Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Которская основная общеобразовательная школа»
Думиничский район
Калужская область
Методическая разработка урока ОДНКР
«Истоки родной культуры»
Автор:
Якушева Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
село Которь, 2023г.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………..… 3 стр.
2. Конспект урока …………………………………………………………..5 стр.
3. Приложение №1 ……………………………………………………….... 8 стр.
4. Приложение №2 …………………………………………………… ……9стр.
5. Приложение №3 ……………………………………………………….. 10 стр.
6. Список используемой литературы ……………………………………. 11стр.
Пояснительная записка
Тема: «Истоки родной культуры».
Предмет: ОДНКНР.
Класс: 5
Место проведения: кабинет начальных классов №7.
Тип урока: урок изучения нового материла и первичного закрепления знаний.
Методы: иллюстративно-репродуктивный.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология ;
- технология оценки образовательных достижений.
Цель урока:
Продолжить формирование знаний о понятии культура.
Задачи:
Образовательные:
помочь детям усвоить новые понятия: нравственность, этика
сформировать представление о значимости духовно-нравственной культуры в обществе.
Развивающие:
развивать умение самостоятельно получать знания;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные:
углубить раскрытие понятия добра и зла во внутреннем мире человека.
продолжить формирования умения давать нравственную оценку своим поступкам.
Прогнозируемы результаты:
Личностные УУД:
формировать целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
вносить своего вклада в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
выполнять корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, видеофильм, иллюстрация);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.
Предметные УУД:
уметь объяснять значение понятия «нравственность», «этика»;
расширить знания о соотечественниках, прославившихся подвижнической деятельностью, благородством.
Основные понятия:культура, материальная культура, нематериальная культура.
Методическое обеспечение: учебник (Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А.,Основы духовно-нравственной культуры России. 5 класс. М. Издательский центр «Вентана-Граф»), раздаточный материал (карточки «Открытия, которые подсказала природа», название памятников культурного наследия нашей страны, рефлексия).
Конспект урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Займите свои места. Проверьте готовность к уроку.
Проверка домашнего задания.
-Как называется тематический блок, который мы изучаем? (Россия - наш дом.)
-Назовите тему, которую мы изучали на прошлом уроке? (Русский язык - язык общения и возможностей)
-Какая главная мысль темы «Русский язык – язык общения и возможностей? (Русский язык - язык межнационального общения. Происходит постоянное взаимообогащение языков. Каждый человек, должен дорожить и изучать свой язык, как культурное достояние народа.)
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
- Когда выдающегося английского учёного Исаака Ньютона поздравляли с великим научным открытием, он скромно заметил: «Я подобен карлику, который встал на плечи гигантов-предшественников и только потому смог заглянуть чуть дальше, чем они». Какое условие, по его мнению, определяет успешность творчества человека? (Ньютон говорил об опыте предшественников, достижениях других учёных, подготовивших базу для его открытия. Положительный результат – плод работы многих людей).
- Эпиграф к нашему сегодняшнему уроку звучит так: «Народ жив, пока живы его культура и язык».
- Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?
-Тема урока: «Истоки родной культуры».
Первичное усвоение новых знаний
- Как вы думаете, что такое культура? (Ответы кратко записываются на доске)
- Культура является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Она определяет наши ценности, обычаи и способы мышления. Культура формирует наше восприятие окружающего мира и влияет на все сферы нашей жизни — от образования до искусства, от поведения в обществе до нашего внутреннего мира.
Одной из главных ролей культуры в жизни человека является сохранение и передача наследия предыдущих поколений. Мы все сталкиваемся с культурой ежедневно, она окружает нас с вами.
Ваше мнение о культуре верное. Давайте узнаем, что же такое культура и запишем определение в тетради.(Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т.д.)
- Ребята, давайте немного поиграем. Игра называется «Найди пару». Вам необходимо найти общий признак, по которому можно объединить изображения в пару. (Приложение №1)
- По какому признаку вы объединяли карточки? (Открытия человека, которые он сделал благодаря внимательному наблюдению за природой.)
- Назовите пары.(Ответы учащихся)
- Мы уже поняли, что культура это часть жизни человека. Культура –вторая природа, результат человеческой деятельности, поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Культура и природа это две формы бытия. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой.
-Как вы думаете, какую культуру называют духовной, материальной?
(Материальная культура - это предметы, которые были созданы руками человека:предметы ремесел, техника, здания и сооружения, орудия труда и т.д. Предметы материальной культуры постоянно используются людьми, и в ходе исторического процесса непрерывно совершенствуются. Духовная культура - все системы знаний и верований, нормы и ценности, которые накапливаются поколениями и передаются новым).
Материальная и духовная культура настолько обширны, что были названы «второй природой», потому что также как и натуральная природа стала средой обитания человека, только не естественной, а искусственной. Материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны.
Работа с учебником.
- Откройте учебники на странице 7. Какие фотографии вы видите на странице? (Московский Кремль и Покровский собор, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Казанский кремль, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан).
- Сейчас мы «цепочкой» прочитаем текст «Величие многонациональной культуры России» и определим, какова основная мысль этого рассказа.
- В чём величие российской культуры? (В её многонациональности)
- Найдите подтверждение в тексте («Великая культура России - плод труда разных народов»)
- Что укрепляет многонациональная культура? (Дружбу и добрососедство)
- Чему учит нас культура? Найдите подтверждение в тексте. (…понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений).
Закрепление и проверка понимания. Работа с раздаточным материалом. (Приложение №2)
- Подпишите название памятников культурного наследия нашей страны. После выполнения задания, откройте учебник и сделайте самопроверку.
- Были ли сложности при выполнении задания?
-Кто сможет ответить на вопрос: «Что является истоком родной культуры?» (Религиозная культура)
Рефлексия.
На уроке мы познакомились с понятием «культура». Рассматривали её как совокупность человеческих достижений. Узнали, что культура и природа тесно связаны между собой. Открытия человечества сделано благодаря наблюдениям за природой. Человек создал материальную и духовную природу. Что существует материальная и духовная культура и они взаимосвязаны. Великая культура нашей могучей и многонациональной страны. Великая культура России – это плод труда разных народов. Мы познакомились с памятниками культуры: Московский Кремль и Покровский собор, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Казанский кремль, старый город и крепостные сооружения Дербента (Дагестан), которые признаны всемирным сообществом (ЮНЕСКО).
Многонациональная культуранашей великой страны укрепляет дружбу между народами, укрепляет нашу страну, делает её культуру неповторимой.
Истоком родной культуры является религиозная культура.
Я предлагаю вам ответить на вопросы и аргументировать ответы. (Приложение №3)
Домашнее задание.
Подготовить сообщение ( по желанию с презентацией) о вкладе выдающихся деятелей культуры в развитие нашей страны; стр. 8-9 учебника прочитать, ответить на вопросы. Выучить термины.
Приложение №1. «Найди пару»
«Открытия, которые подсказала природа»
Приложение №2
Подпишите название памятников культурного наследия нашей страны
____________________________________ | _____________________________ |
______________________________ | _____________________________ |
Приложение №3.
«Рефлексия»
На уроке я делал………………………………………………………………… Своей работой я доволен/не доволен потому что……………………………. Этот урок показался мне……………………………………………………….. За урок я бы поставил себе, потому что……………………………………….. Материал урока я освоил………………………………………………………. Мое настроение после занятия………………………………………………… |
На уроке я делал………………………………………………………………… Своей работой я доволен/не доволен потому что……………………………. Этот урок показался мне……………………………………………………….. За урок я бы поставил себе, потому что……………………………………….. Материал урока я освоил………………………………………………………. Мое настроение после занятия………………………………………………… |
Список используемой литературы
Бердяев Н.А.. О культуре. – Антология культурологической мысли. М., 1996. С.195-198.
Власова И. В., Лукьянченко Т. В. и др. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ РОССИИ // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2017); https://bigenc.ru/text/3040264
Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков В.А., учебник «Основы духовно-нравственной культуры России», 5 класс. М. издательский центр «Вентана-Граф»
11