Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Методическая разработка «Организация цикла занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром в мини-центре «Деревенский дворик» в летний период»

Методическая разработка «Организация цикла занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром в мини-центре «Деревенский дворик» в летний период»

В летний оздоровительный период дети основное время пребывания в детском саду проводят на улице и занятия в «Русской избе» проводить нецелесообразно, поэтому возникла идея создания развивающей зоны на уличной территории. Мини-центр «Деревенский дворик» представляет собой уголок деревенского подворья, где расположены: колодец, скамейка, собачья будка, плетень, улей, садовая тележка, а также персонажи: бабушка Марья, дедушка Иван, собачка Жучка, кот Васька, курочка Ряба и др. Для систематизации работы в мини-центре был разработан цикл занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром на летний период.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая разработка

«Организация цикла занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром в мини-центре

«Деревенский дворик» в летний период»

Автор: старший воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 444 «Березка» Пешкова Ольга Валерьевна

Актуальность:

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.

Дошкольный возраст – благодатная почва для приобщения детей к народной культуре. Все, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном посёлке, родных и близких людях, о том, что мы зовем своей малой Родиной.

Известно, что современные дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране. Необходимо отметить, что семьи воспитанников недостаточно информированы по данной теме и в связи с этим возникает необходимость формирования единого образовательного пространства, включающего семью и дошкольное учреждение.

Существуют различные формы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре. Одна из них – это музейная педагогика, которая ориентирована на воспитание у ребенка уважения и интереса к народной культуре, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, развивает у детей наглядно-действенное мышление, знакомит с фольклорными формами.

Приоритетность регионального культурного наследия означает воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, друзьям), бережного отношения к природе родного края и изучение его истории, приобщение ребенка к национальному культурному наследию и традициям, знакомство с русским народным творчеством.

Дети по-новому начинают относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.

Созданный руками сотрудников и родителей мини-музей «Русская изба» позволяет в полной мере решать задачу приобщения детей к народным истокам и национальным традициям. Направления работы в мини-музее:

- изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, загадок, потешек, пословиц, поговорок и т.п.)

- знакомство с национальными предметами быта и обихода (печь, прялка, люлька, лавка, сундук, коромысло, горшки, чугунки, ухваты, самовар и т.д.)

- знакомство с русскими народными играми

- знакомство с народным искусством (Дымка, Гжель, Городец, Хохлома, Жостово)

- знакомство с праздниками и традициями русского народа (Осенины, Покров, Синичник, Наума-грамотника, Сороки, Яблочный Спас и т.д.).

В летний оздоровительный период дети основное время пребывания в детском саду проводят на улице и занятия в «Русской избе» проводить нецелесообразно, поэтому возникла идея создания развивающей зоны на уличной территории. Мини-центр «Деревенский дворик» представляет собой уголок деревенского подворья, где расположены: колодец, скамейка, собачья будка, плетень, улей, садовая тележка, а также персонажи: бабушка Марья, дедушка Иван, собачка Жучка, кот Васька, курочка Ряба и др. Для систематизации работы в мини-центре был разработан цикл занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром на летний период.

Цель:формирование интереса к истории и культуре жителей деревни.

Задачи:

  • Познакомить детей с элементами деревенского подворья, предметами быта, орудиями труда, одеждой

  • Формировать представления детей о домашних животных (собаке, кошке, курице)

  • Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, традициями, малыми фольклорными формами

  • Развивать речевую активность и словарный запас

  • Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных особенностей.

Перспективный план занятий

Тема занятия

Задачи занятия

1

Знакомство с деревенским двориком

Познакомить детей с понятиями «колодец», «плетень», «ведро». Развивать умение отгадывать загадки и проговаривать чистоговорки. Развивать речь детей, умение слушать воспитателя, отвечать на вопросы, повторять за воспитателем. Обогащать словарный запас. Вызвать интерес к совместной с взрослым игре.

2

Знакомство с жителями деревенского дворика

Развивать умение отгадывать загадки о собаке, кошке, курице. Формировать знания о детенышах животных, умение их называть. Учить звукоподражанию. Вызвать интерес к совместной с взрослым игре.

3

Знакомство с собакой Жучкой

Уточнить представления детей о собаке, ее внешнем виде, повадках, месте проживания, питании. Закреплять умение учить потешку про собаку. Обогащать словарный запас. Развивать двигательную активность в подвижной игре.

4

Знакомство с котом Васькой

Уточнить представления детей о кошке, ее внешнем виде, повадках, месте проживания, питании. Закреплять умение учить потешку про кота. Обогащать словарный запас. Развивать двигательную активность в подвижной игре.

5

Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька»

Познакомить детей со стихотворением. Учить детей подражать звукам, которые издает кошка, и ее движениям. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.

6

Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок»

Познакомить детей с новым рассказом, помочь понять его содержание, вызвать желание стать героями рассказа. Воспитывать умение слушать рассказ, воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание рассказа. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь к животным, бережное отношение к ним.

7

Кто плавает в пруду?

Уточнить и расширить представления детей о домашних птицах. Закрепить представления детей о том, что у утки есть детеныши – утята. Уточнить знания о внешнем виде и поведении утки и утят. Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами.

8

Музыкальные ребята – веселые лягушата

Учить детей узнавать по внешнему виду лягушку. Дать элементарные представления о строении её тела, среде обитания. Знать, что лягушка прыгает и квакает. Воспитывать интерес к жизни и деятельности лягушки, стремление заботится, проявлять интерес и бережное отношение к живой природе.

9

Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок»

Воспитывать желание и умение слушать художественное произведение, следить за развитием действия. Закрепить умение свободно общаться в взрослым и детьми, развивать диалогическую речь. Уточнить звукопроизношение в звукоподражаниях, воспитывать умение слушать речь педагога и отвечать на вопросы.

10

Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Расширить знания детей о сказках. Формировать умения правильно отвечать на вопросы воспитателя и воспроизводить содержание сказки по вопросам. Развивать умение выражать образ героя в соответствии со стихотворным текстом в мимике, жестах интонации. Воспитывать любовь к сказкам. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

11

Кого не стало?

Закреплять знания о домашних животных. Развивать наблюдательность, внимательность, умение правильно называть знакомых домашних животных. Развивать фонематический слух, умение узнать домашних животных по голосу.

12

Знакомимся с редиской и морковью

Познакомить детей с редиской и морковью. Формировать умение различать их по внешнему виду. Формировать умение отвечать на вопросы. Воспитывать желание петь знакомую песенку, сопровождать ее движениями.

13

Знакомимся с помидором и огурцом

Познакомить детей с помидором и огурцом. Формировать умение различать их по внешнему виду. Формировать умение отвечать на вопросы. Воспитывать желание петь знакомую песенку, сопровождать ее движениями.

14

Огородные сказки

Закреплять знания детей об овощах. Познакомить с внешним видом огурца, его развитием и произрастанием. Учить внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы.

15

Краса-рябинка

Расширять представления о деревьях нашего участка. Познакомить детей с рябиной, ее внешним видом, полезных свойствах. Воспитывать желание видеть красоту родной природы и желание ее беречь.

16

Белая березка

Формировать первичные представления о березе, ее внешнем виде. Уточнить черты сходства и различия березы и рябины. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру и природе. Воспитывать желание петь знакомую песенку, сопровождать ее движениями.

Конспекты занятий в мини-центре «Деревенский дворик»

на летний период

Занятие 1. Знакомство с деревенским двориком

Педагог подводит детей с дворику:   

- Куда мы с вами попали?   (Предположения детей). 

- Верно, перед нами деревенский дворик – место перед домом, в котором живут люди. Интересно, кто в нем живет? Посмотрите.

Дети:

Бабушка и дедушка.

Педагог:

- Давайте поздороваемся.

Дети здороваются.

Бабушка:

- Здравствуйте, меня зовут бабушка Марья.

- А меня – дедушка Иван. Кто это к нам в гости пожаловал?

Педагог и дети:   

- Это мы в гости к вам пришли!

Марья.

- Здравствуйте, родные! Давно к нам никто не захаживал…

Педагог  

- Мы мимо шли и решили к вам в гости заглянуть. Расскажите нам, пожалуйста, о своем дворике.

Марья.

Попробуйте отгадать загадку:

Ведёрко звонко, спускаясь скачет,

А поднимаясь, скрипит и плачет.

В глубокой шахте вода хранится,

Чтоб летом знойным ты мог напиться.

Дети:

Колодец.

Правильно, а знаете, для чего он нужен?

Ответы детей.

Дедушка Иван:

А еще загадку отгадаете?

За водой иду – его обязательно с собой беру.

В огород пойду – тоже его возьму.

Вот так, ребята, в хозяйстве никогда

Не обойдешься без железного …

Дети:

Ведра.

Педагог:

Колодец нужен, чтобы доставать из него воду.

Показывает, как надо крутить ручку, чтобы опустить ведро в колодец.

- Кто достанет ведерко? (несколько детей приглашаются, чтобы опустить и поднять ведерко из колодца)

- А сейчас давайте выучим стихи:

- Ру-ру-ру - взяли дети по ведру

- До-до-до – над колодцем гнездо.

Марья.

Попробуйте отгадать еще загадку:

Вокруг дома он стоит,

От лишних глаз загородит

У него калитка есть,

На него совсем не влезть

Дети: забор

Педагог: забор сделан из досок, а это (показывает на плетень) называется плетень, потому что он сплетен из веток

Давайте выучим стих:

Тень-тень-тень – упала на плетень.

Педагог:

- Дети, давайте поиграем в игру «Передай ведерко»

Подвижная игра «Передай ведерко» (дети становятся в круг, по сигналу передают ведерко друг другу. По команде «стоп», тот ребенок, у которого оказалось ведерко в руках, выходит в круг и танцует).

Педагог:

- Как много у вас интересного во дворе. Можно мы еще к вам в гости придем?

Марья:

- Конечно. До свидания!

В группе можно повторить слова: колодец, ведро, плетень, деревенский двор. Предложить изобразить плетень, украсить ведерки аппликацией, поучить чистоговорки. Можно предложить построить вокруг игрушечного домика забор из мелкого строительного материала и закрепляет представление о понятиях «забор», «вокруг», «много».

Занятие 3.Знакомство с жителями деревенского дворика

Педагог подводит детей с дворику:   

- Давайте поздороваемся с бабушкой и дедушкой.

Дети здороваются.

Бабушка:

- Дети, а хотите узнать, кто живет у нас во дворе? Послушайте загадку:

Хвост колечком завиляет,

Когда хозяина встречает,

В дом не пустит чужака,

Видит всех издалека,

В одиночестве грустит,

Громкое лает и скулит.

- Правильно, это моя собака Жучка.

- А вот еще загадка:

Он пушистый, милый самый,

Любит рыбу и сметану.

С нами в доме он живет

Это наш любимец...

- Да, это мой кот Васька.

- А вот еще загадка:

Зернышки она клюет.

Яйца вкусные несет.

Слышно на всю улицу

Как кудахчет…

- Это курочка Ряба.

Педагог предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».

Наши уточки с утра…   кря- кря- кря!

Наши гуси у пруда…   гага- га!

Наши курочки в окно…    ко- ко- ко!

А как Петя- Петушок

Рано-рано по утру нам споет…   кукареку!

Марья:

- У наших домашних животных есть детеныши, знаете, как они называются?

Игра «Назови детеныша»

  • У собаки детеныш - щенок.

  • У кошки детеныш - котенок.

  • У курицы детеныш - цыпленок

  • У козы детеныш - козленок.

  • У коровы детеныш - теленок.

  • У лошади детеныш -жеребенок.

Марья.  

Молодцы! Мне пора идти по хозяйству хлопотать, а вы ко мне заглядывайте, я вас ждать буду. Дети прощаются с бабушкой.

В группе педагог может предложить игру «Угадай, кого не стало» (игрушки: собака, кошка, курица, утка). Можно предложить раскраски с изображениями животных.

Занятие 2. Знакомство с собакой Жучкой

Педагог предлагает детям вновь пойти в гости к бабушке Марье.

Педагог.    «Здравствуй, бабушка Марья!».   Мы вновь к тебе пришли, хотим поближе познакомиться с твоей собакой Жучкой.

Марья. Жучка мой дом сторожит, чужих не пускает, громко лает. Она добрая и верная, настоящий друг.

Давайте позовем ее. «Жучка, Жучка!».

У нее свой домик есть (показывает на будку).  

Он маленький и называется «будка или конура».

Педагог. Что- то не выходит Жучка! Давайте еще раз ее позовем.

«Жучка, выходи к нам! Мы люди добрые и тебя не обидим!».

Вот и она!   (Из будки появляется игрушечная собака)

Давайте ее погладим!   

Смотрите: Жучке нравится! Она даже хвостиком виляет! Потрогайте: какая мягкая у нее шерстка. А еще у собаки есть лапы, уши, хвост (показывает   части тела собаки и предлагает детям потрогать их и сказать, как они называются).  

Бабушка, а чем ты кормишь свою любимицу?

Марья.   Жучка   любит грызть косточки: у нее ведь очень острые зубы!   А еще она ест кашу, суп и лакает молоко из миски. Запомнили? Повторите!

Педагог.   Вы знаете, чем любят заниматься собаки?  (Играть, гулять, спать, лаять…)  

Давайте покажем, что любят собаки, а бабушка скажет, правильно это или нет.

Проводит игра «Собачки». Дети движениями передают настроение собаки, характерные для нее действия (спит, сердится, виляет хвостом, лает).

Педагог. А если собаку обидеть, что может произойти? Правильно, она может рассердиться и укусить. Но мы этого делать не будем. Лучше расскажем ей потешку.

К нам пришла собачка,

Умная собачка.

С детками играет,

Очень громко лает:

«Гав- гав, гав- гав!».

Педагог. Давайте попрощаемся с бабушкой Марьей и собачкой Жучкой.

«До свидания, мы к вам еще в гости придет. Не скучайте!».

Занятие 3. Знакомство с котом Васькой  

Дети и педагог приходят на сельский дворик.

Их встречают бабушка Марья и собачка Жучка.

Дети.

Здравствуйте! Это опять мы!

Марья.

Здравствуйте!  Проходите!  (Раздается мяуканье.)  

Слышите? Это мой кот Васька с вами здоровается.

«Котик, иди сюда!».

Педагог.

Вот и котик появился! Давайте с ним поздороваемся.  (Здороваются)

Марья.

Подойдите   поближе, погладьте кота!  (Выполняют)

Педагог. Какая у кота «шерстка мягкая, гладкая, шелковистая, пушистая!».

Лапки у котика мягкие, но в них спрятаны коготки-царапки. Гладить незнакомых кошек нельзя: могут оцарапать. А еще у кота Васьки есть «усы удивительной красы, глазки смелые, зубки белые».

Бабушка, а твой котик любит молоко?

Марья. Конечно, любит! Все коты любят лакать молоко, а еще они любят полакомиться рыбкой и сметаной.

Педагог. Расскажи нам, бабушка: чем занимается твой котик?

Марья. Васька любит на солнышке сладко поспать, по травке бегать, по ночам на мышей охотиться.

Умеете игра в игру «Кот и мыши»? Сыграем?

(Дети   играют с Васькой)  

А когда котик выспится и наестся, тщательно умывается и песенку поет:

«Мур-мур-мур».

Педагог. Прочитаем потешку?

У котенка шерстка гладкая,

И она, наверное, сладкая,

Потому что Васька рыжий

Часто-часто шерстку лижет.

Васька скрывается в домике бабушки Марьи.  

Марья.  

Устал мой котик, пошел отдыхать. И вам пора идти. До свидания!  

Дети прощаются.

Занятие 4. Инсценировка стихотворения Е. Рыбака «Васенька»

Педагог и дети приходят к бабушке Марье. Здороваются с ней и котиком. Педагог предлагает послушать стихотворение и выполнить действия, в нем описанные:

Бедный мой котенок Васька!

Он сегодня заболел.

Бедный мой котенок Васька

Ничего с утра не ел.

У него и нос горячий,

Он не прыгает, не скачет,

А хозяйка горька плачет…

Васька, Васенька!

Выздоравливай скорей,

Васька, Васенька,

Будет в доме веселей.

Будем мы с тобой играть,

И по комнате скакать…

Бедный мой котенок Васька,

Очень я его люблю,

Уложу его в кроватку,

Колыбельную спою:

Баю- баю, спи, Василий,

Баю- баю, мой красивый,

Баю- баю, мой котенок,

Ты как маленький ребенок.

Занятие 5. Знакомство с куриным семейством  

Дети и педагог приходят на сельский дворик и видят, как по нему гуляет петух, курица и цыплята.

Педагог. К то это гуляет рядом с домом бабушки Марьи? (Ответы)  

Верно, это куриное семейство. Мама- курочка, папа- петушок и их детки – маленькие цыплятки. Родители заботятся о них.

Курочка учит зернышки клевать, лапками землю разгребать, червячков и букашек искать. Вот так!  (Показывает, дети повторяют)  

Петушок учит гордо ходить и песни петь. Вот так!  (Показывает, дети повторяют)  

Я буду мамой- курицей, а вы – моими цыплятками. Педагог надевает шапочку курицы ходит по двору, дети следуют за ней. Педагог произносит слова, показывает действия, дети повторяют.

Педагог. Коко- ко! Коко- ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите, зернышки ищите!

Как пищат цыплятки? Как мама зовет детой?

Цыплятки маленькие, желтенькие, пушистенькие! Потрогаете их!

А петух большой, у него на голове красный гребешок, он весь покрыт красивыми цветными перьями, хвост у него колесом, на ногах шпоры. Петух кричит: «Кукареку!».

Читает стихотворение.

Просто так, по пустяку

Не пою ку- ка- реку!

Утро привечаю,

Солнышко встречаю!

Педагог.  Курочку, петушка, цыпляток можно угостить зерном (дает детям   зерно и предлагает посыпать его на пол).  

Позовем кур! Дети.   Цып-цып-цып!

Педагог.   А еще нужно напоить все куриное семейство.  (Подносит чашку с водой к клювикам птиц – дети имитируют действия птиц).  

С кем вы сегодня познакомились? Расскажите! Дети отвечают и прощаются с куриным семейством.

В группе педагог предлагает взять карандаши и показать, как куры клюют зерно.

Занятие 6. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Петушок с семьей». Заучивание потешки «Петушок, петушок»

Педагог приводит детей в гости к бабушке Марье и предлагает рассказать, кого они видят у нее во дворе.

Бабушка Марья здоровается с детьми и начинает кормить кур, затем берет в руки петушка и показывает его детям.

Педагог читает рассказ К. Ушинского, задает вопросы по тексту.

Затем читает потешку и предлагает детям повторять ее за ним.

Дети изображают петушка. Затем прощаются с бабушкой.

Занятие 7. Кто плавает в пруду?

Педагог (приведя детей на сельский дворик).

Здравствуй, бабушка! Говорят, у тебя пруд есть, а в нем утка с утятами плавает. Покажи их нам, пожалуйста.

Марья. Здравствуйте, мои дорогие! Пошли!

Я покажу вам свой пруд и его обитателей (подводит детей к искусственному водоему).  

Вот моя уточка и ее детки плавают. А вы знаете, как деток утки зовут? Правильно, утята. «Утяток много, утка одна».

Утка и утята любят купаться, нырять, на лугу травку щипать. А когда утята далеко уплывают, мама их громко зовет: «Кря- кря- кря! ».

А утятки ей отвечают …  Как? (Ответы)  

Давайте поиграем: будем называть и показывать движения. (Плавают, клюют корм, пьют воду, стряхивают воду с себя, щиплют травку)  

Утка большая или маленькая?  (Большая)

Утята какие?  (Маленькие)

Педагог. В ы любите купаться?  (Ответы)  

Утка и утята тоже любят купаться. Посмотрите, как они умело плавают и не тонут. Кто еще умеет плавать?   (Рыбы, гуси, лягушки)   

Верно! Поиграем: я буду опускать на воду разные предметы (бумажные кораблики, легкие дощечки, пенопласт, камушки, траву, шишки, детали металлического конструктора и т. д.), а вы будете говорить: плавают они или нет?  (Выполняют)  

А что любят ваши утята?

Марья. Мои утятки любят щипать свежую травку, ловить в пруду рыбу и клевать зерна. Хотите их покормить? Тогда берите зерно и высыпьте в кормушку уткам.  (Выполняют)

Слышите, как утки крякают? Это они вас благодарят.

Педагог.

Не будем мешать утятам. Попрощаемся с ними.

Занятие 8. Музыкальные ребята – веселые лягушата

Педагог и дети снова приходят на пруд к бабушке Марье.

Педагог. В пруду еще кто-то плавает, а не только утка с утятами. А это что за странные звуки?  (Включает аудиозапись кваканья лягушек)  

Правильно, это лягушки. Это они так поют.

«Здравствуйте, лягушки- квакушки!».

Как хорошо, что вы к нам в гости пожаловали, а то комары замучили.   Лягушки никого и никогда не обижают. Более того, они приносят пользу. Живут лягушки в воде и на берегу.   Они рады дождю: кожа у них нежная, всегда должна быть влажной.

Как радуются лягушки? Они поют свою песенку: «Как- ква- ква!».

Какого цвета квакушки! Как они прыгают? Как распевают свои веселые песни? Чем питаются?   (Дети отвечают с подсказкой педагога, что можно, показывают)

Организуется игра «Музыкальные ребята».  

Педагог раскладывает на полу два шнура (параллельно) – это пруд. Здесь лягушата будут плавать.

Педагог. Лягушата – музыкальные ребята, покажите, как вы громко и дружно поете!

Дети. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Педагог. В речку прыгать нам пора!

Дети.   Ква-ква-ква!

Педагог. Плавать дружно до утра!

Дети. Ква- ква- ква!

Педагог. Лапками греби!

Дети. Ква- ква- ква!

Педагог. На берег нам пора!

Дети. Ква- ква- ква!  

Поймаем комара!

После игры педагог спрашивает у детей, с кем они сегодня познакомились и что нового узнали. Дети рассказывают то, что запомнили, и возвращаются в группу.

Занятие 9. Чтение сказки В. Сутеева «Цыпленок и Утенок»

Педагог предлагает детям отправиться на деревенский дворик бабушки Марьи и проведать цыплят и утят. Придя на двор и увидев малышей, спрашивает у детей: кто это? Выслушав их ответы, читает сказку В. Сутеева. Затем задает вопросы по тексту и предлагает двум детям исполнить роли Цыпленка и Утенка.

В заключение организует игру «Цыплята» (по стихотворению Т. Волгиной «Цыплята»).

Занятие 10. Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»

Педагог приводит детей в гости к бабушке Марье.

Дети здороваются со своей доброй знакомой и просят рассказать им какую-нибудь сказку. Марья рассаживает их, берет в руки цыпленка и рассказывает сказку. Потом задает детям вопросы по тексту, помогает оценить поведение ее персонажей. Предлагает сказать несколько добрых слов цыпленку (например, желтенький, пушистенький, мы тебя любим и в обиду не дадим!).

Занятие 11. Кого не стало?

Педагог предлагает навестить бабушку Марью и ее питомцев. Дети заходят во двор к бабушке и здороваются со всеми его обитателями.

Бабушка выставляет в ряд всех домашних животных и птиц.

Марья.   Хочу поиграть с вами и узнать: кто самый внимательный! Вы будете закрывать глаза, а я – прятать кого-нибудь.

Если вы отгадаете, кого я спрятала, то услышите его голос.

Играют.

Затем Марья предлагает сыграть в «Узнай по голосу».

Дети прощаются и уходят.

Занятие 12. Знакомимся с редиской и морковью

Бабушка Марья приглашает детей пройти в ее огород.

Марья. Посмотрите, какая у меня редиска выросла! А вот морковка.  (Показывает)

Смотрите: морковь по цвету оранжевая, по форме удлиненная, а еще она твердая и гладкая. А редиска круглая, красная, тоже твердая и гладкая. Какие же морковь и редиска?  (Отвечают)  

А теперь поиграем.  

«Раз, два, три, скорей редиску найди!

Раз, два, три, скорей морковку отыщи!».

Будьте внимательны и не ошибитесь! После игры дети садятся на скамейку во дворе у бабушки, и она угощает их корнеплодами. Дети пробуют их и говорят, какие они на вкус.

В конце проводится хороводная игра «Есть у нас огород»

Дети благодарят Марью и уходят.

Занятие 13.  Знакомимся с помидором и огурцом

Проводится аналогично предыдущему занятию.

Занятие 14. Огородные сказки

Дети и педагог вновь приходят к бабушке Марье в гости.

Педагог.   Бабушка Марья, расскажи нам: какие овощи растут у тебя на огороде. Дружно ли они живут?

Марья.

Овощи в огороде разные растут.

Морковь, капуста, редиска тут.

Помидор и огурец – разудалый молодец!

Кабачок и тыква есть…

Только всех не перечесть.  

Хотите я расскажу вам сказку об огурце?   (Ответы)  

Тогда слушайте! Как вырос огурец? На окне стояла коробка с семенами разных растений. Вечером, когда все легли спать, семена начали спорить: кто лучше?   Но так и не пришли к общему мнению.  На следующий день кто- то открыл коробку и взял семечко огурца. «Куда меня несут?»  Вдруг его опустили в ямку и засыпали землей. А потом сверху что-то потекло, и стало мокро и уютно.   Семечко еще полежало немного и стало расти, толстеть. Вскоре из него появился росток, С каждым днем он становился все больше и больше, и наконец   вылез наружу. Здесь было светло и тепло. Чьи- то руки его постоянно поливали, и росток продолжал расти. На стебельке сначала появились листья, а потом яркий желтый цветок. «Какой я молодец! Я не напрасно вырос! Наверное, я лучше всех!».  Но в один прекрасный день подул ветерок, и лепестки опали. Осталась только серединка цветка. Росток загрустил, но солнышко сказало ему: «Не грусти, я тебе помогу!». И стало светить ярко- ярко, становилось все теплее и теплее. Завязь стала расти, расти и вскоре превратилась в большой красивый огурец.

Педагог. Вам понравилась сказка? Давайте вместе расскажем ее и покажем, как рос огурец и каким он вырос.

Занятие 15. Краса-рябинка

Педагог: - Посмотрите, какое дерево выросло рядом с домиком бабушки Марьи! Как это дерево называется?

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?

Это дерево - … (рябина).

Ответы детей.

Педагог:

Молодцы, правильно. Давайте поздороваемся с ней и назовем ее ласково.

Ответы детей. Рябинка, рябинушка, красавица.

Педагог:

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Много ягод красных,

Спелых и прекрасных

Гроздьями висят,

Их красив наряд.

Собери на нитку ягод – для души,

Из рябины бусы очень хороши!

Стройную рябину вижу во дворе,

Изумруд на ветках утром на заре.

Педагог предлагает детям рассмотреть рябинку и ответить на вопросы:

- Что есть у рябины? (ствол, ветки, листья, ягоды)

- Какого цвета ствол? (темно-серый) 

- Какой он на ощупь? (гладкий)

- Какого цвета листья у дерева? (зелёные)

- Какой формы листья? (овальной, резные)

- Каким цветом ягодки у рябины? (ярко оранжевые, красные)

- Как располагаются ягоды? (собраны в гроздья)

- На что похожи ягодки? (на бусинки).

Дети отвечают на вопросы.

Педагог:

Растет рябина в лесах, парках, садах. Часто ее можно встретить около домов, вдоль улиц. Как вы думаете, почему люди сажают рябинку около дома так, чтобы ее из окна было видно?

Ответы детей. Любоваться красотой рябины, собирать ягоды.

Педагог: Рябиной это дерево назвали, потому что ее ягодки очень любят рябчики и куропатки.  В лесу, заваленном снегом, это их главная пища. Полакомиться рябиной в зимнюю пору прилетают и другие птицы: снегири, галки, воробьи, вороны.

А вы знали, что медведи тоже любят рябину? Если они найдут в лесу рябину, унизанную множеством ягод, то ловко наклонят деревце и с удовольствием полакомятся его плодами. А лоси могут дотягиваться до самой верхушки дерева, тем самым лакомятся не только ягодами, но и ветками. Упавшие на землю ягоды, подбирают мышки-полевки, ежики, белочки.

Ягоды рябины содержат много витаминов. Люди давно заметили их лечебные свойства и готовят из ягод отвар. Из ягод рябины получается вкусное варенье и джем!

Педагог:

Обрывать ягоды рябины без надобности нельзя! Почему?

Ответы детей.

Динамическая пауза - игра «Рябинка».

Рябину ветер раскачал (руки вверх, медленно раскачиваем в стороны),

С рябины листики сорвал (руки медленно опускают вокруг туловища),

Листочки ветер покрутил (кружатся вокруг себя на носочках),

И на землю положил (приседают).

Педагог:

А теперь давайте поиграем.

Подвижная игра «Раз, два, три к рябинке беги».

Занятие 16. Белая березка

Педагог: - Дети, мы с вами уже познакомились с рябинкой. Посмотрите, какое еще дерево растет во дворе у бабушки Марьи.

Ветер в поле на рассвете

Модницу-березку встретил.

Ветер дунул на березку-

И испортил ей прическу!

Как называется это дерево?

Ответы детей.

Педагог:

Правильно. Давайте познакомимся с этим деревцем поближе и узнаем из каких частей оно состоит (показывает и проговаривает с детьми, из каких частей она состоит), ребята, посмотрите, а каким цветом ствол у березы?

Дети: белый в черные полоски

Педагог:

А как вы думаете, для чего березке нужны черные полоски на стволе? Это чечевички – они нужны ей, чтобы дышать. Она вдыхает грязный воздух и выдыхает чистый. Чистым воздухом мы дышим с вами. Вот почему мы должны беречь деревья.

Речевая игра «Сравни деревья».

У рябины ствол какого цвета …, а у березы ….

У рябины ствол на ощупь …, а у березы ….

У рябины листья какого цвета …, а у березы ….

У рябины листочки какого размера …, а у березы ….

Пальчиковая зарядка:

- Падали листочки осенью с берёзки (загибаем пальчики).

Зимушка снежинки вешала на ветки (смыкаем поочерёдно пальчики большой и указательный, большой и средний и т.д.).

А весною почки лопались на ветках (хлопают в ладоши).

Угощала соком белая берёзка (ручки в горсть - "пьём").

Летом зеленели листья на берёзе.

Укрывая деток от летнего зноя (закрывают ладонями голову).

В конце проводится хоровод с детьми «Во поле березка стояла».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В летний оздоровительный период дети основное время пребывания в детском саду проводят на улице и занятия в «Русской избе» проводить нецелесообразно, поэтому возникла идея создания развивающей зоны на уличной территории. Мини-центр «Деревенский дворик» представляет собой уголок деревенского подворья, где расположены: колодец, скамейка, собачья будка, плетень, улей, садовая тележка, а также персонажи: бабушка Марья, дедушка Иван, собачка Жучка, кот Васька, курочка Ряба и др. Для систематизации работы в мини-центре был разработан цикл занятий по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром на летний период.
0 ₽