Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Золотой ключик»
Детский клуб «Светлячок»
Методическая разработка
Игры для сплочения коллектива
для педагогов дополнительного образования и учеников 1-11 классов
Автор:
Заварухина Елена Дмитриевна,
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 с. |
ПОДРОБНЫЙ ХОД ИГРЫ | 4 с. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 8 с. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ | 9 с. |
ВВЕДЕНИЕ
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т.д. Игра – отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания.
Атмосфера в любом коллективе очень важна. Она создает благоприятные отношения и в влияет на продуктивность обучающихся. Именно для создания такой дружественно-творческой атмосферы мною были придуманы и доработаны игры на сплочение.
Пояснительная записка
Данный материал предназначен для педагогов дополнительного образования и учеников 1-11 классов.
Цель: Создать дружественную, уютную атмосферу в коллективе
Задачи:
Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности.
Способствовать повышению сплочения обучающихся.
Способствовать творческому самовыражению.
Материально-техническое обеспечение, оформление:
Для достижения поставленной цели и задач необходимо использование на занятии:
- стулья;
- повязки на глаза;
- веревка;
- мягкая игрушка/апельсин/яблоко;
- мячи/маркеры;
- ковер 2х2 м;
- газеты.
ПОДРОБНЫЙ ХОД ИГРЫ
Поздороваться носами
За минуту необходимо поздороваться с как можно большим количеством человек. Здороваться можно чем угодно: руками, носами, коленками, губами и т.д.
МММ
Группа сидит в кругу. Первый человек долго тянет звук м-м-м-м-м… на определенной высоте. В тот момент, когда он заканчивает, следующий должен подхватить, и так далее по кругу. Важно, чтобы звук не прерывался.
Путаница
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
Прогулка слепых
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).
Зеркало
Участники разбиваются на пары. Один становится зеркалом и повторяет все движения напарника. Потом они меняются.
Геометрическая фигура
Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп, длина веревки зависит от количества участников). Дети становятся в круг, держась за веревочное кольцо обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза и не отпуская из рук веревку. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время.
Ура, меня любят!
Все игроки встают в круг, лицом друг к другу, «немеют», опускают головы вниз, смотрят на носки своих ботинок. По сигналу ведущего (на счет три) все поднимают глаза и смотрят на одного из стоящих в кругу людей. Если двое встретились взглядами, они громко кричат «Ура, меня любят!!!», протягивают друг другу руки, обнимаются и выходят из круга. Круг сужается. Игра продолжается до тех пор, пока не образуются все пары.
Карандаш в стакане
Группа стоит в плотном кругу. В центре стоит человек. Человек должен быть мысленно расслаблен. Он начинает падать (не сгибая ног) в какую-то сторону. Группа ловит его и возвращает назад. Первый вариант: человек сам выбирает, куда падать. Второй вариант: Группа качает человека в каком-либо направлении.
Техника безопасности: Исходное положение у стоящих в кругу — правая нога вперед, левая сзади в упоре, руки вытянуты вперед. Человека ловят на ладони. От группы требуется большое внимание и аккуратность, иначе человеку можно сильно навредить. Если в группе есть совсем слабый человек, то можно либо поставить его между двумя сильными, либо поставить сзади него более сильного человека, который просунет руки ему под плечи и будет его дублировать (при этом важно не обидеть самого этого человека).
Передай другому
Необходим небольшой чистый предмет, который без особого усилия можно взять руками. Здесь могут оказаться яблоко, апельсин, мягкая игрушка, спички, воздушный шарик, мячик, деревяшка и т. д.
Можно разбить отряд на две команды. Команды стоят в кругу. Надо передавать «кто быстрее» предмет по кругу, но так, чтобы не брать их руками. Кто уронит предмет или схватит руками, безжалостно удаляется из игры. Помогать себе можно всем чем угодно, только не руками.
Существуют некоторые условные требования к передачи предметов, которые следует соблюдать обязательно.
Воздушный шарик должен передаваться только при помощи локтей (действуем согнутыми в локтях руками),
Апельсин передается при помощи шеи (зажимается между подбородком и плечом),
Мягкая игрушка передается коленками.
Игровые мячи
Участники встают паровозиком, держа между собой мячи (маркеры). Цель группы пройти определенное расстояние, не держа мячи (маркеры) руками.
Коллективный счет
Участникам, не глядя друг на друга, необходимо передать двух или трехзначное число. Они должны стоять паровозиком и смотреть в затылки друг друга. Последний участник загадывает число, это число должно дойти до первого участника. Способ передачи числа можно выбрать любой, кроме словестного, поворачиваться нельзя.
Ковер-самолет
Для выполнения этого упражнения нужен прочный палас или ковер размером примерно 2×2 м, который не жалко отдать «на растерзание» участникам (не исключено, что он будет порван). На нем размещаются 5 — 6 человек, которым дается задание — переместиться вместе с этим ковром в другой конец аудитории, не сходя с него и не касаясь чего-либо за его пределами.
Ассоциации
Участникам по очереди дается любой предмет. Нужно изобразить, чем может быть этот предмет, остальные участники должны угадать. Повторяться нельзя.
Айсберг
Берем 2 большие газеты, кладем на пол. Это 2 айсберга. делим на 2 команды детей. Размер газеты должен соответствовать количеству детей. вожатый — касатка, дети — пингвины. сначала все хаотично бегают и когда вожатый говорит «Касатка!» команды должны запрыгнуть на свой айсберг, кто не успел, тот выходит. Постепенно газеты сворачиваются. Суть в том, что ребята помогают друг другу удержаться на льдинке и тем самым сплочаются.
Счет на пальцах
Сколько пальцев показал ведущий, столько человек должны встать одновременно не договариваясь.
Нужный цвет
Предложите команде сыграть в следующую игру: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель игр – сплотить команду. Активности для сплочения команды лучше проводить хотя бы раз в полгода, а если есть возможность – то и чаще. Такие игры необходимы для коллектива. Обучающиеся начинают доверять друг другу, дружить, оберегать и защищать друг друга.
Игры можно трансформировать и дорабатывать.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://neiros.ru/blog/business/timbilding-dlya-sotrudnikov-11-pravil-komandoobrazovaniya/
2.
https://teamspirits.ru/blog/vliyanie-na-kollektiv-komandoobrazuyushchikh-igr-na-splochenie
3. https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/wp-content/uploads/2020/02/%D0%98%D0%B3%D1%80%D1%8B-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0.pdf