Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Математика
  3. Методическая разработка "Решение профессиональной задачи"

Методическая разработка "Решение профессиональной задачи"

Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий. Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу? С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать?

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Математика

Категория

Математика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Учитель математики

Ижевской средней общеобразовательной школы им. К. Э. Циолковского

Спасского района Рязанской области

Широкова О. А.

Решение профессиональной задачи

Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.

Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу?

С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать и почему для согласования перечня метапредметных умений учащихся?

Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение).

П.8 ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, вт.ч. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно п.10 Стандарта должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

В соответствии с п.14 Стандарта содержательный раздел ООП ООО должен, в частности, включать программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Универсальные учебные действия

Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу?

Примеры

С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать и почему для согласования перечня метапредметных умений учащихся?

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

  • определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

Формирование умения адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, ее объективные трудности и собственные возможности.

В ходе решения задач прикладного содержания уч-ся научатся умению:

-находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;

-понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы. таблицы и т.д);

-понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применять во всех областях человеческой деятельности;

-выдвигать гипотезы, понимать необходимость их проверки.

Так при изучении темы «Функции» можно подвести учащихся к осознанию того, что каждая функция математически формулирует зависимости между реальными величинами разных явлений в природе и процессов.

При изучении темы «Логарифмы» обратим внимание учащихся на то , что применение логарифмов существенно упрощает очень сложные расчеты (например - при решении экономических задач для определения срока хранения вклада)

Примеры.

1)При выполнении задания ученик допустил ошибки. Отметь верные решения.

А)8 м=800 дм Б)100 кг=1 ц В)100 мин=1 ч Г)9 см=90 мм

(Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы)

2)Поставь скобки так, чтобы равенства были верными.

А)520-120х3+50=110 Б)360-240х3/6=60

(Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения)

3) Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете.

20х30=60600 20х30= 60600

92х2=184

92х2=184 54х2=108

54х2=18108 302х3=96906

302х3=906

(Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и туже отметку обоим, так как в обоих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок)

С учителями физики, экономики, химии, биологии.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

8.Смысловое чтение:

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • обозначать символом и знаком предмет и/ или явление;

  • определять логические связи между предметами и/ или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

1)Формирование умения выдвигать гипотезы (предположения) и проверять их.

Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

Работа в группах по 4-5 человек.Н.Я.Виленкин и др. «Математика», 6класс, задача №460 «Дан квадрат со стороной 5х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти последовательность чисел от 1 до 25(кто быстрее)»

2 )Формирование умения выделять закономерность в построении серии. Задание «Найди правило».

Н.Я.Виленкин и др. « Математика», 6 класс, задача №673(Учащимся предъявляется круг, в секторах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел и вставить недостающие числа)

3)Формирование умения сравнивать, классифицировать и обобщать факты.

Примеры.

1)«Какими общими свойствами обладают прямоугольник и квадрат»(8 класс- «Геометрия»)

2) «Что общего у круга и окружности»(6 класс)

Формировать умение читать графики, таблицы, диаграммы ,представлять информацию в схематическом виде.

Примеры.

  1. Сделай чертеж к задаче. От пристани одновременно отправились в противоположных направлениях два катера. Один шел со скоростью 45 км/ч, а второй со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?

(Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы задачи на движение)

  1. Заполни таблицу данными из текста. Цена детского билета в будний день на утренний сеанс в кинотеатре составляет 100 руб. а на вечерний-150 руб. В выходные дни и утром , и вечером детский билет стоит 180 руб. Цена билета для взрослого в будние и в выходные дни на утренний сеанс составляет 200 руб, а на вечерний-250 руб

Пример.

Прочитай текст. Отметь знаком + верные утверждения.

Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить33 строки, Катя выучила 62 строки , ей осталось выучить 24 строки.

  1. Катя выучила меньше строк, чем Юра.

  2. Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.

  3. У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.

  4. (Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами)

КОММУНИКАТИВНЫЕ

9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:

10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:

11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами:

12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  1. Работа в группе.

Тема «Применение производной»(10кл.)

Каждая группа получает задание приготовить презентацию по теме:

1гр - «Применение физического смысла производной при решении физических задач»

2 гр- «Решение химических и биологических задач»

3 гр-«Решение задач с географическим содержанием»

  1. «Игра «Математический футбол».

Тема «Сложение целых чисел»,6 кл.


Пример.

Продолжи описание алгоритма деления: 824:4

  1. Делим 8 на 4, получаем 2

  2. Проверяем:2 умножить на 4, получаем 8.

  3. Вычитаем: из 8 число 8, получаем 0.

  4. Сносим 2. Число2 делю на 4,получаем в частное 0.

  5. Проверяем: 0 умножить на 4, получиться 0

  6. Вычитаем……

  7. ………….

  8. ……….

  9. ………..

(Проверяется понимание математического текста ,использование речевых средств(математической терминологии) для продолжения записи операций, входящих в состав учебного действия(алгоритма письменного деления на однозначное число)

Работа в парах при фронтальном опросе по теме «Длина окружности. Площадь круга. Шар»

1 ученик-«Ученик»

2ученик-«Учитель»

Компьютер на уроках математики можно применять:

1)как банк справочного материала

2)как тренажер

3)как динамическое средство наглядности

4)как средство контроля

5)как средство игровой ситуации

6)как средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика

Учащиеся применяют ИКТ в проектной деятельности

С учителями физики, химии, биологии, географии, фузкультуры

С учителями: географии, технологии..

С учителем информатики

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий. Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу? С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать?
0 ₽