Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Классному руководителю
  3. Методическая тема по самообразованию "Актуальность и работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников".

Методическая тема по самообразованию "Актуальность и работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников".

0 подписчиков
Методическая тема по самообразованию "Актуальность и работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников". ЭИ формируем для того, чтобы ребёнок был успешным. Мог жить и адаптироваться к жизни. Понимал себя и понимал эмоции окружающих. Формирование ЭМ проходит несколько ступеней: -уметь посмотреть на себя со стороны --понимать своих эмоций (что я чувствую в данный момент, почему я это чувствую, что вызвало у меня данную реакцию) -теперь сможем управлять своими эмоциями

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Классному руководителю

Категория

Классному руководителю
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Методическая тема по самообразованию учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 31 Сальвук Яны Витальевны

Тема: «Актуальность и работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников».

I)Проблема, цель изучения.

У меня был очень сложный класс, в плане внутренней коммуникации. Возникают трудности в общении родителей и детей между собой. Частые конфликты и травмы.

Приходили мысли о прекращении трудовой деятельности, так я не видела выхода из сложившейся ситуации. Очень хотелось просто сбежать.

Начала искать пути решения.

II)Что такое коммуникация во взрослой жизни?

Обратимся к теоретическим знаниям

Что такое коммуникация?

Коммуникация – сложное умение и не простой навык, который не все люди имеют, хотя мы все члены социума. Мы должны друг с другом договариваться.

Если говорить простыми словами, коммуникация – это двустороннее взаимодействие, цель которого заключается в обмене информацией. Данное понятие используется во многих областях знаний и может приобретать разные значения. К примеру, в психологии под коммуникацией подразумевается межличностное взаимодействие, а в биологии – любой обмен информацией между живыми существами.

У людей для общения существует две формы коммуникации:

  • Вербальная  – это общение с помощью слов, которые могут быть произнесены вслух, записаны в текстовом виде или переданы каким-либо набором знаков. Данный канал коммуникации является основным и наиболее важным для людей. Хоть существенная часть информации (до 70%) и передаётся невербально, без вербального канала коммуникация была бы невозможна.

  • Невербальная – это информационное взаимодействие любыми способами, отличными от вербальных (то есть, без использования слов). Это всевозможные сигналы (мимика, жесты, интонация, действия и прочее), которые могут дополнять или полностью менять смысл сказанного.

Способность коммуницировать с окружающими человек приобретает в процессе социализации.

Виды и примеры коммуникации

Классифицировать различные формы коммуникации можно разными способами. Наиболее очевидными являются такие критерии как участники, их количество и особенности взаимодействия между ними. Рассмотрим основные виды коммуникации.

1. Индивидуальная коммуникация

В такой форме взаимодействия есть только два участника, обменивающихся информацией между собой без каких-либо посредников и свидетелей.

Примеры:

  • личное общение двух людей;

  • переписка в мессенджере или по электронной почте;

  • телефонный разговор.

2. Коллективная коммуникация

Данная форма подразумевает наличие нескольких получателей передаваемой информации. И любой из участников коллективной коммуникации, создавая сообщение, должен учитывать, что адресатом является группа людей.

Примеры:

  • разговор в кругу приятелей;

  • выступление на конференции;

  • стрим на YouTube;

  • прямая трансляция на телевидении.

3. Внутриличностная коммуникация

Это диалог с самим собой. Внутриличностная коммуникация осуществляется постоянно и оказывает существенное влияние на наши действия и решения.

Примеры:

  • риторические вопросы и утверждения, произносимые вслух;

  • мысленный диалог с собой или воображаемым собеседником;

  • ведение дневника;

  • выписывание мыслей на бумагу для лучшего осмысления.

Некоторые исследователи считают, что общение с самим собой нельзя считать коммуникацией, поскольку обмена данными не происходит.

4. Межличностная коммуникация

Это взаимодействие между несколькими индивидами. Очевидно, что данная форма противоположна внутриличностной коммуникации.

Примеры:

  • общение преподавателя с группой студентов;

  • разговор двух людей;

  • выступление перед аудиторией.

5. Внутригрупповая коммуникация

Здесь речь идёт об общении, происходящем внутри группы, состоящей из двух или более человек, на уровне отдельных индивидов. Специфика такого общения состоит в том, что собеседники изначально входят в одну группу, а значит, взаимопонимание между ними уже налажено.

Примеры:

  • разговоры в рабочем коллективе;

  • выступление одного из участников в литературном клубе;

  • общение друзей во время праздничного застолья.

6. Межгрупповая коммуникация

Данная форма подразумевает обмен информацией между разными группами или между представителями разных групп (то есть, взаимодействие может происходить как на индивидуальном уровне, так и на групповом).

Примеры:

  • дебаты между представителями разных партий;

  • переговоры между двумя делегациями.

Динамику и результаты межгрупповой коммуникации прогнозировать сложнее всего, поскольку она сильно зависит от участвующих сторон, темы общения и прочих факторов. Кроме того, как правило, данный формат взаимодействия подразумевает, что интересы сторон противоположны.

7. Массовая коммуникация

Данный формат подразумевает, что у информационного сообщения один отправитель и большое количество получателей. Как правило, это не адресная коммуникация, то есть, получатели остаются анонимными. Специфика заключается в том, что отправитель не рассчитывает на ответную реакцию. Впрочем, современные технологии позволяют получать обратную связь (к примеру, видеоблогер во время стрима может читать комментарии пользователей).

Примеры:

  • стрим на YouTube или в другой социальной сети;

  • выступление в прямом эфире на телевидении;

  • публикация статьи в газете;

  • выступление со сцены перед большой аудиторией.

Структура коммуникации

Коммуникация подразумевает наличие четырёх или пяти обязательных элементов:

  • Коммуникатор. Это сторона, которая создаёт и передаёт сообщение другой стороне (источник).

  • Реципиент. Это сторона, получающая сообщение (адресат).

  • Сообщение. Это, собственно, та информация, которую коммуникатор передаёт реципиенту.

  • Канал коммуникации. Для того чтобы сообщение могло быть передано, должен существовать некий канал взаимодействия. Это может быть интернет, телефонная связь или окружающая среда (при обычном разговоре).

  • Обратная связь. Данный элемент является условно-обязательным, поскольку в некоторых видах коммуникации отсутствует (реклама, выступление в прямом эфире) или сильно ограничен (стрим на YouTube). Впрочем, современные технологии делают возможной обратную связь даже в этих случаях.

Также для коммуникации важны такие понятия как:

  • кодирование – преобразование информации в знаковую систему, подходящую для передачи с использованием выбранного канала;

  • декодирование – обратное преобразование полученного сообщения в полезную информацию;

  • реакция – мысли, ощущения или действия реципиента, вызванные полученным сообщением (не следует путать с обратной связью).

Функции коммуникации

Исследователи выделяют такие функции коммуникации как:

  • Информационно-коммуникативная. Это самая очевидная функция, которая заключается в том, что одна из сторон передаёт информацию другой стороне. Данная функция универсальна и присутствует у всех видов коммуникаций.

  • Интерактивная. Данная функция заключается в том, чтобы вырабатывать правила взаимодействия людей и организации их совместной деятельности.

  • Познавательная. Без взаимодействия между людьми было бы невозможно познание  – важнейший процесс, необходимый для формирования личности.

  • Нормативная. Это выработка и закрепление норм в сознании индивида.

  • Аксиологическая. Коммуникация способствует формированию у личности духовности и представления о базовых ценностях, свойственных обществу, к которому она принадлежит.

  • Психотерапевтическая. Являясь социальным существом, каждый человек нуждается в регулярном общении с себе подобными. Таким образом, коммуникация благоприятно воздействует на психику и помогает поддерживать её в здоровом состоянии.

  • Социально-практическая. Благодаря взаимодействию люди обмениваются информацией, знаниями, навыками и умениями, согласовывают свои действия, решают другие важные задачи из повседневной жизни.

Чем коммуникация отличается от общения?

Многие люди считают, что эти два слова – синонимы, и употребляют их соответствующим образом. Однако их значение отличается, поэтому путать и отождествлять данные понятия не следует.

Общение – это межличностное взаимодействие, в рамках которого личности обмениваются эмоционально значимыми сообщениями. Значительная часть общения осуществляется скорее ради обмена эмоциями, чем ради передачи информации.

Коммуникация – это процесс целенаправленного обмена информацией между индивидами или группами (выступления, переговоры, доклады, деловая переписка). Эмоции могут присутствовать и в коммуникации, но они не так выражены, как в общении.

Коммуникативные барьеры

В процессе коммуникации могут возникать различные помехи, мешающие передаче или правильной интерпретации  сообщения. Они могут препятствовать взаимопониманию, нарушать процессы взаимодействия и провоцировать конфликты. Барьеры могут быть полными (то есть, делать коммуникацию невозможной) или неполными (вносить искажения в сообщение, приводить к неправильной интерпретации или реакции).

Наиболее распространёнными являются следующие барьеры:

  • Фонетический. Данный барьер может возникать при речевом обмене информацией. Он может быть обусловлен особенностями речи (невнятность, шепелявость, картавость и прочее) или сторонними факторами, ухудшающими слышимость и разборчивость речи (расстояние, шум и прочее). Фонетический барьер возникает и при резком повышении тона, поскольку внимание переносится со смысла сказанного на интонацию. Чтобы преодолеть барьер, говорящий должен говорить громко, отчётливо и разборчиво, используя интонацию и грамотно расставляя паузы.

  • Семантический. Данный барьер возникает, когда собеседнику непонятен смысл отдельных или всех слов. К примеру, представители субкультур  могут использовать жаргонные слова, которые непонятны большинству людей. Чтобы преодолеть данный барьер, достаточно отказаться от жаргонных слов и высказываний, используя только чистый литературный язык, который хорошо знают все носители этого языка.

  • Стилистический. Стиль подачи информации часто имеет решающее значение для того, насколько адекватно она будет воспринята реципиентами. Стилистическое оформление сообщения должно соответствовать его цели и ожиданиям целевой аудитории. К примеру, объявления о концертах молодёжного рэп-музыканта и оперного певца с мировым именем должны составляться в совершенно разных стилях.

  • Логический. Данный барьер может возникнуть при общении людей с разными типами мышления и восприятия. К примеру, человек спрашивает у прохожего, как пройти в библиотеку, ожидая, что тот подробно опишет ему маршрут с названиями конкретных улиц и расстояниями в метрах. Прохожий же вместо этого начинает размахивать руками со словами: «Сначала идёте так, потом возле магазина поворачиваете вот так и идёте вдоль забора до перекрёстка». Возможно, объяснение прохожего является достаточно точным и исчерпывающим. Но для человека с другим типом мышления оно непонятно.

А теперь обратимся за консультацией к доценту факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Ольге Викторовне Аллахвердовой. Медиатору или посреднику переговоров.

Сама история медиации пришла в нашу страну от юристов. Первый опыт был с людьми, которые были в суде. Стороны не могли поделить участок земли. Причина - одна из сторон требовала отдать землю в знак памяти родителям. По сути делилась любовь родителей.

Посредник пытается помочь сторонам осознать, что будет для каждой из сторон решение проблемы. Восстановить баланс, точку катарсиса.

Сейчас, на мой взгляд, очень актуальная тема коммуникации. И это наблюдается во всех сферах. Страна, семья,…

Возникают вопрос - легче ли людям общаться, когда они одного пола?

Бытовое сознание начинает приписывать гендерам большую успешность в определенных типах переговорах. Например - женщинам лучше говорить с продавцами на рынке.

Сейчас в успешности коммуникации влияет не пол, а готовность людей говорить и договориться, их интеллектуальный уровень развития. Однако, мы не может не признать тот факт, что стиль и поведение переговоров у мужчин и женщин различны. Мужчины предпочитают говорить о фактах, женщины склонные говорить о процессах – как и что происходит. В переговорах женщин гораздо больше присутствует чувств, эмоций и состояний. Физиология о мужчин и женщин различна. Но бывает смешение в поведениях. Наблюдается невербальное поведение в переговорах. Тело выдает эмоции.

Первая стадия переговоров – борьба (противоречия, разные мнения, позиции). Это разнообразие мира. А когда человек начинает испытывать эмоциональное напряжение, начинает бояться, когда начинает вести себя не столько разумно, сколько эмоционально, то можно зафиксировать факт конфликта. Не оправдываются ожидания.

Альберт Элис (философ): людей пугают не проблемы, а то, что они, сами люди, о них думают.

Есть миф, что посредник переговоров (медиатор) должен добиться того, чтобы стороны договорились. Это не правда. Посредник должен создать условия, чтобы стороны поискали решение. Но если на данном этапе они не готовы договариваться, или у них нет решения, или вообще стоит «разбежаться», то ответственность посредника максимально осознать интересы, которые стоят за этой ситуацией и те возможные шаги которые каждый из сторон сделает после того как они уйдут, и какова цена этих шагов.

Тогда возникает вопрос – стоит ли готовить в профессиональных учебных заведениях специалистов «медиаторов или посредников переговоров». Ведь кроме глобальных, есть конфликты, которые происходят в семьях, микро коллективах из-за пустяков или отвоёвывания территорий. Иногда бывает ирроциональное неприятие контрагента.

Необходимо овладевать навыками, ходами, алгоритмами выходов из конфликтов. Необходимо, чтобы люди об этом знали. Интересно, какой процент живущих на земле знают об инструментах решения конфликтов.

НО, невозможно лишить людей иррационального мира, так как там творчество. А для кого-то это способ существования. И им это не мешает.

Посредничество – это иная коммуникация, чем мы обучены в процессе воспитания.

Нужно ли и стоит всех переучивать? Мы очень эмоциональные, активные, в нас глубоко сидит потребность победить, выиграть. Это нормально для человека. Он должен быть успешным и уметь побеждать. Но побеждать можно по- разном. Например - отступив. Но когда человек отступает, у него ощущение, что он ущемил свой интерес. Он не получил то, что хотел. Однако, человека можно научить по-другому на это посмотреть. Да, ты не получил то, что хотел, но сохранил себе здоровье, и так далее.

Сейчас преобладаю две тенденции:

  1. Я побеждаю

  2. Я отступаю (человек не конфликтный). Но его личное остаётся не реализованным в полной мере.

Эрик Берн. «Мы все можем быть в трёх состояниях»:

  1. Быть детьми

  2. Быть взрослыми и серьёзными

  3. Мы взрослые люди и в состоянии пробовать ОЦЕНИТЬ, что можем сделать, а что нет.

Чего мы можем добиться:

Если я вынужден всё время уступать, то переживаю эмоционально, мучаюсь.

  1. Если я понимаю, что не могу, то не могу.

  2. Почему я не могу? Так как обстоятельства сложились, тогда возвращаюсь к первому пункту. А если нахожу то, что я могу, то начинаю двигаться.

Это разумная зрелость или разумное понимание ситуации является толчком и очень мощной продуктивной позицией.

Вывод - все время сидеть и чего-то ждать не нужно. Плохому танцору мешает пол (пословица).

Зрелый человек – человек мобильный, понимающий, с кем и как необходимо общаться. Мастера манипуляции очень хорошо это делают. Например, с точки зрения управления людьми. Профессионал умеет очень эффективно управлять другими и собой, но при этом он всегда оставляет возможность и право выбора для другой стороны.

III) Понимают ли родители процессы коммуникации?

*Я провела анкетирование СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ

-Что такое коммуникация?

-Что такое конфликт?

-Что такое инструменты решения конфликтов?

-Поделитесь, пожалуйста, своим опытом решения конфликтных ситуаций.

-Является ли Ваш ребёнок конфликтным?

-Как Вы помогаете ребёнку решать конфликты?

-Что Вы знаете об эмоциональном интеллекте?

-Говорите ли Вы с ребёнком о своих чувствах, эмоциях?

*Я провела анкетирование СРЕДИ ДЕТЕЙ:

-Что такое коммуникация?

-Что такое конфликт?

-Как ты решаешь конфликтов?

-Поделитесь, пожалуйста, своим опытом решения конфликтных ситуаций.

-Что ты знаешь об эмоциональном интеллекте?

Вывод: для решения конфликта большая часть родителей предлагает детям занимать оборонительную позицию. Происходит ситуация двойных стандартов поведения. В школе же детей учат сначала решать конфликты с помощью беседы, затем обращаться за помощью к взрослым. Необходимо вести разъяснительную работу среди родителей и детей в направлении развития эмоционального интеллекта.

IV) Что такое эмоциональный интеллект

Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИангл. emotional intelligence, EI) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Относится к гибким навыкам.

Понятие эмоционального (социального) интеллекта появилось как реакция на частую неспособность традиционных тестов интеллекта предсказать успешность человека в карьере и в жизни. Этому было найдено объяснение, состоявшее в том, что зачастую успешные люди способны к эффективному взаимодействию с другими людьми, основанному на эмоциональных связях, и к эффективному управлению своими собственными эмоциями, в то время как принятое понятие интеллекта не включало эти аспекты, и тесты интеллекта не оценивали эти способности.

Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем понятия интеллекта, «является способностью правильно истолковывать обстановку и оказывать на неё влияние, интуитивно улавливать то, чего хотят и в чём нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны, не поддаваться стрессу и быть обаятельным».

А) Хэссон Д. "Развитие эмоционального интеллекта"

С детства нас учат сдерживать, подавлять или игнорировать свои эмоции: злиться или завидовать — плохо, грустить или ревновать — неправильно. Однако умение распознавать эмоции — и свои и чужие — позволяет адекватно реагировать на них. Поэтому так важно развивать свой эмоциональный интеллект: те люди, которые умеют принимать взвешенные решения в стрессовых ситуациях, могут правильно реагировать на критику и способны к сопереживанию, успешнее как в личной жизни, так и на работе. В своей книге известный специалист в области личностного роста Джилл Хэссон учит, как справляться с ситуациями, когда эмоции вас переполняют, как определять эмоциональные нужды окружающих и как не попадать в эмоциональные ловушки других людей.
Если вы хотите контролировать влияние эмоций на вашу жизнь и улучшить взаимоотношения с людьми, то это практическое руководство поможет вам понять, как использовать ваш эмоциональный интеллект в полную силу.

Б)Советский и российский психолог, специалист по экспериментальной психологии, системной семейной психотерапии, нейро-лингвистическому программированию. Автор многочисленных публикаций по психологии. Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер также работает над темой эмоционального интеллекта.

Родителям необходимо понимать что такое эмоциональный интеллект и помогать детям. Всматриваться в другого человека и понимать его состояние. Заботиться о нём, вчувствоваться в его состояние. Но ещё очень важно иметь запас слов. Озвучивание глубоких чувств которые не нужно держать в себе. Потому что когда человек говорит о своих глубинных чувствах, ему становится легче и он развивает свою душу дальше. Психика его развивается в направлении осознания себя, развивается способность к «здоровой» коммуникации. Развивается терпимость, дружелюбие.

Какие могут средства для этого? Обсуждение ситуаций, где совершается какой-то поступок или поднимается какая-то эмоция.

В эмоциональную зрелость или развитие входит:

  1. Иметь слова (словарный запас)

  2. Определить, какое слово в данный момент подходит.

  3. Уметь определить, что переживает другой, разделить его чувства.

Задача взрослого – говорить о своих эмоциях, узнавать эмоции ребёнка. Это активное слушание. Когда взрослый называет чувство, ребёнок запоминает это слово и тогда ребёнок сам начнет делиться своими переживаниями.

Вывод:

    1. когда мы обозначаем свои эмоции, мы способствуем развитию той чуткости, чтобы ребёнок мог дифференцировать настрой своего собеседника.

    2. В ролевой игре, например с игрушками, может вживаться как в положительные так в отрицательные эмоции. Учим ребёнка посочувствовать. Оказать поддержку.

    3. Сила проявление той или иной эмоции более сглажена у обученного

    4. Ребёнок имеет право проявление эмоций. Но постоянное подавление эмоций приводит к немотивированным истерикам и физиологическому симптому в теле (тики, лёгкие заболевания лор органов)

Алгоритм осознания и принятия своих эмоций:

Эмоция ребенка

Проявление взрослого сочувствие по отношению к ребёнку

Физический контакт (обнять)

Изменение пространства (перейти в другую комнату)

Объяснить ребёнку почему появилась та или иная эмоция.

Необходимо достичь понимания границ дозволенного проявления эмоций.

Юлия Борисовна разработала карточки для развития эмоционального интеллекта с 2 лет.

V) Как применить в жизни. Практика применения.

Игра – лучший помощник в развитии эмоционального интеллекта.

Если говорить о воспитании, о дидактике, как науке обучения, то существует 3 группы методов:

1.словесные

Сказки, книги (Разнообразие эмоций), стихи (Агния Барто).

2. игровые или практические

а)ступень познания эмоций

Мальчик с мордашками. Туловище и голова с эмоциями.

-объяснять по картинке (какой мальчик)

-ты сейчас какой

б) игры с игрушками + сюжетные. Проявить сочувствие или эмпатию. (Полечить, посушить, накормить).

3.наглядные

Вдох – выдох. Показать, как родитель справляется с гневом.

Нарисовать эмоцию (страх).

Раскрутить клубок эмоции, чтобы показать, что это абсурдно (на примере страха).

Если испытываем сильную негативную эмоцию, необходимо переключиться на физический предмет (браслет). Необходимо уметь переключиться.

1)Игра – карточки эмоции (эмоциональный компас) Основных 10 (радость, грусть, страх, печаль, интерес, отвращение, удивление).

Карточки «Ирины Васильевой» Книга сказочных игр, волшебный сундучок.

Ведущий называет ситуацию, ребёнок должен выбрать карточку с подходящей к данной ситуации эмоцию.

Не всегда родители и ребёнок испытывают одну и тоже эмоцию, хотя ситуация может быть ситуация. Например – 1 сентября (тревога и радость)

2)Игра – нарисуй эмоцию – любую линию с помощью цвета (краски или восковые мелки).

Сравнить эмоцию с одноклассниками. Вывод – каждый человек по- разному чувствует эту эмоцию. У каждого она разная. Назови ситуации, в которой ты испытывал определённую ситуацию.

3)Карточки с эмоциями разделены на 2 половинки (верхняя и нижняя часть лица). Цель – найти половинки целого

4)Соревнование – кто лучше изобразит эмоцию.

3)Угадай по голосу. Угадываем по интонации эмоцию.

Нейтральные фразы произносим разными эмоциями:

Сегодня у нас на завтрак овсянка.

Мама пришла домой с работы.

Мы едем к бабушке на выходные.

Показать эмоция с помощью мимики. Можно смотреться в зеркало.

4)Понтамимы (показывать эмоции без слов, рисовать эмоцию). Показать эмоцию телом.

Эмоциональный интеллект развивается в компании большого количества детей. Любая ролевая сказка направлена на косвенное обучение ЭТ.

5)Игра с мячом на природе (ГПД). Я злюсь (сильный удар) потому, что… Я рад (лёгкий удар) потому, что…

6)Живое и реальное общение детей на природе (ГПД).

7) Картинки с изображением эмоций. Участник должен выбрать эмоцию и привести пример ситуации в которой испытывает её. (Пример – что заставляет тебя радоваться?)

Распечатать иллюстрации или картинки с эмоционально окрашенными ситуациями. Например, в журналах. К каждому сюжету найти подходящую эмоцию.

8)Карточки ситуационные. Или книжная история.

9)Банки эмоции (одна банка – эмоции ребенка, другая банка – эмоция другого целовека, которые ребёнок видел ребёнок в других)

10)Дневник настроения (каждый день отмечать его смайликом и цветом).

11) Художественные произведения с положительными или эмоционально отрицательными героями. После прочтения обсудить чувства и эмоции главных персонажей.

12) Арт- терапия.

Вывод:

ЭИ формируем для того, чтобы ребёнок был успешным. Мог жить и адаптироваться к жизни. Понимал себя и понимал эмоции окружающих. Формирование ЭМ проходит несколько ступеней:

-уметь посмотреть на себя со стороны

--понимать своих эмоций (что я чувствую в данный момент, почему я это чувствую, что вызвало у меня данную реакцию)

-теперь сможем управлять своими эмоциями

Плохих и хороших эмоций не бывает. Есть только те, которые со знаком «–» и со знаком «+». Это отрицательные и положительные эмоции. Все они возможны в различных ситуациях нашей жизни. Их нельзя подавлять, так как это влечёт за собой изменение в организме. Через страдания появляется депрессия и различные заболевания.

Любые эмоции есть хорошие. Их нужно показывать, но и уметь ими управлять, чтобы не вовлекать в негативные эмоции своих родных, близких и окружающих людей. Уметь свои эмоции перестраивать, выплёскивать, но не наносить вред другим людям.

Когда научимся управлять своими эмоциями, сможем понимать эмоции других людей. Это очень важно, поскольку живём все в социуме. Каждый день коммуницируем с разными людьми. Мы должны понимать как настроен человек. Если говорить об успешности, как финальном результате сформированности ЭИ, то она будет больше проявлена у тех, кто понимает больше других людей.

Самая высшая точка проявления ЭИ – управление эмоциями другого человека. Особенно это важно в семейных отношениях. Так как родители и дети находятся в тесной взаимосвязи. Порой требуется корректировка в эмоциональном состоянии ребёнка. Если родитель сам пройдет этот путь, то сможет показать на собственном примере.

Все перечисленные выше игры необходимо закреплять дома. Так как взрослый является примером на пути рёбенка

эмоциональный интеллект позволяет держаться на плаву. Академический интеллект (с глубокими знаниями) даёт уверенность в том, что я это могу.

Налаживать контакт и решать сложные ситуации могу дети с развитым ЭИ.

У подростков – ЭИ это якорь, та база которая удерживает от принятия негативных решений.

Доказано, что юноши с низким эмоциональным интеллектом чаще всего провоцируют драки и асоциальное поведение.

Тема Жуковского «Что такое хорошо, а что такое плохо» не действует, так нет идеалов. Сейчас необходимо развивать ЭИ.

Плохих и хороших эмоций не бывает.

Дети, которые растут в семьях, где эмоции подавляются, не могут ими делиться. Как только ребёнок сможет выразить свои эмоции словами, в его голове выстроится стратегия (почему я так чувствую, веду себя, как себя успокоить). Так же подавление эмоций может привести к депрессиям, плохому настроению и физиологическим отклонениям.

Сдерживать гнев:

1)Глубокое дыхание, счёт до 10.

2)Внутренний диалог.

3)Отучить себя негативно высказываться о себе самом.

4) Со многими проблемами можно справиться с помощью близких и друзей.

VI) Как применяю в жизни класса

1.Начала с понятия внутреннего мира и эмоции.

2)Затем работали с эмоциями, связанными с воспоминаниями.

Каждый ребёнок приносил свою коробочку, в которую помещал предмет, ассоциируемый с приятными воспоминаниями. Рассказывал о сокровенном. Как правило, это были игрушки, подарки, сувениры, фотографии.

Picture 2Picture 6Picture 7

3.Работали с конкретными эмоциями.Очень помогают кубики эмоций Ольги Клейн в течение всего рабочего дня (на переменах, на любом этапе уроке).

Замечательную работу в подобном направлении провели О.Н.Бершанская и Г.Д. Дегтерёва Они создали справочник «Моя шкатулочка», который содержит лексический и литературоведческий материал, значимый для каждого ученика начальной школы. Лексическая часть представлена двадцатью словарями разных типов. Опираясь на справочник, учащийся без труда сможет дать характеристику литературного героя и нравственную оценку его поступкам. Это в дальнейшем поможет и самому ребёнку давать нравственную оценку своим мыслям и поступкам.

3.Любая деятельность требует системы. По этой причине мы «завели» тетради, где планомерно работали над каждой эмоцией, начиная с самого понятия «эмоции» и ЭИ. Специального выделенного часа нет. Как освобождалась свободная минутка, приступали к занятиям.

Покажу только часть тетради.

Picture 2

Для начала дети сами дали определение эмоциям.

Использовали элементы арт-террапии.

Определение своих эмоций по зеркалу на основе образца.

Уделяли внимание каждой эмоции.

4.Пробовали учить других детей, конкретно учеников 1 класса, как нужно проявлять ЭИ. В основном на переменах.

Picture 1Shape6Shape5Shape4Shape3Shape2Shape1

5)Теперь можно приступать к подведению итогов. Научились ли мы слушать себя и других?

В «Магазине педагогических идей» заказала оформление двери «Ингредиенты успеха». Оказывается учебная магия схожа с работой ЭИ.

5) Вывод

Могу с уверенностью заверить, что развитие ЭИ происходит во время уроков, перемен, ГПД. Видя проведённую работу, родители стали поддерживать меня. Появились результаты. Чего и Вам желаю.

PsПрошу не забывать про гормоны «счастья и любви» -  эндорфин, дофамин, серотонин и окситоцин. И заболевшие органы, которые резанируют на наши эмоции. Но это уже совсем другая история…

Ps Настольные игры на развитие EQ

1. Игра для весёлого праздника "Эмоционариум". 45 карточек для развития эмоционального интеллекта

2. Юлия Гиппенрейтер: Удобная карточная игра "Наши чувства" (64 карточки)

3. Юлия Гиппенрейтер: Удобная карточная игра "Эмоции? Да!" (70 карточек)

4. Peppa Pig. Настольная игра "Эмоции и действия"

5. Эмпатио

6. Родная природа. Игры для развития эмоционального интеллекта.

7. О. Кузнецова: Игра "Крокодилёнок. Чувства и эмоции" (45 карточек)

Список книг

1. Корнелия Спилман серия книг Когда я злюсь, Когда я тревожусь, Когда я радуюсь, Когда я завидую, Когда я забочусь о других, Когда я грущу

2. Анна Быкова: Как подружить детей с эмоциями. Советы "ленивой мамы”

3. Шиманская, Шиманский: Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми

4.Шиманская, Шиманский: Цветная книга эмоций. Рисуем с монсиками 5.Шиманская, Огородник: Легенды долины монсиков. Книга-раскраска

Используемая литература:

1.Хэссон Д. "Развитие эмоционального интеллекта" Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2018

2.Юлия Борисовна Гиппенрейтер «У нас разные характеры… Как быть?»  2012 год издательство «Астрель».

3.Дэниел Гоулман. «Эмоциональный интеллект» 2020 Год выпуска. 2020. Издательство МИФ

4.Эмбер и Энди Анковски. «Что у него в голове?»издана издательством «МИФ» в 2016 году.

5.Ульева Елена   «Мои эмоции» Издательство:Clever. Серия:Первые эмоцииГод издания:2023 г.

6.Шиманская Виктория  «Где живут эмоции? Практические задания для развития эмоционального интеллекта. Сказки для высокочувствительных детей» Год издания: 2022.
Издательство: «Манн Иванов и Фербер».

7.Кес Екатерина «Знакомься, это ты! Как понимать себя, родителей и друзей» Издательство: «Манн, Иванов и Фербер».
Год издания: 2022.

19

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая тема по самообразованию "Актуальность и работа по развитию эмоционального интеллекта у младших школьников". ЭИ формируем для того, чтобы ребёнок был успешным. Мог жить и адаптироваться к жизни. Понимал себя и понимал эмоции окружающих. Формирование ЭМ проходит несколько ступеней: -уметь посмотреть на себя со стороны --понимать своих эмоций (что я чувствую в данный момент, почему я это чувствую, что вызвало у меня данную реакцию) -теперь сможем управлять своими эмоциями
0 ₽
Разработка мероприятия для третьих классов «Интеллектуальная игра Эрудит», посвящённой математике – царице наук. Игра проходит под девизом: «Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий». В этой игре должны проявиться все лучшие качества участников: смекалка, быстрота реакции, находчивость, способность выслушать чужую точку зрения, товарищество.
0 ₽