Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Другое
  3. Методические рекомендации (из опыта работы) Нетрадиционные формы работы с родителями

Методические рекомендации (из опыта работы) Нетрадиционные формы работы с родителями

0 подписчиков
В статье представлены нетрадиционные методы работы с родителями обучающихся. Интересные и эффективные формы и приемы организации консультаций, родительских собраний, мастер-классов, бесед позволят учителю разнообразить свою работу, привлечь родителей к активному участию в воспитании детей.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Успех в воспитании и обучении детей в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, насколько родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.
Поэтому задача педагогов помочь родителям осознать свою особую роль в каждом возрастном периоде развития ребёнка: где он - опекун и ответственен за каждое движение малыша, где руководитель, а где вдохновитель и сотрудник, или просто друг и советчик.
Ведь именно осознанное родительство поможет ребёнку и семье в целом стать счастливей. Семья для ребенка – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. И вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в учебно - воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Работа с семьей – это кропотливый труд. С одной стороны, сохранять всё лучшее и проверенное временем, а с другой — искать и стремится внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между учреждением дополнительного образования и семьей.
Успех общения во многом зависит от педагога, и ведущая роль в организации общения принадлежит, конечно, педагогу. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников, осознающих свою роль в воспитании детей.
В семьях, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, родители зачастую не имеют достаточно педагогических знаний, не умеют устанавливать правильные отношения с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности, часто забывают, что именно они являются первыми педагогами своих детей. Поэтому педагоги центра для них не только советчики, единомышленники, но и источник педагогических знаний.
В работе используются разнообразные формы работы. С целью выявления интересов, потребностей, запросов, уровня педагогической грамотности родителей созданы и активно работают микрогруппы. На основе полученной информации проводятся устные консультации для родителей, индивидуальные беседы и т.д. Результатом такой работы становятся листки-памятки, буклеты, консультативные брошюры. Которые по инициативе самих родителей собираются и подшиваются в книгу-малую энциклопедию родительства «Всё начинается с детства».
С этого учебного года начала работу серия для родителей «Что делать, если», где анализируется конкретная проблема, причины её возникновения, даются рекомендации
Конечно, основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как родительские собрания. Однако сегодня изменились не только принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей, а также структура и форма проведения.  На родительских собраниях или в форме: «КВН», «Что? Где? Когда?», или в форме тренинга обязательно присутствует общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.

 Очень интересна и перспективна такая форма работы с родителями, как семейные встречи. Известно, что современные родители уделяют общению с ребёнком всего 15 минут в день! На вечерах – встречах родители вместе с детьми играют, соревнуются, поют, танцуют, отдыхают. Здесь главное – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам, запросам, создать атмосферу единства семьи, сплочённости и удовольствия от общения друг с другом. Это пример для родителей в организации семейного досуга.
Хочу остановиться на выпуске закладок-молний.
Из самых лучших побуждений через слова, убеждения и призывы родителей создается картина мира ребенка. Очень важно чтобы она была красочной и позитивной. Родители не осознают, как много вреда причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Сказанные родителями из самых добрых побуждений фразы могут стать судьбоносными для детей.  Не устраняя, а заменяя, негативные фразы созидательными фразами, можно избежать множества проблем в дальнейшем. Вот над этим заставляют задуматься родителей закладки-молнии, в которых записаны разрушительные и созидательные фразы, высказывания известных людей о воспитании, архаизмы. Их ненавязчиво предлагают родителям педагоги с фразой: «Прочитайте. Подумайте. Давайте обсудим».
Например, разрушительная фраза №1: «Не переходи дорогу на красный свет! Не ходи раздетым! Не говори с набитым ртом!» 
Страх за детей сковывает родителей - «Кто знает, что может случиться с ребенком, пока нас нет рядом?». Из-за этого страха и своих опасений родители начинают лепить для ребенка модель жизни и вести его определенным путем. Родитель очень ясно дает понять, чего делать не следует, и этим он убивает в ребенке созидательное начало. Вместо того чтобы сказать, как делать нужно. идет колоссальный акцент на то, как делать не нужно. И как вы думаете, что отложится в подсознании ребенка? Частичка «не» ведь подсознанием не воспринимается, а остается только то, что идет в привязке к ней.
Поэтому созидательная фраза: «Переходи дорогу на зеленый свет. Одевайся по погоде. Сначала прожуй, потом говори». Изменяя негативные установки на позитивные, убирая из речи частичку «не», взрослые формируют позитивный настрой к жизни, как у него, так и у себя.
Или разрушительная фраза №2: «Ты не можешь плакать, ты же мальчик!»
Как часто отцы, пытаясь воспитать в ребенке настоящего мужчину, запрещают сыну проявлять свои эмоции в таком виде, как страх слёзы обиды. Если ему плохо, морально или физически, он имеет полное право заплакать. На физиологическом уровне это крайне необходимо! Таким способом выводится гормон стресса-адреналин, пребывание которого в организме имеет негативные последствия.
Как вы думаете, какой должна быть созидательная фраза?   Созидательная фраза: «Поплачь. Тебе станет легче. Если ты плачешь, это не значит, что ты слаб. Всё проходит - и это тоже пройдёт».
Мужество - это не железный характер и не стальные нервы. Это поступки, которые мужчина способен совершать. Детям больше нужен пример для подражания, чем деструктивная критика и упреки.
Или разрушительная фраза № 3: «Если тебя не контролировать, ты вообще ничего не будешь делать!»
Это пример постоянного тоталитарного контроля: «Куда ты пошел? Что ты сделал? А сейчас мы подробно проверим домашнее задание! Расскажи мне все немедленно!» В таких случаях объясняем родителями, что ими движет страх, а дети воспринимаются как несамостоятельные субъекты этой «сложной» жизни. И недоверие, неуверенность и боязнь что-то упустить-вот, что беспокоит родителей. Самое ужасное то, что постоянно контролируемый ребенок не приобретает навыков самоорганизации н самоконтроля, у него не развиваются ответственность и решительность.
Созидательная фраза: «Если ты захочешь, то мы поможем тебе. Мы всегда готовы тебя выслушать, не осуждая!»

Или разрушительная фраза № 4: «Я тебя ругаю, но все равно люблю!» Можно часто услышать: «Когда мы ругаем детей, они все равно знают, что мы их любим». Но часто это не так. Для всякого ребёнка одобрение взрослого означает любовь, а неодобрение – ненависть. Называя его лентяем, неряхой, эгоистом – навешивая ярлыки - родители подсознательно программируют его на исполнение этих ролей. Давать негативную оценку можно только поступкам, а не личности ребенка.
Созидательная фраза: «Твой поступок некорректен, нечестен, несправедливый».Пусть родители лучше опишут свои чувства, которые они переживают, опишут их причину и результат. Дети очень мало знают о том, что родители чувствуют, и в этом виноваты сами родители.
Или разрушительная фраза № 5: «Ты не выйдешь из-за стола, пока не доешь!»
Объяснение для родителей: Достаточно привычная фраза. Спросите себя, откуда вы можете знать, когда к вашему ребенку придет насыщение? Почему вы решили, что именно такое количество пищи должно поместиться у него в желудке? К сведению, в здоровом пустом желудке у человека помещается 100 граммов пищи. Обратимся к истории. Поколение наших бабушек, дедушек и родителей родом из XX века. Этот век прославился войнами и голодом. Дефицит продуктов питания был самой главной проблемой на общегосударственном уровне. И если у семьи был ужин-это была счастливая семья. К счастью, времена меняются. Сейчас мы довольствуемся разнообразием пищи, но убеждение «дети должны быть откормленными» осталось в подсознании н продолжает передаваться из поколения в поколение. Заставляя ребенка доедать, то есть переедать, родители лишают его осознанности, свободы выбора, в добавку награждают плохим здоровьем, сонливостью, упадком сил и ожирением. Откуда возьмутся силы для активности или учебы, если все ресурсы организма направлены на то, чтобы переварить еду, которую ребенок еще и не хотел? Если он голоден, то обязательно скажет: «Мама, я очень хочу кушать!» И еще укажет, чего именно хочется съесть сейчас.
Поэтому созидательная фраза: «Вот твой обед. Кушай столько, сколько хочешь. Есть добавка, если ты захочешь еще».
Следует отметить, что тематика таких закладок может быть весьма разнообразной.
Это могут быть объявления, высказывания известных людей, афоризмы о детях, о воспитании, блиц-советы родителям, предупреждения, мысли детей, время работы клуба, расписание занятий кружка и т.д. 
«Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали», - сказал кто-то из великих. Родители не должны помогать ребенку, передвигая его ноги и делая за него шаги. А иногда ребёнка необходимо защитить от родительских «правильных» убеждений, от страхов, критики, осуждения, ограничений. Нельзя пугать детей негативным опытом, неудачами, жизненными разочарованиями.
Вот об этом следующий вид работы с родителями: просмотр видеофрагментов из художественных фильмов, которые могут стать большим подспорьем в работе педагога с родителями.   Как правило, во время просмотра того или иного фильма родители, следя за сюжетом, не замечают некоторых фраз, сказанных героями, описания жизненных ситуаций, над смыслом которых необходимо задуматься с точки зрения педагогики и психологии, может быть узнать себя и постараться что-то исправить в своих отношениях с детьми. Фрагменты таких фильмов можно просмотреть на родительском собрании, вместе обсудить, показать пути выхода из той или иной ситуации, пригласив психолога. Или рекомендовать просмотреть конкретному родителю, если в поведении ребёнка вас что-то тревожит, с просьбой просмотреть сюжет № 3 и попробовать изложить свои мысли, чувства на бумаге.
Эти фрагменты очень короткие, но заставляют задуматься, проанализировать свои поступки, по-другому взглянуть на своего ребёнка, а то и просто шокируют «Неужели такое бывает…», заставляют многое переосмыслить. «Неужели такое бывает…»

Например, фрагмент из автобиографического фильма «В погоне за счастьем».
Вера родителей в возможности и стремления ребёнка создают благоприятную почву для   его успешности во взрослой жизни. А неверие, тем более высказанное вслух, разрушает неокрепшую детскую психику.
Фрагменты из фильма «Похороните меня за плинтусом», поставленный по одноимённой повести Павла Санаева .Повесть о восьмилетнем мальчике Саше Савельеве, который живет у бабушки с дедушкой, потому что бабушка не доверяет воспитание ребенка своей дочери. Она ненавидит и осуждает «беспутную» дочь, нашедшую нового мужа. «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу».
Вывод: Разговоры взрослых, которые ведутся в присутствии детей, создают для них отрицательный программный сценарий.  А жестокая «любовь» больше похожая на ненависть, произрастает из желания иметь послушную и безответную живую куклу, которую можно опекать, лечить и наказывать. Эта «самоотверженная» забота помогает ощущать некоторым взрослым собственную значимость и острее упиваться собственным «страданием», причиняемым лживыми, чёрствыми и неблагодарными окружающими (включая мальчика).
А фрагменты из фильма «А вам и не снилось» показывают родителям, что: отношения родителей с детьми, которые строятся на лжи и обмане «во благо» недопустимы.
Фрагмент из фильма «В погоне за счастьем» позволяет сделать вывод о том, что общение детей и родителей на природе, вдали от суеты города даёт прилив душевных сил, сближает души, создаёт атмосферу внутреннего комфорта.
И последний фрагмент из фильма «Невидимые дети», 2005 г. подводит родителей к мысли о том, что конфликты между родителями, тем более, свидетелями которых являются дети, вызывают в душе ребёнка глубокую боль, желание любым способом уйти из некомфортной ситуации. А в дальнейшем -  самое малое, агрессию к окружающим, игрушкам, животным.
Анализируя с родителями данные фрагменты, можно попросить их записывать свои мысли, чувства, вопросы анонимно и бросать их в ящичек «Что меня волнует», так как немногие смогут высказаться при всех и озвучить свою проблему.
Развивая тему последнего сюжета, как метод активного слушания и сопереживания, можно провести с родителями упражнение «Неудачное утро», которое даст возможность прочувствовать переживания ребёнка узнать себя вспомнить чувства и эмоции своего детства осознать их влияние на свою дальнейшую семью. Это упражнение можно использовать как фрагмент родительского собрания, часть педагогической консультации.
Упражнение «Неудачное утро».
Утром Серёжа проснулся рано от шума, раздающегося из другой комнаты. Почему-то защемило сердце и стало тоскливо и грустно. Он понял, почему мама с папой снова ссорятся. Сергей свернулся в комочек, натянул поверх головы одеяло, вжался в кровать, пытаясь спрятаться и не слышать раздающиеся грубые реплики. Он даже пытался снова заснуть, чтобы избавиться от щемящей в глубине души тоски. Дверь хлопнула - ушёл отец. Наступила одинокая тишина. Мальчик затаился.
Вдруг дверь резко открылась. В комнату вошла мама. Быстро прошла к окну и с шумом раздвинула шторы.
-Поднимайся в школу, - прогремела она.
Сергей встал, стал натягивать брюки, приготовленные с вечера.
-Опять напялил эти жуткие штаны, - не унималась мама.
-Мне нравится. - пытался защищаться сын.
Мама продолжала кричать уже из соседней комнаты: «Чтобы Миша к нам больше не приходил, слышишь!
-Он мой друг!
-А я сказала «нет»!
Перед глазами Сергея появилось злое лицо матери. На глазах навернулись слёзы! Чтобы не заплакать. Он резко встал. Натянул свитер и вышел в прихожую.
-Куда? - слышал он вслед. - а завтракать.Есть не хотелось.
В школу идти было рано. Мальчик медленно брёл по парку. Он смотрел на стоящие в ряд деревья, лужи, лавочки, одиноких прохожим. И ему казалось, что мир рушится, его мир. А вот и школа.

-Иванов! Что ползёшь, как черепаха. Тебя к директору вызывают. Что вы там разбили вчера в кабинет физики? -  вдруг раздался голос классного руководителя.
-Так это мы опыт проводили в лабораторной работе. Случайно вышло! -хотел объяснить мальчик.
-Случайно у тебя, всё случайно! А мяч футбольный на физ-ре тоже случайно. Только с тобой и «происходит всё случайно. Мать пусть в школу придёт. Растяпа! - продолжала свой монолог Елена Петровна.
Сергей не заметил, как вошёл в класс, сел на заднюю парту и тупо смотрел в окно.
Перед глазами проплывали картины предстоящего разговора с матерью.
-Иванов! Сергей вздрогнул.
- К доске! С дневником!
Класс смеялся.
Вопросы для обсуждения:
1.Какие права ребёнка были нарушены?  2.Какие мысли у вас вызвало это упражнение?
3.Какие чувства испытал Серёжа в это утро? 4.Как уменьшить психотравму?
5.Как в дальнейшем может повести себя мальчик. 6.Дайте советы взрослым.
Очень увлекательным совместным занятием родителей и детей уже не первый год могут стать альбомы радости. На занятиях каждый воспитанник получает медальки разного характера, дома их разукрашивает, наклеивает в альбом, украшает странички, по желанию рисует, что-то клеит, а родители помогают, советуют, комментируют, пишут пожелания, стихи. Хочу подробнее остановиться на таком виде работ, как мастер-классы для родителей:
-Пальчиковый игротренинг. Польза и проведение.
-Изготовление интерактивных пособий для занятий.
Пособия родители изготовляют самостоятельно из бросового материала, как для кабинета, так и для собственного пользования. Они имеют низкую себестоимость, что позволяет обеспечить всех воспитанников. Это и планшеты - модули для шнуровки; многофункциональные инновационные пособия типа: «Сказочные персонажи», «Ежик», «Бабочка», «Мой интерактивный друг», «Умный поезд»; «Волшебные клубочки», «Коврики-пальцеходы», «Лесная прачка», «Удивительная корзина», «Заколдованные прищепки», сенсорные коврики, кукольный театр, магнитофоны для чтения и другие. 
Большой интерес и пользу приносят мастер-классы по пальчиковому игротренингу, цель которого помочь ребёнку в речевом и интеллектуальном развитии. На них можно приглашать родителей вместе с детьми. Или - пальчиковые игры с предметами, сюжетные игры типа: «Перчатка», «Дом», «Краб», «Пять рыбок» и другие.
Заключение
В целом, чётко организованная работа с родителями должна носить конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Ведь именно родители являются главными заказчиками образовательных услуг.
Формы работы могут быть разными, но главное – помнить, что необходимо с уважением и пониманием относиться к родителям. Недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, ведь каждый ребёнок – уникален. Надо учитывать пожелания и предложения родителей, ценить их участие в жизни группы, рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями, с уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком, восхищаться вместе с родителями его инициативностью, самостоятельностью, проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывая точку зрения родителей.
Помним золотые правила, которые помогут эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:
Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Разговаривайте с родителями спокойным тоном.
Терпеливо слушайте родителей, давайте возможность высказаться. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого воспитанника.
Необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы было интересно и детям и родителям.
Помните: хорошую репутацию нелегко завоевать, но ещё сложнее – удержать.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В статье представлены нетрадиционные методы работы с родителями обучающихся. Интересные и эффективные формы и приемы организации консультаций, родительских собраний, мастер-классов, бесед позволят учителю разнообразить свою работу, привлечь родителей к активному участию в воспитании детей.
0 ₽