«СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Требования к современному занятию по обучению грамоте
Одним из условий успешного освоения ребенком грамоты в ДОУ является сформировавшееся на определённом уровне произвольное управление собственной деятельностью.
В связи с этим в период подготовки ставятся задачи формирования волевой готовности дошкольника к обучению, выработки у него положительных мотивов к обучению в школе.
Для решения этих задач используется фронтальная форма занятий по подготовке к обучению чтению и письму. Эти занятия должны соответствовать следующим требованиям:
• ориентировка на психическую защищенность обучающихся;
• соблюдение триединой задачи: обучение, развитие, воспитание;
• развитие сенсомоторных и интеллектуальных функций;
• развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников;
• соблюдение принципа смены видов деятельности;
• использование сюжетно-тематической формы занятий и разнообразного учебного материала;
• сочетание игровых и наглядных приемов.
Проведение занятий по обучению грамоте с соблюдением данных требований позволяет поддерживать работоспособность шестилетних детей в течение 30 минут.
Примерная структура занятия по обучению грамоте
На этапе предшкольной подготовки занятия должны иметь урочную форму, но при этом сохранять игровые элементы, организованный физический отдых, музыкальное сопровождение, сюрпризные моменты.
Приведем примерную структуру занятия по обучению чтению и письму.
1.Организационный момент. Цель: ввести в тему занятия, создать положительный настрой на учение. Рекомендуется использовать имитирующие, релаксационные и артикуляционные упражнения.
2.Повторение пройденного материала. Цель: актуализировать знания дошкольников. Чаще всего проводится в игровой форме или с использованием сказочного героя, которому нужно оказать какую-либо помощь.
3.Сообщение новой темы. Цель: через проблемную ситуацию направить внимание обучающихся к изучаемому на данном занятии звуку (и букве).
4.Знакомство со звуком. Цель: учить характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Обучая дошкольников артикуляционному анализу звука, необходимо уточнить положение губ, языка и нижней челюсти при его произнесении. При характеристике акустических признаков изучаемого звука указывается, какой он: гласный — согласный, согласный мягкий — твердый, звонкий — глухой.
Также на этом этапе звуки обозначаются определенными символами.
Упражнения по развитию фонематического слуха.
Цель: развивать умения слышать, выделять из потока речи и дифференцировать изученные звуки. Основными видами упражнений на данном этапе являются выделение звуков в слове, определение места изучаемого звука в слове, подбор слов с изучаемым звуком, звуковой анализ слова.
6.Физкультминутка. Цель: снятие напряжения, выполнение речедвигательных упражнений. Рекомендуется содержание физкультминутки связать с темой занятия так, чтобы она стала переходом к следующему этапу занятия.
7.Знакомство с буквой. Цель: установить связь изучаемого звука с его графическим образом (буквой). Важно помнить, что при знакомстве с новой буквой необходимо демонстрировать дошкольниками заглавную и строчную печатные буквы.
Для запоминания буквы предлагаются следующие виды работ:
1) обсудить, на что похожа буква;
2) сравнить строчную и заглавную букву;
3) отыскать ее в разрезной азбуке;
4) сконструировать из счетных палочек, проволоки;
5) раскрасить или заштриховать ее и др.
8.Формирование навыков чтения и письма. Цель: формирование навыка плавного слогового чтения, печатания и письма буквы и ее элементов. На этом этапе читаются слоги, слова и предложения с изученными буквами. При обучении письму изученной буквы сначала осваивается ее написание в печатном виде. Этот вид работы называют печатанием, его выполняют в тетради в клеточку. Затем после анализа начертания буквы в прописном виде пишут элементы буквы и букву целиком в тетради в косую линию (или в прописи).
9.Итог занятия. Цель: рефлексия содержания учебного материала, в ходе которой осуществляется выявление уровня осознания содержания
Список литературы
Алексеева М. М. [и др.]. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtm
Пятибратова, И. И. Методика предшкольной подготовки : учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 128 с.