Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Другое
  3. Мнемотехника- искусство запоминания

Мнемотехника- искусство запоминания

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Поговорим об одном из них — мнемотехнике.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Другое

Категория

Другое
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Мнемотехника- искусство запоминания

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Остановимся на самом интересном из них — мнемотехнике.

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации

  • колоссальную экономию времени при запоминании

  • возможность быстрого обучения

  • мощное развитие мышления и внимания

  • эффективную гимнастику для мозга

Для начала — притча. В Греции на острове Хеосс до нашей эры случилось землетрясение, засыпавшее дом богача и гостей, пировавших с хозяином в его большом доме. Когда людей раскопали, по их останкам было трудно определить, кто где лежит. Единственный оставшийся в живых человек, учитель риторики и поэт Симонид, незадолго до трагедии вышедший из дома, легко вспомнил, кто где сидел и кто что делал. Так родственники опознали тела своих близких, а Симонид стал основоположником нового метода запоминания - топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого количества материала достаточно расположить его в знакомом пространстве (например, собственной квартире) и по мере надобности доставать (находить) его.

Учение Симонида состояло из двух важных понятий — ассоциация и фон.

Ассоциация — мысленная связь между двумя предметами, фон — это то, что вы хорошо знаете до мельчайших подробностей. Тогда для того, чтобы запомнить множество каких-то фактов, их нужно соединить (ассоциировать) с тем, что вам хорошо знакомо.

Симонидовский метод широко использовал Цицерон, который проговаривал свою речь, шагая из комнаты в комнату. Выступая перед публикой, он проходил мысленно тот же путь, собирая "разбросанные" по пути факты и изречения.

Впоследствие мнемоника на долгие годы была забыта. Однако возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес к этой области практической психологии.

слайд- К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.»  

Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемоники — это школа.

Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.

Запомнив же правило типа "Морской волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка" вам проще будет запомнить порядок планет: "Меркурий-Венера-Земля-Марс-Юпитер-Сатурн-Уран-Нептун-Плутон"...

Поиграем в Цицерона. Школьника можно познакомить с основой Симонидовского метода — топологической мнемотехники. Его удобно использовать тогда, когда нужно запомнить какую-нибудь последовательность, к примеру, расположение органов дыхания: ротовую полость, трахею, бронхи, легкие. "Привязав" эту последовательность к хорошо знакомой обстановке, например, к своей комнате и "повесив" ротовую полость на дверь комнаты, трахею — "положив" на стол, бронхи — на кровать, а легкие — "повесив" на стене, и мысленно пройдясь по комнате, собираем все в нужной последовательности. Пятерка на уроке окр.мира обеспечена.

Мнемотехника особенно эффективна при заучивании стихотворений. Для этого используются мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Приведу пример.

слайд.
Осень, осень к нам идет,
Что же осень нам несет?
Листики цветные,
Ягоды лесные,
Овощи к обеду,
Много туч на небе.

Давайте попробуем составить свои мнемотаблицы к стихотворениям

Сказка на стекле

На стекле Мороз

Начертил узор,

Серебром нанес

Белый пышный бор.

Рано поутру

Подойду к окну,

Буду в том бору

Слушать тишину.

Чудится ли мне?

Или снится сон?

Мчусь я по лыжне,

Слышу сосен звон,

Вьется на снегу

Свежий лисий след,

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез –

Сказку на стекле

Начертил Мороз.

Котята

С. В. Михалков

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:Родились у нас котята —

Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали:

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котёнок самый белый,

ДВА — котёнок самый смелый,

ТРИ — котёнок самый умный,

А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

Заходите к нам, ребята,

Посмотреть и посчитать.

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер веет с юга,
Капли падают звеня.
 
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.

"Звонко с крыши капли скачут. "

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап! Кап!

"Весна" Иван Демьянов

Сугроб уже сутулится

От солнечных лучей,

И побежал по улице

Сверкающий ручей.

В пути ему поется,

И как не петь - весна!

Бежит ручей, смеется

У нашего окна.

Капель слетает с крыши,

И небосвод высок.

Самой весны я слышу

Веселый голосок!

В.Степанов. Наша армия

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

Шелестят берёзы,

Распевают птицы,

Подрастают дети

У родной страны.

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

М. Исаковский

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
И расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперегонку с пылью.

Этот метод можно использовать и во внеклассной работе. Например, угадать стихотворение по готовой мнемосхеме. Попробуем?

С.Есенин. Береза

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

А.С.Пушкин. Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

С.Есенин

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна

Для тех, кто привык учить стихи многократным перечитыванием, предназначен приём «Шторки». Сначала внимательно читаем стихотворение; затем плотным листом бумаги закрываем концы всех строчек — читаем, пытаясь вспомнить то, что оказалось закрытым; затем передвигаем лист бумаги, увеличивая закрытую от глаз область, — читаем третий раз; снова сдвигаем и т.д., пока не останутся открытыми только начальные буквы строчек стиха.

Использовать мнемотехнику можно и при пересказе рассказов. Например, Л.Толстой «Косточка». (разрезать карточки со словами и слушатели сами рассказывают по мнемотаблице рассказ)

Л. Толстой. Косточка

• Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они еще лежали на тарелке.

• Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

• И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть.

• Он всё ходил мимо слив.

• Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мама сочла сливы и видит – одной нет.

• Она сказала отцу.

• За обедом отец и говорит:

- А что, дети, не съел ли кто – нибудь одну сливу?

• Все сказали, что нет.

Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

- Нет, я не ел.

• Тогда отец сказал:

- Что съел кто – нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки,

• и если кто не умеет их есть и проглотит косточку. То через день умрет. Я этого боюсь.

• Ваня побледнел и сказал:

- Нет, я косточку бросил за окошко.

• Все засмеялись, а Ваня заплакал.

Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивании чистоговорок и скороговорок. Например «В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры – мухоморы».

При составлении описательных рассказов удобно использовать мнемосхемы. Например, Опишите домашнее животное по мнемотаблице.

Задание: Выберете любое животное и опишите его по схеме не называя, а мы угадаем его.

При заучивании словарных слов мы тоже применяем метод мнемотехники.

Да и ребусы это тоже она. Разгадайте.

Умывальник, телефон, коридор.

В заключение следует сказать, что использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным и "вкусным" мнемоника справляется просто великолепно. А если поможете понять и освоить мнемонические приемы своим детям — кто знает, может, вырастите нового Цицерона?

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество. Поговорим об одном из них — мнемотехнике.
0 ₽