спортсмена и возникает в связи с предстоящим участием в соревнованиях как условнорефлекторная реакция организма, мобилизующая его на выполнение ответственной деятельности в напряженной обстановке. Предстартовое состояние является эмоциональным психическим состоянием и связано с особенностями переживания спортсменом своего будущего участия в соревнованиях. Оно по-разному отражается в сознании: спортсмен, например, может в большей или меньшей степени быть уверенным в благоприятном исходе соревнований и радостно ожидать старта, он может опасаться за исход своего выступления и поэтому томиться неопределенностью; может находиться в плену навязчивых мыслей о возможном поражении и тревожиться. Словом, в разных случаях предстартовое состоянии переживается спортсменом по-разному.

Установлено, что эмоциональные состояния спортсмена перед стартом вызывают целый ряд сдвигов в различных функциональных системах организма: сердечно-сосудистой, дыхания, облика веществ, желез внутренней секреции. Эти изменения имеют условнорефлекторный характер и представляют собой приспособительную реакцию организма к предстоящей работе. Характер сдвигов различных функций, как показали специальные исследования, зависит от характера предстоящей деятельности (Я.Б. Лехтман, В.В. Васильева, В.А. Геселевич, К.М. Смирнов, Е.П. Ильин).

Таким образом, биологический смысл механизма предстартового состояния спортсмена в соревнованиях и стрессовой реакции живого организма один и тот же: приспособление к раздражителю с целью мобилизации защитных сил.

Психическое предстартовое состояние спортсмена может проявляться в трех основных формах, которые характеризуются определенным уровнем нервно-психического напряжения и отличаются по степени вегетативных сдвигов и типичному психологическому симптомокомплексу. Различают следующие виды психических предстартовых состояний: боевую готовность, предстартовую лихорадку и стартовую апатию.

Боевая готовность характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение (желание скорей начать соревнование), легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил и возможностей противника), достаточно высокая мотивация деятельности (стремление активно, с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели), способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими (забота о правильном выполнении движений, экономном расходовании сил, разумной тактике, максимальной готовности к старту), личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях,

хорошая концентрация внимания на предстоящей деятельности, обострение восприятия и мышления (повышение его быстроты, гибкости, критичности), высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам (неизвестный соперник, малознакомые условия соревнований, организационные неполадки, судейские ошибки, неадекватная реакция зрителей, критические замечания тренера или товарищей по команде, плохие климатические условия).

Боевая готовность положительно сказывается на деятельности спортсмена в соревнованиях, позволяя ему максимально реализовать свои двигательные, волевые, интеллектуальные возможности. Можно сказать, что боевая готовность полностью соответствует состоянию психической готовности спортсмена к соревнованию.

Предстартовая лихорадка характеризуется чрезмерно высоким уровнем эмоционального возбуждения. Ей соответствует резко выраженные вегетативные сдвиги (значительное учащение пульса и дыхания, повышенная потливость подмышечных впадин и ладоней, повышенное кровяное давление, значительное увеличение тремора конечностей). Психологический синдром: чрезмерное волнение, тревога, повышенная нервозность (раздражительность), неустойчивость настроения (резкий переход от бурного веселья к слезам), беспричинная суетливость, рассеянность, ослабление памяти, снижение остроты восприятия, повышенная отвлекаемость внимания, понижение гибкости и логичности мышления, неадекватные реакции на обычные раздражители, капризность, переоценка своих сил и недооценка возможностей противника (излишняя самоуверенность), неспособность полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданная торопливость. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движений.

Предстартовая лихорадка мешает спортсмену максимально мобилизоваться и не позволяет ему реализовать все свои возможности в условиях соревнований. Отрицательное влияние предстартовой лихорадки проявляется и в том, что спортсмен долго не может уснуть накануне соревнований, спит с мучительными сновидениями, утром встает несвежий, неотдохнувший.

Стартовая апатия характеризуется относительно низким уровнем эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения. Ей соответствуют незначительные сдвиги вегетативных функций. Психологический синдром: вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, страх перед противником, отсутствие интереса к соревнования, малая помехоустойчивость к неблагоприятно действующим факторам, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшения координации привычных

действий, неспособность «собраться» к моменту старта, резкое снижение волевой активности.

Стартовая апатия не позволяет спортсмену мобилизоваться, деятельность его осуществляется на пониженном функциональном уровне, спортсмен при стартовой апатии не в состоянии «выложиться».

Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования.

Таким образом, в дополнение к уже охарактеризованным эмоциональным состояниям спортсменов можно выделить еще одно состояние предстартовой инертности. Находящиеся в таком состоянии спортсмены не ощущают неблагоприятных воздействий экстремальных раздражителей и в то же время не в силах мобилизоваться и обрести оптимальную боевую готовность. Отличительные психологические особенности спортсменов, пребывающих в состоянии предстартовой инертности, - недостаточное проявление у них инициативности, самостоятельности, настойчивости и решительности, а также недостаточная сосредоточенность, пониженный уровень восприятия и мышления. В таком эмоциональном состоянии соревнующийся не достигает высоких результатов. Вот почему ту форму предстартовых эмоциональных состояний следует отнести к числу неблагоприятных.

Стимулирующее влияние раздражителей в обстановке соревнований можно представить в виде следующей схемы:

Недостаточное влияниеПредстартовая инертность

Оптимальное влияниеБоевая готовность

Чрезмерное влияниеПредстартовая лихорадка

Предстартовая апатия

Каждая спортивная специальность из-за своей специфичности, объективных условий протекания соревновательной борьбы имеет особенности, предъявляющие особые требования к психике спортсмена. В спортивной психологии исследованию особенностей соревновательной борьбы в различных видах спорта посвящен ряд работ. Однако большинство этих исследований не объединены какой-либо общей идеей и носят не систематический, а эпизодический характер. Только А.Ц. Пуни, исходя из двух существенных признаков – основных особенностей материальной среды и характера взаимодействия противников, сгруппировал все виды спорта следующим образом.

I группа характеризуется отсутствием непосредственного соприкосновения между противниками. К ней относятся: все виды гимнастики, прыжки в воду, фигурное катание, тяжелая атлетика, прыжки и метания в легкой атлетике. Основные психологические особенности соревновательной борьбы в видах спорта этой группы: состояние «публичного одиночества», полная концентрация сознания на исполнении тех или иных двигательных действий. Спортсмены ведут борьбу сами с собой за наиболее совершенное исполнение упражнений.

II группа характеризуется непосредственным соприкосновением противников. К ней относятся: бокс, все виды борьбы, спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей), фехтование. Основные психологические особенности соревновательной борьбы в этих видах спорта: необходимость заранее составленной с учетом особенностей каждого противника вероятностной программы действий – тактического плана ведения соревновательной борьбы, что требует высокоразвитой ориентирующей функции сознания и взаимосвязанных психических процессов и качеств личности (наблюдательности, оперативного мышления, творческого воображения, инициативности, самостоятельности, упорство, настойчивости).

III группа характеризуется одновременным вступлением нескольких спортсменов в борьбу, которая ведется на «параллельных курсах». К этой группе относятся: бег и ходьба в легкой атлетике, плавание, велосипедный и конькобежный спорт. Сюда входят и такие виды спорта, в которых спортсмены включаются в борьбу последовательно, например, лыжные гонки. Основные психологические особенности соревновательной борьбы здесь: побеждает тот, кто определенное пространство преодолеет за более короткое время чем соперники.

Как видно, для всех видов спорта общим является жесткая, бескомпромиссная соревновательная борьба, связанная с огромным стремлением спортсмена победить или добиться максимально высокого результата организма»), необходимо подбирать упражнения, которые соответствовали бы структуре предстоящего движения.

К ним относятся упражнения, наиболее сходные по форме с теми, которые предстоит изучить или совершенствовать в основной части занятия. Они носят характер подготовительных. Важно придать этим упражнениям эмоциональную окраску. Так, беговые упражнения рекомендуется проводить парами или тройками, держась за руки или положив руки друг другу на плечи.

К упражнениям, создающим эмоциональный подъем, относятся не только вызывающие бодрое настроение, но и упражнения, сосредоточивающие внимание своей оригинальностью, эффективностью воздействия на организм.

Важную роль в пробуждении интереса к занятиям играет чередование способов проведения подготовительной части.

На открытой площадке подготовительная часть занятий наиболее эффективна, когда упражнения выполняются с продвижением, а не в положении стоя на месте. Группа перемещается по кругу, по прямоугольнику, по прямой с возвращением на исходную позицию. Построение группы в колонну по одному, по два, по три. При движении по прямой с возвращением возможно построение и в колонну по 4,5,6. Возвращение проводится медленным бегом после поворота всей группы в конце площадки по команде: «Кругом!».

В настоящее время многие тренируются зимой на воздухе. Тренировки на морозном воздухе на заснеженных тропинках в лесу или парке – одна из самых эмоциональных форм занятий.

Для таких тренировок особенно важно подбирать упражнения, которые включали бы в работу большие группы мышц, парные и групповые упражнения, кратковременные подвижные игры.

В зимний подготовительный период разминка особенно важна. Она повышает уровень общего физического развития и воспитывает волевые качества. Поэтому длительность ее при температуре воздуха до -15 может достигать 40 минут.

Разнообразие эмоциональных упражнений устраняет возможность нервного перенапряжения спортсмена и поэтому является важным средством сохранения спортивной формы и спортивного долголетия. В сочетании с методикой саморегулирования эмоционального состояния такие упражнения служат базой для воспитания эмоциональной устойчивости.

Приведем ряд упражнений, содействующих формированию и повышению эмоциональной устойчивости спортсмена.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В основе любого обучения лежит “гуманистическая психология” - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную, целостную систему, которая представляет собой не нечто, заранее данное, а открытую возможность “самоактуализации”, присущей только человеку. Стремление спортсмена к выявлению и развитию своих личностных возможностей предполагает наличие благоприятных условий в процессе тренировки
0 ₽
Психология, развивающаяся не только как важная теоретическая дисциплина, но и как область особой практической деятельности, в наше время становится необходимой повсюду, где есть потребность в усовершенствовании человеческой деятельности с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов – того, что обычно называют человеческим фактором. Особенно необходима помощь психолога в тех видах деятельности, которые осуществляются в необычных или, как принято говорить, экстремальных условиях (перегрузка информацией, дефицит времени, сенсорная и социальная изоляция, аварийно-спасательные работы и т.д.). К таким условиям, бесспорно, относятся и условия ответственных соревнований
0 ₽