Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Литература
  3. "Нам не дано предугадать..." (по рассказу И. Бунина «Легкое дыхание»)

"Нам не дано предугадать..." (по рассказу И. Бунина «Легкое дыхание»)

Учебное занятие-дискуссия по формированию умений и способов деятельности для студентов СПО по специальности Операционная деятельность в логистике. Цели учебного занятия: Обучающая - знакомство с разнообразием тематики прозы Бунина; - научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека. Развивающая - развитие навыков анализа прозаического текста; - развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли. Воспитательная - формирование нравственных основ мировоззрения учащихся; - создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность; - воспитание эстетического вкуса, чувства нравственности и гуманизма; пробуждение в студентах желание задумываться над вечными вопросами бытия; -духовно-нравственное развитие

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Литература

Категория

Литература
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

"Нам не дано предугадать..." (по рассказу И. Бунина «Легкое дыхание»)

I.Организационный момент. (5 минут)

-- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня мы с вами продолжим наше знакомство с творчеством И.А. Бунина. (СЛАЙД 1).

Нам вместе с Иваном Андреевичем предстоит сoвершить плавание по oкеану Жизни. Каким онo будет, все зависит от нас. Я думаю, что вы уже не раз об этoм задумывались. У человека дoлжно быть пoнятие о цели, смысле жизни, дoлжны присутствoвать сoбственные ценнoстные oриентиры. Я попрoшу вас пoделиться свoими мыслями, идеями о дальнейшей жизни. Перед каждым из вас лежит лист с изображением корабля. Представьте, что ваша жизнь – некий кoрабль, котoрый плывет в какoй-то пункт назначения. На парусах вашего корабля ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: (СЛАЙД 2).

  • В чем вы видите смысл жизни?

  • Какие ценнoстные качества вы цените в первую очередь у своих родителей, друзей?

- Кто хочет поделиться своими мыслями? (Ответы 2 обучающихся)

- А у кого-нибудь остались незаполненные паруса?

- Не расстраивайтесь, мы еще вернемся к нашим кораблям в конце занятия. Возможно, у кого-то появятся новые мысли, и он захочет дополнить свои ответы.

II.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

- На прошлом занятии мы с вами говорили о поэзии Бунина. Давайте вспомним основные тезисы его поэзии:

- Какие темы, наиболее характерные для бунинской поэзии. (СЛАЙД 3).

(Тема природы, тема России, философская лирика, тема поэта и поэзии, тема любви).

- Назовите особенности видения данных тем в поэзии Бунина?

- Отлично. Я знаю, что Оля Дугина подготовила для нас выразительное чтение наизусть одного из стихотворений по выбору.

(Слушаем).

Сегодня мы раскроем с вами другую сторону Ивана Алексеевича, побеседовав о его прозе. Особенности Бунина-художника, своеобразие его места среди современников и шире - в русском реализме ХIХ-ХХ вв. раскрываются в произведениях, в которых, по его словам, его занимала «душа русского человека в глубоком смысле, изображение черт психики славянина». (СЛАЙД 4) Сегодня мы совершим путешествие в творческий мир И. А. Бунина, выраженный через художественное слово на основе рассказа «Легкое дыхание».

И первое, чем я предлагаю вам сделать – еще раз вглядеться в портрет этого удивительного человека. Вот, что писал о внешности Бунина его знакомый архитектор Александр Мейснер: “Поражал блеск какой-то страстности, которая преобладала не только в лице Бунина, но и вообще в его характере. Отсюда та большая любовь и та слепая ненависть. Отсюда эта постоянная тема любви и смерти”. (СЛАЙД 5).

- Я надеюсь, дома вы все прочитали данный рассказ. Какие у вас сложились впечатления после первого прочтения рассказа?

(Ответы студентов)

- Как вы думаете, какие темы Бунин поднимает в своем рассказе? (СМЕРТИ, СМЫСЛА ЖИЗНИ, ЛЮБВИ...)

- Действительно, в этом произведении любовь пересекается со смертью, но затрагиваются, конечно, не только эти проблемы.

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии? Сформулируем тему занятия.

- Предлагаю обозначить тему нашего занятия строчками из стихотворения Ф. И. Тютчева "Нам не дано предугадать..." (СЛАЙД 6).

- Как вы думаете, почему именно эти строчки я выбрала для названия нашего занятия? (Ответы)

- Действительно, нам не дано предугадать нашу судьбу, когда мы приобретем настоящую цель в жизни, когда к нам придет настоящая любовь, любовь к жизни и когда мы покинем эту земную жизнь.

-Давайте откроем тетради и запишем тему нашего занятия: "Нам не дано предугадать..." (по рассказу И.А. Бунина "Легкое дыхание").

- Итак, у нас наметились две главные темы занятия, о которых давайте попробуем и подискутировать. А может мне кто-то пояснить лексическое значение данного слова? (СЛАЙД 7). (Проговаривается лексическое значение слова по словарю Ожегова) С.И. (Дискуссия- спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. ССЫЛКА НА ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ)

-Сегодняшнее занятие проведем в форме дискуссии. Я думаю, что во время обсуждения этот рассказ должен будет затронуть струны Вашей души, взволновать Вас. Хотя бы потому, что героиней рассказа является ваша ровесница.

- Давайте узнаем о творческой истории создания рассказа. Об этом нам расскажет Грикова Алена.

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

История создания рассказа сообщена самим автором: «... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами.

Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства». (СЛАЙД 8).Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда.

Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». (СЛАЙД 9).Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.

Так появился в марте 1916 года рассказ «Легкое дыхание».

- Маленький рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание», на первый взгляд, прост и ясен. Но эта классическая простота обманчива. Со времени написания рассказа, с 1916 года, прошло 107 лет, но до сих пор не утрачен интерес критиков к собственному прочтению, собственной интерпретации новеллы. Простой сюжет – о жизни и смерти юной девушки, выводит на философские вопросы мимолетности, конечности земного существования. Тайна смерти, трагедия преждевременной кончины волновала Бунина всегда, так что рассказ, написанный, по свидетельству самого автора, казалось бы, на одном дыхании, подсознательно был задуман давно. Уже в 1903 году было написано стихотворение «Портрет», которое стало своеобразной увертюрой рассказа «Легкого дыхания».

- А что такое увертюра? Обратимся снова к словарю Ожегова. (СЛАЙД 10).

- Вы можете найти это стихотворение в раздаточных материалах у себя на столах. А я хочу вас познакомить с прочтением этого стихотворения Иннокентием Смокнутовским (не только советским и российским актером кино и театра, но мастером художественного слова, сыгравшим главную роль в фильме 1994 года по мотивам произведений И.А. Бунина "Посвящение в любовь") (СЛАЙД 11).

ПОРТРЕТ.

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа

И в раме, перевитой крепом,

- Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стеклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

«зачем я в склепе, в полдень, летом?»-

Незримый кто-то говорит. Кокетливо проста прическа

И пелеринка на плечах...

А тут повсюду- капли воска

И банты крепа на свечах.

Венки, лампадки, пахнет тленьем...

И только этот милый взор

Глядит с веселым изумленьем

На этот погребальный вздор.

-Какие проблемы затронуты в этом стихотворении?

(В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы)

-Перекликается это стихотворение с рассказом? (Встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор) .

- Хочу обратить ваше внимание, что и сегодня эти темы очень актуальны, т. к. рост смертности среди молодого поколения сейчас очень высок. Одним из главных факторов является поведение молодых людей (самоубийства из-за конфликтов семье, проблем с учебой, на работе, из-за взаимоотношений с противоположным полом).

- Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Эта тема его глубоко волновала.

-- Как же создается бессмертие художественного слова, та бессмертная грусть, что вот уже сто с лишним лет привлекает наши сердца к рассказу “Легкое дыхание”?

- Особое внимание в рассказе нужно уделить композиции. Где начинается рассказ и заканчивается? (на кладбище). Как называется такая композиция? (кольцевая). (СЛАЙД 12).

-Эпизоды, рассказывающие о жизни Оли Мещеряковой идут последовательно в произведении? (нет)

- Давайте вспомним, чем сюжет отличается от фабулы?

Фабула — события художественного произведения в их естественном, хронологическом порядке.

Сюжет — система событий, расположенных в таком порядке, как задумал автор с целью создания упорядоченного мира художественного произведения. 

- Как вы думаете, почему в данном случае сюжет отличается от фабулы?

(Произведение начинается с описания могилы Оли, затем автор рассказывает о раннем детстве девушки, затем вновь «перескакивает» на описание событий её последней зимы. После дан разговор Мещерской с начальницей гимназии, в ходе которого становится известно о её связи с немолодым офицером. Затем – известие об убийстве гимназистки. И в самом конце рассказа автор добавляет на первый взгляд незначительный разговор Оли с подругой о женской красоте.

Благодаря временны᷾м перемещениям и быстрой смене событий автору удалось создать чувство легкости и некой эмоциональной отрешённости. В произведении всё призвано подчеркнуть живую и непосредственную натуру главной героини. Все события происходят стремительно, исключая возможность их как следует проанализировать. Так скоротечно промелькнула и угасла жизнь Оли Мещерской, которая всегда жила исключительно сегодняшним днём, не думая о последствиях своих действий.

Бунин сразу же лишает сюжет рассказа непредсказуемости и необычной развязки. Она уже произошла – это смерть юной гимназистки. Понимая, что самое главное уже позади, читатель переключается на события, которые привели к печальному финалу. Такой ход событий в произведении назывется приём ретроспекции (погружение в прошлое героев)

Намеренно разрушая причинно-следственные связи, писатель делает акцент на том, что не имеют никакого значения ни мотивы поведения Оли, ни дальнейшее развитие событий в рассказе. Неизбежная обречённость героини – в ней самой, в её невероятно притягательной женской сущности, очаровании, непосредственности. Буйная страсть к жизни и привела её к столь быстрому концу.)

- Обратимся к рассказу и Прочитаем начало произведения (1 абзац). СЛАЙД 13.

- Какие чувства возникают у вас с первых строк рассказа?

(Поражает место действия – кладбище. Автор не случайно выбрал апрель как время действия. Когда «дни серые», «далеко видны сквозь голые деревья» памятники кладбища и холодный ветер «звенит фарфоровым венком у подножия креста». Особенно тягостное впечатление оставляет «новый крест, крепкий, тяжелый, гладкий»).

Что-то поразило, может быть, показалось несовместимым?

(Кладбище – радостные глаза, дубовый крест – поразительно живые глаза).

Контрастность изображения, противопоставление, антитеза: живые глаза и дубовый крест на могиле. Этот контраст не случаен.

Жизнь и смерть, печаль и радость - символы судьбы Оли Мещерской.

- На чем акцентирует свое внимание Бунин, говоря о портрете Оли? (На глаза) (СЛАЙД 14).

«Глаза – это зеркало души». Найдите в тексте описания этих глаз, какие эпитеты при этом использует?

  • «…фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

  • «ясный блеск глаз»

  • «сияя глазами»

  • «глядя на нее ясно и живо»

  • «чьи глаза так бессмертно сияют»

  • «с этим чистым взглядом»

- Я не случайно акцентирую ваше внимание на этих эпитетах. Надеюсь, они помогут нам при создании образа О.Мещерской, помогут составить верное представление о жизни и поступках этой девушки и ответить на главный проблемный вопрос занятия:

-Проблемный вопрос (ответим в конце урока): «Оля Мещерская ветрена и порочна или чиста, но легкомысленна»? (СЛАЙД 15). Запись вопроса в тетрадь!

-Что является главным признаком женской красоты, по мнению Оли Мещерской? Найдем и зачитаем этот отрывок. СЛАЙД 16.

-Обратимся к словосочетанию «легкое дыхание», запишите слова-ассоциации, словаощущения (по звуку, по запаху, по цвету и т.п.). Так начинается процесс погружения в подсознание и выявление тех личностно значимых слов, которые «станут симптомами смысла».

(Запись: «Легкое дыхание» — это чистота, естественность, свежесть, беззаботность, недуманье, свобода).

- Обратимся теперь к другому стихотворению А.А. Фета "Бабочка", оно поможет нам расширить смысл словосочетания "легкое дыхание ". СЛАЙД 17.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым сияньем —

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Вопросы и задания к стихотворению:

-Чем мила бабочка?

-Какие слова подчеркивают ее особенность? (беспечная, без какой-то определенной цели )

- А главная героиня рассказа особенна? Чтобы обсудить особенности Оли предлагаю поработать в группах:

1 ГРУППА: Вы работаете над эпизодом "Детство Оли Мещерской " в начале рассказа (2 абзац). СЛАЙД 18.

Вопросы к эпизоду:

- Выпишите описание Оли Мещерской? Какое впечатление у вас о ней?

- Чем она выделялась на фоне тщательно причесанных гимназисток?

- Что особенного выделяет И.А. Бунин в образе юной гимназистки?

- Что вы можете сказать о личностных качествах девушки?

- Развитие ее тела идет вровень с духовным взрослением?

- Можем ли с полной уверенностью сказать, что Оля ветрена?

__________________________________________________________________

-Найдите в тексте и зачитайте описание Оли Мещерской.

– Каково ваше первое впечатление об Оле Мещерской?

(весела, беззаботна, жизнерадостна)

В пятнадцать она, уже красавица, выделялась на фоне тщательно причесанных гимназисток.

- Чем?

- Жизнелюбием, естественностью, раскованностью, индивидуальностью. – Используется ли антитеза в описании Оли? Зачем?

(Оля противопоставлена другим гимназисткам, которые, словно играя заученную роль, «тщательно причёсывались, следили за своими сдержанными движениями, она в отличие от них естественная, полная жизни, настоящая.)

– Никого не напомнила Оля? (Наташу Ростову – эмоциональностью, непосредственностью, неуёмной жаждой жизни. 5 Наташу Ростову, столь же импульсивную, также рожденную для любви, тоже «переполненную жизнью девочку», живущую взахлеб).

- Что особенно выделяет И.А.Бунин в образе юной гимназистки? (Она лучше всех, подчеркивается ее исключительность. «Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, и почему-то никого не любили так младшие классы, как ее. Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась ее гимназическая слава»).

- Что мы можем сказать о личностных качествах девушки? («…почему-то никого не любили так младшие классы, как ее», первоклассницы гоняются за нею, блаженно визжат. Дети интуитивно чувствуют хорошего человека).

- Что можете добавить к характеристике Оли Мещерской? (Она рано расцвела: «в четырнадцать лет»! У неё в этом возрасте «все те формы, очарование которых еще никогда не выразило человечество»! Природа одарила девочку естественной красотой. Пятнадцатилетняя Оля «быстрым и уже привычным женским движением оправила волосы». Она стала это сознавать этот дар, сверять с книжными идеалами, думать, «какая красота должна быть у женщины», играючи проверять силу своего обаяния).

-Развитие её тела идет вровень с духовным взрослением? (К сожалению, ведет она себя часто по-детски: еще не привыкла к скромности: «не боялась… заголившегося при падении колена», «шаловлива и очень беспечна», «вихрем носилась» с первоклассницами. Мир неразумный, но прекрасный).

- Почему – «к сожалению»? (Потому что такая наивность, искренность, детская незащищенность при такой красоте…опасны. Красота и в реальной жизни привлекает зависть, ревность, соблазн. Красота здесь, увы, притягивает еще и роковые силы смерти).

-Можем ли мы сказать, что Оля ветрена? Да/нет.

1. «…уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство».

2. «…уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в нее безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство». ПОШЛИ ТОЛКИ, БУДТО БЫ… Эти слова не позволяют делать объективные выводы из подобной информации, это, скорее всего, кривотолки завистников о юной очаровательнице.

________________________________________________________________

- Все в гимназии замечают красоту Оли, но интересует ли кого-то ее душевное состояние?

2 ГРУППА: Вам достается эпизод разговора Оли в кабинете начальницы (от слов - и вот, однажды.... до - это случилось прошлым летом). СЛАЙД 19.

Вопросы к эпизоду:

- Начальница не в первый раз вынуждена беседовать с Олей, но волнует ли ее причина неправильного поведения Оли?

- Задает ли начальница гимназистке вопросы?

- Почему девочка будет слушать ее плохо?

- Какую линию поведения избирает Мещерская в кабинете начальницы?

- С поведением какого домашнего животного можно сравнить действия Оли?

- Что символизирует клубок в руках начальницы, на которой Оля с любопытством смотрела?

_____________________________________________________

Эпизод «Разговор в кабинете начальницы». Начальница не в первый раз вынуждена беседовать с Олей, но волнует ли ее причина неправильного поведения Оли?

- Какая деталь останавливает внимание? (Со стороны начальницы это беседа для галочки, она произносит казённые фразы, она «принуждена …говорить о поведении» гимназистки, больше увлечена вязанием, даже не поднимает глаз на Олю. Начальница не задаёт вопросов, так как ей не нужны ответы. Равнодушие и отсутствие уважения к личности превращают этот разговор в невыносимую для героини назидательную проповедь).

-Почему девочка будет слушать ее плохо? (Начальница равнодушна к проблемам Ольги, к ее душевному состоянию. Оля чувствует равнодушие начальницы) .

-Начальница осуждает Олю, выговаривает ей, но не пытается понять. Вспоминается осуждение начальницы: «Не виноваты в этих дорогих гребнях, не виноваты, что разоряете своих родителей на туфельки в двадцать рублей!».

- Какую линию поведении избирает Мещерская в кабинете начальницы? (Спокойствие, граничащее с дерзостью. Такую реакцию вызывает равнодушие, официозность и раздражение взрослого).

Мы говорили, что Оля шаловливая, беспечная, эмоциональная, непоседливая.

- С поведением какого домашнего животного можно сравнить действия Оли?

-Что символизирует клубок в руках начальницы, на который Оля с любопытством смотрела? (Оля – котенок, играя, запутывает нитки. Символ запутанной жизни юной девушки).

__________________________________________________________

С чего началась путаница в жизни Оли? (с появления Малютина)

- Бунин включает в текст выдержки из дневника Оли. Зачем? (Дневник обнажает настоящие мысли и переживания героини, из него мы наконец узнаём всю правду.)

3 ГРУППА Вы работаете с дневником Оли Мещерской. СЛАЙД 20.

Вопросы к эпизоду:

- Прочитайте начальные строки из дневника Оли. В какие моменты она счастлива?

- Дайте характеристику Малютину.

- Внешне нравится Оле Малютин?

- Как ведут себя герои?

- Малютин поддается Олиным чарам потому, что любит ее?

- Как должны были бы вести себя Оля и Малютин?

- К чему ведут неискренние отношения, отношения без любви?

- Какие чувства испытывает Оля после произошедшего?

- Кто в большей степени виноват в случившемся: Оля или Малютин?

- Осталась Оля до конца бездумной "бабочкой"? Или она уже предчувствует что-то, что-то решила для себя? Какие признания в дневнике кажутся вам самым главным и о чем они говорят?

__________________________________________

- Прочитаем начальные строки из дневника Оли. В какие моменты она счастлива? (Когда она одна). «Я была так счастлива, что одна! Я утром была в саду, в поле, была в лесу, мне казалось, что я одна во всём мире, и я думала так хорошо, как никогда в жизни. Я и обедала одна, потом целый час играла, под музыку у меня было такое чувство, что я буду жить без конца и буду так счастлива, как никто». Вся красота мира – для неё, все счастье мира – ей! Счастье всюду - «в саду, в поле, в лесу», в музыке, которая льется из-под ее пальчиков. Она хозяйка жизни, она хозяйка дома, её все дано! Ей все можно! ВСЁ МОЖНО…

- Кто нарушает одиночество Оли?

- Описание Малютина. Прочитать.

- Внешне нравится Оле Малютин? Да.

- Как ведут себя Оля и Малютин? (Игра в любовь. Оля испытывает свои женские чары).

-Малютин поддается Олиным чарам потому, что любит ее? (Нет. Оля пишет: «…он много шутил, что он давно влюблен в меня»)

-Как должны были бы вести себя Оля и Малютин?

- К чему ведут неискренние отношения, отношения без любви? (К пошлости. Это только физиология. К отвращению).

- Какие чувства испытывает Оля после произошедшего? Зачитать. (... Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Я чувствую к нему такое отвращение.)

-Кто в большей степени виноват в случившемся: Оля или Малютин? (В первую очередь – Алексей Малютин. Его ни в коем случае не оправдывает то, что якобы пятнадцатилетняя девочка сама соблазняла его. Он намного старше её, опытнее и обязан был подумать об ответственности за совращение несовершеннолетней. Девушка не ожидала от него подлости, ведь он – сосед, приятель отца, брат начальницы гимназии, это вроде бы «обереги». Для нее это был мгновенный порыв, природный интерес, буйство плоти, справляться с которым девочку не научили, не подготовили…)

-Осталась Оля до конца бездумной «бабочкой»? Или она уже предчувствует что-то, что-то решила для себя? Какие признания в дневнике кажутся вам самыми главными и о чем они говорят? («Мне теперь один выход… не могу пережить этого»)

__________________________

- Вернемся теперь к последней зиме Оли, ее смерти и посещению ее могилы классной дамы.

4 ГРУППА

Вопросы к эпизодам: СЛАЙД 21

- Как ведет себя Оля в последнюю зиму?

- Зачем так подробно описывает эту прекрасную зиму Бунин?

- Не кажется ли вам, что Оля сама провоцирует офицера на убийство?

- Почему классная дама так часто посещает могилу бывшей ученицы? Какие чувства испытывает?

- Ощутил ли мир потерю Оли? (Обратите внимание на пейзажные зарисовки города):

Город – зима, снежная, солнечная.

Соборная площадь – гулянье, веселье.

Сад – музыка, катанье.

Оля – счастливая, беззаботная.

Город – весна, сереет весеннее поле, холод.

Соборная площадь – грязная, закопченные кузницы, среди луж

Сад – обнесён оградой.

Оли уже нет.

- На какие мысли натолкнуло вас это сравнение?

______________________________________________

-Как ведет себя Оля в последнюю зиму? ( Естественность – «казалась» беззаботной и счастливой доброта – резкость, даже жестокость при объяснении на вокзале потребность любить – отвращение к мужчине и к себе самой жизнерадостность – опустошение, мысли о смерти, «теперь мне один выход». Героиня как будто спешит жить, спешит быть счастливой, хочет казаться беззаботной.).

-Описание зимы. Зачем так подробно описывает эту прекрасную зиму Бунин? (Показать, что Оля изменилась, она уже другая, она только кажется прежней).

-Есть ли в тексте дневника слова, подтверждающие закономерность случившегося? (Теперь мне один выход... Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»)

- Не кажется ли вам, что Оля сама провоцирует офицера на убийство? (Литературный критик Выготский считал, что Оля Мещерская спровоцировала казачьего офицера на выстрел, что это завуалированное самоубийство. Представим на мгновение, что выстрел не прозвучал. Как могла бы сложиться судьба Оли? Она лишила себя будущего, отняла сама у себя возможности быть любимой, почувствовать радость материнства.)

-Правда ли, что после смерти с именем Оли соединено «нечто ужасное»? (Нет. В первую очередь станется память о чистоте, непосредственности, легкости, о самой Оле.)

- Почему классная дама так часто посещает могилу бывшей ученицы? - Какие чувства испытывает? ( 1. Возможно чувство вины. «…она думает иногда, что отдала бы полжизни, лишь бы не было перед ее глазами этого мертвого венка» 2. Мысли о жизни и смерти Оли Мещерской заменили классной даме реальную жизнь. «Классная дама Оли Мещерской, немолодая девушка, давно живущая какой-нибудь выдумкой, заменяющей ей действительную жизнь. Сперва такой выдумкой был ее брат, бедный и ничем не замечательный прапорщик,-- она соединила всю свою душу с ним, с его будущностью, которая почему-то представлялась ей блестящей. Когда его убили под Мукденом, она убеждала себя, что она -- идейная труженица. Смерть Оли Мещерской пленила ее новой мечтой. Теперь Оля Мещерская -- предмет ее неотступных дум и чувств».

 Всё осталось на месте: и город, и сад, и Соборная площадь, жизнь продолжается, но с уходом Оли стало меньше света, меньше радости, меньше тепла).

- Спасибо. Молодцы! Теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: «Оля Мещерская ветрена и порочна или чиста, но легкомысленна»?

(Ответы )

ТАБЛИЦА на СЛАЙДЕ 22 !

- Вернемся к названию рассказа. В своих тетрадях попробуйте дать определение "легкому дыханию" (в 2- 3 предложениях). Звучит Лунная соната Бетховена. СЛАЙД 23

- Это умение жить легко, радостно, в любви, наслаждаться красотой, каждым мгновением, отпущенным тебе. Этим чудным даром была сполна наделена Оля Мещерская. Олин легкий бег по жизни очарователен. Но опасен!!!. Легкое дыхание естественно и просто, пока - и, если - с нерассчитанного бега не споткнешься, не расшибешь коленки. Повторю: от легкости до легкомыслия – один шаг.

-- Какой смысл придаёт произведению заключительная фраза писателя? Зачитаем ее.

Это чья-то индивидуальность, неповторимость, уникальность.

Каждый из нас – это огромный мир, сложный, противоречивый, но безгранично интересный. Душа наша ранима, хрупка, она, как лёгкое дыхание, может «рассеяться в мире, в этом облачном небе, исчезнуть безвозвратно. Цените человеческую душу, берегите её, ведь она исключительна и неповторима.

Заключительный этап.

- А теперь давайте подведем итоги работы. Перед вами карточки разного цвета:

1) ЗЕЛЕНЫЙ

2) ЖЕЛТЫЙ

3) КРАСНЫЙ

Оцените себя на сегодняшнем занятии. СЛАЙД 24!

Зеленый цвет - "На занятии мне было все понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно".

Желтый цвет - "На занятии мне почти все было понятно. Не все получалось сразу, но все равно я справился с заданиями".

Красный цвет - "Помогите! Мне многое непонятно! Мне требуется помощь!".

- Хочу выделить самых активных на занятии:_______________________________________________________________________________________________ и поставить им "5".

- Но не огорчайтесь, что сегодня на занятии кто-то не получили оценки. Дома вы можете еще раз проработать изученный материал и выполнить одно из заданий, которые вы найдете, пройдя по qr коду. А те, кто получил сегодня оценку на занятии, может также получить и дополнительную оценку, выполнив одно из заданий СЛАЙД 25.

- Вернемся к нашим кораблям. Захотелось ли вам что-то убрать из своих ответов или, наоборот, добавить? На столах у вас есть цветные карандаши, завершите свои работы. На следующем занятии буду ждать от вас тетради с домашним заданием и корабли.

Спасибо за работу на занятии! СЛАЙД 26.



Какими качествами должен обладать специалист вашего дела ?

14


Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Учебное занятие-дискуссия по формированию умений и способов деятельности для студентов СПО по специальности Операционная деятельность в логистике. Цели учебного занятия: Обучающая - знакомство с разнообразием тематики прозы Бунина; - научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека. Развивающая - развитие навыков анализа прозаического текста; - развитие мыслительно-речевой деятельности, умения анализировать, сравнивать, логически верно излагать мысли. Воспитательная - формирование нравственных основ мировоззрения учащихся; - создание условий для вовлечения студентов в активную практическую деятельность; - воспитание эстетического вкуса, чувства нравственности и гуманизма; пробуждение в студентах желание задумываться над вечными вопросами бытия; -духовно-нравственное развитие
0 ₽