Методика построения игровых программ
Игра- это явление культуры. Ее организатор должен быть профессионалом, знающим методику подготовки и проведения игры. Технология игрового общения-это искусство, мастерство использования совокупности методов и средств воздействия на духовный мир участников игр. В момент проведения игры организатор игрового общения ведет жесткий расчет условий игрового поля, настроений собравшихся, их интеллектуальных и физических возможностей, интересов и много другого.
Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
Первый этап методики разработки игровых программ начинается с определение темы, идеи и сверзхзадачи. О чем будет рассказано? Что будет положено в основу представления? Ради чего? Какой главный вывод представления будет сделан? Часто в самом названии уже представлена тема.
Игровые программы могут быть посвящены тематике:
исторической
героико-патриотической
спортивно-цирковой
литературной
музыкальной
развлекательной
Идейное осмысление должно быть выражено в конкретной и непрерывной цепи поступков (игр), разыгранных в яркой и осмысленной среде. Для объединения разнородных частей в целое подбираются речевые связки, репризы, стихотворные заставки. Немалое место занимают пояснительные тексты, объявления, манки, приглашение к танцам, играм, участию в конкурсах и т. п. Идея является тем существенно-важным моментом сюжетно-игровой программы, который определяет ее общественную значимость и ценность, его гуманистическую и социально прогрессивную роль. Все элементы игровой программы должны подчиняться теме и идее игровой программы.
Вторым этапом в разработке игровых программ является подбор игрового материала согласно режиссерскому замыслу.
При подборе игрового материала следует соблюдать ряд необходимых требований:
учитывать возрастную категорию аудитории;
учитывать размеры площадки;
подчинение всех игр одной теме программы;
логическое построение игровой программы;
построение игр от легких к сложным;
количество игр чтобы не действовало на участников утомительно;
от индивидуальных к командным;
условия игры очень четко оглашать;
использование приемов активизации: заманивание, провоцирование, сотворчество, «подсказка»;
использование «манок»;
не ставить играющих в неловкое положение;
игра всегда доводится до конца;
организовывать зрителей на сопереживание;
ведущий с профессиональными качествами (чувство юмора, грамотная речь, коммуникабельность, находчивость);
предусмотреть помощников;
музыкальное оформление во время исполнения заданий;
тематическое художественное оформление;
проработка реквизита (прочность, предусмотренное количество, удобство и т.д.);
когда, как и чем поощрять победителей.
В игровых программах часто используются викторины, при составлении которых следует руководствоваться следующими нормами:
нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (кто, когда и зачем?);
нельзя использовать вопросы, предусматривающие несколько правильных ответов
нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующего развернутого ответа (дайте характеристику чего-либо..)
нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углублённых знаний
нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым
Задания в игровой программе должны быть интересными, соответствующими следующим правилам:
должны быть оригинальны;
должны быть реальны в исполнении для данных участников;
должны быть соответствующие теме конкурса;
задания и вопросы должны быть равноценными для всех участников;
учет возрастной и социальной категорий аудитории и участников.
При отборе игр в сценарий сюжетно-игровой программы специалисту досуговой деятельности необходимо учитывать следующие принципы:
принцип этической направленности игр;
принцип соответствия содержания программы;
принцип свободного вхождения в игру и выхода из нее;
принцип одинаковости правил игры для всех ее участников;
принцип сочетания игр с художественно-выразительными средствами (декорации, костюмы, грим, бутафория, световое, шумовое и музыкальное оформление).
Третьим этапом в разработке игровых программ явялется поиск приема подачи игрового материала.
Уже в начальной стадии разработки любой игровой досуговой программы необходимо попытаться увидеть все ее содержание. В этом организаторам поможет блоковая система, то есть структурное изображение содержания игровой программы. Каждый игровой эпизод-блок живет самостоятельной жизнью, развиваясь по законам драматургии: от пролога к завязке конфликта, его развитию. Итак. Организаторы разрабатывают каждый блок: сюжетно или перечислением его основных частей — игр. Нужен замысел, сценарно-режиссерский ход — прием подачи игрового материала.
Сценарно-режиссерский ход - это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно педагогического воздействия, образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии.
Сценарно-режиссерский ход (образно-смысловой) проявляется в трех ключах
Образно- игровой — через игру актеров (актерское мастерство).
Декоративно-образный — через костюм, мизансцену, оформление игровой площадки, реквизит.
Образно-музыкальный. Все игровые эпизоды объединяются лейтмотивом (одна и та же музыкальная фраза).
Сценарно-режиссерский ход должен быть найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема, появилась четкая концепция, определены конкретные сценические задания, т.е. когда сделан смысловой каркас сценария. Также, сценарно-режиссерскин ход (прием) - это образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий, цементирует действие в его логическом развитии.
Четвертый этап в разработке игровых программ заключается в композиционном построении материала сценария и разработке эпизодов-блоков согласно режиссерскому ходу. Весь собранный сценаристом материал необходимо композиционно выстроить по законам художественного монтажа.
экспозиция - ввод в действие. Это короткий рассказ о событиях, предшествующих конфликту. Экспозиция перерастает в завязку, т. е. непосредственное начало действия. Появляется конфликт-столкновение жизненных противоречий, противоположных позиций, идей мировоззрения, идеологий.
Основное развитие действия (конфликта) проходит в нескольких эпизодах, нарастая, входит в кульминацию— высшую точку представления.
Развязка-как разрешение конфликта, затем-главное событие, где сформулирована основная мысль автора, т. е. идея.
Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации. Это основа и стержень игрового действия, о чем бы ни шла речь, проблемы решаются в игровом ключе. Основа любой игры- это преодоление препятствий. Суть игрового конфликта- противоборство сил, умений, сноровки, эрудиции. Благодаря напряженному конфликту и интересному сюжету многие игры приобретают своеобразную драматургикю, представляя собой маленькие жанровые сценки, насыщенные юмором. На какой бы конкретной основе ни развертывалась игра, сюжет ее должен включать набор ситуаций, дающих возможность участникам проявить свои литературные, музыкальные, хореографические способности, блеснуть остроумием, показать эрудицию, отличиться в ловкости и сноровке.
В программах развлекательного типа могут использоваться разнообразные наборы игр, непосредственно не связанных друг с другом. Однако организаторы отдыха предпочитают такое построение программ, в котором серия игровых развлечений нанизывается на ёдиный сюжетный стержень.
Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, зстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен. Благодаря умелой режиссереко-драматургической организации этот рассказ превращается в целостное, разыгрываемое силами всех играющих массовое представление. Сюжет позволяет логически выстроить игровые эпизоды в стройную законченность. С помощью сюжета легче обеспечить такое расположение развлечений, при котором общая игровая линия развивается по восходящей, а напряжение и интерес не снижаются, а возрастают.
В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов.
Конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования.
Конфликт ведущего с группой
Конфликт равных по численности сторон.
В игре возможны самые разнообразные виды конфликтов. К ним относится не только противоборство 2-х команд. Иногда это «Ловушки»-споры, либо игровые диалоги, шуточная cсора переонифицированных ведущих (клоунессы с клоуном). Когда нет конфликта-это дивертисмент.
Пятый этап в разработке игровых программ включает в себя подбор костюмов, реквизита и необходимого оборудования.
Реквизит – уникальная поддержка для аниматора. Он создаёт праздничную атмосферу, усиливает эмоциональное воздействие и игровой интерес. При подборе реквизита следует обратить внимание на его соответствие следующим требованиям:
соответствие реквизита тематике праздника и логическая «вписанность» в сценарий и программу;
соответствие возрасту участников;
безопасность;
устойчивость (быстро приходящий в негодность реквизит – это лишние деньги для организаторов и испорченное настроение ребёнка на празднике).
При выборе реквизита подумайте о его многофункциональности. Например, с помощью искусственных веток из канатов можно сделать настоящие лианы, что прибавит атмосферности празднику в стиле пиратского острова. Включайте фантазию, и вам не придётся обзаводиться тоннами игрового реквизита! Правильно подобранный реквизит помогает составить оригинальную программу праздника, которая оставит неизгладимое впечатление в душе каждого участника игровой программы.
Шестой этап в разработке игровых программ посвящен выбору и подготовке «помощников»- участников сюжета во второстепенных и эпизодических ролях, оказывающих помощь в организации игр, награждении их участников и/или победителей.
Седьмой этап в разработке игровых программ заключается в проведении репетиций и корректировка материала. Необходимо помнить, что выполнение заданий игровой программы совершается на глазах у публики, то есть это живая импровизация участниками игровых состояний. Поэтому репетиции проводятся только с ведущими. Затем монтажная репетиция - светомузыкальное, декоративно-художественное оформление программы, работа с ассистентской группой. С участниками игровой программы проводится только одна-две репетиции для определения выходов, мизансценирование участников на игровом поле и рекомендации по подготовке домашних заготовок (если они предусмотрены).
Восьмой этап в разработке игровых программ посвящен подготовке сувениров и призов для участников и/или победителей игр.
Призы для участников — неотъемлемый атрибут любой игровой программы, который предполагает широкую развлекательную часть.
Выбирая сувениры, которые вы будете преподносить участникам, следует учитывать следующие специфические особенности:
•оригинальность приза
•достаточное количество призов для данной игровой программы
На всякий случай заготовьте большее количество призов для конкурсов, чем это необходимо. Вполне вероятно, что гости захотят повторить какой-либо понравившийся им конкурс.
•соответствие призов теме и идее игровой программы
При выборе призов ориентируйтесь на тему и идею программы, ведь чтобы правильно выбрать сувениры и подарки для игровой программы, стоит четко осознавать формат и характер мероприятия. Для каждого события нужны свои сувениры.
При выборе подарков ориентируйтесь не только на тему праздника и характер мероприятия, но и на ваши финансовые возможности. Если ваш бюджет не ограничен, вы можете позволить себе практически любые награды для участников. Если же вы не готовы тратить на сувениры огромные суммы, вполне можно обойтись небольшими средствами или даже сделать призы своими руками. Участникам дорогостоящие подарки, главное — поднять им настроение и доставить немного радости и позитивных эмоций.
Девятым этапов в разработке игровых программ является подбор и оформление помещения, в котором будет проходить сюжетно-игровая программа.
Место проведения игровой программы должно быть безопасным, комфортным, создающим или подкрепляющим соответствующую атмосферу. Перед проведением программы, мероприятия на местности, необходимо заранее ознакомиться с местностью и наметить условные границы для игры. Специалистам необходимо учесть соответствие оформления тематике программы; из возможных вариантов целесообразно использовать декорирование воздушными шарами, цветами, различными плакатами, панно.
Десятый этап методики подготовки игровой программы - проведение игровой программы.
Для успешного проведения программы, а так же для того чтобы участники заинтересовались и быстро включились в игровой действие, необходима профессиональная работа ведущего-аниматора, которая характеризуется эмоциональностью, подвижностью, раскрепощенностью, естественной улыбкой, приподнятым настроением. Введение в игру, программу, начало праздника и т.п. должно соответствовать сюжету и настроению программы.
Одиннадцатым этапом в методике игрового общения явдяется подробный анализ программы.
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели игровой программы и ее задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении игровой программы, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с ее подготовкой и организацией. Непосредственное наблюдение за ходом игрового общения дает большие возможности для их правильной оценки. Подведение итогов проведенного мероприятия – важный момент, который нередко недооценивается. Здесь особенно ответственна роль педагога-организатора, который должен сделать квалифицированное заключение, оценить достоинства и недостатки проделанной работы. Проведение всестороннего анализа игровой прогораммы – обязательный этап деятельности любого организатора игрового общения. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма.
Таким образом, главный из ожидаемых результатов применения данной формы организации досуговой деятельности, рост уровня воспитанности подрастающего поколения, так как сюжетно-игровые программы обладают огромным педагогическим воздействием: их содержание, варьируясь, может включать пути решения «насущных» проблем воспитания, формирования различных качеств личности для любой конкретной детской или молодежной аудитории. Безусловно, значительному профессиональному росту педагога-организатора, повышению его уверенности в себе способствует, в первую очередь, собственный опыт, но грамотное проектирование поможет сократить путь проб и ошибок, окажет влияние на весь творческий процесс и станет важным условием повышения удовлетворения от собственной работы.