Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Религия
  3. Методическая разработку урока, внеклассного мероприятия, посвящённого 710-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Методическая разработку урока, внеклассного мероприятия, посвящённого 710-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Методическая разработку урока, внеклассного мероприятия, посвящённого 710-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Актуальность темы внеклассного мероприятия «Сергий Радонежский, преподобный Всея Руси» обусловлена тем, что жития святых и исповедников на сегодняшний день мало изучены. В этой связи возрастает значение подобных внеклассных мероприятий, посвященных изучению жизни и деятельности Русских Святых. Цели: 1. Дать знания о русских святых, памятниках православной культуры на примере «Жития Преподобного Сергия Радонежского»; 2. Рассмотреть этапы духовного пути Сергия Радонежского; 3. Расширение исторических знаний обучающихся; 4. Воспитание патриотизма и гражданственности; 5. формирование духовного мира обучающихся, нравственных и патриотических принципов, эстетических вкусов на примере образа Сергия Радонежского. Задачи: 1. Образовательная: показать проявление христианской радости и смирения на конкретном примере из жизни преподобного Сергия Радонежского. 2. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение аргументировать и творчески представлять подобранный материал по теме. 3. Воспитательная: обогащать духовный мир обучающихся путём приобщения их к истории жизни и деятельности русских святых, содействовать в ходе мероприятия формированию нравственных качеств - милосердия и всепрощения

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Религия

Категория

Религия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

МShape1 етодическая разработку урока, внеклассного мероприятия, посвящённого 710-летию со дня рождения Сергия Радонежского

Shape3Shape4Shape2

Shape5

Номинация:

сценарий культурно - массового мероприятия



Автор методической разработки:

Алейник Елена Анатольевна,

учитель православной культуры

МБОУ «Борисовская СОШ № 2»

309340, Белгородская область,

п. Борисовка, ул. Советская, д.67

тел.: 8-910-225-55-88

целевая аудитория: 14-15 лет



Shape8

Борисовка, 2022

Shape6Shape7

О главление

Введение…………………………………………………………………..……….3

Актуальности темы мероприятия………………………………..………………3

Цели внеклассного мероприятия…………………………………………...……3

Задачи внеклассного мероприятия………………………………………………4

Оборудование………………………………………………………………..……4

Ход мероприятия……………………………………………………………….…4

Житие Преподобного Сергия Радонежского…………………………….……...6

Тест по теме “Сергий Радонежский”……………….…………………….….…..7

Вопросы для закрепления………………………………………………………...8

Встреча мальчика со старцем…………………………………………………….9

Исторические факты………………………………………………...…………..11

Просмотр видео сюжета: «Третье спасение Сергия Радонежского»……….. 12

Задание: «Составь логические пары»……………………………….………….13

Выводы.……………………………………………………………………..……13

Кроссворд………………………………………………………………………...14

Рефлексия………………………………………………………………………...15Библиография…………………………………………………………………….16

Приложения……………………………………………………………………...17

Аннотация к внеклассному мероприятию,

(ПрезентацияPowerPoint к внеклассному мероприятию с музыкальным сопровождением),

Видео: «Третье спасение Сергия Радонежского»

2




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, ПРЕПОДОБНЫЙ ВСЕЯ РУСИ

Введение

(Презентация, слайд № 1)

В 2024 году мы будем отмечать 710-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основанной им Троице - Сергиевой лавры и Сергиева Посада, так и для России в целом.

По слову русского историка Василия Осиповича Ключевского, «при имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое.

Мы живём в Святой Руси, в любимой нашей России. У нас нет запасной родины. Здесь могилы наших предков, здесь останемся и мы. Но бессмертна наша Россия. Почему? Она стоит, утверждённая молитвами святых. А кто такие святые? Это те, кто, прежде всего, думал не о себе, а о Боге, любимом Отечестве, о нашей Державе, о нашем государстве Российском, о нас с вами. Они были такие же люди, как и мы. Только их не прельщали житейские радости, они не знали, что можно поступиться совестью ради денег, они не искали выгоды себе, но радовались страданиям, ибо те очищают душу, а ведь только ради спасения души и живёт человек.

Житие святого Сергия Радонежского - это не столько описание его жизни, сколько описание его пути к спасению, типа его святости.

Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

И как при жизни, так и сегодня преподобный Сергий, игумен Земли Русской, близок к своей Лавре, великие творит чудеса во славу Христа нашего Бога, Ему же честь и благодарение вовеки.

Актуальность темы внеклассного мероприятия «Сергий Радонежский, преподобный Всея Руси» обусловлена тем, что жития святых и исповедников на сегодняшний день мало изучены. В этой связи возрастает значение подобных внеклассных мероприятий, посвященных изучению жизни и деятельности Русских Святых.

Цели:

  1. Дать знания о русских святых, памятниках православной культуры на примере «Жития Преподобного Сергия Радонежского»;

  2. Р

    3

    ассмотреть этапы духовного пути Сергия Радонежского;
  3. Р асширение исторических знаний обучающихся;

  4. Воспитание патриотизма и гражданственности;

  5. формирование духовного мира обучающихся, нравственных и патриотических принципов, эстетических вкусов на примере образа Сергия Радонежского.

Задачи:

  1. Образовательная: показать проявление христианской радости и смирения на конкретном примере из жизни преподобного Сергия Радонежского.

  2. Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение аргументировать и творчески представлять подобранный материал по теме.

  3. Воспитательная: обогащать духовный миробучающихся путём приобщения их к истории жизни и деятельности русских святых, содействовать в ходе мероприятия формированию нравственных качеств - милосердия и всепрощения.

Оборудование:

  1. ПрезентацияPowerPoint «Сергий Радонежский, преподобный Всея Руси»,

  2. Компьютер,

  3. Мультимедийный проектор с экраном,

  4. Тесты по теме «Преподобный Сергий Радонежский»,

  5. Текст «Житие Сергия Радонежского»,

  6. Икона Преподобного Сергия Радонежского,

  7. Репродукции с картин художника Михаила Васильевича Нестерова,

  8. Репродукция иконы Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная»,

  9. Выставка творческих работ обучающихся - Троице - Сергиева Лавра,

  10. Видео сюжет: «Третье спасение Сергия Радонежского».

Ход внеклассного мероприятия

Из тьмы веков ты восставала

И становилась все сильней.

Святая Русь - твоё начало,

И преподобный Сергий в ней

4



С егодня мы поговорим о житии Преподобного Сергия Радонежского - заступника и молитвенника за землю Русскую. Вся жизнь святого была примером благочестия, смирения, пламенной любви к Богу и своему Отечеству. Преподобный Сергий Радонежский - один из самых почитаемых святых на Руси. Он очень уважаем русской церковью, миллионы людей приезжают в Троице - Сергиеву лавру, чтобы помолиться и попросить у этого святого самого необходимого. Чем же Сергий заслужил такое доверие и любовь?

В русской истории этой святой прославился как человек, имевший крепчайшую веру в Бога. Он жил исключительно по заповедям Господа, стремился избежать мирской суеты, чтобы всей жизнью заслужить спасение души.

В конце нашего внеклассного мероприятия мы должны будем ответить на вопросы:

  1. Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

  2. Почему, спустя века, люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?

  3. Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого?

Повторение изученных ранее понятий. Предлагаются следующие вопросы:

Что такое житие? Кто является его героями? Что представляет собой жизненный путь святого?

Житие - жанр древнерусской литературы – повествует о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости.

Задача жития - дать образцы праведной христианской жизни.

Героями жития могли быть самые разны люди: князья, горожане, крестьяне и др.

Жизненный путь святого: рождение от благочестивых родителей, в детстве трудности в учении, в отрочестве – дар благодати, период испытаний, известность, прижизненные чудеса исцеления людей, ежечасный молитвенный подвиг, дар предвидения в награду.

В тяжелые годы XIV века Русская земля стонала от татарских набегов. Ссоры князей ослабляли Русь, мешали дать отпор врагам. Русская Церковь примиряла князей, объединяла в деле защиты Отечества.

Ц

5

ерковная история рассказывает о том, что Промыслом Божиим дан был Руси великий святой - преподобный Сергий Радонежский, совершивший великий труд в деле объединения всех русских сил. Много святых прославлено на Руси, но только его называли игуменом Русской Земли. Почему?

( Презентация, слайд № 2)

П реподобный Сергий соединил русских людей в трудные времена татаро-монгольского ига, построил монастырь, своими подвигами восстановил высокие идеалы монашеской жизни, напомнил христианам о цели их жизни - преображении своей души для вечной жизни с Богом.

Житие Преподобного Сергия Радонежского.

(Презентация, слайд № 2,3,4)

Житие - жизнеописание. Оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека.

Поэтому мы должны проследить этапы духовного пути Сергия Радонежского. О жизни Сергия Радонежского известно от преподобного Епифания Премудрого, его ученика, написавшего житие. Радонежский игумен Сергий родился в селе Варница под Ростовом Великим 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. Это был особый почитатель и служитель Пресвятой Троицы, которую он своими восклицаниями прославил во время Божественной Литургии ещё до своего рождения, будучи в утробе своей благочестивой матери. На 40-й день после рождения родители принесли своего сына в храм, где иерей Михаил крестил его, назвав младенца Варфоломеем в честь ученика и Апостола Христова.

С ним росли два брата, Стефан и Петр.

(Презентация, слайд №5)

Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его отдали учиться. С детства он отличался глубоким благочестием и подвижничеством, но, как известно, учёба ему не давалась. И стал он горячо молиться Богу о помощи.

(Презентация, слайд №6)

Житие повествует о явлении отроку старца, вручившего ему святую просфору: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение, о котором просишь, чтобы мог и других учить». После чего сразу стали заметны его успехи в учёбе. В начале 30-х годов семья Кирилла и Марии переселилась в Радонеж, позднее родители приняли монашеский постриг в Хотьковском монастыре, где были погребены после своей кончины. После смерти родителей он со своим старшим братом Стефаном построил в Радонежском лесу на горе Маковец хижину и маленькую церковь во имя Святой Троицы. Но Стефан не вынес трудной жизни в лесу и ушел.(Презентация, слайд №7) Варфоломей остался один.

(Презентация, слайд №8)

Т

6

рудно было терпеть голод, холод. Волки выли вокруг его домика-кельи, голодные медведи ходили. И нечистая сила страшными видениями старалась выгнать его из леса... Но Варфоломей все искушения (трудности) преодолевал молитвой.

(

5

Презентация, слайд №9,10)

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика. Варфоломей рассказал старцу о своей беде,

а потом позвал к себе. После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать. Мальчик чуть не заплакал. - Теперь умеешь. Читай! - говорил старец. Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит. Но он ... читал! И скоро он стал лучшим учеником в школе.

Через семь лет монашеский постриг Преподобный принял от руки игумена Митрофана 7 октября 1337 года в день памяти мучеников Сергия и Вакха. 1337 год является датой основания Троицкого монастыря. Люди, услышав о подвижнике, приходили к нему за советом и молитвенной помощью.

(Презентация, слайд №11)

Некоторые строили кельи и селились рядом. Так устроился монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой. Дивный подвижник уже при жизни творил чудеса: он извёл источник ключевой воды, исцелял больных. Ему самому были чудесные явления.

(Презентация, слайд №12)

Однажды он видел множество птиц, и невидимый голос возвестил ему, что так умножится число его учеников. Ему явилась Пречистая Дева с апостолами Петром и Иоанном и обещала не оставлять своей помощью основанный им монастырь.

Тест по теме “Сергий Радонежский, преподобный Всея Руси”

1. Сергий Радонежский - это…

А) русский князь

Б) русский святой

В) священнослужитель

Г) русский богатырь

2. Где родился Сергий?

А) Киев

Б) Новгород

В) Ростов

Г) Муром

3. Как в действительности звали святого?

А) Силантий

Б) Варфоломей

7

В) Терентий

Г) Святослав

4. Первая благодать от Бога:

А) исцеление от болезни

Б) дарование благополучия

В) дар разумения

Г) чистота помышления

5. Дела Сергия Радонежского:

А) отказ от наследства

Б) строительство церкви и монастыря

В) чудесным образом исцелял людей

Г) писал духовные книги

6. Какие эпизоды есть в «Житии…»?

А) исцеление мёртвого

Б) изгнание бесов

В) уход Сергия на войну

Г) отказ от святого престола

7. Кому помог Сергий?

А) архимандриту Михаилу

Б) князю Дмитрию

В) ученику Никону

Г) митрополиту Алексею

8. Черты жития в произведении:

А) описание жизни святого

Б) жизнь в трудах и молении

В) чудесные дела святого

Г) нетленные мощи, благоухание

Д) отказ от наследства, святого сана

Е) даже будучи мёртвым, творит чудеса

Вопросы для закрепления

  1. Какое имя дали святому при крещении?

  2. Вспомните фрагмент «Жития…», рассказывающий о встрече Варфоломея с ангелом в виде инока.

  3. Что такое просфора?

  4. П

    8

    росфора - хлеб, который вкушают до и после литургии.
  5. Л итургия - главная церковная служба, проводимая в первой половине дня.

  6. Какова цель жизни Варфоломея? (трудиться для людей во славу Божью)

  7. Для чего он ушёл в пустынь?

  8. Почему стал монахом? (монашеский постриг – важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению богу и людям).

  9. Какие испытания ему пришлось пройти?

  10. Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления)

  11. Кто такой праведник?

  12. Праведник - благочестивый человек, живущий в соответствии с Законом Божьим.

  13. В чём Господь помогал Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить?

  14. Что всегда лежит в основе его деятельности? (Любовь к Богу, к людям, к родной земле).

Преподобный Сергий Радонежский - был необыкновенный человек, отмеченный уже в младенческом возрасте знаком, знамением.

Какие вы можете назвать подобные события в жизни Сергия Радонежского и звали его еще тогда Варфоломеем (особенно в детском возрасте)?

Обучающиеся: Не пил молока, будучи ребенком, в постные дни и это было уже знаком необычности ребенка.

Встреча мальчика со старцем.

Учитель: Расскажите об этом эпизоде по репродукции художника Нестерова, у которого существует несколько полотен, посвященных Преподобному Сергию Радонежскому (Внимание учащихся привлекается к репродукции художника Нестерова).

Ребята! Как вы думаете, почему, несмотря на старание, Варфоломей мало успевал в учении?

Обучающиеся: В этом был промысел Божий, что будущий великий угодник получил разум не от людей, а от Духа Святого.

У

9

читель: Преподобный Сергий Радонежский научился читать таким чудесным образом, и это было тоже знаком его дальнейшей судьбы. Тем более что старец сказал на прощание родителям: «Знайте, что велик сын ваш будет перед Богом и людьми за его добродетельную жизнь! И отрок будет скоро обителью пресвятой Троицы. И многих приведет к уразумению божественных заповедей.

Адалее, вы помните, что когда Варфоломею было 14 лет, он с родителями и братьями переезжает с Ростовских земель (там родился Сергий Радонежский) в город Радонеж, что в 14 км от Сергеева Посада и в 60 км, от Москвы. По имени этого городка, откуда он уйдет для свершения монашеского подвига, его и стали называть Радонежским.

Варфоломей по приезду в Радонеж сразу стал просить благословения родителей отпустить его в монахи, но ... родители сразу не отпустили его.

Учитель: Вспомните, почему? А как мальчик повел себя?

Обучающиеся: Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Родителей он не ослушался, но не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги. Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам.

Учитель: Действительно, какой пример почитания, послушания родителей и исполнения 5-ой заповеди: «Чти отца, и матерь свою». Варфоломей не следует примеру своевольных детей века, сего, где многие в обыкновенных мирских делах не хотят покориться воле родителей и ни восставят их нужды и желания», - пишет архиепископ Никон Рождественский.

И только после смерти родителей через 5 лет Варфоломей уходит, он решил искать пустынного жития. Он мог бы стать монахом любого монастыря, но пошел по самому трудному пути испытаний и укрепления духа - пустынножительству.

Учитель: Как вы понимаете смысл этого слова?

Обучающиеся: (... Жили вдали от города в глухом лесу сначала с братом Стефаном построили маленькую келейку и возвели церковку, освященную - по желанию Сергия Радонежского - во имя Пресвятой Троицы. 2 года прошли в трудах, молитвах, в борьбе с голодом, холодом, жаждой. Так испытывал себя Варфоломей).

Учитель: Ребята! У вас, наверное, возникают вопросы: «А для чего человеку так сильно и жестоко смирять себя, ограничивать себя во всем, ежедневно молиться помногу часов?

Обучающиеся: Это очищает душу от различных помыслов, греховных мыслей, порочных слов и действий. А умение смирять свои страсти и гордость во все времена было самым ценным качеством человека и признаком его культуры...

У

10

читель: Стоит и нам задуматься об этом: умеем ли мы бороться со своими страстями: гневом, ненавистью, желанием всегда сладко есть, долго спать, возможно, курить, увлекаться компьютерными играми или карточными; Умеем ли мы смирять себя и сказать себе «Нет», Насколько мы сильны духом и умеем воспитывать свою волю.

Авскоре к Варфоломею начинают приходить люди, потому, что слава шла о добродетелях молодого отшельника, и селятся рядом с ним.

Автор жития, рассказывал об этом этапе, говорит о Сергии, что он «служил братии, как купленный раб» - эти слова из жития.

Как вы понимаете эти слова? Подтвердите их текстом...

Обучающиеся: Братия его уговаривала стать духовным отцом, старики над ними - игуменом, но Сергий отказывался, пока не назначил его митрополит Московский игуменом обители живоначальной Троицы. Было в это время Сергию 30 лет.

Но оставался он с людьми таким, же обходительным, добрым, внимательным, смиренным, каким и был, искоренил в себе такое порочное качество как гордое властолюбие, которое начинается уже с приятных мыслей, что будешь повелевать людьми и получишь удовольствие...

Исторические факты.

(Презентация, слайд №13)

В начале шестидесятых годов XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный, хитрый хан Мамай. Преподобный Сергий учил князей христианской братской любви друг к другу, терпению, уступчивости. Создав Лавру, он объединил князей в едином деле - горячей молитве Богу об избавлении русской земли от врагов. К нему приезжали за духовным советом и помощью со всех концов Руси. Он вселял веру, надежду, учил любви. И Русь собрала силы для решающей битвы.

(Презентация, слайд №14)

Московский князь Дмитрий Иванович в это время становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события. Великий князь Дмитрий, готовясь идти на Мамая, пришел к преподобному Сергию просить его молитв и благословения на битву.

К

11

нязь пришёл за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отрядом. До поздней ночи в маленькой келье возбуждённо ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чём не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал ещё христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев, а наутро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. Спокойно, с достоинством стояла в церкви широкоплечая, закованная в железо княжеская дружина. Преподобный Сергий дал в помощь князю двух монахов. Первый, постарше,- боярин Андрей Ослябя, второй - Александр Пересвет. На головах их были надеты чёрные шлемы спасения - островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.
« Вот тебе мои оруженосцы», - просто сказал старый игумен. Знал Сергий, что русские рати, увидев впереди себя Христовых воинов, воспрянут духом: ведь если с ними Бог, то кто против них? И храбрость их станет подобной льву бесстрашному.

В день великой битвы по всей Руси народ не выходил из храмов, вознося молитвы о даровании победы. Уже стоя у реки, Дон, на поле Куликовом, смутился князь видом несметных полчищ татарских. В эту минуту прискакал от преподобного Сергия гонец с наказом - немедля сразиться. «Боже, даруй победу!» - неслись клики.

(Презентация, слайд №15)

Когда шла битва, преподобный Сергий молился за русских воинов. Находясь в лавре, он мысленно был на Куликовом поле, видел и называл павших воинов. О победе он возвестил первым: «Великая победа над врагами дарована нам! Служите благодарственный молебен».

  • Что говорит «Житие..» о ходе битвы и её завершении?

  • Как характеризует Сергия Радонежского этот эпизод?

  • (молитвенник и заступник за Русскую землю)

  • Как создаётся в «Житие…» образ идеального святого?

  • Какими чертами характера обладает святой?

Свою жизнь отец Сергий посвятил общественному служению. Он помогал нуждающимся, исцелял физические и духовные недуги. Чтобы преодолеть вражду между людьми, призвал на помощь Божественную истину. «Будьте едины в своей особости, как неслиянны и неделимы в едином Боге - Отец, Сын и Дух Святой!»- призывал он. Понять эту истину разумом человека трудно, тут нужна великая вера.

(Презентация, слайд №16)

И ещё может помочь икона - такую икону и написал позднее в прославление Сергия Радонежского русский художник Андрей Рублёв. Эта икона - «Троица Ветхозаветная».

(Презентация, слайд №17,18,19)

Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского завершилась 25 сентября 1392 года. Через 30 лет он был прославлен в лике святых.

М

12

ощи его находятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, которую он основал. Туда приходят поклониться тысячи людей. Свято-Троицкая Сергиева Лавра - уникальный памятник крепостной архитектуры XVI-XVII веков. На её территории находится несколько храмов, в том числе Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, Михеевский храм, Храм во имя Преподобного Сергия Радонежского. Поражает своим величием колокольня. Здесь же располагается Московская Духовная академия. Надкладезная часовня сооружена в конце XVII века над источником, пробившимся из земли, яркая шатровая сень была сооружена позднее на частные пожертвования. Тысячи паломников посещают Лавру, чтобы прикоснуться к святыням русского народа, обрести душевный покой.

Просмотр видео сюжета: «Третье спасение Сергия Радонежского».

Фронтальная работа над раскрытием смысла христианского смирения как проявления глубокой веры в Бога

Задание: «Составь логические пары» (фронтальная работа)

ТShape9Shape10 ерпение глубокая вера в Бога

ПShape11 окаяние надежда на милость Бога

Смирение любовь к Богу

В начале мероприятия мы с вами поставили цель ответить на вопросы:

(Презентация, слайд №17)

  1. Чем Сергий Радонежский заслужил любовь и почитание людей?

  2. Почему, спустя века, люди идут в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру поклониться батюшке Сергию?

  3. Зачем нам и нашим современникам, живущим в XXI веке, изучать житие святого Сергия Радонежского?

Вывод:

Учитель:(Презентация, слайд №18)

Житие показывает духовную красоту человека, даёт представление об истинных ценностях, об идеале. При создании образа святого используется идеализация, а также сочетание жизнеподобия и фантастики.

Обучающиеся: Сергий Радонежский предстаёт как молитвенник и заступник за землю Русскую. Читать житие - узнавать историю своего народа, его культуру. Без прошлого нет будущего. И пока будут помнить люди об простодушных седобородых отшельниках с ясными и чистыми, как у детей, душами, не сгинет Россия!

Обучающиеся: (Презентация, слайд №19)

П

13

реподобный Сергий Радонежский считается воплощением национального нравственного идеала. Всей своей жизнью он призывал к смиренному и добродетельному существованию, основанному на вере в Бога, к любви к труду и людям, к постоянной заботе о родной земле, о благе своей Родины.

У читель: Личность преподобного Сергия сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освящая путь каждому человеку, чье сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию. Встреча обучающихся на страницах жития с преподобным Сергием - это важнейшее событие в жизни каждого учащегося, это возможность приобщения его к источнику «воды живой», сообщающий душе нравственную силу и способность к духовной жизни. «Дивен Бог во святых Своих! - восклицаем мы. - Дивен в преподобном Сергии». Какое счастье, что у нас такой небесный заступник, ангел Русской земли, нашей любимой России.

Разгадайте кроссворд и узнаете имя Сергия Радонежского до пострига в монахи


  1. Крупный мужской монастырь? (Лавра)

  2. Имя основателя Троице - Сегриевой Лавры? (Сергий)

  3. П

    14

    равославный монах? (Инок)
  4. Г ород, название которого является составляющей имени Преподобного Сергия? (Радонеж)

  5. Как по-другому можно назвать монастырь? (Обитель)

Обучающийся:(Презентация, слайд №20)

Ночь оплавит свечу перед новым рассветом.
И с востока придет цвет воскресшей зари,
И, наверное, в день перед страшным ответом.
Пред монахом и старцем себя отмоли…

Рефлексия:

В конце внеклассного мероприятия подводятся итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале внеклассного мероприятия целей, свою активность, эффективность работы обучающихся, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. было интересно…

  2. сегодня я узнал…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. мне захотелось…

15


Библиография

  1. Автор-составитель А.Г.Кутузов. Житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского нового чудотворца: Хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Л.Л.Шевченко. Православная культура: Методическое пособие для учителя. - М.: ЦПКИТО, 2008. - с 38

  3. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... Исторический портрет Сергия

  4. Радонежского. - М., 1990;

  5. Васянин А. "АЛФАВИТ" №. 51-1, 1999-2000.

  6. Георгиевский Г. Заветы Преподобного Сергия. - Сергий Радонежский. - М. 1991.

  7. “Житие преподобного Сергия”, составлено иеромонахом, ныне Архимандритом Никоном, Свято – Троицкая Сергиева лавра.

  8. “История Русской церкви”, священник Сергий Максезров.

  9. Православный церковный календарь за 1913 год.

  10. Свято-Троицкая Сергиева лавра. - Тула: ИПО «Л.Т.», 2003.- 31с.

  11. Сергий Радонежской. Очерк Н. Яровской. Москва, 1993 г.

  12. Уроки русской литературы: Учебное пособие. Альманах №3-4.- М.: Духовные истоки, 2004.- 222с.

  13. Кучкин В. А. Сергий Радонежский. - Вопросы истории. - 1992. - № 10.

  14. Ключевский В. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Сергий Радонежский. - М. 1991.

  15. Тихонравов Н. С. Древние жития Сергия Радонежского. М., 1892.

  16. Троицкий Н. И. Триединство Божества: Историко-археологическое исследование по памятникам всеобщей истории искусств. Издание 2-е, исправленное и дополненное - Тула, 1909.

  17. Федотов Г. П. Святые Древней Руси.- М., 1990.

  18. Флоренский П. А. Моленные иконы Преподобного Сергия//Журнал Московской Патриархии. .1969. № 9.

  19. Чарская Л. А. Один за всех: Повесть о жизни великого подвижника земли Русской.- М., 1912.

  20. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997 г.

16


16

Close menu