Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. методическая разработка урока

методическая разработка урока

Данная разработка соответствует ФГОС и применяется на уроках русского языка как урок- открытие новых знаний с применением технологии критического мышления. Данная работа заняла 1 место в конкурсе методических разработок среди работ педагогов Иркутского района.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БОЛЬШЕГОЛОУСТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«Причастие»

(в технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Составила:

учитель русского языка и литературы

Бадаева А.В.,

первая к/кат.

П. Большое Голоустное,2023

Оглавление

Разделы

№ стр

  1. Актуальность

3

  1. Основная часть:

4

    1. Цель и задачи урока

4

    1. Планируемые результаты

4

    1. Технологическая карта урока

5-9

  1. Приложения

10

  1. Список используемой литературы

11

Актуальность

Актуальностьданной разработки урока состоит в том, что педагогу сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного владения детьми нового знания применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе  которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции — умения учиться.

Основная часть

Тема: Причастие как часть речи

Дата проведения урока: 18.10.2023г.

Класс: 7

Учитель: Бадаева Анна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Большеголоустненская ООШ»».

Учебник: Русский язык 7 класс под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др., в двух частях, часть 1.М. «Просвещение», 2021.

Тип урока: урок освоения нового знания с применением технологии развития критического мышления.

Цель урока: научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Задачи:

- познакомить с причастиями и важнейшими признаками этой языковой категории;

-развивать мышление, воображение и речь учащихся;

-воспитание познавательной активности, интереса и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация по теме «Причастие как часть речи».

Планируемые результаты:

Личностные: осознанно относиться к обучению по теме, проявлять интерес к теме, определять свою позицию, связанную с заданной проблемой.

Метапредметные:

познавательные: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний;

регулятивные:адекватно оценивать свою деятельность, определять лично значимую цель в рамках учебной темы;

коммуникативные: адекватно отвечать на поставленные вопросы, формировать навыки работы в паре, участвовать в диалоге.

Предметные: научиться определять причастия по основным признакам, находить их в тексте, составлять словосочетания, свободно употреблять в речи.

Технологическая карта урока.

Этап технологии

ТРКМ

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Умения

Фаза урока «Вызов»

1.Мотивация к деятельности

А) Организационный момент

Б) Актуализация знаний

В) Закрепление знаний, изученных ранее тем о глаголе и имени прилагательном.

Г) Самоопределение к деятельности

Приветствие учителя

Проверка готовности к уроку

Проверка домашнего задания

- Ребята, давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе и имени прилагательном.

Выполним у доски морфологический разбор данных частей речи.

Предлагает учащимся проблемную ситуацию:

- Прочтите на листах парные словосочетания и сравните их.

Шумный поток – шумящий поток.

Синий небосвод – синевший небосвод.

Зеленый лес – зеленеющий лес.

Колючий шиповник – колющийся шиповник.

- Как вы думаете, в чем их различие?

- Попытайтесь осмыслить, над какой темой мы сегодня будем работать:

Корректирует тему урока.

Организует обсуждение проблемы:

Чем отличаются слова в парах? Какой признак они означают: постоянный или временной?

Можете ли вы определить, какой частью речи являются слова во второй части каждой пары?

Что нужно знать, чтобы выполнить данное задание?

Приветствие учащихся.

Готовность к уроку

Читают слова самостоятельно составленного диктанта, сгруппированные по видам орфограмм, и комментируют.

Один из учеников готовит связный рассказ о глаголе как части речи, другой об имени прилагательном. (индивидуальный устный ответ ученика в сочетании с элементами рецензирования других).

Учащиеся предлагают свое видение проблемы урока, обсуждают в парах варианты ответа.

.

Личностные: определять потребности в изучении учебной темы; проявлять интерес к поставленной проблеме.

Познавательные: самостоятельно формулировать тему урока, восстанавливать информацию ранее изученного

Коммуникативные: представлять адекватные ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные: оценивать собственные возможности для выполнения задания.

Фаза урока «Осмысление содержания»

Фаза урока «Рефлексия деятельности»

1. Учебно-познавательная деятельность (обучение)

Учебно-познавательная деятельность (диагностика освоения материала)

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

4. Рефлексия состояния

1.- Исходя из темы урока («Причастие как часть речи»), давайте сформулируем его главную цель: чему вы должны научиться к концу урока?

Конечно, определять среди множества слов, отвечающих на вопросы прилагательных, причастия.

Знакомит с новым термином причастие и просит осмыслить его значение. Соотносит детские высказывания с определением этой части речи В.И.Далем «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного».

2.Предлагает обратиться к учебнику за теоретическими сведениями по данной теме.

3.Подведение итогов по составленному плану параграфа:

1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)

2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)

3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (М. Лермонтов)

4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)

4. Даёт задание: образуйте причастия от глаголов:

Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал ученик.

Земля, которая освещает солнце.

Дом, который построили.

Небо, которое потемнело.

Проверяет задание.

Предъявляет запись под диктовку.

Задание: найдите в тексте причастия.

Темное, могуче размахнувшееся море светлеет, местами на нем появляются небрежно брошенные блики луны. Она уже выплыла из-за мохнатых вершин гор и теперь задумчиво льет свой свет на море, тихо вздыхающее ей навстречу…(Проверяет задание)

Предлагает вернуться к заданию, данному в начале урока, и проверить освоение материала.

Организует подведение итогов урока. Составление с учащимися кластера по теме.

Раздает учащимся индивидуальный рефлексивный лист:

Мне_________урок, потому что…_.

Я оцениваю свою работу __________, так как….

Формулируют цель урока.

Читают параграф и самостоятельно составляют план.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы разбирают предложение с причастиями по членам.

Обсуждают задание в парах, составляют и записывают словосочетания

Записывают текст, находят причастия, указывают признаки прилагательного и глагола.

Учащиеся, основываясь на полученные знания, называют отличительные черты прилагательных и причастий.

Заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают учителю.

Личностные: проявлять интерес к учебным заданиям, готовность к сотрудничеству.

Познавательные: структурировать информацию и составлять план;

устанавливать причинно-следственные связи существительного с прилагательным

Коммуникативные:

формировать умения слушать и понимать учителя и своих одноклассников; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; участвовать в диалоге.

Регулятивные: формулировать цель деятельности, устанавливать последовательность действия, вносить коррективы в ошибочные суждения, принимать учебные задачи для коллективного обсуждения и самостоятельного решения

Предметные:

узнавать новое – лексические значения несклоняемых существительных и правила определения их рода.

Личностные: проявлять позитивное отношение к своим одноклассникам.

Регулятивные: преодолевать затруднения по выполнению заданий.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Предметные: использовать полученные знания на практических примерах.

Личностные: осознать успешность своей деятельности.

Коммуникативные: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения

Фаза урока «Итог урока»

5. Домашнее задание

Задание на карточках: 1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.

Читают задание на карточках и уточняют его для успешного выполнения.

Регулятивные: принимать учебную задачу для самостоятельного решения; планировать свое дальнейшее развитие.

Приложение 1.

Вопросы по плану параграфа:

1. Какие признаки прилагательного имеет причастие? (род, число, падеж)

2. Какие признаки глагола имеют причастия? (время, вид, возвратность)

3.Разберите предложение по членам: Люблю дымок спаленной нивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез (М. Лермонтов)

4.Каким членом предложения чаще всего бывает причастие? (определением)

Приложение 2

Задание:

Образуйте причастия от глаголов:

Тучи, которые тают вдали.

Лодка, которая плывет по реке.

Книга, которую прочитал ученик.

Земля, которая освещает солнце.

Дом, который построили.

Небо, которое потемнело.

Приложение 3.

Задание на карточках:

1.Выпишите из данного текста причастия. Подчеркните их как члены предложения, укажите род, число, падеж, вид, время.

(1)У побережья одной из индонезийских провинций поймана кистеперая рыба целокант, относящаяся к виду, вымершему, как считалось, около 80 миллионов лет назад.(2)Рыбак и его сын в течение часа держали пойманную рыбу у себя дома, а потом выпустили целоканта в огороженный сетью участок моря.(3)Выловленный индонезийскими рыбаками целокант был длиной 131 сантиметр и весом 51 килограмм.

Список использованных документов и источников информации:

I.Использованная литература:

1. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе/ О.В. Волкова – Казань: РИЦ «Школа», 2020. – 172 с.

2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений. В 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2019. – 223 с.

II. Электронные ресурсы

1.     Программа развития универсальных учебных действий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: bashmaka.suov|programma_razitiya_univversalnuh...

2. http://www.urokirus.com  – уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тес­тирование)

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Данная разработка соответствует ФГОС и применяется на уроках русского языка как урок- открытие новых знаний с применением технологии критического мышления. Данная работа заняла 1 место в конкурсе методических разработок среди работ педагогов Иркутского района.
0 ₽