Кольга Вадим Валентинович,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа"
города Красноярска
Методика проведения научных исследований
Данные методические рекомендации посвящены подготовке научных исследований в учреждении дополнительного образования. Они помогут педагогам дополнительного образования при подготовке обучающихся к конкурсам различных уровней. В основу рекомендаций положен опыт участия в XXVI Международной научно-практической конференции, посвященной памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика Михаила Федоровича Решетнева "Решетневские чтения", Межрегиональном конкурсе юных техников изобретателей Енисейской Сибири, краевом молодежном форуме "Научно-технический потенциал Сибири".
План проведения научных исследований
Определение актуальности научно технических разработок
Обзор технических исследований в исследуемых областях
Проведение патентного поиска
Определение новизны технических разработок
Моделирование научно-практических решений в технике
Сравнительный анализ решений
Экономические и технические критерии эффективности
Обоснование выбранных решений
Формирование гипотезы исследований
Определение задач исследования
Научно-методический обзор научной базы
Обзор литературы
Интеграция межотраслевых задач в технических решениях
Презентация научно-технического проекта
Краткое описание по организации и проведению научных исследований
Определение актуальности научно технических разработок
Теория: определение области исследований, потребностей науки, техники постановка проблемы, экономическая актуальность.
Практика: самостоятельная работа.
Обзор технических исследований в исследуемых областях
Теория: изучение истории развития науки и техники., поиск наиболее известных инженерных решений.
Практика: поиск методов совершенствования технических изделий, изобретательство, самостоятельная работа.
Проведение патентного поиска
Теория: изучение патентной базы, особенностей патентования в России и за рубежом, технологии патентного поиска и основ авторского права.
Практика: работа над проектом.
Определение новизны технических разработок
Теория: определение совокупности признаков, характеризующих исследуемое техническое решение; анализ уровня развития техники; выделение аналога (прототипа) технического решения; сравнительный анализ объекта исследования с прототипом.
Практика: самостоятельная работа.
Моделирование научно-практических решений в технике
Теория: анализ объекта исследований; формирование модели, «Модельный» эксперимент.
Практика: самостоятельная работа по формированию модели эксперимента.
Сравнительный анализ решений
Теория: выработка критериев эффективности решений; формирование численных индикаторов критериев эффективности.
Практика: самостоятельная работа над проектом.
Экономические и технические критерии эффективности
Теория: изучение стоимостных, технологических и конструктивных критериев, трудозатрат, затрат на апробацию и внедрение предложенных решений.
Практика: самостоятельная работа по изученному материалу.
Обоснование выбранных решений
Теория: определение численной формализации обоснования, корректирующих и весовых коэффициентов, построение рейтинга критериев.
Практика: самостоятельная работа по построению рейтинга критериев.
Формирование гипотезы исследований
Теория: представление гипотезы в виде научно-обоснованного предположения, совокупности воздействий и системы мер по реализации задач исследования; изучение приёмов построения гипотез по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению.
Практика: самостоятельная работа по обоснованию приёмов построения гипотез.
Определение задач исследования
Теория: выбор путей и средств для достижения цели исследования, определение соответствия выдвинутой гипотезе и этапов исследования.
Практика: самостоятельная работа.
Научно-методический обзор научной базы
Теория: основные научные школы в исследуемой технической области. Наиболее значимые исследования и методологические подходы.
Практика: самостоятельная работа над проектом.
Обзор литературы
Теория: библиографический поиск в библиотечной база (МБА), поиск информации в сети Интернет с использованием зарубежного информационного ресурса.
Практика: самостоятельный поиск и сбор информации по теме проекта, работа над проектом.
Интеграция межотраслевых задач в технических решениях
Теория: исследования на стыке научных областей, изучение особенностей межотраслевой интеграции.
Практика: самостоятельная работа над проектом.
Презентация научно-технического проекта
Практика: визуальная интерпретация результатов исследования, структуры и основных компонентов проекта.
Используемые Интернет-ресурсы
https://infourok.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-3693248.html
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2019/10/09/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-v