Возраст |
Старшие классы, Средние классы |
Предметы |
Религия |
Категория |
Религия |
Формат | Текстовые документы |
Символы праздника Рождество Христово
Тайна мира символами не закрывается,
а именно раскрывается, в своей
подлинной сущности, то есть как тайна.
Павел Александрович Флоренский
Инна:слайд 1 (звучит тихая музыка) Здравствуйте, ребята. Сегодня урок у нас необычный, окутанный тайнами, открытие которых надеюсь, подарят вам незабываемые впечатления. слайд 2 Посмотрите на экран. А вот и первая тайна (коробочки на слайде). Для открытия коробки каждой группе мы предлагаем выполнить задание.
Наташа: Переверните карточки с заданиями, которые лежат на столах (дети переворачивают карточкис координатной плоскостью и координатами, догадываются). Задание выполняете по цепочке, при этом рядом сидящие проверяют друг друга. Для этого на координатной плоскости надо построить по точкам рисунки, показать их и выяснить, что их объединяет.
Инна: первая группа, что у вас получилось?слайд 3 Вторая группа?слайд 4 Третья группа?слайд 5 Скажите, с чем у вас ассоциируются данные рисунки? (праздник Рождества, коробка открывается) слайд 6.
Дети: Комментируют, с чем ассоциируются у них данные рисунки, говоря о Рождестве.
Наташа: уточняет, чем являются построенные рисунки для этого праздника (символами Рождества). Правильно, тема нашего урока «Символы Рождества» слайд 7. А с чем еще у вас ассоциируется Рождество? (дети дают ответы, формулируют темы и целей урока).
Инна: слайд 8 Давайте узнаем тайну второй коробочки. Каждый индивидуально должен расшифровать закодированную информацию слайд 9. Каким способом закодированы эта информация?(дети предполагают - с помощью азбуки Морзеслайд 10). Возьмите файлы с закодированными понятиями и каждый расшифруйте указанные слова. Что у вас получилось? слайд 11
Учащиеся, расшифровывая информацию, получают три слова ёлочка,маслина и пальмаслайд 12.
Наташа: почему именно об этих трех деревьях мы говорим сегодня? (предполагаемые ответы детей) Как вы думаете, почему они символизируются с Рождеством? Ответом на этот вопрос будет легенда, которую прочитает Даяна (доклад читает Панкова Даяна).Проектор выключается!
Даяна читает доклад про символы Рождества.Эта коробка открывает нам замечательную легенду о трех деревьях, которые располагались у входа в пещеру где родился Иисусу Христос.
С людьми вся природа в ту ночь ликовала,
Шумя на деревьях листы,
Таинственным шепотом славили Бога,
И пахли сильнее цветы.
Три дерева – пальма, маслины и елка –
У входа в пещеру росли,
И в первые дни в горделивом восторге
Младенцу поклон принесли.
Прекрасная пальма его осенила
Зеленой короной своей,
А с нежных ветвей серебристой маслины
Закапал душистый елей.
Лишь скромная елка печально стояла!
Она не имела даров,
И взоры людей не пленял красотою
Ее неизменный покров.
Увидел то ангел Господень
И елке с любовью сказал:
“Скромна ты, в печали не ропщешь,
Награда от Бога тебе суждена”.
Сказал он – и звездочка с неба
Скатилась на елку одна за другой,
И вся засияла, и пальму с маслиной
Затмила своей красотой.
Инна:слайд 13 А у нас еще одна коробочка, тайну которой вам сейчас тоже предстоит разгадать. Будьте при этом внимательны (звучит музыка)слайд 14.
Ученики 10Б класса: театрализованная сценка, стих – физкультминутка (заходят учащиеся 10Б класса, наряженные как коляда).
Юля:То, что стужа - не беда,
В дверь стучится Коляда.
Рождество в наш дом идет,
Много радости несет.
Вы за нами успевайте,
Все движенья повторяйте!
Катя: К вам с поклоном (низко кланяются),
С дома (поворачиваются в одну сторону)к дому (поворачиваются в другую сторону),
С распростертою душой (поднимают руки высоко вверх и в разводят в стороны),
С добрым словом, добротой (поворот головы вправо-влево).
Будем в двери (одной рукой стучат в дверь)мы стучаться (другой рукой),
Веселиться и смеяться (покорчить рожицы, руками как Буратино)!
Удивительная ночь (высоко поднимают руки и разводят в стороны),
Все тревоги гонит прочь (руки вместе и резко в стороны),
Коляда — коляда(покружились),
Восхитительна она (хлопнули в ладоши)!
Полина:Ночь волшебная идет (ходьба на месте),
Ночь идет святая (ходьба на месте),
Радость светлую несет,
Души озаряя(руки широко разводят в стороны).
Открывайте ворота (руки широко разводят в стороны)
Коляде идущей (ходьба на месте),
Накануне Рождества
Счастье вам несущей (руки широко разводят в стороны).
Чтобы полон был ваш дом
И добром (поворачиваются полубоком в одну сторону)и благом(поворачиваются в другую сторону),
Хорошо чтоб жили в нем
Без забот (хватаются за голову и качают)и тягот (наклон вниз и потрясли руками).
Колядует коляда
Из веков сегодня,
Чтоб сияла вам звезда (поднимают голову и руки высоко вверх)
Милости Господней (коляда уходит, дети присаживаются на места).
Наташа: скажите, так какой обычай распространён на Рождество? (ходить по домам и петь колядки). А кто из вас колядовал на Рождество? (дети отвечают)
Инна: А кто знает, в чем смысл этого обычая?(ответы детей) Колядки – это часть нашей культуры. Издавна колядующие ходили по домам не с целью собрать подарки! Они посещали соседей и знакомых, чтобы исполнить стихи и песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье, достатка, благополучия слайд 15
Наташа: Чтобы узнать, где берет начало праздник Рождества, мы раскроем последнюю коробочку слайд 16. Возьмите задание в файле слайд 17. Что вам нужно сделать? (дети догадываются, что нужно преобразовать, раскрыв скобки и расшифровать слова)слайд 18. Выполните его в парах. Что у вас получилось?слайд 19 (Вифлеем, звезда и Мария)
Инна: почему об этих понятиях мы говорим сегодня? (ответыдетей)слайд 20Подробный ответ на этот вопрос мы получим, послушав Софью.
Кальченко Софья читает доклад про Вифлеем и Вифлеемскую звезду.
Вифлеемслайд 21 (на иврите означает «дом хлеба») был основан примерно 16-17 веке до н.э., и является одним из древнейших городов на нашей планете. Находящийся в 10 км от Иерусалима Вифлеем окружен холмами и сам возвышается над уровнем моря. Вифлеем - город исключительный по значимости для каждого на земле.
Из всех городов нашей планеты, больших и малых, великих и малоизвестных только Вифлеем удостоился быть тем местом, через которое проходит меридиан двух эр, напоминая о событии настолько исключительном, что от него ведут отсчет времени люди всех национальностей и всех вероисповеданий. Это событие – Рождество Иисуса Христа. Как же произошел этот поворотный момент истории? Известность Вифлеема началась с того времени когда родился Иисус на земле от Девы Марии слайд 22. Иосиф и Дева Мария родом были из города Вифлеема. В то время царь Ирод слайд 23 захотел сосчитать и переписать в еврейской земле всех людей и велел каждому человеку прийти в свой город. По царскому приказу Иосифу и Деве Мариислайд 24 пришлось идти из Назарета в Вифлеем. В Вифлееме тогда собралось много народа. Иосиф с Девой Марией не нашли себе места в домах и остались ночевать в пещере, куда в ненастье загоняли скотину. В эту ночь в поле пастухи пасли скотину. Вдруг явился им слайд 25светлый Ангел сказавший им: «Не бойтесь; я скажу вам большую радость для всех людей: сегодня в Вифлееме родился Спаситель. Идите в пещеру, младенец лежит в яслях»
слайд 26Придя в пещеру, путь в которую указала им вифлеемская звезда,слайд 27 увидели они Деву Марию, Иосифа и Младенца в ясляхслайд 28; поклонились Иисусу Христу и рассказали, что слышали от Ангелов. слайд 29На месте рождения Иисуса Христа сейчас стоит храм в честь Рождества Христоваслайд 30. Здесь неизменно проходит рождественская служба, на которую приглашаются российские паломники. Площадь перед Храмом носит название Ясельная в память о тех овечьих яслях, куда после рождения положили Младенца Иисуса. слайд 31Войти в храм можно только сильно согнувшись в поклоне, поэтому вход так и называется — «Дверь покорности»
Инна. Вот мы и открыли последнюю коробку слайд 32 (появляется последняя коробка). Нам было легко и интересно работать с вами. Мы хотим вам подарить небольшие сувениры (заходит коляда и дарит каждой группе светящиеся игрушки).
Наташа (рефлексия) Мы предлагаем вам зажечь свои игрушки, если урок принес позитивные впечатления и новые знания.
Инна: Кроме того, мы предлагаем вам высказать свое мнение об уроке.слайд 33Свои высказывания вы можете начать с предложенных фраз взять фразы с конструктора урока!
я сегодня узнал…
я научился…
мне понравилось…
было непонятно…
Наташа:слайд 34в качестве домашнего задания мы предлагаем вам сделать дома поделку на тему «Символы Рождества». По созданным поделкам мы организуем выставку. Всем спасибо. Все свободны.