Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Летний лагерь
  3. Методические рекомендации для воспитателя детской комнаты

Методические рекомендации для воспитателя детской комнаты

Методические рекомендации для воспитателя детской комнаты, лагеря. Включают себя простые схемы общения с детьми, родителями, технику безопасности, игры, а также как вести себя в случае детских истерик и агрессии.

Предметы

Летний лагерь

Категория

Летний лагерь
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Название организации

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Директор____________________

«____»________________2023г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для сотрудников по работе с детьми в детской комнате

Владивосток 2023

Обращение к воспитателю ……………………………………………………………………………………3

Что нужно знать воспитателю о детской комнате…………………………………………………………4

Заповеди воспитателя……………………………………………………………………………………….....4

Этика воспитателя………………………………………………………………………………………..……..4

Минимум по охране жизнедеятельности ребенка…………………………………………………………5

Знакомство с ребенком…………………………………………………………………………………….…..5

Замкнутый ребенок…………………………………………………………………………………………..….6

Особенности работы с гиперактивными детьми (СДВГ)…….………………………………………..….6

Детская агрессия……………………………………………………………………………………..………....6

Гигиена и помощь……………………………………………………………………………………….……….6

Проведение мероприятий, игр…………………………………………………………………………………6

Пребывание детей в мастерских и на групповых занятиях..…………………………………………......7

Игровая шпаргалка………………………………………………………………………………..…….…….....7

ОБРАЩЕНИЕ К ВОСПИТАТЕЛЮ

Быть хорошим воспитателем – это целое искусство. И не потому, что в принципе хороших специалистов в любой области очень ценят и всегда ждут, а потому, что нам доверяют самое ценное. Дети это наше будущее, наша жизнь. Работая с детьми важно помнить, что они как маленькие рентгены видят нас на сквозь. Как бы вы им не улыбались, но если нет в этом искренности, то ничего не выйдет. Малыш к вам не пойдет, не поверит.

В работе с детьми безусловно важен опыт, но гораздо важнее ваше стремление нести добро в общении с ними. Выбирая работу воспитателя вы не просто осуществляете присмотр за детьми «лишь бы никто не убился,на том спасибо», нет. Вы еще им открываете мир. Мир, каким видите его вы! Вы – взрослый, умный, открытый человек. Со своим опытом, со своими интересными историями, с фокусами и загадками, с шутками и увлекательными играми. И только открывшись, вы увидите как дети потянутся к вам, как цветочки к солнцу. И тогда всё пойдет легко! Легко будет налаживать контакт, легко будет подбирать слова, легко переключать внимание и утешать, легко справляться с конфликтами. Отношения между детьми и воспитателем строятся на взаимном доверии и уважении.

Методические рекомендации, которые вы прочтете далее вам даны больше, как некая шпаргалка и наше видение всего процесса.

Удачи в работе !

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ О ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ

Детская комната является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, пространством, созданным для развития и творчества ребенка.

Решив работать воспитателем, каждый человек должен отдавать себе отчет, что он должен делать, как ему это сделать и за что он несет ответственность.

В первую очередь все организаторы детского отдыха, все воспитатели должны быть ознакомлены со всеми нормативными документами, которые необходимы для функционирования детского пространства.

Всем сотрудникам детской комнаты необходимо помнить о том, что там ребенок освобождается от опеки родителей. Поэтому в руководстве детским коллективом необходимо соблюдать ценностное отношение к личности ребенка. Это проявляется в интересе к личности, способности почувствовать, понимать настроение ребенка, превратив общение в удовольствие.

Главная функция воспитателя в личностном подходе заключается в создании условий для самореализации и самоутверждения ребенка.

ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Каждому воспитателю необходимо запомнить несколько заповедей, которые он должен свято соблюдать при работе с детьми

  • Приехав на работу, оставь свой образ жизни дома и руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя.

  • Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

  • Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

  • Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком. Не только оберегай ребят от чего-то дурного, но и учи сопротивляться ему.

  • Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь выполняй их сам.

  • Каждый имеет право сказать другому, что, по его мнению, плохо. Но только в том случае, если сам знает, как сделать так, чтобы стало хорошо.

  • Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше найди возможность сработаться с ним.

  • Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез.

  • Приучай ребенка мыслить самостоятельно. Помогай ему строить свои собственные планы и принимать решения. Дай ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

  • Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.

  • Допустил ошибку - признай ее. Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят.

  • Умей удивлять и поражать ребят, а если надо - покорять.

  • Будь жизнерадостным человеком, и пусть ребята знают и видят это.

  • Не злоупотребляй приказаниями. Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью.

  • Не унижай ребенка, не давай ему почувствовать, что он чем - то хуже тебя.

  • Помни - человек сложен, даже если ему десять лет. Не считай себя умнее детей. Возможно, у тебя больше жизненного опыта, но вот ум дается от природы.

  • Хвали ребенка только за конкретные успехи и поступки и делай это искренне.

  • Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте.

ЭТИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

Внешний вид воспитателя.

Он оценивается, прежде всего, по тому, соответствует ли внешний облик конкретной ситуации, в которой оказался воспитатель. Безусловно, воспитатели, не смотря на постоянную занятость, должны все же выбрать время, чтобы привести свою одежду в порядок. Никто не требует, чтобы вы одевались с учетом последней моды, но одежда должна быть всегда чистой, хорошо отглаженной. Впрочем, внешний облик складывается не только из одежды, но и из умения двигаться, управления собственной мимикой. Дети обращают внимание на доброжелательность воспитателя, приветливое выражение лица, искренность и вовлеченность.

Культура речи воспитателя.

Человек, который работает с детьми, просто обязан обратить особое внимание на культуру своей речи. Воспитатель должен научиться использовать грамматически правильные конструкции предложений, лексическое богатство и выразительность родного языка. Важным моментом в устной речи является отчетливое произношение слов, правильная интонация (паузы, логическое ударение), а также умение ясно и выразительно читать литературный текст. Категорически запрещается использовать нецензурные выражения и слова-паразиты, например: «ну», «понимаешь», «вот».

Следует помнить, что в общении с детьми недопустим повышенный, раздражительный тон. Криком или, наоборот, грозным молчанием трудно добиться от детей желаемого результата. Они, скорее всего, перестанут воспринимать слова своего воспитателя, появится психологический барьер. Наладить испорченные отношения гораздо труднее, чем сдержаться и какой-то конкретной ситуации и попробовать решить проблему мирным путем. Воспитателю всегда надо помнить, что ребёнок - это развивающаяся личность, которой нужно помогать формировать характер и обучать общечеловеческим ценностям, не требовать идеального поведения и четкого выполнения всего, что говорит воспитатель. Поэтому следует избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более иронии по отношению к детям. Ребенку всегда можно тактично объяснить, что он сделал неправильно и почему не следует так поступать в дальнейшем. Разговор наедине с максимумом такта, сердечности и терпения принесет больше результатов, чем публичное осмеяние или категоричные запреты.

Отношения воспитателя со старшими по должности, с воспитанниками и с коллегами по работе.

Отношения к людям должно быть вежливое, доброжелательное, уважительное (даже если вы испытываете не совсем дружелюбные чувства к этому человеку). Воспитатель должен следовать правилам внутреннего распорядка, выполнять общие правила и обязанности, принимать активное участие в жизни коллектива. Недопустима критика руководителя, коллег, воспитанников в присутствии детей. Вы можете выразить свое недовольство непосредственному руководителю в приватной беседе.

Отношения между воспитателями должны основываться на взаимоуважении и взаимопонимании, вежливости, взыскательности, прежде всего к себе, стремлении создать единый коллектив.

Отношения воспитателя с родителями воспитанников.

Воспитатель должен постараться наладить хорошие взаимоотношения с родителями своих воспитанников. Воспитатель, прежде всего, перед родителями несет ответственность за жизнь и здоровье детей. Родители не всегда ведут себя сдержанно при высказывании недовольства по поводу содержания детей в лагере. Задача воспитателя - спокойно и вежливо выслушать все замечания, ответить на все интересующие родителей вопросы, ни в коем случае не отклоняясь от диалога с ними. Если же родители выражают свои претензии в оскорбительной для воспитателя форме, целесообразно направить родителей к руководителю для продолжения разговора. Все конфликтные ситуации с родителями не должны решаться на глазах у детей. И даже если у воспитателя возникло недопонимание с родителями его воспитанника, это никоим образом не должно отразиться на характере взаимоотношений с ребенком. Воспитатель обязан сохранять доброжелательное и заботливое отношение к воспитаннику. Не стоит жаловаться родителям на поведение ребенка, рассказывать о его незначительных проступках.

        

МИНИМУМ ПО ОХРАНЕ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

Воспитатели, вожатые обязаны обеспечить полную организованность и порядок, уделять особое внимание организации детского коллектива, не выпускать из поля зрения ни одного ребенка, обеспечить все меры безопасности детей.

При работе с детьми учитывать ограничения по здоровью и особенности каждого ребенка, грамотно распределять физическую нагрузку.

Запрещается вывод группы и отдельных детей за территорию детской комнаты.

Воспитатель полностью несет ответственность за жизнь и здоровье вверенных им детей.

Воспитатель при приеме ребенка, знакомит его с территорией помещения, где будет проводиться совместная досуговая деятельность, с правилами противопожарной безопасности, пользования аттракционами (если они есть в программе развлечения и оплачены родителем), требованиями по соблюдению правил и дисциплины.

Каждый работник детской комнаты обязан в случае угрозы состоянию здоровья и жизни детей принять все меры для устранения опасности, проявлять максимум бдительности в случае обнаружения взрывоопасных предметов или принять меры к устранению очагов травматизма, пожарной опасности. Не допускать нарушений правил техники безопасности, сан гигиены и требовать от детей их выполнения.

Медицинский и воспитательский персонал обязан следить за соблюдением детьми личной гигиены, не допускать контакта здоровых детей с детьми с признаками заболеваний.

ЗНАКОМСТВО С РЕБЕНКОМ

Каждого ребенка необходимо встречать с улыбкой, сперва здороваясь с родителем, потом с ним. Обычно, диалог взрослого и ребенка выстраивается на интересах ребенка. Если ребенку менее 7 лет и он ведет себя нерешительно, присядьте на корточки, прежде, чем начать разговор с ним. Оставаясь на одном с ним уровне, спросите имя, узнайте про любимый мультик, героя, попросите помочь в организации игры, сделайте ребенку комплимент и ненавязчиво вовлеките его в разговор, пригласите поиграть и погулять с вами.

Воздержитесь от прикосновений к ребенку в этот период, уважайте его право на личное пространство.

Если вы видите, что ребенок боится, робеет, сильно расстроен либо агрессивен, уделите первому контакту чуть больше времени в присутствии родителя. Если коммуникацию наладить не удалось, поблагодарите ребенка за знакомство и объясните тактично родителю, что в этой ситуации принять ребенка вы не сможете согласно Условиям договора оферты.

Если у родителя будут возражения, пригласите для беседы с ним непосредственного руководителя.

Если контакт состоялся успешно, убедитесь, что на руке ребенка есть браслет с номером телефона родителя, пригласите ребенка в группу и попрощайтесь с родителем.

Если ребенок пришел на индивидуальное сопровождение, уточните у родителей, есть ли у них какие-то конкретные пожелания относительно досуга ребенка. Обратите внимание на реакцию ребенка на слова родителя, если заметите несогласие или разочарование, подключите ребенка к диалогу и найдите компромисс. Эта важная часть знакомства облегчит вам дальнейшую работу с ним и позволит сделать отдых ребенка интересным и радостным.

ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК

Основным признаком замкнутости является нарушение коммуникации. Этот же признак отмечается и у застенчивых детей. В отличие от застенчивого ребенка, который знает, как общаться с другими, но не может использовать эти знания, замкнутый ребенок не знает, как это делать, и не стремится к общению. Как правило, такие дети очень привязаны к своей матери (или лицу, ее заменяющему). Они очень чувствительны и болезненно реагируют даже на ее непродолжительное отсутствие. Это обязательно стоит учесть в работе и предупреждать родителей заранее о возможном риске сокращения пребывания ребенка с вами. Замкнутый ребенок чувствует себя неуютно и в группе сверстников и требует особого внимания и вовлеченности с вашей стороны.

Тактичность, спокойствие, размеренность – вот ваши 3 кита построения коммуникаций с замкнутым ребенком.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ) - это расстройство, обусловленное неврологическими причинами. В его основе лежит незрелость высших психических функций, проявляющаяся в чрезмерной подвижности, импульсивности. В поведении присутствуют расторможенность, отвлекаемость, невнимательность и несдержанность. Дети с СДВГ сталкиваются со сложностями, когда общаются со сверстниками. Это вторичный симптом СДВГ. Он возникает из-за первичных симптомов, которые вызывают недовольство у других детей.

Дети с СДВГ часто не улавливают тонких социальных нюансов и намеков, которые помогают выстраивать отношения с окружающими. Они воспринимают окружающий мир не так, как остальные сверстники. Могут реагировать на окружающие стимулы слишком бурно или наоборот не замечать важных сигналов. Это мешает в обучении, игре и общении. Такого ребенка лучше брать на индивидуальное сопровождение, поскольку он потребует от вас максимальной концентрации и внимания.

Чтобы включить гиперактивных детей в игру надо предлагать игры с простыми и короткими правилами – детям с СДВГ трудно следовать инструкциям, повторять правила несколько раз. Будьте готовы к тому, что у детей с СДВГ возникнут сложности в играх на внимание. Например, они не сразу понимают правила, не всегда могут дождаться своей очереди или отвечают первое, что придет в голову, из-за импульсивности.

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ

Безусловно, от конфликтов никто не застрахован. Это могут быть эпизоды агрессии, направленные друг на друга, либо на вас. Чаще всего зачатки конфликта заметны сразу. Вам необходимо быстро и тактично предотвратить его развитие. После этого, проговорить эмоции и чувства вашего подопечного. Объяснить ему, что то, что он испытывает – абсолютная норма, однако находясь в коллективе, правильнее решать конфликты не обидными словами или силой, а разговором. Ни в коем случае не отчитывайте детей, не говорите кто прав, кто виноват. Это зона ответственности родителей. Ваша задача нивелировать конфликт и объяснить ребенку как правильно себя вести в той или иной ситуации.

Когда происходит нарушение границ тела детей (укусы, щипки, драка). Необходимо выяснить причины, объяснить детям, что подобное поведение строго запрещено в группе, привести конфликтующие стороны к перемирию.

При разборе конфликта не обесценивайте его. Избегайте фраз: «Да это ерунда», «Разберитесь сами», «Ой, что вы там не поделили», «Такой большой, а малышу не уступаешь», «Ты же мальчик, отдай девочке»

ГИГИЕНА И ПОМОЩЬ

В период пребывания детей с вами ребенку может потребоваться посетить туалетную комнату. В силу особенностей своего характера, ребенок может постесняться сказать вам об этом. Но, его поведение и язык тела подскажет вам о потребности в помощи. Вы можете тихо, не привлекая внимания других ребят, спросить у ребенка, не хочет ли он в туалет, либо громко спросить у всех, нужна ли санитарная пауза и отвести группу к ближайшим туалетным комнатам.

Будьте особенно внимательны к детям младше 5 лет, заигравшись, они часто не замечают первые позывы организма и могут спохватиться в последний момент. Также маленьким детям зачастую требуется помощь в гигиенических процедурах. Прежде чем помочь, не забудьте сначала спросить разрешения (позволь, я помогу тебе?) и проговорите, что вы будете делать, прежде чем начнете (сейчас я оправлю тебе юбочку, хорошо?). Уважайте право ребенка на неприкосновенность тела и личного пространства.

Если произошла неловкая ситуация, и ребенок обмочился, помогите ему выйти из нее, по возможности, безболезненно.

ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ИГР

Ответственность за подготовку мест для занятий и спортивно-массовых мероприятий возлагается на Воспитателя. Перед проведением занятий необходимо подготовить спортивный инвентарь, осмотреть место проведения занятий на наличие травмирующих предметов и неисправного оборудования, устранить неполадки.

Во время групповых мероприятий все дети должны находиться вместе с воспитателем на участке парка или в помещении, где проводится данное мероприятие.

Продолжительность спортивных занятий допускается не более 35 минут для детей 7 лет и не более 45 минут для детей старше 7 лет. Категорически запрещается разжигать костры легковоспламеняющимися средствами, устраивать фейерверки, факельные шествия и другие мероприятия, связанные с опасностью возникновения пожара.

ПРЕБЫВАНИЕ ДЕТЕЙ В МАСТЕРСКИХ

И НА ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

При занятиях в мастерских или проведении группового занятия, ведущие мастер-классов несут персональную ответственность за обеспечение безопасности жизни и здоровья детей, отвечают за исправность инструментов и другого оборудования, достаточную естественную и искусственную освещённость рабочих мест, использование материалов, безопасных для здоровья детей. Перед занятиями руководитель кружка инструктирует каждого ребенка на рабочем месте по обращению с оборудованием, инструментом, показывает безопасные приемы труда.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ЗНАКОМСТВО

Ведущий. Сейчас мы с вами познакомимся. Меня зовут … . А вот вас собралось очень много, поэтому сделаем так: я буду называть имена мальчиков и девочек и давать им задания. Если вы услышали свое имя, быстро и дружно выполняйте команду. Попробуем.

-        Ну-ка, Саши, Лены, Оли,  - покажись! (Ребята поднимаются со своих мест).

-        Ну-ка, Миши и Марины, - улыбнись! Эй, Алеши и Андрюши, - поклонись!

Возможные команды: отзовись, наклонись, причешись, потянись, повернись, распрямись, расстегнись, почешись и т.д.

Ведущий. А сейчас давайте знакомиться так, как это делают животные.

  • Чьи имена начинаются с буквы «М» - будут мычать;

  • Чьи имена начинаются с буквы «Р» - рычать;

  • «С» - свистеть;

  • «К» - кукарекать;

  • «О» - орлами летать;

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?

Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встаёт в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом вдруг, как услышишь «Скок, поскок», (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто сказал «Скок, поскок». Если это удаётся, он меняется с говорившим местами. Можно дать три попытки.

ВОДЯНОЙ

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами: «Водяной, водяной, что сидишь ты под водой, выйди на минуточку, поиграем в шуточку». Круг разбегается (на несколько шагов) и все останавливаются. «Водяной», не открывая глаз, ищет одного из играющих, его задача - определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, они меняются местами.

КОШКИ-МЫШКИ

Ребята встают в круг и держатся за руки. Двое водящих: кошка и мышка. Кошка догоняет, мышка убегает. Когда кошка догнала, она становится мышкой, а новая мышка выбирается из круга. Круг может поднимать и опускать руки, чтобы помогать мышке проникать в круг и за его пределы, и наоборот мешать кошке догнать мышку.

ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА

Ребята выстраиваются в цепочку, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый - голова дракона, его задача - поймать хвост (последнего), задача хвоста - убегать. Туловище дракона не должно разрываться. После поимки, хвостом становится бывшая голова.

КУРИЦА И КОРШУН

В цепочке первый – «курица-наседка», остальные «цыплята». Водящий – «коршун» старается унести последнего цыплёнка (осалить). Задача курицы и цыплят помешать этому. Когда коршун осалит последнего цыплёнка, он сам становится в конец цепочки, а курица становится коршуном.

СЕТИ

Площадка ограничена, двое или трое играющих берутся за руки - они сеть. Их задача ловить рыбок, задача рыб не попасть в сеть, если рыбка всё же попалась, она присоединяется к сети. Сеть не должна разрываться. Игра продолжается, пока не останется две-три рыбки, которые в следующем коне становятся сетью.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

На площадке на расстоянии 10-15 метров чертятся две линии - два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между домами, под горой живёт волк - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог: «Гуси, гуси. Га-га-га. Есть хотите? Да-да-да. Так летите! Нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой.» После этих слов гуси стараются перебежать к хозяину, а волк их ловит. Пойманный игрок становится волком.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методические рекомендации для воспитателя детской комнаты, лагеря. Включают себя простые схемы общения с детьми, родителями, технику безопасности, игры, а также как вести себя в случае детских истерик и агрессии.
0 ₽