Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Русский язык
  3. Методическая разработка "Время читать"

Методическая разработка "Время читать"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прекрасного бессмертия исток..." посвящен памяти великого поэта Мусы Джалиля. Данное мероприятие - дань памяти великому поэту и миллионам погибшим в Великую Отечественную войну. Это мероприятие дает возможность далекому от войны поколению вернуться к истокам Джалиля и найти ответ на вопрос, как он стал певцом своего народа

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Русский язык

Категория

Русский язык
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бакаевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальный этап VI регионального конкурса методических разработок «Время читать!»

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Прекрасного бессмертия исток…», посвящённого памяти Мусы Джалиля.

Автор разработки: учитель русского языка и литературы

Галиуллина Гузел Раисовна

с. Бакаево – 2024 г.

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Прекрасного бессмертия исток…», посвящённого памяти Мусы Джалиля. (Вечер памяти Мусы Джалиля).

На вечере используются портреты и фотографии М.Джалиля разных лет жизни; специально подготовленные руками обучающихся стенд «Песнь свободы»; литературная газета, посвященная Дню рождения поэта; песни, стихи Мусы Джалиля; песни военных лет; хореографические зарисовки. На стенах – плакаты с цитатами из стихотворений поэта.

Слово учителя:

-Каждый год 9 мая наша страна отмечает День Победы. Победа… Этого дня ждала наша Родина четыре долгих года. Какая ты, Победа? Что мы знаем о тебе, Победа?

Сегодня мы вспомним тех, кто приближал этот день, кто погиб во имя своей Отчизны. Прошло уже несколько десятилетий с тех незабываемых времён, а память вновь и вновь возвращает нас к судьбам людей, которые так и не вернулись с поля боя, пропали без вести, приняли героическую смерть в фашистских застенках, но до последней минуты своей жизни остались верными своей Родине. Они погибли, сгорели в горниле страшной войны, ушли в небеса… Смерть не сломила их – они обрели бессмертие!

Герой не гибнет, умирая:

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна! (Д.Бедный)

1-ый ведущий

Есть в истории огромный камень,

Мы на нем напишем имена,

Золотом их тиснем, чтоб веками

Помнила и чтила их страна,-

Всех, кто умер за свою Отчизну,

За ее величье и рассвет,

Всех, кто отдал молодые жизни,

Чтобы ярче лился счастья свет

2-ой ведущий

В свой полный рост входило лето,

Земля ломилась всем полна.

Отцов и прадедов примета,

Как будто справилась она.

Гром грянул – началась война!

Звучит песня «Священная война» (музыкаА.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача), на экране появляется плакат «Родина -мать зовет!»

1-ый ведущий. Страничка первая: «Прощай, моя умница».

Тысячи и тысячи добровольцев с первых же дней войны отправились на фронт. На войну уходили девушки и юноши, рабочие и колхозники, инженеры и врачи, представители творческой интеллигенции: учителя, писатели и поэты, художники и артисты. Задачам военного времени подчинялась все. За короткий срок военные пункты отправили на фронт около 200 тысяч человек. Одним из первых в военкомат явился и Муса и Джалиль, а13 июля уже надел военную форму.

(С песней «Дан приказ ему на запад» через сцену проходит отряд добровольцев. Сцена прощания Мусы Джалиля с женой и дочерью Чулпан.)

Ученик (в образе Джалиля, склонившись к спящей дочери). Чулпаночка, это я, папа. Слышишь, доченька, я уезжаю. До свидания.

Дочь сладко потянулась во сне, потом, не открывая глаз, протянула руки и обхватила отца за шею. Муса осторожно взял её на руки:

- Я уезжаю, доченька. Можно мне ехать?

Всё ещё не открывая глаз, Чулпан потёрлась щекой о грубую шинель отца и утвердительно кивнула головой. Значит, можно. Так стоят они втроем, обнявшись. Уже раздается гудок паровоза, слышится шум отходящего поезда… Они медленно расстаются, звучит мелодия песни «Синий платочек».

На сцене – хореографическая группа: одни девушки в военной форме, другие в легких летних платьях, они вальсируют.

Ученик (в образе Джалиля) читает строки из стихотворения «Прощай, моя умница»:

Прощай, моя умница. Этот привет

Я с ветром тебе посылаю.

Я сердце тебе посылаю свое,

Где пламя не меркнет, пылая.

Я видел тебя, покидая Казань,

Кремлёвские белые стены,

Казалось – с балкона ты машешь платком,

И облик твой гас постепенно.

Чтоб нашего счастья врагу не отдать,

Тебя я покинул , родная…

Я – раненый- грудью вперёд упаду,

Дорогу врагу преграждая.

2-ой ведущий. Страничка вторая, фронтовая «Перо моё, будь огневым, не выпадай из рук…»

Но сразу же в действующую армию Муса не попал. Ему пришлось провести около двух месяцев в Москве, в резерве Главного политического управления.

С первых же дней войны, ещё не взяв в руки боевого оружия, Муса начал сражаться пером поэта. Им уже были написаны боевые песни и марши, страстные патриотические стихи, которые вошли в цикл стихотворений «Против врага», затем появился сборник «Клятва артиллериста». И в каждом стихотворении поэта звучит мысль о воинской верности, искреннее чувство любви к Родине.

Вперёд, моя песня!

С богатырской отвагой

Пора устремиться в сражение нам,

А если погибну,

Ты, песня, останься,

Как памятник нашим бессмертным делам.

На экране слайд: Муса Джалиль в военной форме.

1-ый ведущий. Горячая, деятельная натура, Джалиль, рвется на фронт. А когда командование узнало, что он известный поэт, то его немедленно хотели демобилизовать. Но Муса решительно воспротивился этому. Став бойцом, он не допускал даже в мыслях ни малейшего разлада между своими словами и своей судьбой. Теперь, в самое тяжёлое время для Родины, место поэта должно быть именно на передовой. Он никому не хотел передоверить то, что по внутреннему долгу поэта и гражданина должен был совершить сам. Пусть самое тяжёлое, само страшное. Пусть даже смерть. Но он должен быть там, где проходит передний край борьбы за будущее человечества. Вскоре Муса получает назначение на Волховский фронт, работает военным корреспондентом армейской газеты «Отвага».

2-ой ведущий. Из письма Джалиля своему другу Гази Кашшафу: «Только на передовой линии можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами, без которых нельзя сделать газету оперативной и боевой. Моя жизнь теперь проходит в боевой обстановке, кропотливой работе и походе. Поэтому я сейчас ограничиваюсь фронтовой лирикой, аза большие вещи возьмусь после победы, если останусь жив».

1-ый ведущий. На Волховском фронте Джалиль в первое время выполнял отдельные задания командования, часто бывал на передовых линиях, участвовал в боях. Его уважали, любили за честность, бесстрашие, за доброе отношение к товарищам. Всегда выдержан, спокоен, подтянут – таким и запомнился своим однополчанам татарский поэт Муса Джалиль. А в часы затишья, удобно примостившись на пеньке, сочинял он свои замечательные стихи. Кто-то из бойцов писал письмо родной матери, любимой, кто-то читал последний номер армейской газеты, кто-то настраивал чудом уцелевшую гитару…

На экране слайд : картина Ю.Ананьева «На передовой»

Сцена «Письмо из окопа». Звучит песня «В землянке» в исполнении учителя. Песня постепенно смолкает. Чтение учеником (он в образе поэта) стихотворения Мусы Джалиля «Письмо из окопа»:

Пусть над моим окопом все грозней

Смерть распускает крылья, тем сильней

Люблю свободу я, тем ярче жизнь

Кипит в крови пылающей моей!

2-ой ведущий. Вот что написал Муса Джалил с фронта Гази Кашшафу: «Я продолжаю писать стихи и песни. Но редко. Некогда и обстановка другая. У нас сейчас кругом идут жестокие бои. Крепко деремся, деремся не на жизнь, а на смерть… Поэтому поэма откладывается. Но скоро я вышлю 10-15 коротеньких песен и стихов и очень прошу планировать второй сборник. Очень прошу».

На сцене гаснет свет, слышны взрывы бомб, свист пуль. На экране – кадры кинохроники из военной жизни.

- «отечественная война сделала поворот и вызвала новый подъём в моём творчестве. Не правда ли?» Волховский фронт, 2-я Ударная армия. Это было последнее письмо поэта с фронта.

Весной в армейской газете «Отвага» появляется несколько стихотворений поэта на русском языке. В одном из них, «Весенние резервы Гитлера» автор зло издевается над фашистами:

Вот, бандит, тебе итог,

Не спасёт тебя ничто:

Ни зима, ни май, ни лето.

Песенка твоя пропета!

И это в апреле 1942 года, когда на Волховском фронте шли ожесточённые бои, когда 2-я Ударная армия под командованием генерала Власова, оказавшегося изменником Родины, терпела неудачу за неудачей. Во второй половине мая фашистам удалось окружить Вторую Ударную армию, она оказалась «в мешке». Связи с «большой землёй» почти не было, но несмотря на это, солдаты и командиры продолжали упорное сопротивление. Кровопролитные бои шли повсюду, некуда было эвакуировать раненых. Случилось непоправимое и с Джалилем: с боевого задания он не вернулся в редакцию газеты. Произошло это под Мясным Бором, в июле 1942. Это была местность, которую впоследствии назовут Долиной смерти.

Ученик.

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою.

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Судьба посмеялась надо мной:

Смерть обошла – прошла стороной.

Последний миг – и выстрела нет!

Мне изменил мой пистолет.

1-ый ведущий. Страничка третья: «За колючей проволокой».

В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненый, оглушенный взрывной волной, Муса попал в плен.

Сцена плена: слышна немецкая речь, автоматные очереди.

...Я вижу зарю над колючим забором,

Я жив, и поэзия не умерла:

Пламенем, ненависти исходит

Раненое сердце орла.

(«Прости, Родина!»)

После многочисленных скитаний по фашистским лагерям для советских военнопленных татар, башкир и других национальностей Востока. Муса встретил в этом лагере своих земляков, познакомился с другими пленными, которым можно было доверять. Они и составили впоследствии ядро созданной им подпольной организации: Фуат Булатов, поэт Абдулла Алиш, военнослужащий Абдулла Батталов, Гайнан Курмаш, Салим Бухаров и другие.

2-ой ведущий. В конце 1942 года фашисты развернули формирование так называемых «национальных легионов», чтобы использовать советских пленных для борьбы против Советского Союза. В польском местечке Едлино был создан легион «Идель- Урал» из пригнанных насильно военнопленных из числа народностей Поволжья. Сорвать черные замыслы врагов, повернуть оружие против самих гитлеровцев – такую задачу поставила перед собой подпольная организация во главе с Джалилем. Правда, ради этой цели подпольщикам пришлось для вида дать согласие на сотрудничество с фашистами. Но это решение нелегко доставалось Джалилю и его друзьям. Об этом можно судить хотя бы по стихотворению «Не верь», где поэт обращается к любимой:

Коль обо мне тебе весть принесут,

Скажут: «Изменник он! Родину предал», -

Не верь, дорогая! Слово такое

Не скажут друзья, если любят меня.

Я взял автомат и пошёл воевать

В бой за тебя и за Родину-мать.

Тебе изменить? И Отчизне моей?

Да что же останется в жизни моей?

1-ый ведущий. Пользуясь тем, что фашисты поручили Джалилю вести культурно-просветительскую работу среди военнопленных, он, разъезжая по лагерям, всюду устанавливал консперативные связи, вместе с друзьями наладил прием сводок «Совинформбюро», печатание листовок, воззваний и обращений.

В августе 1943 года гестапо удалось напасть на след подпольщиков и большинство их членов были арестованы за несколько дней до тщательно подготавливаемого восстания легионеров и брошены в фашистские застенки.

Джалиль и его товарищи поют песню (инсценировка).

Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту левую руку, отбили почки. Тело его было исполосовано электрическим шнуром и резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но никакие муки, никакие страдания не могли сломить его могучего духа.

На экране слайд: картина Х. Якупова «Перед приговором». (Стихотворение «Палачу» читается под музыку Н.Жиганова):

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час – умру.

Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрежешь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а сколько сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у Родины моей.

Муса Джалиль не сдался – он вступил в смертельную схватку с фашизмом.

На экране – камера №382. На стене надпись: «Мы прошли через сорок смертей и не покорились. Муса Джалиль».

2-ой ведущий. Страничка четвёртая: «Под топором палача»

(На сцене – декорации фашистской тюрьмы)

Какая вдали земля

Просторная, ненаглядная!

Только моя тюрьма

Темная и смрадная

(«Последняя песня»)

По словам немногих оставшихся в живых соратников Джалиля по подпольной борьбе, Муса был для всех их тем источником, из которого они черпали душевную силу и выдержку.

«Мы должны быть сильнее смерти»- не раз повторял Джалиль своим друзьям. Чувство дружбы помогало джалиловцам стойко переносить пытки и истязания. К ним, товарищам по борьбе, обращены многие стихи Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме.

1-ый ведущий.

Друг, не печалься, этот день взойдёт,

Должны надежды наши сбыться,

Увидим мы казанский, когда

Падёт германская темница.

Победу мы отпразднуем, друзья,

Мы это право заслужили,-

До смерти твёрдостью и чистотой

Священной клятвой дорожили…

(«Утешение»)

На экране слайд: «Моабитская тетрадь». Рассказ ведется по грустную музыку С. Сайдашева .

2-й ведущий. Две маленькие записные книжечки, густо исписанные мелким бисерным почерком. Самодельные картонные обложки, пройдя через десятки рук, помялись, погнулись, страницы слегка растрепались, надписи кое-где стерлись. Знаменитые, известные всему миру Моабитские тетради Джалиля… В конце её, на обложке поэт оставил надпись: «Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму, как пленный, которому предъявлены политические обвинения и , наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве»

1-ый ведущий. Вторая Моабитская тетрадь написана латинским шрифтом и содержит около 50 стихотворений. Её поэт передал незадолго до суда своему тюремному другу, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу. В августе 1944 года А. Тиммермансу довелось встретиться с Джалилем в тюрьме Шпандау, где он успел шепнуть Мусе, что тетрадь перенаправлена в надежные руки. «Он был счастлив»,- вспоминал А.Тиммерманс.

На экране слайды: «Тегельская тюрьма», «Камера-одиночка».

2-ой ведущий. В Тегельской тюрьме, куда перевезли впоследствии Джалиля и его друзей, условия резко изменились. Заключённых изолировали в одиночные камеры. Руки и ноги смертников были закованы в кандалы. Гораздо труднее стало доставать бумагу. Бывший заключённый Михаил Иконников рассказал, что стихи Джалиля ходили из камеры в камеру, заучивались наизусть, переводились с татарского на русский и даже на немецкий. К сожалению, третья тетрадь до сих пор не найдена.

…Смертников уже не выводили на прогулку, и тогда Джалиль стал петь свои и татарские народные песни.

На сцене полумрак. Сквозь лязг закрываемых железных дверей раздается татарская мелодия. Поёт Джалиль. В дверь громко стучат надзиратели, песнь смолкает. Тогда в другом конце коридора её вновь подхватывают остальные смертники… На фоне песни ученики читают стихи Джалиля.

На сцене вновь гаснет свет. Полумрак. В зале тишина.

1-ый ведущий. Германия. Тюрьма Плетцензее. Лобное место Европы. 25 августа 1944 года…

Раздаётся стук сердца – это последние минуты жизни героев. За сценой читается список: Абдулла Алиш, Ахмет Симаев, Рахим Саттаров, Гариф Шабаев, Фуат Булатов, Зиннат Хасанов, Абдулла Батталов, Ахат Аднашев, Фуат Сайфельмулюков, Салим Бухаров, Муса Джалиль, Гайнан Курмаш.

Минута молчания. Затем первые звуки мелодии «Ave,Maria». На сцене – хореографическая зарисовка в исполнении обучающихся 9 класса.

На сцену выходит «Родина-мать»: «Они погибли, сгорели в горниле страшной войны, ушли в небеса, мои сыновья!»

1-ый ведущий.

Они вернулись к тебе, моя Родина,

В песнях, фотографиях, стихах…

Они вернулись к нам, моя Родина,

В капсулах, на бумажных клочках…

На экране – фотографии Мусы и его друзей.

2-ой ведущий.

Они из фашистских тюрем

Свои протянули руки..

Сколько загубленных судеб!

Какие испытаны муки!

1-ый ведущий.

Пусть время доносится мимо,

Но раны на сердце свежи.

Пусть память неумолимо

Свечою горит мятежной!

2-ой ведущий.

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

1-ый ведущий.

Не время меж рождением и смертью

Одно определяет жизни срок,-

Быть может, наша кровь, что здесь прольется,

Прекрасного бессмертия исток…

На сцене – все участники вечера. Звучит песня в честь М.Джалиля «Салют тебе, Муса Джалиль!». Во время исполнения песни на экране – фотографии Джалиля, изображение памятника поэту в Казани. Высвечиваются слова из стихотворения поэта-героя:

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит,

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Участники вечера дарят гостям памятные подарки, сувениры. Так заканчивается этот вечер памяти Мусы Джалиля, посвященный 118-летию со дня рождения поэта-героя.

12

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Прекрасного бессмертия исток..." посвящен памяти великого поэта Мусы Джалиля. Данное мероприятие - дань памяти великому поэту и миллионам погибшим в Великую Отечественную войну. Это мероприятие дает возможность далекому от войны поколению вернуться к истокам Джалиля и найти ответ на вопрос, как он стал певцом своего народа
0 ₽