Наставничество – эффективный способ передачи опыта.
В образовательных организациях ежегодно приступают к работе очень много молодых педагогов. Естественно, у всех из них возникают вопросы, ответы на которые молодые специалисты не найдут в изученных ими курсах академической программы, в интернете и в коротких учебных школьных практиках.
Для того чтобы молодой педагог, начиная свою педагогическую карьеру, легко адаптировался к новой, профессиональной среде, организуется система наставничества. Это сопровождение и помощь учителю начальных классов (молодому специалисту), направленные на повышение его профессионального потенциала.
Наставничество – это метод адаптации к профессии, к новому образовательному учреждению. Наставничество может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры.
Почему? Да потому, что молодой специалист очень часто имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у молодого педагога ещё не сформированы профессионально значимые качества.Молодой специалист коммуникабелен, профессионально грамотен, активен, само организован, инициативен, доброжелателен, владеет современными средствами ИКТ. Но, вместе с тем, имеет пробелы в разработке учебно-методической и программной документации по ФГОС, в методике преподавания.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс. Это довольно кропотливый труд, который можно разделить на несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.
Наставляемому нужно оказывать поддержку в разных формах: еженедельные встречи-беседы, консультации, собеседования, мастер-классы, практикумы, практические занятия, творческие мастерские, презентации, семинары.
Совместно с молодым специалистом определять пути формирования профессиональных компетенций:
-разработка программы собственного профессионального роста;
-выбор методической темы для самообразования;
-освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
-подготовка к первичному повышению квалификации
На первых этапах в отношениях «наставник – молодой педагог» ведется работа над темой по самообразованию;осуществляется методическая работа по формированию профессиональных компетенций молодого специалиста;вырабатывается индивидуальный стиль его деятельности, осуществляется корректировка профессиональных умений молодого учителя.
При посещении уроков, совместно с молодым учителем, беседуя с ним об увиденном, необходимо учить его: ставить задачи;анализировать деятельность свою и обучающихся;планировать свою деятельность.
Не секрет, что в начале деятельности у молодых специалистов «все хорошо», они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя. При анализе урока необходимо говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у начинающего учителя критическое отношение к себе.
Перед молодым, начинающим педагогом – бесконечная дорога к саморазвитию,постижению профессии. И по этой дороге он может идти в одиночестве, пытаясь найти ответы на многие вопросы, решать большие и маленькие проблемы, учиться на своих ошибках. А может пройти по этому пути рука об руку с верным помощником, другом, единомышленником. Вместе искать ответы на вопросы, преодолевать трудности, учиться на своих ошибках, но всегда иметь возможность обратиться за помощью, а самое главное – двигаться вперед, развиваться, расти, становиться профессионалом.
Я думаю, что именно совместная деятельность наставника и молодого педагога ускоряет процесс вхождения начинающего специалиста в образовательную педагогическую среду. Начинающий педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. Стремясь к внедрению качественных изменений в жизни школы, я понимаю, что самое важное – это умение создать атмосферу доброжелательного сотрудничества, быть внимательным ко всем участниками образовательных отношений, понимать и принимать их потребности и, в то же время, быть готовым вести за собой.
Я отчетливо помню свои первые дни работы в школе. Это было очень тяжело. Для меня стала наставником моя мама, работавшая тогда в школе. Она научила меня многому, всегда давала советы к разным ситуациям. Прошло несколько лет, и вот…смена образовательного учреждения в связи с переездом…новый коллектив…новые требования…И здесь у меня появился отличный наставник, который помогал мне во всем, у которого я многому научилась. Я всегда могу обратиться за помощью, за советом.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.