Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Примерь профессию»
(посвящено Всемирному Дню театра).
Возраст – 5-11 лет.
Длительность – 1 час.
Цель: познакомить детей с театральным искусством и профессией артист музыкального театра с помощью сюжетно-ролевой игры и заинтересовать их этим видом искусства как любителей этого зрелища.
Задачи:
ознакомить детей с помощью тематических видео роликов с общей информацией о театре (виды театра, профессии в театре, театр для детей имени Сац в Москве);
провести практическое погружение в профессию артист музыкального театра;
провести устное тестирование интереса к данной профессии.
Тип – познавательная игра.
Направление – профориентация.
Рекомендации по использованию.
Сценарий данного мероприятия может быть использован полностью или по частям, в лагерных или школьных познавательно - досуговых мероприятиях, а также частично на развлекательных вечеринках. В сценарий можно добавить или поменять персонажей и использовать любое количество людей.
Сценарий мероприятия.
Подготовительный этап (15 мин).
Ведущий - Здравствуйте ребята. В этом месяце в мире отмечают День театра. В этот день проходят мероприятия, в которых детям можно узнать о театре много интересного. Особенно это важно для детей в тех городах, где нет театров. А таких городов очень много. А театр – это такое волшебное место, которое очень интересно всем детям на Земле. Потому что в нем разыгрываются разные сказочные истории, которые сопровождаются удивительной музыкой, яркими костюмами и декорациями, и порождают яркие сильные чувства. В общем впечатление праздника и встречи с прекрасным. Поэтому сегодня мы посвятим нашу встречу знакомству с театром. И начнем с просмотра видео роликов об этом созданном людьми чуде. Смотрите внимательно. (Демонстрируются видеоролик «Путешествие в театр. Какие бывают театры (часть 2)» и «Путешествие в театр. Музыкальный театр (часть 1)».
Задание для детей: внимательно просмотреть видео ролики на большом экране.
Алгоритм выполнения заданий: расположиться удобно перед экраном, соблюдать правила совместного просмотра, просмотреть видео ролик, ответить на вопросы об увиденном.
Ведущий – Сейчас предлагаю поделиться впечатлениями об увиденном. Если я попрошу вас рассказать мне о театре, что вы будете рассказывать?
Задание для детей: по одному предложению рассказать одну информацию, которая запомнилось.
Алгоритм выполнения заданий: дети по очереди по одному предложению рассказывают о том, что им запомнилось. Тот, кто затрудняется с ответом, пропускается.
Основной этап (40 мин).
Часть 1
Ведущий – Теперь ребята, мы готовы перейти к практике. Представьте, пролетел десяток лет, вы все получили профессию артист театра и по воле случая вы все работаете в одном театре. И вот вы все собрались в зале по поводу новой постановки. Спектакль называется «Однажды, в начале весны». Вам предстоит его поставить. А потом показать его приглашенным зрителям.
Я буду исполнять роль режиссера спектакля и рассказчика в спектакле по совместительству. И сегодня предстоит распределение ролей. (Приложении 1)
Задание для детей: определиться с ролью, получить лист с инструкциями по исполнению роли. (Приложение 2) Ознакомиться с содержанием и получить консультацию у ведущего.
Алгоритм выполнения заданий. Распределение ролей происходит либо по рекомендации ведущего, либо по желанию ребенка. Ведущий озвучивает роль и отдает ребенку лист с инструкцией. Роль может исполнять несколько человек и тогда дети работают группой. Если у ребенка возникли вопросы, то ведущий их консультирует.
Часть 2.
Ведущий – Теперь, артисты, вам надо подготовить свои роли. Вам предстоит сочинить из 3-4 движений небольшой танец, а также найти движение для своего образа. Если возникнут вопросы, можно поработать с режиссером. На подготовку дается всего 5-10 мин.
Задание для детей: придумать небольшой танец из 3-4 движений.
Алгоритм выполнения заданий. Дети самостоятельно или с помощью режиссера (ведущего) придумывают танец и показывают его режиссеру.
Часть 3.
Ведущий – Теперь ребята, артисты репетируют спектакль. Я, как режиссер, буду ставить спектакль по сценарию. У каждой роли есть свое музыкальное сопровождение. Под него вы появляетесь на сцене, показываете свой танец и остаетесь на сцене в качестве живой декорации.
Задание для детей: внимательно следить за сюжетом и запомнить свои действия и места на сцене.
Алгоритм выполнения заданий. Ведущий читает текст и включает музыкальное сопровождение. Дети появляются на сцене в соответствии с сюжетом. Ведущий объясняет им, где они должны стоять, как выстраивается мизансцена.
Часть 4.
Ведущий – Теперь, артисты, вам надо пройти в костюмерную и одеть костюмы.
Задание для детей: дети облачаются в костюмы.
Алгоритм выполнения заданий. Ведущий выдает детям их костюмы, которые подготовлены заранее.
Часть 5.
Ведущий – Ребята, в театре последняя репетиция, перед показом зрителю, называется генеральным прогоном. Она проходит в костюмах полностью без остановки. Мы с вами сделаем только общую фотографию последней мизансцены.
Задание для детей: построится для финального действия.
Алгоритм выполнения заданий. Дети выстраиваются и фотографируются.
Заключительный этап (5 мин).
Ведущий – Пришло время для премьеры. В театр пришли зрители. И вам, ребята, предстоит показать подготовленный спектакль.
Задание для детей: показать спектакль.
Алгоритм выполнения заданий. Зрители располагаются в зале. Артисты показывают спектакль. После премьеры зрители уходят, а артисты остаются на «сладкий стол», на котором делятся впечатлениями (что понравилось, сложно ли было, интерес к профессии, интерес как зрителя).
Методы и приемы работы педагога, использованные в ходе мероприятия
Методы: творческая лаборатория, беседа.
Приемы: создание интриги, консультирование, подсказка.
Оборудование, необходимое для проведения мероприятия.
Просторный зал (возможно со сценой), стулья, экран и проектор, костюмы.
Приложение 1.
Список ролей.
Царь, елки (2 чел.), девицы – красавицы (любое количество человек), Зима, Солнце, снежинки (любое количество человек), Красная шапочка, фигуристка, дама в карнавальном костюме (до 2-х чел.), воришки (2 чел.), кот, пингвины (любое количество человек), девочки из джаза (2 чел.)
Приложение 2.
Рекомендации к роли.
Царь
Движения для выхода: большой шаг с остановками, присядка, поворот с переступанием.
Елки
Движения для хоровода: идут друг за другом, по кругу, кружатся сами, потом парами. В конце становятся с двух сторон от трона.
Девицы-красавицы.
Движения для плясовой: «пружинки с поворотами», «топотушки», «кружение», «ковырялочка».
Зима
Движения для танца:
Солнце
Движения для танца: подъем с колена и потягивание, кружение, шаг на полу пальцах и взмах рукой, выпады в сторону, круг руками.
Снежинки
Движения для танца: бег на полу пальцах, кружение на месте, кружение в паре, поза на коленке и взмахи руками.
Красная Шапочка
Движения для танца: подскок, пружинка, галоп в сторону, поворот с подскоком, пантомима любуется солнцем» и «собирает цветы».
Фигуристка
Движения для танца: скользящий шаг, «ласточка», вращение, прыжок.
Дамы в карнавальных костюмах
Движения для танца: покачивание бедрами сдвижением рук по кругу, переступания, «бантик», шаг крестиком.
Воришки
Движения для танца: крадущийся шаг с оглядыванием, выглядывание и прятки.
Кот
Движения для танца: мягкий шаг, жест «умываться», кошачий прыжок,
Пингвин
Движения для танца: выворотный шаг по 1 позиции, приседания со взмахом крыльев, выставить ногу на пятку.
Девочки из джаза
Движения для танца: Шаг «юла», «циркуль», «бантик», «чарльстон».
Приложение 3.
Сценарий спектакля «Однажды в начале весны».
Текст | Действие | Рекомендация к музыкальному сопровождению |
В некотором царстве, в некотором государстве, жил был Царь. Очень весело жил. | Выходит Царь, в конце садится на трон (стул по центру сцены). | Музыка из м-ф «Иван Царевич и Серый волк» |
Вокруг чистый воздух. Сосны да ели вокруг. | Выходят и танцуют Елки, в конце становятся сбоку трона. | Любой русский народный хоровод. |
На пригорке девицы-красавицы хороводы водят. Красота, да и только. Не жизнь, а сказка. | Выходят и танцуют девицы, в конце располагаются перед троном у ног Царя. | Русская плясовая. |
Но вот, случилась однажды неприятность. На исходе зимы Снежная Зима и Солнце спор устроили: «кого больше жители Земли любят – зиму или лето?». И такая кутерьма началась. | Выходит и танцует Зима. Становится по одну сторону от трона. Выходит и танцует Солнце и становится по другую сторону трона. Затем пантомима «спор» и возвращение на свои места. | Песня «У леса на опушке». «Утро» Григ. Музыка для спора. |
«Мы зиму любим» – сказали снежинки и закружились вокруг Зимы в легком красивом танце. | Снежинки танцуют в конце становятся возле Зимы. | Песня «Кружатся снежинки». |
«А я лето люблю» - сказала Красная Шапочка.- «Потому что летом легче пирожки бабушке носить». | Танец Красной Шапочки. В конце она располагается возле Солнца. | «Песня Красной Шапочки» |
«А я зиму люблю» - сказала фигуристка. «Потому что я очень люблю танцевать на льду» - и закружилась в танце. | Танец фигуристки. В конце располагается со стороны Зимы. | Классическая плавная музыка. |
«А мы любим лето, потому что танцуем такое же горячее как Солнце самбо» - сказали дамы в карнавальных костюмах. | Дамы танцуют и располагаются со стороны Солнца. | «Бразильский карнавал». |
Тут появились воришки и сказали, что они любят зиму, потому что зимой ночи темнее и длиннее и скрываться удобнее. | Танцуют воришки и располагаются возле Зимы. | «Розовая пантера» |
Но тут появился Кот и заявил, что лето лучше, потому что он любит греться на солнышке. | Танцует кот и располагается на полу у ног Солнца. | Песня про черного кота. |
А мы зиму любим, – сказали пингвин - потому что мы к холоду привычны. | Танцуют пингвины Располагаются рядом с Зимой. | Етка - енька. |
Итак, любителей зимы стало больше. Но тут появились девочки из джаза и заявили, что им лучше танцевать летом, и что джаз – это танец горячей души и потому Солнце важнее. | Танцуют девочки из джаза и располагаются со стороны Солнца. | Чарльстон. |
Хватит спорить! – вскочил Царь и замахал руками. – Уже голова от вас болит. И зимой и летом хорошо. Я вот и тебя люблю (подходит к Зиме), и тебя люблю (подходит к Солнцу). Мне, Царю, всегда хорошо. Потому, давайте вместе танцевать, тогда и всем хорошо будет. Ведь весна пришла. А здесь и холод и тепло вместе встречаются. Вот и мы дружить будем. | Царь «говорит» жестами. В конце пантомимы все становятся в хоровод (в том числе приглашаются и зрители) и танцуют движения: по кругу, в круг из круга, змейка, спираль. | «Весну звали» |