Шереметьева Светлана Николаевна
ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Сызрань Самарской области»
методист
Методические рекомендации учителям русского языка 5 классов для подготовки обучающихся к ВПР
Результаты ВПР позволяют оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС, а также осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладения межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР помогают образовательной организации выявить имеющиеся пробелы в знаниях у обучающихся для корректировки рабочих программ по учебным предметам.
Структура проверочной работы
Тексты заданий в вариантах ВПР в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования
Каждый вариант проверочной работы содержит 12 заданий, в том числе 5 заданий к приведенному тексту для чтения.
Выполнение задания 1 оценивается по трем критериям в совокупности от 0 до 9 баллов.
Ответ на задание 2 оценивается по четырем критериям в совокупности от 0 до 12 баллов.
Ответ на каждое из заданий 3, 8, 9 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на каждое из заданий 6 и 7 оценивается от 0 до 3 баллов.
Ответ на задание 4 оценивается от 0 до 5 баллов, на задание 5 – от 0 до 4 баллов.
Правильный ответ на каждое из заданий 10–12 оценивается 1 баллом. Правильно выполненная работа оценивается 45 первичными баллами.
Все задания отнесены к базовому уровню сложности.
Анализ результатов ВПР-2024 по русскому языку в 5 классах показал, что наибольшие затруднения у пятиклассников вызвают задания:
2K3. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения.
2K4. Расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения. Проводить фонетический анализ слова; проводить морфемный анализ слов; проводить морфологический анализ слова; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения.
6.2. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми; расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; овладение основными нормами литературного языка (пунктуационными). Анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; соблюдать основные языковые нормы в письменной речи; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
8. Совершенствование видов речевой деятельности (чтения), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами; формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании письменных высказываний. Владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; адекватно понимать тексты различных функционально-смысловых типов речи и функциональных разновидностей языка; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации.
Таким образом, среди заданий, вызвавших наибольшее затруднение, задания, направленные на формирование навыков проведения различных видов анализа слова, на совершенствование видов речевой деятельности (чтения, письма), а также на умение нализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТОВ ВПР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Председателям ШМО:
1. Обсудить анализ результатов ВПР по русскому языку. Включить в работу ШМО проведение мероприятий, направленных на повышение качества результатов ВПР по русскому языку.
2. Провести анализ рабочих программ и используемых в школах УМК на предмет организации повторения западающих тем в начале учебного года, отработку необходимых умений и навыков развития языковой компенции.
3. На основе типологии пробелов в знаниях учащихся скорректировать содержание методической работы с учителями русского языка.
4. Организовать адресную методическую поддержку учителям обучающихся, получивших низкие результаты по русскому языку.
Заместителям директоров по УВР, педагогам:
- провести анализ типичных ошибок и затруднений, обучающихся;
- отследить динамику сформированности у каждого обучающегося выявленных по результатам ВПР проблемных полей, дефицитов умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по русскому языку;
- внести изменения в рабочие программы по учебному предмету, учебному курсу, по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (блок «Читательская грамотность»);
- в технологические карты учебных занятий внести изменения с указанием методов обучения, организационных форм обучения, средств обучения, современных педагогических технологий, позволяющих осуществлять образовательный процесс, направленный на эффективное формирование умений, видов деятельности, характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, которые не сформированы у обучающихся и содержатся в обобщенном плане варианта проверочной работы по русскому языку;
- разработать индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся по формированию умений, видов деятельности (предметных и метапредметных результатов), характеризующих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе данных о выполнении каждого из заданий участниками, получившими разные отметки за работу;
- обеспечить обучение учителей русского языка на курсах повышения квалификации по объективному оцениванию ответов на задания ВПР.
Рекомендации учителям русского языка:
1. Учитывая процентное соотношение выполнения заданий группами обучающихся, повысить качество выполнения заданий проверочной работы, исключив случаи, когда обучающиеся не справляются с ними.
2. Систематически включать в уроки, начиная с сентября 2024 г. задания, подобные тем, что есть в ВПР.
3. Повысить мотивацию обучающихся к выполнению работы, используя систему методических и психологических приемов и методов.
4. Осуществлять дифференцированный подход к обучению русскому языку.
5. Учителям начальных классов активно применять методы обучения, предполагающие работу с текстом, интерпретацию содержащейся в тексте информации, оформление собственных высказываний, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.
6. Необходимо в системе работать над совершенствованием практической грамотности учащихся, добиваясь прочного закрепления правописных умений и навыков. При организации работы, направленной на повышение орфографической и пунктуационной грамотности, использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению. Работать над формированием у обучающихся устойчивого навыка употреблять слова только в том случае, если точно уверен, что знаешь их правильное написание, смысл, лексическую сочетаемость и стилистическую окраску. Работать над расширением читательского кругозора обучающихся, включать в уроки задания на распознавание значения слов, употребляемость их многозначности. При обучении синтаксису и пунктуации уделять больше внимания формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в тексте и применять полученные знания в продуктивной речевой деятельности. Продолжить реализацию системного подхода к изучению языка (с учетом связей между языковыми уровнями).
7. Важно избегать формального подхода к проведению анализа языковых явлений на уроке русского языка, работать над расширением словарного запаса учащихся, обращаясь к различным видам словарей (в том числе и электронным) и другим поисковым системам.
8. При работе над правописанием и пунктуацией пользоваться текстологическим подходом, приучая видеть и понимать текст в единстве его содержания, языкового и художественного своеобразия.
9. На уроках и внеурочных занятиях следует уделять внимание формированию действий самоконтроля обучающихся. Большинство ошибок обучающиеся совершают, потому что не владеют действиями, способами самоконтроля и самооценки, умениями работать над поиском причин своих ошибок. Использование таких приемов, как обучение составлению алгоритмов действий, самопроверка действий по алгоритму, диагностика причин ошибок, дают возможность более уверенно и верно работать над заданиями ВПР.