Учитель математики
Ижевской средней общеобразовательной школы им. К. Э. Циолковского
Спасского района Рязанской области
Широкова О. А.
Решение профессиональной задачи
Вы являетесь членом рабочей группы по разработке образовательной программы школы. Вам необходимо вместе с коллегами предложить программу формирования универсальных учебных действий.
Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу?
С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать и почему для согласования перечня метапредметных умений учащихся?
Отразите свое профессиональное мнение в решении (форму представления решения выберите на свое усмотрение).
П.8 ФГОС ООО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, вт.ч. метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, согласно п.10 Стандарта должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
В соответствии с п.14 Стандарта содержательный раздел ООП ООО должен, в частности, включать программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Универсальные учебные действия | Какие метапредметные умения, формируемые с помощью вашего предмета, вы предложите включить в данную программу? | Примеры | С какими учителями-предметниками вам необходимо взаимодействовать и почему для согласования перечня метапредметных умений учащихся? |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |||
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач: 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией: 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:
|
Формирование умения адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, ее объективные трудности и собственные возможности. | В ходе решения задач прикладного содержания уч-ся научатся умению: -находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; -понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы. таблицы и т.д); -понимать универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применять во всех областях человеческой деятельности; -выдвигать гипотезы, понимать необходимость их проверки. Так при изучении темы «Функции» можно подвести учащихся к осознанию того, что каждая функция математически формулирует зависимости между реальными величинами разных явлений в природе и процессов. При изучении темы «Логарифмы» обратим внимание учащихся на то , что применение логарифмов существенно упрощает очень сложные расчеты (например - при решении экономических задач для определения срока хранения вклада) Примеры. 1)При выполнении задания ученик допустил ошибки. Отметь верные решения. А)8 м=800 дм Б)100 кг=1 ц В)100 мин=1 ч Г)9 см=90 мм (Проверяется готовность осуществить проверку выполненной работы) 2)Поставь скобки так, чтобы равенства были верными. А)520-120х3+50=110 Б)360-240х3/6=60 (Проверяется готовность контролировать процесс и результат выполнения) 3) Ты и Петя при решении примеров допустили ошибки. Поставь отметку себе и Пете. 20х30=60600 20х30= 60600 92х2=184 92х2=184 54х2=108 54х2=18108 302х3=96906 302х3=906 (Проверяется адекватность самооценки (ученик должен поставить одну и туже отметку обоим, так как в обоих работах одинаковое количество одних и тех же ошибок) | С учителями физики, экономики, химии, биологии. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы: 7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: 8.Смысловое чтение: |
| 1)Формирование умения выдвигать гипотезы (предположения) и проверять их. Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач» Работа в группах по 4-5 человек.Н.Я.Виленкин и др. «Математика», 6класс, задача №460 «Дан квадрат со стороной 5х5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти последовательность чисел от 1 до 25(кто быстрее)» 2 )Формирование умения выделять закономерность в построении серии. Задание «Найди правило». Н.Я.Виленкин и др. « Математика», 6 класс, задача №673(Учащимся предъявляется круг, в секторах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел и вставить недостающие числа) 3)Формирование умения сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Примеры. 1)«Какими общими свойствами обладают прямоугольник и квадрат»(8 класс- «Геометрия») 2) «Что общего у круга и окружности»(6 класс) Формировать умение читать графики, таблицы, диаграммы ,представлять информацию в схематическом виде. Примеры.
(Проверяется готовность использовать знаково-символические средства представления информации в виде схемы задачи на движение)
Пример. Прочитай текст. Отметь знаком + верные утверждения. Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить33 строки, Катя выучила 62 строки , ей осталось выучить 24 строки.
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||
9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение: 10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью: 11.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами: 12.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации: |
|
Тема «Применение производной»(10кл.) Каждая группа получает задание приготовить презентацию по теме: 1гр - «Применение физического смысла производной при решении физических задач» 2 гр- «Решение химических и биологических задач» 3 гр-«Решение задач с географическим содержанием»
Тема «Сложение целых чисел»,6 кл. Пример. Продолжи описание алгоритма деления: 824:4
(Проверяется понимание математического текста ,использование речевых средств(математической терминологии) для продолжения записи операций, входящих в состав учебного действия(алгоритма письменного деления на однозначное число) Работа в парах при фронтальном опросе по теме «Длина окружности. Площадь круга. Шар» 1 ученик-«Ученик» 2ученик-«Учитель» Компьютер на уроках математики можно применять: 1)как банк справочного материала 2)как тренажер 3)как динамическое средство наглядности 4)как средство контроля 5)как средство игровой ситуации 6)как средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика Учащиеся применяют ИКТ в проектной деятельности | С учителями физики, химии, биологии, географии, фузкультуры С учителями: географии, технологии.. С учителем информатики |